ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва
15.11.2021 Дело № А40-12523/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 08.11.2021
Полный текст постановления изготовлен 15.11.2021
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Шишовой О.А.,
судей Кольцовой Н.Н., Кочергиной Е.В.,
при участии в заседании:
от истца: Кооператива «КОШ» по выпуску продукции бытового и производственного назначения, ведению проектных, конструкторских, инженерно- технических работ, организации торгово-закупочной деятельности –
ФИО1 по доверенности от 17 марта 2021 года, ФИО2 – генеральный директор, протокол от 15 сентября 2020 года,
от ответчика: Департамента городского имущества города Москвы – ФИО3 по доверенности от 23 декабря 2020 года,
от третьего лица: Правительства Москвы – ФИО3 по доверенности от 22 декабря 2020 года,
рассмотрев 08 ноября 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы
на решение от 14 декабря 2020 года
Арбитражного суда города Москвы
и постановление от 25 марта 2021 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по иску Кооператива «КОШ» по выпуску продукции бытового и производственного назначения, ведению проектных, конструкторских, инженерно-технических работ, организации торгово-закупочной деятельности
к Департаменту городского имущества города Москвы
о признании права на льготную ставку арендной платы, об обязании произвести перерасчет ставки арендной платы,
третье лицо: Правительство Москвы,
УСТАНОВИЛ:
Кооператив «КОШ» (далее – истец, Кооператив) обратился в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы (далее – ответчик) о признании за истцом права на имущественную поддержку как субъекта малого предпринимательства в виде установления льготной ставки арендной платы в размере 3 500 руб. за 1 кв. м арендуемой площади в год в период с 01.07.2014 по 31.12.2016, в размере 4 500 руб. в период с 01.01.2017 по 31.12.2019, в размере 4 750 руб. в период с 01.01.2020 в отношении нежилого помещения площадью 446 кв. м, расположенного по адресу: <...>, переданного истцу в аренду по договору от 24.02.2004 № 00-00135/04; а также просил обязать ответчика произвести перерасчет арендной платы по договору аренды от 24.02.2004 № 00-00135/04 по льготной ставке арендной платы за период с 01.07.2014 по 31.12.2016 в размере 3 500 руб. за 1 кв. м арендуемой площади в год, за период с 01.01.2017 по 31.12.2019 - в размере 4 500 руб. за 1 кв. м арендуемой площади в год; а за период с 01.01.2020 - 4 750 руб. за 1 кв. м в год.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Правительство Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.12.2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2021, исковые требования удовлетворены.
Законность принятых судебных актов проверяется по кассационной жалобе Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы, которые полагают, что выводы судов первой и апелляционной инстанции не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, судами при рассмотрении дела и принятии судебных актов нарушены нормы материального и процессуального права, в связи с чем просит принятые по делу судебные акты отменить, отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Кооператив «КОШ» представил отзыв на кассационную жалобу, в котором выразило несогласие с доводами кассационной жалобы, считает принятые акты законными и обоснованными.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои позиции по делу, возражая против доводов другой стороны, изложенные соответственно в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Изучив материалы дела, проверив в пределах требований, предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения норм материального и процессуального права судами при рассмотрении дела и принятии судебных актов, соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 24.02.2004 между Департаментом (арендодатель) и Кооперативом (арендатор) заключен договор аренды нежилого помещения № 00-00135/04 площадью 446 кв. м, расположенного по адресу: <...> для использования под конструкторское бюро на срок до 20.08.2013.
Договор зарегистрирован в установленном порядке.
В п. 6.1 договора указано, что размер арендной платы определяется расчетом, который является неотъемлемой частью договора. За указанный в разделе 1 договора объект аренды арендатор, ежеквартально с оплатой не позднее 5-го числа первого месяца текущего квартала (не позднее 5-го числа каждого месяца при помесячной оплате) вносит арендную плату без учета НДС в размере, установленном настоящим договором.
В соответствии с п. 6.6 договора в случае принятия Правительством Москвы решения о централизованном изменении ставки арендной платы данная ставка считается измененной в одностороннем порядке; Департамент уведомлением извещает арендатора о том, что такое изменение произошло, с указанием нормативного акта и нового установленного размера арендной платы. Данное изменение считается согласованным сторонами через один месяц с момента отправления такого извещения.
