ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 09АП-64948/2018
г. Москва Дело № А40-128748/18
21 января 2019 года
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2019 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 января 2019 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.В. Бекетовой,
судей:
С.Л. Захарова, Л.А. Москвиной,
при ведении протокола
секретарем судебного заседания С.Э. Исрафиловым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.10.2018 по делу № А40-128748/18 (130-1616), принятое судьей С.М.Кукиной,
по заявлению ООО «Лэнд Ритейл» (109029, <...>, ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
к Управлению Росреестра по г. Москве (115191.г. Москва, ул. Большая Тульская. д. 15)
о признании незаконным решения об отказе в осуществлении кадастрового учета №77/18-34017 от 23.04.2018, об обязании устранить допущенные нарушения,
при участии:
от заявителя:
ФИО1 по дов. от 29.08.18;
от ответчика:
ФИО2 по дов. от 26.12.18;
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Лэнд Ритейл» (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по г. Москве (ответчик) о признании незаконным решения об отказе в осуществлении кадастрового учета №77/18-34017 от 23.04.2018, об обязании устранить допущенные нарушения.
Решением от 12.10.2018 Арбитражный суд города Москвы заявленные требования удовлетворил.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Росреестра по г. Москве обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ссылается, что судом неверно дана оценка обстоятельствам дела, а именно:
- для постановки на кадастровый учет предоставлен технический план, который не содержал в разрешении на строительство данных о проектной документации, заключение о корректировке проекта отсутствует, в разрешении на строительство не указано на наличие положительного заключения по корректировке проектной документации;неверное отображение контура здания;программное обеспечение (ПО) не является топокорректным (имеются повторяющиеся точки); наличие в техническом плане некорректно отображенных характерных точек объекта.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель с доводами апелляционной жалобы не согласился, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы – отказать.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы – отказать.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушанного мнения представителей сторон, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 28 декабря 2017г. № 77-122000-008212-2017, Комитет государственного строительного надзора г. Москвы в соответствии со ст.55 Градостроительного Кодекса РФ разрешил ввод в эксплуатацию построенного торгово-развлекательного комплекса, расположенного по адресу: 109156, <...> вл.7. на земельном участке с кадастровым номером: 77:04:0005001:266, строительный адрес: г. Москва, ЮВАО, ул. Миля Авиаконструктора, вл.7. Распоряжением ДГИ г. Москвы от 15 декабря 2017г. объекту присвоен адрес: <...>.
В интересах заявителя ООО «Лэнд Ритейл» подано заявление № 77-0-1-22/3001/2018-334 от 15.01.2018г. в Управление Росреестра по Москве о государственном кадастровом учете недвижимого имущества по адресу: г. Москва, ЮВАО, ул. Миля Авиаконструктора, вл.7. с перечнем прилагаемых документов (указан в решении об отказе).
Управление Росреестра по Москве приняло решение об отказе в осуществлении кадастрового учета № 77/18-34017 от 23 апреля 2018г. по следующим причинам:
Данные о проектной документации отсутствуют в разрешении на строительство, в состав технического плана включена корректировка проекта, соответствующее заключение о корректировке отсутствует, в разрешении на строительство не указано на наличие положительного заключения по корректировке проектной документации.
Контур объекта отображен неверно - в части неверного применения специальных условных знаков (в нарушение п.34 Требований), контура по первому этажу.
При проверке топокорректности установлено следующее: ПО не является топокорректным. Повторяющиеся точки (ORA 13356 adjacent points in a geometry are redundant), что препятствует обеспечению контроля и считывания представленных данных.
ООО «Лэнд Ритейл» полагая, что такой отказ является необоснованным и нарушающим права заявителя, в связи с чем, обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
15.01.2018 в Управление поступило заявление № 77-0-1-22/3001/2018-334 о постановке на кадастровый учет вновь созданного объекта недвижимости -нежилого здания по адресу: <...>.
