ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-127585/20-146-941 от 14.04.2021 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва                                                Дело № А40-127585/2020-146-941

20 апреля 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2021 года

Полный текст постановления изготовлен 20 апреля 2021 года

Арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,

судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,

при участии в заседании:

от истца (заявителя) ПАО «Татнефть» им. В.Д.Шашина: ФИО1 (дов. № 20030/16-03 от 16.12.2019 г.);

от ответчика (заинтересованного лица) ФАС России: ФИО2 (дов. № МШ/12784/21 от 20.02.2021 г.);

рассмотрев 14 апреля 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу ПАО «Татнефть» им. В.Д.Шашина

на решение Арбитражного суда города Москвы от 16 сентября 2020 г.,

постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2020 г.

по делу № А40-127585/2020-146-941

по заявлению публичного акционерного общества «Татнефть» имени В.Д. Шашина

к Федеральной антимонопольной службе

о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении № 02/04/14.24-4/2020 от 09 июля 2020 г.,

УСТАНОВИЛ: в целях осуществления контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2013 г. № 623 (далее – Положение), на основании статей 22, 23 и 25 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) Федеральной антимонопольной службой (далее - ФАС России, антимонопольный (административный) орган) в адрес публичного акционерного общества «Татнефть» имени В.Д. Шашина (далее - ПАО «Татнефть» им. В.Д.Шашина, общество, заявитель) был направлен запрос о представлении информации (исх. от 01 октября 2019 г. № АГ/85371/19) (далее - запрос), в соответствии с которым заявителю надлежало представить, в том числе сведения по протоколу согласования цены от 31 июля 2019 г. к договору поставки бензина автомобильного от 25 декабря 2017 г. (регистрационная запись № 2663498).

03 ноября 2017 г. ФАС России также был направлен запрос в адрес закрытого акционерного общества «Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа» (далее - ЗАО «СПбМТСБ», биржа) о представлении информации (исх. № АГ/76674/17), в том числе реестра внебиржевых договоров по поставкам нефтепродуктов с указанием сведений, предусмотренных пунктом 13 Положения.

Письмом от 21 октября 2019 г. общество представило заключенный с ООО «Татнефть-АЗС Центр» договор поставки нефтепродуктов от 25 декабря 2017 г. № 13-4НП/1225-1 (далее - Договор) и дополнительное соглашение № 21 к договору, в соответствии с пунктом 1.2 которого объемы и условия ежемесячных поставок нефтепродуктов стороны определяют путем заключения дополнительных соглашений к договору.

Согласно дополнительному соглашению № 21 к договору объем поставки и окончательная цена поставки нефтепродуктов в июле 2019 года определяется путем оформления универсального передаточного документа (далее - УПД) и протокола согласования цены.

Из представленной заявителем информации следует, что суммарный объем производства нефтепродуктов группой лиц ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина за 2018 год превышает 100 тыс. тонн, объем сделки по счету-фактуре (УПД) от 31 июля 2019 г. составляет не менее 60 тонн.

Определением ФАС России от 18 марта 2020 г. в отношении ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина возбуждено дело об административном правонарушении № 02/04/14.24-4/2020 по признакам нарушения требования Положения, выразившегося в нарушении стороной договора, заключенного не на организованных торгах, сроков предоставления информации, за которое предусмотрена административная ответственность частью 6 статьи 14.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

По результатам проведенного антимонопольным органом административного расследования установлено, что в соответствии с пунктом 2.4 части 2 договора поставки нефтепродуктов от 25 декабря 2017 г. факт поставки нефтепродуктов подтверждается и оформляется УПД. Датой (моментом) исполнения поставщиком своих обязательств по поставке нефтепродуктов, а также перехода права собственности является дата, указанная в УПД.

Согласно представленному счету-фактуре (УПД) от 31 июля 2019 г. № 192120047/003 реализация бензина автомобильного в рамках протокола согласования цены к договору от 25 декабря 2017 г. началась 31 июля 2019 г.

Поставка нефтепродуктов по договору от 25 декабря 2017 г. в июле 2019 г. подтверждается транспортными накладными и платежным поручением от 25 июля 2019 г. № 6888, которым оплата по нефтепродуктам, поставленным в июне 2019 г. в рамках договора.

Таким образом, ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина допустило нарушение пункта 14 Положения, выразившегося в непредставлении стороной договора, заключенного не на организованных торгах, информацию о протоколе согласования цены от 31 июля 2019 г.

Так, общество должно было предоставить информацию о вышеуказанном протоколе не позднее 05 августа 2019 г., однако соответствующая обязанность исполнена им только 15 августа 2019 г.

На основании полученных данных 15 июня 2020 г. ФАС России в отношении ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина составлен протокол об административном правонарушении № 02/04/14.24-4/2020.

Постановлением ФАС России от 09 июля 2020 г. по делу об административном правонарушении № 02/04/14.24-4/2020 ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 14.24 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.