Неотъемлемой частью договора является расчет № 1 арендной платы, согласно которому определена льготная ставка аренды в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 14.10.2003 № 861-ПП для субъектов малого предпринимательства.
Дополнительным соглашением к договору от 18.02.2004 установлена ставка аренды в особом порядке с применением коэффициента 0,5 также для субъекта малого предпринимательства.
На основании пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации срок договора аренды продлен на неопределенное время.
Согласно свидетельству от 26.02.2004 № 7706-137768 о внесении в реестр субъектов малого предпринимательства Москвы и сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства г. Москвы от 05.03.2018 № ЮЭ9965-18-3071985 Кооператив «КОШ» по выпуску продукции бытового и производственного назначения, ведению проектных, конструкторских, инженерно-технических работ, организации торгово-закупочной деятельности создан в организационно-правовой форме производственного кооператива и является субъектом малого предпринимательства города Москвы.
Согласно публичным сведениям Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы, Кооператив «КОШ» включен в Реестр получателей поддержки города Москвы как субъект хозяйственной деятельности - малое предприятие, которому в 2013-2019 годах предоставлена неоднократная информационная, имущественная или консультационная поддержка, в том числе имущественная поддержка в виде передачи в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений на льготных условиях, в виде: имущественной поддержки в размере 6 108 000 руб. (решение Департамента от 01.01.2015, запись в реестре № 1513-101827/15); информационной поддержки в виде оказания услуг по размещению информации в электронных каталогах и распространению этих каталогов в размере 480 руб. (решение Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы от 26.02.2015 (запись в реестре № 1507-001856/15); имущественной поддержки в виде передачи в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях, сроком 365 месяцев (то есть почти на 30,5 лет) (решение Департамента от 01.01.2018 (запись в реестре № 1513-000772/18); имущественной поддержки в виде передачи в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях, сроком 192 месяца (то есть более чем на 15 лет) решение Департамента от 01.01.2018 (запись в реестре № 1513-001747/18).
Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 № 800-ПП «О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы» (далее Постановление № 800-ПП) в первоначальной редакции с 01.01.2013 субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов, была предоставлена имущественная поддержка в виде льготной ставки арендной платы в размере 3 500 руб. за 1 кв. м арендуемой площади в отношении помещений площадью менее 300 кв. м, а также в отношении помещений более 300 кв. м при их использовании для осуществления деятельности в области здравоохранения и образования (п. 1.1, п. 1.2).
По договорам аренды объектов нежилого фонда, находящихся в имущественной казне города Москвы и переданных в аренду иным субъектам малого предпринимательства, срок действия которых истек и действующим на неопределенный срок, ставка арендной платы определялась на основании заключения независимого оценщика о величине годовой ставки арендной платы (п. 2.4).
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 15.04.2013 № 236-ПП с 01.10.2013 имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы в размере 3 500 руб. за кв. м в год предоставлялась субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью свыше 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов, если указанные субъекты малого предпринимательства использовали указанные объекты нежилого фонда для осуществления деятельности в области: социальной торговли, социального питания, бытового обслуживания, физической культуры и спорта, культуры, производства, ремесла, используют труд инвалидов (п. 1.3) при условии получения субъектом малого предпринимательства заключения отраслевого органа исполнительной власти города Москвы о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Межведомственной комиссией по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства в порядке, установленном Правительством Москвы, до 01.10. каждого года решения о применении ставки арендной платы (п. 2.1).
В отношении остальных арендаторов ставка арендной платы определялась в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о величине годовой ставки арендной платы (п. 2.4).
На основании постановления Правительства Москвы от 02.12.2016 № 812-ПП ставка арендной платы для льготной категории арендаторов с 01.01.2017 установлена в размере 4 500 руб. за кв. м арендуемой площади.
На основании постановления Правительства Москвы от 03.12.2019 № 1598-ПП ставка арендной платы для льготной категории арендаторов с 01.01.2020 установлена в размере 4 750 руб. за кв. м арендуемой площади.
В соответствии с уведомлениями № 33-a-175211/13-(0), № 33-a-175212/13-(0)-0 Департамента городского имущества города Москвы о величине арендной ставки, истцу устанавливалась льготная ставка (3 500 руб.) до 2014, а далее - в размере 13 819 руб., при этом расчет ставки арендной платы, в заключение независимого оценщика о ее величине к уведомлениям не приложены.