Письмом от 22.01.2018 Заявитель был уведомлен о приостановлении заявленных учетных действий в соответствии с п. 5, п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о недвижимости).
На основании статьи 27 Закона о недвижимости в связи с истечением 23.04.2018 срока приостановления государственного кадастрового учета здания, расположенногопо адресу: <...> (уведомление от 22.01.2018 исх. № 77/18-3975) и неустранением приведенных в данном уведомлении причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации, в проведении учетных действий было отказано.
Согласно ч. 1 ст. 29 Закона о недвижимости при поступлении документов для проведения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Проводимая государственным регистратором правовая экспертиза документов -это изучение представленных для государственной регистрации документов в целях установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество, поскольку правовые последствия влечет только правомерное действие. Представленные документы изучаются как на предмет подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего на момент их издания и в месте издания.
В соответствии со ст.24 Закона о недвижимости технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Требования к техническому плану установлены Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (далее - Требования).
Прирассмотрениитехническогопланаgkuoks_0002cf61-a94c-4853-855f-e83b34504dc7.zip Управлением Росреестра по г. Москве установлены замечания.
В соответствии с ч. 10 ст. 40 Закона о недвижимости, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Согласно ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 20 Требований технический план подготавливается на основании проектной документации.
Представленный технический план подготовлен для целей получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Данные о проектной документации отсутствуют в разрешении на строительство. Также в состав технического плана включена корректировка проекта, соответствующее заключение о корректировке отсутствует, в разрешении на строительство не указано на наличие положительного заключения по корректировке проектной документации (Положительное заключение повторной экспертизы проектной документации ООО «Центр Экспертизы строительных проектов» от 26.08.2016).
Также контур объекта отображен неверно - в части неверного применения специальных условных знаков (в нарушение п. 34 Требований), контура по первому этажу.
При проверке топокорректности установлено следующее: ПО не является топокорректным - Повторяющиеся точки (ORA 13356 adjacent points in a geometry are redundant), что препятствует обеспечению контроля и считывания представленных данных.
По результатам проверки вынесено оспариваемое решение.
Вместе с тем, суд первой инстанции правомерно установлено, что при вынесении оспариваемого решения, Управлением не учтено следующее.
В соответствии с ч. 10 ст. 40 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ (в ред.от28.02.2018 г.)«Огосударственнойрегистрациинедвижимости», государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Техническийплан(gkuoks_0002cf61-a94c-4853-855f-e83b34504dc7.zip), подготовленный Кадастровым инженером, включает в себя в качестве приложения документы на земельный участок с кадастровым номером 77:04:0005001:266 по адресу: <...>, подтверждающие наличие у Застройщика (ООО «Лэнд Ритейл») соответствующих прав землю.
Комитет строительного надзора города Москвы, направляя заявления о государственном кадастровом учете от 15.01.2018 г. № 77-0-1-22/3001/2018-334 в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, с целью постановки на государственный кадастровый учет созданного здания, приобщал к нему Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 28.12.2017 г. № 77-122000-008212-2017, подтверждающее факт окончания строительства здания и ввод его в эксплуатацию.
Из текста решения об отказе в осуществлении кадастрового учета № 77/18-34017 от 23 апреля 2018г. к оформлению этих документов (документы на землю и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию) у Главного специалиста-эксперта Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве Государственного регистратора ФИО3 нет замечаний.
Замечания в части отсутствия указания в Разрешении на строительство от 09.06.2016 г. № 77-122000-012799-2016 данных о проектной документации и положительного заключения о корректировке проектной документации (приобщено к Техническому плану в качестве приложения, положительное заключение о корректировке проектной документации имеется и входит в состав Технического плана) не могут быть основанием для вынесения решения об отказе в государственном кадастровом учете, по причине выдачи Комитетом государственного строительного надзора города Москвы Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 28.12.2017 г. № 77-122000-008212-2017.
