ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Москва
28 декабря 2021 года Дело № А40-124841/21
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Гречишкина А.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: Любимова И.А., доверенность от 08.07.2021;
от заинтересованного лица: Исаковский Е.В., доверенность от 08.06.2021;
рассмотрев 21 декабря 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - ООО «СЗ «ГрандНэкст»
на решение от 06 августа 2021 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 19 октября 2021 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу № А40-124841/21
по заявлению ООО «СЗ «ГрандНэкст»
об оспаривании постановления
к Москомстройинвесту,
УСТАНОВИЛ:
ООО «СЗ «ГрандНэкст» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Москомстройинвесту (далее - комитет) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 24.05.2021 № 1 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06 августа 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 октября 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО «СЗ «ГрандНэкст» обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, обществом оформлены земельно-правовые отношения согласно свидетельству о регистрации на праве собственности от 22.04.2011 № 77-АН 268163, получено разрешение на строительство объекта - многофункционального общественно-жилого комплекса со школой и ДДОУ по адресу: г. Москва, СВАО, ул. Лосиноостровская, владение 45, от 30.06.2018 № 77-151000-017528-2018 (срок действия - до 30.01.2023).
Согласно информации, содержащейся в выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 03.10.2019 № 99-5159294, первый договор участия в долевом строительстве на строительство объекта заключен обществом 29.03.2019.
Общество в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 214-ФЗ) является застройщиком, осуществляет привлечение денежных средств граждан и юридических лиц для строительства объекта.
Комитетом в период с 20.02.2021 по 23.03.2021 на основании приказа от 20.02.2021 № 01-06-26/21 проведена внеплановая документарная проверка общества по вопросу соблюдения требований Федерального закона № 214-ФЗ при строительстве многофункционального общественно-жилого комплекса со школой и ДДОУ по указанному выше адресу.
На основании статей 19-21 и пункта 7 части 6 статьи 23 Федерального закона № 214-ФЗ с целью осуществления контроля за опубликованием изменений в проектные декларации на строительство объекта комитетом произведен анализ представленных проектных деклараций общества в Единой информационной системе жилищного строительства (далее - ЕИСЖС), размещенной в сети «Интернет» на сайте: https://наш.дом.рф.
По результатам анализа проектной декларации от 22.05.2020 № 77-002012 с внесенными изменениями и данных раздела 19.7 проектной декларации № 77-002012 (в редакции от 09.02.2021), размещенной застройщиком в ЕИСЖС на сайте https://наш.дом.рф, получены следующие данные:
1. Количество заключенных ДДУ (шт.) корпус 1 - 508; корпус 2 - 396; корпус 3 - 454; корпус 4 - 551.
2. Площадь объектов, в отношении которых заключены ДДУ (кв.м): корпус 1 - 27.271,10; корпус 2 - 22.343,90; корпус 3 - 23.641,10; корпус 4 - 23.130,60.
Согласно данным, содержащимся в выписке из ЕГРН о зарегистрированных договорах участия в долевом строительстве от 01.02.2021 № КУВИ-999/2021050025, обществом зарегистрировано 1.915 договоров долевого участия:
1. Количество заключенных ДДУ (шт.): корпус 1 - 510; корпус 2 - 400; корпус 3 - 456; корпус 4 - 550.
2. Площадь объектов, в отношении которых заключены ДДУ (кв.м): корпус 1 - 21.715,5; корпус 2 - 17.744,10; корпус 3 - 18.903,70; корпус 4 - 23.192,70.
На основании указанных сведений комитетом установлено, что сведения в отношении количества договоров долевого участия и площади реализованных объектов по данным договорам, внесенные 09.02.2021 (на отчетную дату 27.01.2021) обществом в проектную декларацию № 77-002012, не соответствуют данным ЕГРН о зарегистрированных договорах участия в долевом строительстве от 01.02.2021 № КУВИ-999/2021050025.
