ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 09АП-80829/2023
г. Москва Дело № А40-124716/23
16 января 2024 года
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2024 года
Постановление изготовлено в полном объеме 16 января 2024 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей:
Лепихина Д.Е., Кочешковой М.В.,
при ведении протокола
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Компания Промвентиляция" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.10.2023 по делу № А40-124716/23 по заявлению АО "Компания Промвентиляция"
к Комитету по архитектуре и градостроительству города Москвы
о признании незаконным действия,
при участии:
от заявителя:
не явился, извещен;
от заинтересованного лица:
ФИО1 по доверенности от 15.12.2023;
У С Т А Н О В И Л:
АО "Компания Промвентиляция" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Комитету по архитектуре и градостроительству города Москвы о признании незаконным действия, выразившиеся в необоснованном отказе (от 17.04.2023 за исх. № МКА-02-9415/23-2) на обращения (от 10.03.2023 и от 24.04.2023) о переносе (отмене) красных линий на земельном участке с к/н 77:02:0013003:1024.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.10.2023 в удовлетворении заявленных требований, отказано.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. представитель в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель Комитета в судебном заседании поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу, который приобщен судом к материалам дела.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 156, 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, АО "Компания Промвентиляция" на праве частной собственности принадлежат объект капитального строительства - здание и земельный участок, расположенные по адресу: <...>. Кадастровый номер объекта капитального строительства: 77:02:0013003:1024. Кадастровый номер земельного участка, на котором расположен объект капитального строительства: 77:02:0013003:2698.
Земельный участок и объект капитального строительства истца приобретен по договору купли-продажи недвижимости (нежилого помещения) от 02.04.2015 № 59-1834 с Департаментом городского имущества города Москвы.
10.02.2023 г. заявителем получен Градостроительный план земельного участка № РФ-77-4-53-3-65-2023-0927 (далее - ГПЗУ), согласно которому утверждены красные линии улично-дорожной сети на территории земельного участка с кадастровым номером 77:02:0013003:2698, расположенного по адресу: <...>. 17.04.2023 Москомархитектура направила в адрес АО «Компания Промвентиляция» письмо с исх.№ МКА-02-9415/23-2, где сообщила, что участок общества находится в границах проекта планировки территории линейных объектов участков улично-дорожной сети - улица Малыгина и Малыгинский проезд, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 09.08.2022 № 1707-ПП и материалами данного проекта планировки предусмотрено изъятие земельного участка в установленном законом порядке, таким образом, Москомархитектура считает нецелесообразной корректировку красных линий улично-дорожной сети в границах земельного участка по адресу: <...> с кадастровым номером земельного участка 77:02:0013003:2698.
24.04.2023 общество повторно обратилось в Москомархитектуру.
В обращении общество просило рассмотреть возможность до утверждения проекта строительства объекта перенести красные линии за территорию земельного участка и расположенного на нем объекта капитального строительства.
05.05.2023 ответчик в ответ на обращение общества от 24.04.2023 направил письмом исх. № МКА-02-16908/23-1 повторно ответ от 17.04.2023 г. за исх. № МКА-02-9415/23-2.
Согласно доводам заявителя в письме Москомархитектуры от 17.04.2023 за исх. № МКА-02-9415/23-2 не разъяснен порядок внесения изменений в документацию по планировке территории с целью изменения или отмены красных линий, государственный орган лишь указал на «нецелесообразность» переноса красных линий.
При этом ответчиком не мотивирован и не содержит разъяснений причин нецелесообразности изменения красных линий, обществу не разъяснено в каком порядке и какие от него документы нужны для рассмотрения указанного вопроса по существу.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения с настоящим заявлением в суд.
