ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-124088/23 от 23.01.2024 Девятого арбитражного апелляционного суда

1105/2024-15026(2)

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД  127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12 

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
 № 09АП-85893/2023

г. Москва Дело № А40-124088/23
23 января 2024 года

Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2024 года  Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2024 года 

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе: 

председательствующего судьи Кочешковой М.В.,

судей: Марковой Т.Т., Суминой О.С.,  при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., 

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО «Альфа»  на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.10.2023 по делу № А40-124088/23  по заявлению ООО «Альфа» 

к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению  государственным имуществом в Московской области 

третье лицо: ФГУП «Дирекция по инвестиционной деятельности»  о признании незаконным решения, 

при участии:

от заявителя: ФИО1 по доверенности от 01.06.2023;  от заинтересованного не явился, извещен; 

лица:
от третьего лица: не явился, извещен;

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Альфа» (далее – Заявитель, ООО  «Альфа», Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к  Территориальному управлению Федерального Агентства по управлению государственным  имуществом в Московской области (далее - Заинтересованное лицо, ТУ Росимущества по  Московской области, Территориальное управление) о признании незаконным решения от  02 марта 2023 года № 50-РИ -07/2709 об отказе в предоставлении преимущественного  права выкупа объекта недвижимости (нежилое здание (тёплая автостоянка) площадью  813,50 кв.м., с кадастровым номером 50:47:0020102:73, расположенное по адресу:  <...>). 

К участию в деле в качестве Третьего лица, не заявляющего самостоятельных  требований относительно предмета иска, привлечено Федеральное государственное  унитарное предприятие «Дирекция по инвестиционной деятельности» (далее – ФГУП  «ДИД»). 


Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.10.2023 в удовлетворении  заявления ООО «Альфа» отказано. 

ООО «Альфа» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда  отменить. По мнению Заявителя при вынесении обжалуемого решения судом первой  инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не  соответствуют обстоятельствам дела. 

В судебном заседании представитель ООО «Альфа» доводы апелляционной жалобы  поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить. 

Заинтересованное лицо, Третье лицо по делу, надлежащим образом извещенные о  месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание  представителей не направили, заявлений и ходатайств суду не представили. От них  поступили отзывы на апелляционную жалобу, приобщены к материалам дела. 

Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителя  Заявителя, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения  апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в  соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. 

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе  обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными  ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия)  государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт,  решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному  правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности,  создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной  экономической деятельности. 

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании  ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных  органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный  суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных  положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их  соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие  полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или  совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли  оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы  заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении  дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят  проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому  акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и  законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд. 

Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ  обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта  закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого  решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица  надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение  оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием  для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий  (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или  совершили действие (бездействие). 

В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих  установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий 


(бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия  (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения  оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а  также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд. 

Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам  апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для  правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы  материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный  вывод об отсутствии в настоящем споре совокупности необходимых условий для  удовлетворения заявленных требований. 

Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя  из следующего. 

Судом первой инстанции установлено, что между Федеральным государственным  унитарным предприятием «Дирекция по инвестиционной деятельности» и обществом с  ограниченной ответственностью «Альфа» заключён договор аренды федерального  недвижимого имущества № Д2022-А\7 от 28.01.2022 (ранее действовавший договор 12/12- т от 12.12.2016) 

В соответствии с пунктом 1.1 указанного договора ФГУП «ДИД» передаёт ООО  «Альфа» во временное владение и пользование объекты недвижимости: нежилое здание  (тёплая автостоянка) площадью 813,50 кв.м, с кадастровым номером 50:47:0020102:73,  расположенное по адресу: <...>  (далее – Объект). 

Объект принадлежит ФГУП «ДИД» на праве хозяйственного ведения, что  подтверждается записью о государственной регистрации права хозяйственного ведения в  ЕГРН 50:47:0020102:73-50\001\2019-4 от 28.01.2019. 

ООО «Альфа» не имеет задолженности по арендным платежам по указанному  договору, что подтверждается платёжными поручениями, а также актом сверки. 

Общий непрерывный срок аренды Объекта на момент направления заявления  превышает 6 лет. 