В связи с изложенным комитетом сделаны выводы о нарушении обществом требований пункта 11.2 части 1 статьи 21 Федерального закона № 214-ФЗ, и 26.04.2021 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении.
24.05.2021 комитетом вынесено постановление № 1 по делу об административном правонарушении № 05-07-21-426, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 300.000 руб.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в Арбитражный суд города Москвы с соответствующим заявлением.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Проверив порядок привлечения общества к административной ответственности, суды установили, что положения 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ комитетом соблюдены.
Нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», судами не установлено.
В соответствии с частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ, опубликование в средствах массовой информации и (или) размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования застройщиком проектной декларации (в том числе вносимых в нее изменений), содержащей неполную и (или) недостоверную информацию, предоставление застройщиком неполной и (или) недостоверной информации, опубликование, размещение или предоставление которой предусмотрено законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно нарушение сроков опубликования и (или) размещения проектной декларации либо вносимых в нее изменений влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
На основании части 4 статьи 23.3 Федерального закона № 214-ФЗ, застройщики обязаны размещать в системе информацию, предусмотренную Федеральным законом № 214-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 Федерального закона № 214-ФЗ, застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, обеспечивает свободный доступ к информации (раскрывает информацию), предусмотренной указанным Федеральным законом, путем размещения ее в единой информационной системе жилищного строительства (ЕИСЖС). Информация считается раскрытой после ее размещения в указанной системе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2018 № 1133 «Об установлении адреса сайта единой информационной системы жилищного строительства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с пунктом 5 части 3.2 статьи 23.3 Федерального закона № 214-ФЗ, адрес сайта https://наш.дом.рф/ установлен в качестве адреса сайта ЕИСЖС в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона № 214-ФЗ, проектная декларация включает в себя информацию о застройщике и информацию о проекте строительства и определяет объем прав застройщика на привлечение денежных средств граждан и юридических лиц для строительства (создания) - многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, указанных в такой проектной декларации. Проектная декларация является официальным документом, удостоверяющим факты, влекущие за собой юридические последствия для застройщика.
В силу части 4 статьи 19 Федерального закона № 214-ФЗ, застройщик обязан вносить в проектную декларацию с использованием единой информационной системы жилищного строительства изменения, касающиеся сведений о застройщике и проекте строительства, фактов внесения изменений в проектную документацию, ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным.
В соответствии с частью 6 статьи 19 Федерального закона № 214-ФЗ, проектная декларация с внесенными в нее изменениями подлежит направлению через личный кабинет застройщика в единой информационной системе жилищного строительства в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанный в части 2 статьи 23 Федерального закона № 214-ФЗ, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи путем заполнения электронной формы проектной декларации с внесенными изменениями.
Согласно пункту 11.2 части 1 статьи 21 Федерального закона № 214-ФЗ, информация о проекте строительства одного многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости либо нескольких многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в пределах одного разрешения на строительство должна соответствовать документации по планировке территории, проектной документации и содержать в том числе информацию о количестве заключенных договоров (общая площадь объектов долевого строительства и цена договора) с указанием вида объекта долевого строительства (жилое помещение, нежилое помещение, машино-место), с указанием в том числе количества договоров, заключенных при условии уплаты обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд или с использованием счетов эскроу.
В соответствии с формой проектной декларации, утвержденной приказом Минстроя России от 20.12.2016 № 996/пр, сведения о количестве заключенных договоров (общая площадь объектов долевого строительства и цена договора) с указанием вида объекта долевого строительства (жилое помещение, нежилое помещение, машино-место), с указанием в том числе количества договоров, заключенных при условии уплаты обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд или с использованием счетов эскроу, подлежат внесению в раздел 19.7.
Согласно Федеральному закону от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ), государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона № 218-ФЗ, орган регистрации прав вносит в ЕГРН сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном Федеральным законом № 218-ФЗ.