Согласно ч. 1 ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ и определению Конституционного Суда РФ от 01.12.2005 № 468-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Московской городской Думы о проверке конституционности ч. 3 ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пп. 42 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", законодательство о градостроительной деятельности является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъекта Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 1 ГрК РФ территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В соответствии с ч. 3 ст. 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя являются генеральные планы городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Одновременно в соответствии с ч. 2 ст. 23 Закона г. Москвы от 25.06.2008 № 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" документом территориального планирования города Москвы является Генеральный план города Москвы. Генеральный план города Москвы является основой градостроительного зонирования и планировки территорий в городе Москве, размещения и строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Генеральный план города Москвы утверждён Законом г. Москвы от 05.05.2010 № 17 "О Генеральном плане города Москвы", в соответствии с которым земельный участок с к/н 77:02:0013003:2698 расположен в границах магистральной улицы районного значения (Книга 3 «Карты, схемы территориального планирования города Москвы»: «Линейные объекты УДС федерального и регионального значения»).
Согласно ГИС ОГД (ст. 56 ГрК РФ, Постановление Правительства Москвы от 09.08.2022 № 1749-ПП: Государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности -информационная система, содержащая сведения, копии документов и материалов о развитии территорий, об их застройке, о существующих и планируемых к размещению объектах капитального строительства и иные необходимые для осуществления градостроительной деятельности сведения) земельный участок с к/н 77:02:0013003:2698 расположен в границах красных линий улично-дорожной сети, проекта планировки территории линейных объектов участков улично-дорожной сети - улица Малыгина и Малыгинский проезд, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 09.08.2022 № 1707-ПП.
В соответствии со ст. 4 Закона г. Москвы от 20.12.2006 № 65 "О Правительстве Москвы" постановления Правительства Москвы - нормативные правовые акты.
Согласно ч. 1 ст. 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Как указано в ч. 4 ст. 41 ГрК РФ видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории. В соответствии со ст. 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Проект планировки территории включает в себя в том числе чертежи планировки территории, на которых отображаются: красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
При этом согласно ч. 6 ст. 41 ГрК РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа.
В соответствии с п. 11 ст. 1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
Следует отметить, что согласно ч. 21 ст. 45 ГрК РФ внесение изменений в документацию по планировке территории допускается путем утверждения ее отдельных частей с соблюдением требований об обязательном опубликовании такой документации в порядке, установленном законодательством.
В указанном случае согласование документации по планировке территории осуществляется применительно к утверждаемым частям.
При этом как установлено ст. 25 Закона г. Москвы от 08.07.2009 № 25 "О правовых актах города Москвы" в правовой акт вносятся изменения правовым актом того же вида и того же органа государственной власти (должностного лица), принявшего (издавшего) правовой акт, в который необходимо внести изменения, если иной порядок не предусмотрен изменяемым правовым актом. Статья 40 Закона г. Москвы от 25.06.2008 № 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" устанавливает, что решение об утверждении проекта планировки территории или о его доработке принимает Правительство Москвы.
В соответствии со ст. 4 Закона г. Москвы от 08.07.2009 № 25 постановления Правительства Москвы - нормативные правовые акты, принимаемые Правительством Москвы по вопросам, отнесенным к его компетенции. В соответствии со ст. 19 Закона г. Москвы от 20.12.2006 № 65 "О Правительстве Москвы", правовые акты, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений Правительства Москвы.
Постановления Правительства Москвы подписываются Мэром Москвы или лицом, исполняющим обязанности Мэра Москвы.
При этом согласно постановлению Правительства Москвы от 07.11.2012 № 633-ПП "Об утверждении Положения о Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы" Москомархитектура принимает решения только о подготовке проектов планировки территории и проектов планировки территории, включающих в свой состав проекты межевания территории в установленном порядке, за исключением случая, предусмотренного ч. 1 ст. 40 ГрК Москвы.
Согласно проекту планировки территории земельный участок с к/н 77:02:0013003:2698 расположен в границах красных линий улично-дорожной сети (лист 6 «Чертеж красных линий») и предполагается изъятие данного участка для размещение улично-дорожной сети (лист 6 «Чертеж межевания территории», п. 11 «Перечень образуемых земельных участков к чертежу межевания территории»).