Считая указанное постановление незаконным, ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФАС России о его отмене.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 16 сентября 2020 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2020 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что они приняты с нарушением норм материального права, указывая на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 14.24 КоАП РФ, поскольку у общества отсутствовала обязанность представить информацию, в связи с тем, что существенные условия договора, определенные в дополнительном соглашении № 21, а именно: условия о цене, объёме и сроках поставки в июле 2019 года, были согласованы сторонами лишь 15 августа 2019 г., т.е. в день подписания УПД от 31 июля 2019 г.

В отзыве на кассационную жалобу ФАС России просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.

В заседании кассационной инстанции представитель ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина поддержал доводы кассационной жалобы. Представители ФАС России против ее удовлетворения возражал.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 2 Положения биржам, соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об организованных торгах, предоставляется информация о внебиржевых договорах в отношении товара – угли коксующиеся, каменные, бурые и антрацит при объеме добычи группой лиц производителя за предшествующий год свыше 1 млн. тонн, при условии, что объем сделки составляет не менее 60 тонн.

Пунктом 8 Положения предусмотрено, что обязанность своевременного предоставления полной и достоверной информации о внебиржевом договоре возлагается на лицо, осуществившее отчуждение биржевого товара на внебиржевом рынке (далее - лицо, заключившее внебиржевой договор).

Предоставлению на биржу подлежит информация о внебиржевых договорах в отношении товаров, предусмотренных пунктом 2 настоящего Положения, заключенных производителями этих товаров, лицами, входящими в группу лиц с производителями, или лицами, действующими в интересах и за счет указанных лиц. Информация о внебиржевых договорах включает сведения, предусмотренные пунктами 13 и 17 настоящего Положения, а также сведения о дополнительных соглашениях и изменениях, внесенных во внебиржевые договоры, определяющих (изменяющих) сведения, предусмотренные пунктом 13 настоящего Положения (пункт 6 Положения).

Согласно пункту 14 Положения сведения, предусмотренные пунктом 13 настоящего Положения, предоставляются лицом, заключившим внебиржевой договор, бирже в электронном виде по форме и в соответствии с требованиями, которые установлены внутренними документами биржи, по каждому внебиржевому договору в срок не позднее 3 рабочих дней со дня определения сторонами внебиржевого договора всех сведений, предусмотренных подпунктами «а» - «к» и «м» - «т» пункта 13 настоящего Положения, а в случае внесения изменений во внебиржевой договор (дополнительное соглашение) - со дня изменения соответствующих сведений.

Сведения, предусмотренные подпунктом «л» пункта 13 настоящего Положения, предоставляются бирже лицом, заключившим внебиржевой договор, в электронном виде по форме и в соответствии с требованиями, которые установлены внутренними документами биржи, по каждому внебиржевому договору не позднее 3 рабочих дней со дня их определения сторонами внебиржевого договора.

Действия, связанные с нарушением стороной договора, заключенного не на организованных торгах, установленных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации порядка и (или) сроков предоставления информации об указанном договоре, в том числе предоставление неполной и (или) недостоверной информации, а равно непредоставлением такой информации, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 14.24 КоАП РФ, и влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу о наличии в действиях ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 14.24 КоАП РФ, выразившегося в нарушении стороной договора, заключенного не на организационных торгах, сроков предоставления информации о протоколе согласования цены и соблюдении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.

При этом суды исходили из того, что административным органом установлена совокупность условий, предусмотренных Положением, при наличии которых общество в течение спорного периода осуществлялась поставка товаров в адрес покупателя, а покупателем производилась их оплата, в связи с чем по состоянию на конец июля 2019 г. сторонами были определены условия поставки нефтепродуктов в указанном месяце, в том числе их цена, что подтверждается, в том числе протоколом согласования цены и УПД, в которых указана дата их оформления – 31 июля 2019 г.

Отклоняя ссылки ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина на то, что окончательные условия поставки были определены только 15 августа 2019 г., в связи с чем у общества отсутствовали основания по предоставлению необходимой информации на биржу 15 августа 2019 г., суды указали на то, что лист согласования к протоколу согласования цены от 31 июля 2019 г., на который ссылается заявитель, является его внутренним документом, в связи с чем не может являться подтверждением того, что соответствующий протокол оформлен в иную дату от указанной в нем (31 июля 2019 г.) дату, так как в с самом протоколе указание на то, что он подписан сторонами не 31 июля 2019 г., а позднее, отсутствует.

Вина ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина в совершении административного правонарушения установлена.

В настоящем случае вина заявителя выразилась в том, что у него имелась возможность для соблюдения требований законодательства, но им не были предприняты все зависящие меры по их соблюдению.

Постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Размер штрафа соответствует санкции части 6 статьи 14.24 КоАП РФ.

Каких-либо нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности судами не установлено.

Обстоятельств, указывающих на наличие оснований, предусмотренных статьей 4.2 КоАП РФ, судами не установлено.

Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности суды не усмотрели.

Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.

При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 16 сентября 2020 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2020 г.по делу № А40-127585/2020-146-941 оставить без изменения, кассационную жалобу ПАО «Татнефть» им. В.Д.Шашина – без удовлетворения.

Председательствующий-судья                                                 Е.ФИО3

Судьи                                                                                                          В.В.Кузнецов

                                                                                                          Е.Е.Шевченко