ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Москва
21 февраля 2024 года Дело № А40-124192/2023
Арбитражный суд Московского округа в составе
судьи Гречишкина А.А. (единолично),
рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Промкомлектэкспорт»
на решение Арбитражного суда города Москвы от 18.08.2023,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2023
принятые в порядке упрощенного производства
по делу № А40-124192/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Промкомлектэкспорт»
к Новоросийской таможне
о признании незаконными и отмене постановления,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Промкомлектэкспорт» (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Новороссийской таможни (далее - ответчик, таможенный орган) от 18.05.2023 N 10317000-000109/2023 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.3 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18.08.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2023 в удовлетворении требований отказано.
Дело рассмотрено судами в порядке упрощенного производства.
Не согласившись с выводами судов, заявитель обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение норм права.
Таможенным органом представлен отзыв на кассационную жалобу, который судом приобщен в материалы дела в порядке статьи 279 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 286 и 288.2 АПК РФ.
Как установлено судами, оспоренным постановлением таможенного органа общество привлечено к административной ответственности с назначением наказания в виде 50 000 руб. штрафа за совершение правонарушения, выразившегося в непредставление документа, подтверждающего соблюдение при вывозе товара с таможенной территории Евразийского таможенного союза установленных запретов и ограничений (в части мер экспортного контроля), а именно: лицензия на экспорт Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по ДТ N 10317120/031122/3138886.
При рассмотрении спора, суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями КоАП РФ, Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ.
Проверив требования КоАП РФ к порядку, сроку давности привлечения к административной ответственности и назначению административного наказания, суды признали их соблюденными, указали на отсутствие оснований для признания малозначительным совершенного обществом административного правонарушения.
Суд округа по результатам рассмотрения кассационной жалобы считает, что судами правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, приведенные сторонами доводы и возражения исследованы в полном объеме, нормы права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно.
В статье 16.3 КоАП предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств-членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений (пункт 1 статьи 7 ТК ЕАЭС).
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС под запретами и ограничениями понимаются применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.
Лица, определенные настоящим Кодексом, обязаны представлять таможенным органам документы и (или) сведения, необходимые в соответствии с настоящим Кодексом для совершения таможенных операций (пункт 1 статьи 80 ТК ЕАЭС).
В силу пункта 2 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант обязан: произвести таможенное декларирование товаров; представить таможенному органу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с настоящим Кодексом; соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом.
Декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения (пункт 3 статьи 84 ТК ЕАЭС).
На основании подпунктов 7 и 9 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС и сведения о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанные в статье 108 ТК ЕАЭС. К документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся, в том числе, документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка (подпункт 4 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС).
Доводы кассационной жалобы отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку судами установлено, что в данном случае таможенным органом представлены доказательства, свидетельствующие о наличии состава административного правонарушения соответственно, как обоснованно заключили суды, постановление, вынесенное в отношении общества, является законным и не подлежит отмене.
Судами установлено, что задекларированные товары «фильтры, предназначены для защиты органов дыхания человека...», включены в Список товаров двойного назначения, утвержденный Постановлением от 19.07.2022 N 1299, поскольку, по своим техническим характеристикам являются товарами двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники, и для осуществления вывоза из Российской Федерации требуется лицензия ФТСЭК России.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что лицензия ФТСЭК России на товар N 9 «фильтр, предназначены для защиты органов дыхания: фильтр ДОТ 600 A2B2E2K2P3D, фильтр БРИЗ-3001 A2B2E2K2HgP3D», заявленный в ДТ N 10317120/031122/3138886, ООО «ПромКомплектЭкпорт» не представлена.
Отклоняя доводы общества о другом субъекте административной ответственности (таможенного представителя ООО «Тверской таможенный терминал») суды указали, что товары перемещаются через таможенную границу ЕАЭС и (или) помещаются под таможенные процедуры (декларируются) с соблюдением запретов и ограничений. Обязанность по подтверждению соблюдения условий помещения товаров под заявленную таможенную процедуру возлагается на декларанта.
В настоящем случае обществом совершено противоправное деяние по ввозу в Российскую Федерацию запрещенных товаров, что в свою очередь образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ.
В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, свидетельствуют о несогласии общества с той оценкой, которую арбитражные суды дали фактическим обстоятельствам, являлись предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую оценку, и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, в жалобе не приведено, судом кассационной инстанции при рассмотрении данной кассационной жалобы не установлено (пункт 3 статьи 288.2 АПК РФ).
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является безусловным основанием для отмены решения и постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ не нарушены.
Руководствуясь статьями 286, 288, 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18.08.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2023 по делу № А40-124192/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Судья А.А. Гречишкин