ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 09АП-62203/2021
г. Москва Дело № А40-130299/21
17 марта 2022 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пирожкова Д.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу ООО "Ста Логистик Центр" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10 сентября 2021 года, рассмотренному в порядке упрощенного производства по делу № А40-130299/21, принятое судьей Е.А. Хайло, по исковому заявлению ООО "Гоа-Транс" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) к ООО "Ста Логистик Центр" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) о взыскании 14 400 евро за сверхнормативный простой транспортных средств,
У С Т А Н О В И Л :
ООО «Гоа-Транс» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ООО «СТА Логистик Центр» о взыскании 14 400 евро за сверхнормативный простой транспортных средств, 1800 евро неустойки.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10 сентября 2021 года по делу № А40-130299/21 исковые требования удовлетворены частично.
Не согласившись с принятым по делу решением суда первой инстанции, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба на решение арбитражного суда города Москвы принятое по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции без вызова сторон.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Приложенные к апелляционной жалобе дополнительные доказательства не подлежат приобщению к материалам дела и не учитываются при рассмотрении дела.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ООО «ГОА- ТРАНС» - Исполнитель и ООО «СТА ЛОГИСТИК ЦЕНТР» -Заказчик 12.12.2017 г. был заключен договор № 343 на оказание транспортных услуг при перевозках грузов автомобильным транспортом в международном сообщении (далее - Договор). В рамках п. 3 Договора Исполнителем был принят заказ № ММ234- О01-В1-Т от 04.09.2020 г. (далее - заявка) на перевозку груза (ферросплавы в слитках) по маршруту г. Балашиха (РФ) - Ruppert-Bodner-Strasse 25, 81245 Munchen (Германия) транспортными средствами Х464Х0777/ВН683477 и Е184УР777/ЕА469277 (вследствие длительного простоя тягач был заменен на С015ЕА199).
Согласно заявке 20.10.2020 г. вышеуказанные транспортные средства своевременно прибыли в место загрузки.
Доставка грузов подтверждается CMR - накладными № б/н от 20.10.2020 г. (000004/464777/201020) и № б/н от 20.10.2020 г. (000005/184777/201020).
Во время перевозки в пункте пропуска МАПП «Бурачки» выпуск транспортных средств с грузом таможенными органами был остановлен и в соответствии решением таможенного органа от 22.10.2020 № 10209150/221020/ПВ/000007 была назначена таможенная экспертиза перевозимого товара. Согласно Актам отбора проб и (или) образцов товаров № 10209150/271020/000013 от 27.10.2020 г. и № 10209150/271020/000014 от 27.10.2020 г. были изъяты соответствующие пробы.
После проведения соответствующих таможенных процедур с учетом заключения таможенного эксперта от 20.11.2020 № 12402060/0027578 и № 12402060/0027579 вывоз товара был разрешен таможенным органом МАПП «Бурачки» только 04.01.2021 г., после чего водители смогли продолжить перевозку.
Перевозки были завершены 07.01.2021 без оговорок и замечаний грузополучателя.
Счета ООО «ГОА-ТРАНС» № 9а от 07.01.2021 и №10а от 07.01.2021 за транспортные услуги по заказу № ММ234-О01-В1-Т от 04.09.2020 г. были оплачены ООО «СТА ЛОГИСТИК ЦЕНТР» 19.02.2021 в размере 275 497 рублей, что соответствует сумме фрахта 1550 евро за одно авто (п. 17 заказа) в пересчете на рубли по курсу ЦБ РФ 88,87руб/евро на дату платежа 19.02.2021.
Карты простоя с 22.10.2020 по 04.01.2021 транспортных средств Х464Х0777/ВН683477 и С015ЕА199/ЕА469277, предъявленные водителями таможенному органу, были заверены надлежащим образом.
Таким образом, в результате проведения контролирующих мероприятий на МАПП «Бурачки» в отношении перевозимого товара и товаросопроводительных документов отправителя груза транспортные средства Исполнителя с грузом были задержаны таможенным органом на 74 дня.
В соответствии с п.4.2.7. договора Заказчик обязан решать все спорные вопросы, возникающие в процессе перевозки, связанные с недостаточным количеством документов или указания недостоверных данных в сопроводительных документах с пограничными и таможенными органами стран отправителя, получателя, транзита груза собственными силами и за счет собственных средств. Задержка транспортного средства по этой причине сверх нормативного времени, указанного в п. 4.22 Договора является простоем и оплачивается Исполнителю согласно п. 6.2. Договора.
Пунктом 6.2 Договора определена сумма, выплачиваемая Заказчиком Исполнителю за каждые сутки сверхнормативного простоя, в размере 100 (Сто) Евро. Такая же сумма штрафных санкций за сверхнормативный простой ТС в размере 100 евро зафиксирована в Заказе № ММ234-О01-В1-Т от 04.09.2020 (п. 13).
Согласно п.4.2.2. договора и п. 12 заявки Заказчик обязан обеспечить проведение процедуры погрузки транспортных средств и таможенное оформление перевозимого груза на территории СНГ в течение 48 часов.
Таким образом, во время международной перевозки груза по заказу № ММ234-О01-В1-Т от 04.09.2020 образовалось 74 (семьдесят четыре) дня простоя двух транспортных средств в пункте пропуска МАПП «Бурачки» не по вине Исполнителя, что подтверждается соответствующими картами простоя и CMR - накладными, вследствие чего Исполнитель понес убытки.