Пунктом 5 Порядка заполнения отдельных форм выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состав содержащихся в них сведений, а также требования к формату документов, содержащих сведения ЕГРН и предоставляемых в электронном виде, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.06.2016 № 378, состав содержащихся в них сведений, а также требования к формату документов, содержащих сведения ЕГРН и предоставляемых в электронном виде, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.12.2015 № 975, установлено, что сведения в выписку из ЕГРН заносятся в полном соответствии со сведениями, внесенными в ЕГРН.
Суды обоснованно заключили, что в выписке из ЕГРН от 01.02.2021 № КУВИ-999/2021050025 имеются полные сведения обо всех зарегистрированных договорах участия в долевом строительстве. При этом данные выписки ЕГРН содержат информацию о реквизитах каждого договора ДДУ, собственника, кадастрового номера, информацию об объекте долевого строительства, включая информацию о площади каждого объекта.
Суды констатировали, что на основании сведений, содержащихся в выписке ЕГРН, путем математического сложения каждого зарегистрированного договора ДДУ, а также площадей объектов, в отношении которых заключены ДДУ, комитетом подсчитаны данные по каждому корпусу многофункционального общественно-жилого комплекса со школой и ДДОУ по адресу: г. Москва, СВАО, ул. Лосиноостровская, владение 45.
Суды также указали, что, ссылаясь на то, что комитетом совершен неверный математический расчет зарегистрированных договоров ДДУ, а также площадей объектов, в отношении которых заключены ДДУ, обществом не приведен правильный, по его мнению, расчет.
Основания не доверять расчету комитету судами не установлены.
Отсутствие таких данных, как совокупная общая площадь объектов долевого строительства, совокупное количество договоров ДДУ, период за который выдана информация, как обоснованно заключили суды, не являются основанием освобождения общества от административной ответственности.
Суды констатировали, что при заполнении изменений в проектную декларацию объекта строительства застройщиком должны использоваться данные ЕГРН, как единственного реестра, который доказывает существование зарегистрированного права, полученную на последнюю дату отчетного периода.
Судами установлено, что сведения в отношении количества договоров долевого участия и площади реализованных объектов по данным договорам, внесенные 09.02.2021 (на отчетную дату 27.01.2021) обществом в проектную декларацию № 77-002012, не соответствуют данным ЕГРН о зарегистрированных договорах участия в долевом строительстве от 01.02.2021 № КУВИ-999/2021050025.
Таким образом, суды пришли к правомерному выводу о нарушении обществом требований пункта 11.2 части 1 статьи 21 Федерального закона № 214-ФЗ.
Факт совершения обществом вмененного административного правонарушения установлен судами и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе актом проверки, протоколом об административном правонарушении и иными имеющимися в материалах дела документами.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали установленным и подтвержденным материалами дела об административном правонарушении факт совершения обществом вмененного административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество не представило судам доказательств, подтверждающих принятие им всех возможных и необходимых мер по соблюдению требований действующего законодательства о долевом строительстве, а также доказательств невозможности соблюдения указанных требований.
Исследовав собранные по настоящему делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суды пришли к обоснованному выводу о наличии вины общества в совершении вмененного ему административного правонарушения, и, соответственно, об отсутствуют законных оснований для признания оспариваемого постановления комитета незаконным, в связи с чем отказали обществу в удовлетворении заявленных требований.
При этом нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности судами не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судами, протокол об административном правонарушении составлен, а оспариваемое постановление вынесено уполномоченными должностными лицами комитета с соблюдением требований КоАП РФ, срок давности привлечения общества к административной ответственности не нарушен, административное наказание назначено обществу в пределах санкции, установленной частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 06 августа 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 октября 2021 года по делу № А40-124841/21 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО «СЗ «ГрандНэкст» - без удовлетворения.
Председательствующий-судья В.В. Кузнецов
Судьи Е.А. Ананьина
А.А. Гречишкин