Заявитель обратился в Территориальное управление Федерального Агентства по  управлению государственным имуществом в Московской области с заявлением о  реализации своего преимущественного права выкупа арендуемого имущества. 

В обоснование отказа Заинтересованное лицо указало, что в подпункте 2 пункта 2  статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения  недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной  собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о  внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее -  Закон № 159) указано, что действие закона не распространяется на отношения,  возникающие при приватизации имущественных комплексов государственных или  муниципальных унитарных предприятий. 

Отказывая в заявлении Общества, Территориальное управление указало, что пункт 1  статьи 1 Закона № 159, регулирует отношения, возникающие в связи с отчуждением из  государственной или из муниципальной собственности недвижимого имущества,  арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства (далее также -  арендуемое имущество), в том числе особенности участия субъектов малого и среднего  предпринимательства в приватизации арендуемого имущества. 

При этом, в подпункте 2 пункта 2 статьи 1 указано, что действие данного закона не  распространяется на отношения, возникающие при приватизации имущественных  комплексов государственных или муниципальных унитарных предприятий. 


На основании изложенного, реализация преимущественного права арендатора на  приобретение имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за Обществом,  не представляется возможным. 

Отказывая в признании ненормативного акта недействительным, суд первой  инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим. 

Реализация федерального имущества Территориальным управлением осуществляется  в соответствии с Прогнозным планом (программой) приватизации федерального  имущества на 2023 - 2025 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской  Федерации от 31.12.2019 № 3260-р, а также в соответствии с Федеральным законом от  21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». 

Вместе с тем, объект в данную программу, а также в перечень федерального  имущества, приватизация которого осуществляется без включения в прогнозный план  (программу) приватизации федерального имущества на плановый период, не включен. 

Таким образом, реализация преимущественного права заявителя на приобретение  арендуемого имущества, не планируемого к продаже, не представляется возможным. 

Вместе с тем отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной  или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами  малого и среднего предпринимательства, регулируются Законом № 159-ФЗ. 

Статьей 3 названного Закона предусмотрено, что субъекты малого и среднего  предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из  государственной собственности или муниципальной собственности пользуются  преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его  рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном  Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской  Федерации». 

Согласно части 2 статьи 9 Закона № 159-ФЗ субъект малого или среднего  предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 настоящего  Федерального закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в  уполномоченный орган заявление в отношении недвижимого имущества, не включенного  в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии  малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень  государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для  передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего  предпринимательства. 

Вместе с тем, если арендуемое субъектом малого или среднего предпринимательства  имущество закреплено на праве хозяйственного ведения и оперативного управления за  государственным или муниципальным предприятием, по смыслу Закона N 159-ФЗ право  на приобретение такого имущества не может быть реализовано в порядке,  предусмотренном частью 2 статьи 9 этого Закона (разъяснение, приведенное в пункте 13  информационного письма ВАС РФ № 134). 

Особенности реализации субъектом малого или среднего предпринимательства  арендуемого имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения или  оперативного управления за государственным и муниципальным предприятием,  регламентированы частями 2 и 3 статьи 2, частью 3 статьи 4 Закона 159-ФЗ. 

В соответствии с названными нормами Закона № 159-ФЗ государственное или  муниципальное унитарное предприятие вправе принять решение о приватизации  недвижимого имущества, принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения или  оперативного управления и арендуемого лицом, отвечающим требованиям,  предусмотренным статьей 3 этого же Закона, с согласия собственника этого имущества и в  порядке, обеспечивающем реализацию преимущественного права арендатора на  приобретение указанного имущества, направить такому субъекту предложение о  заключении с предприятием договора купли-продажи с указанием цены имущества, 


установленной с учетом его рыночной стоимости, определенной в соответствии с законом  об оценочной деятельности. 

Таким образом, по смыслу приведенных норм принятие решения о совершении  сделки, направленной на возмездное отчуждение арендуемого недвижимого имущества,  принадлежащего государственному или муниципальному предприятию на праве  хозяйственного ведения или оперативного управления, является правом, а не  обязанностью предприятия, принимается им самостоятельно при наличии согласия  собственника имущества на его отчуждение. 