15.05.2014 истец обратился к ответчику с заявлением об установлении арендной платы по договору в размере 3 500 руб.
Письмом от 18.06.2014 Департамент отказал истцу в применении льготной ставки аренды по мотивам пропуска срока для такого обращения.
Полагая полученный отказ неправомерным, истец (арендатор) обратился в суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 № 800-ПП «О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы», постановления Правительства Москвы от 02.12.2016 № 812-ПП, пришли к выводу о том, что у истца как субъекта малого предпринимательства, арендующего объект нежилого фонда для осуществления производства, имеется право на имущественную поддержку в виде предоставления льготной ставки арендной платы на период с 01.07.2014 по 31.12.2016 в размере 3 500 руб. за 1 кв. м арендуемой площади в год, с 01.01.2017 по 31.12.2019 - в размере 4 500 руб. за 1 кв. м арендуемой площади в год; а с 01.01.2020 - 4 750 руб. за 1 кв. м в год.
При этом суды исходили из установленных обстоятельств того, что истец является субъектом малого предпринимательства, арендованные помещения используются истцом в соответствии с условиями договора (п. 1.3) в производственных целях осуществляя в нем производство, конструкторское бюро.
Оснований не согласиться с выводами судов кассационная коллегия не усматривает и признает, что все существенные обстоятельства дела установлены судами, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм процессуального права.
Вопреки доводам кассационной жалобы, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 02.12.2016 № 812-ПП с 01.01.2017 не требуется соблюдения заявительного порядка и получения положительного заключения Межведомственной комиссии по предоставлению поддержки субъектам малого предпринимательства.
В материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что ответчик не соответствовал критериям, установленным в постановлении Правительства Москвы от 25.12.2012 № 800-ПП «О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне г. Москвы» в спорный период, а также нецелевого использования помещений.
Доводы жалобы со ссылкой на решение Арбитражного суда города Москвы от 04.10.2019 по делу № А40-182791/2018 о частичном удовлетворении исковых требований Департамента к Кооперативу «КОШ» о взыскании задолженности по арендной плате в размере 25 450 822 руб. 95 коп., о расторжении договора аренды от 24.02.2004 № 00-00135/04 были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонены, поскольку данное решение в законную силу не вступило и, более того, производство по делу № А40-182791/2018 было приостановлено определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2020 до вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу.
Доводы кассационной жалобы о том, что судами не указан период предоставления льготной ставки подлежит отклонению, поскольку судами установлено, что у истца как субъекта малого предпринимательства, арендующего объект нежилого фонда для осуществления производства, имеется право на имущественную поддержку в виде предоставления льготной ставки арендной платы на период с 01.07.2014 по 31.12.2016 в размере 3500 рублей за 1 кв.м. арендуемой площади в год, с 01.01.2017 по 31.12.2019 - в размере 4500 рублей за 1 кв.м. арендуемой площади в год; а с 01.01.2020 - 4750 рублей за 1 кв.м. в год.
Довод заявителя кассационной жалобы о ненадлежащей оценке довода о пропуске срока исковой давности также отклоняется судом округа, поскольку судами установлено, что о наличии возникшей задолженности истцу стало известно из письма от 03.04.2018 № ДГИ-1-2036/18-1, а также из досудебной претензии от 28.02.2018 по арбитражному делу № А40-182791/18-50-951, которые с учетом даты поступления искового заявления в суд по настоящему делу (28.01.2020) находятся в пределах трехлетнего срока исковой давности.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией и отклонены, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, основаны на ошибочном толковании закона, не подтверждены надлежащими доказательствами, являются позицией истца по спору, повторяют доводы, приводимые истцом при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанции, которым дана соответствующая оценка, и по существу основаны на несогласии с данной судами оценкой установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, направлены на переоценку выводов суда первой и апелляционной инстанций, что в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается при рассмотрении спора в суде кассационной инстанции.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Несогласие ответчика с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не свидетельствует о допущенной при рассмотрении дела судебной ошибке и не является основанием для отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебных актов, не установлено.
При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции не установил оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных в статье 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14 декабря 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 марта 2021 года по делу № А40-12523/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий-судья О.А. Шишова
Судьи: Н.Н. Кольцова
Е.В. Кочергина