В соответствии с п. 2 ст. 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (далее - ЗК РФ) изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения.
В соответствии с ч. 1 ст. 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены: 1) утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования); 2) утвержденными проектами планировки территории.
Согласно ч. 3 ст. 56.3 ЗК РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения может быть принято не позднее чем в течение шести лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов.
Из вышеуказанных норм и содержания главы 5 «Планировка территории» ГрК РФ следует, что сам по себе проект планировки территории не является основанием для изъятия земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с ч. 2 ст. 56.6 ЗК РФ решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия, а в соответствии с ч. 4 ст. 281 Гражданского кодекса Российской Федерации принудительное изъятие земельного участка для государственных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения.
При этом как указано в ч. 12.6 ст. 45 ГрК РФ проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, на земельных участках, принадлежащих либо предоставленных физическим или юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, не действует в части определения границ зон планируемого размещения таких объектов в случае, если в течение шести лет со дня утверждения данного проекта планировки территории не принято решение об изъятии таких земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Следовательно, само по себе указание в проекте планировке территории на планируемое изъятие рассматриваемого земельного участка не нарушает права, свободы и законные интересы истцов, а действующее законодательство предусматривает предварительное и равноценное возмещение взамен изымаемого имущества.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 № 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы" Департамент городского имущества г. Москвы принимает решение о резервировании или изъятии земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
В целях реализации Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ, повышения эффективности реализации полномочий органов исполнительных власти города Москвы и подведомственных им организаций в части предоставления государственных услуг Правительством Москвы издано постановление Правительства Москвы от 15.11.2011 № 546-ПП "О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве". Согласно статье 4 Закона г. Москвы от 08.07.2009 № 25 "О правовых актах города Москвы" постановления Правительства Москвы представляют собой нормативные правовые акты, принимаемые Правительством Москвы по вопросам, отнесенным к его компетенции.
Пунктом 3.1 постановления Правительства Москвы от 15.11.2011 № 546-ПП установлено, что Административные регламенты предоставления государственных услуг (в том числе государственных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления и подведомственными органам местного самоуправления организациями при осуществлении ими отдельных государственных полномочий, переданных законами города Москвы) утверждаются нормативными правовыми актами Правительства Москвы.
Административный регламент по изменению линий градостроительного регулирования отсутствует.
Таким образом, обращения по изменению линий градостроительного регулирования могут рассматриваться лишь как обращения граждан или организаций в рамках Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Порядок рассмотрения обращений граждан, а также юридических лиц регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", что следует из ч. 1 ст. 3 указанного Федерального закона.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
ФИО2 направлено электронное обращение через Официальный сервер Правительства Москвы в форме предложения от 10.03.2023 б/н (вх. № МКА-02-9415/23 от 10.03.2023) по вопросу расположения земельного участка с к/н 77:02:0013003:2698 красных линий.
Как следует из ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ предложение -рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ государственный орган обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения и дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
При этом согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ в исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного ч. 2 ст. 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Обращение заявителя зарегистрировано через официальный сервер Правительства Москвы 10.03.2023.
06.04.2023 Москомархитектура письмом № МКА-02-9415/23-1 уведомила о продлении срока рассмотрения обращения.
Ответ на обращение заявителя № МКА-02-9415/23-2 оформлен 17.04.2023 в пределах установленного Федеральным законом срока, и содержал исчерпывающую информацию о корректировке красных линий улично-дорожной сети в границах земельного участка по адресу: Югорский пр., вл. 24 с к/н земельного участка 77:02:0013003:2698.
Таким образом, отсутствует оспариваемое бездействие, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку они не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л :
решение Арбитражного суда г.Москвы от 10.10.2023 по делу № А40-124716/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья: О.С. Сумина
Судьи: Д.Е. Лепихин
М.В. Кочешкова
Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.