Белее того, если сравнивать этажность, количество стояночных мест (м/мест), объёмные и площадные показатели предполагаемого к строительству Торгово-развлекательного комплекса и в последующем введенного в эксплуатацию объекта/ то эти показатели идентичны (этажность - 3+подземный, места хранения автомобилей -401, общая площадь - 37 978,0 кв.м, объем - 196 650,0 куб.м.), что свидетельствует о факте создания здания, соответствующего параметрам определенным для него в разрешении на строительство.
Следует отметить, что в соответствии ч. 4 стр. 18 Федерального закона № 218-ФЗ « О государственной регистрации недвижимости» (далее - 218-ФЗ) к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, такими документами для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на вновь созданное здание, согласно ч. 10 ст. 40 218-ФЗ, являются-разрешение на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Представление каких-либо дополнительных документов по закону не требуется. Т.е. разрешение на строительство не является документом, необходимым для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии со ст. 27 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устраненыпричины,препятствующиеосуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Такими основаниями согласно п. 1. ст. 26 218-ФЗ являются, в частности:
не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны;
форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации;
Часть контура образованного проекцией вновь образованного наземного конструктивного элемента здания, сооружения, объекта незавершенного строительства согласно Приложения к Требованиям к подготовке технического плана и состав содержащихся в нем сведений (Приложение №2 к приказу Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953) «Специальные условные знаки» обозначается сплошной линией красного цвета толщиной 0,2 мм (допускается линия черного цвета, выделенная маркером красного цвета, шириной до 3 мм), а характерная точка контура здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на чертеже воспроизводиться в виде круга черного цвета диаметром 1,0 мм. Именно такие обозначения и были использованы Кадастровым инженером при подготовке чертежа контура объекта недвижимости (одно из приложений Технического плана).
В отношении замечания Государственного регистратора ФИО3 касаемо проверки топокорректности суд отмечает следующее.
10.04.2018 г. ФИО4 (представитель Застройщика - ООО «Лэнд Ритейл») вместе с Кадастровым инженером был на консультации у Заместителя начальника отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, ФИО5 по адресу: <...>, где была продемонстрирована ошибка, выдаваемая ПО Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, в части определения координат характерных точек части контура образованного проекцией вновь образованного наземного конструктивного элемента здания № 10 (координаты Y 22349.26 м, X 2225.51 м) и № 11 (координаты Y 22349.20 м, X 2225.44 м), метод определения координат - геодезический (нумерация характерных точек и их координаты приведены согласно Технического плана). Перепад в наземном контуре здания в районе помещения № 1 в месте примыкания к помещению № 96 (см. план 1 этажа) вызван тем, что по линии данного фасада на уровне первого этажа здания в качестве наружной отделки устроены алюминиевые витражные конструкции Alutech (структурное остекление и стоечно-ригельная витражная система). Данные конструкции располагаются между характерными точками № 11 и № 12, № 15 и № 16 (нумерация приведена согласно чертежа контура объекта в Техническом плане) и имеют углубление по фасаду равное 10 см. Чем вызвана ошибка ПО Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, которая имеет отсылку к смежным точкам № 10 и № 11 в части избыточности, а другие аналогичные принимает (№12 и № 13, № 14 и № 15, № 16 и № 17) и не выдает никаких ошибок, Кадастровому инженеру неизвестно. Проверка правильность построения чертежа контура здания и его характерных точек, проводилась Кадастровым инженером используя сертифицированное ПО ТехноКад-Экспресс (версия 2.19.30329.0), ошибок программа не выдавала.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что отказ в государственной регистрации права неправомерен.
Таким образом, совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований, в данном случае установлена.
Доводы подателя апелляционной жалобы, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда города Москвы.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда города Москвы от 12.10.2018 по делу № А40-128748/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: И.В. Бекетова
Судьи: С.Л. Захаров
Л.А. Москвина
Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.