Положениями Закона № 159-ФЗ не предусмотрена ни обязанность такого  предприятия принять решение о совершении сделки, направленной на отчуждение  закрепленного за ним имущества, ни обязанность собственника недвижимого имущества  дать согласие на его приватизацию. Принятие решения государственным или  муниципальным предприятием и согласие собственника, направленные на отчуждение  имущества, в данном случае являются добровольным волеизъявлением и не могут быть  получены в принудительном порядке. 

Кроме того, поскольку в силу статей 209 и 296 Гражданского кодекса Российской  Федерации исключительно собственнику государственного или муниципального  имущества принадлежит право распоряжаться таким имуществом, закреплять его на праве  оперативного управления за государственным или муниципальным предприятием,  изымать у казенного предприятия излишнее, не используемое или используемое не по  назначению имущество, никто не вправе требовать от собственника принять решение об  изъятии имущества из оперативного управления предприятия, в том числе и в целях  предоставления его в собственность субъектам малого и среднего предпринимательства.  Передача с согласия собственника предприятием части закрепленного за ним имущества в  аренду третьим лицам является правом предприятия и обычной хозяйственной  деятельностью. 

Указанная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской  Федерации от 13.08.2019 № 310-ЭС19-6352 по делу № А14-297/2018. 

В том случае, если после опубликования Закона № 159-ФЗ субъект Российской  Федерации или орган местного самоуправления передал государственное или  муниципальное имущество, находящееся в аренде у субъекта малого или среднего  предпринимательства, государственному или муниципальному предприятию в  хозяйственное ведение или оперативное управление с целью исключительно  воспрепятствовать реализации субъектом малого или среднего предпринимательства права  на приобретение арендованного имущества в собственность, суд может признать наличие  у арендатора права на приобретение этого имущества и обязать уполномоченный орган  осуществить действия по реализации такого права (абзац 2 пункта 5 информационного  письма ВАС РФ № 134). 

(Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11.04.2023 № Ф05- 5123/2023 по делу № А40-290286/2021). 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года № 432  (далее - Постановление) полномочия собственника по управлению и распоряжению  федеральным имуществом делегированы Федеральному агентству по управлению  государственным имуществом. 

Согласно пункту 1, 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению  государственным имуществом (далее - Росимущество), утвержденного Постановлением от  05.06.2008 № 432 Росимущество является федеральным органом исполнительной власти,  осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по  организации продажи приватизируемого федерального имущества. Росимущество  осуществляет функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе  права акционера и участника общества с ограниченной ответственностью, в сфере 


управления имуществом Российской Федерации. Росимущество осуществляет свою  деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. 

В соответствии с Положением о Территориальном управлении Росимущества в  Московской области, утверждённым приказом Федерального агентства поуправлению  государственным имуществом от 23.06.2023 № 131 (далее - Положение), Территориальное  управление наделено полномочиями осуществлять полномочия собственника в отношении  имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных  государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта Российской  Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного  федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской  Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том  числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке,  установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче  федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению)  федерального имущества в соответствии с Положением. 

В соответствии пунктом 5.13 Территориальное управление осуществляет от имени  Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов  Российской Федерации по вопросам приватизации, управления и распоряжения  федеральным имуществом, а также признания движимого имущества бесхозяйным. 

Таким образом, оспариваемое решение является законным, обоснованным, принято в  полном соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и не  нарушает прав и законных интересов Заявителя в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности, в связи с чем заявленные требования удовлетворению не  подлежат (часть 3 статьи 201 АПК РФ). 

Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному  выводу об отказе в признании оспариваемого Заявителем решения от 02 марта 2023 года   № 50-РИ -07/2709 незаконным. 

Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы,  однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут  служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы. 

Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им  дана надлежащая правовая оценка. 

Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию  неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены  решения суда отсутствуют. 

Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, суд 

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда г.Москвы от 13.10.2023 по делу № А40-124088/23  оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть  обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в  Арбитражный суд Московского округа. 

Председательствующий судья: М.В. Кочешкова 

Судьи: Т.Т. Маркова 

 О.С. Сумина