До начала и во время длительного простоя Исполнитель в электронной переписке неоднократно информировал Заказчика о возникших проблемах с вывозимым товаром и с товаросопроводительными документами отправителя в пункте пропуска МАПП «Бурачки», о взятии проб товаров на экспертизу из каждого транспортного средства, и как следствие, о простоях транспортных средств с грузом в пункте пропуска.
Заместитель генерального директора ООО «СТА ЛОГИСТИК ЦЕНТР» ФИО1 письмами от 28.10.2020 № 28/10 и от 03.11.2020 № 04/12 подтвердил готовность компенсировать ООО «ГОА-ТРАНС» дополнительные расходы, связанные с простоем транспортных средств на границе.
Счета на оплату за простой двух автомобилей Россия-Германия №9 и №10 от 07.01.2021 на сумму 7400 евро*2=14800 евро, а также акты №9 и №10 от 07.01.2021 за простой двух автомобилей и счета-фактуры №9 и №10 от 07.01.2021 с приложенными листами простоя и двумя CMR от 20.10.2020, заверенные электронной подписью генерального директора ООО «ГОА-ТРАНС» A.M. Кукса, действующего на дату отправки, были направлены Заказчику 13.01.2021через оператора ЭДО АО «ПФ «СКБ Контур».
В соответствии с п.5.8. договора оплата простоев, таможенного оформления, дополнительных расходов, штрафов и т.п., понесённых Исполнителем при осуществлении перевозок, производится Заказчиком на основании отдельных счетов в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты получения оригиналов (надлежащих образом заверенных копий) соответствующий счетов и документов, подтверждающих расходы.
Размер долга Заказчика перед Исполнителем за простой двух транспортных средств Исполнителя в пункте пропуска МАПП «Бурачки» с 22.10.2020 по 04.01.2021 не по вине Исполнителя составляет 100 евро * 72 дня *2 транспортного средства = 14 400 евро.
В соответствии с п.5.7. договора Заказчик за просрочку платежа уплачивает Исполнителю неустойку в размере 0,1% от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Доводы ответчика, изложенные в отзыве на исковое заявление правомерно отклонены судом первой инстанции как необоснованные.
В качестве доказательств возникновения сверхнормативного простоя транспортного средства предъявлены листы простоя, заверенные таможенным органом в пункте пропуска «Бурачки», накладные CMR с таможенными транзитными номерами прибытия от 22.10.2020 и разрешением на убытие от 04.01.2021.
Причина простоя транспортных средств ООО «ГОА-Транс» в МАПП «Бурачки» вызвана правом таможенного органа произвести проверку спорных товаросопроводительных документов грузоотправителя ООО «Феррум» на соответствие их с товаром.
В соответствии с п.4.2.7. договора Заказчик обязан решать все спорные вопросы, возникающие в процессе перевозки, связанные с недостаточным количеством документов или указания недостоверных данных в сопроводительных документах с пограничными и таможенными органами стран отправителя, получателя, транзита груза собственными силами и за счет собственных средств. Задержка транспортного средства по этой причине сверх нормативного времени, указанного в п. 4.22 Договора является простоем и оплачивается Исполнителю согласно п. 6.2. Договора.
Таким образом, именно на заказчике лежит обязанность решать все спорные вопросы, возникающие в процессе перевозки с товаросопроводительными документами, и оплачивать соответствующие простои транспортных средств.
Сверхнормативный простой транспортных средств, выполняющих перевозку грузов по договору перевозки, является прямым убытком для перевозчика, который возмещается заказчиком на перевозку, когда такой простой происходит не по вине перевозчика и не при форс-мажорных обстоятельствах. Определение сверхнормативного простоя прописывается в договоре на перевозку согласно обычаям делового оборота при перевозке грузов автомобильным транспортом.
Согласно п. 5.7 Договора за просрочку платежа заказчик уплачивает Исполнителю неустойку в размере 01.% от суммы задолженности за каждый день просрочки.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению в части взыскания 14 400 евро за сверхнормативный простой транспортных средств, 1 260 евро неустойки.
Доводы апелляционной жалобы рассмотрены и отклонены как необоснованные ввиду следующего.
Согласно п. 6.2 Договора № 343 на оказание транспортных услуг при перевозке грузов автомобильным транспортом в международном сообщении от 12.12.2017 выплаты перевозчику за сверхнормативный простой транспортных средств во время выполнения перевозки грузов по заявке Заказчика по своей природе не имеет признаков договорной неустойки, определенной п.1 ст. 330 и ст. 331 ГК РФ, поскольку плата перевозчику за сверхнормативный простой является возмещением прямых убытков для перевозчика, который возмещается заказчиком на перевозку, когда такой простои происходит не по вине перевозчика и не при форс-мажорных обстоятельствах.
Определение сверхнормативного простоя прописывается в договоре на перевозку согласно обычаям делового оборота при перевозке грузов автомобильным транспортом.
Сверхнормативный простой по своей природе является прямыми расходами перевозчика, поскольку перевозчик при простое не освобождается от уплаты лизинговых платежей за подвижной состав, налоги, зарплата водителю и т.д.
Следовательно, плата за сверхнормативный простой Исполнителя-перевозчика определена в исковом заявлении законно согласно п.4 ст.421 ГК РФ.
Выполнение Заказчиком своих обязательств перед Исполнителем, согласованных в договоре и заявке, не может быть поставлено в зависимость от выполнения обязательств иного лица перед Заказчиком.
В п. 6.2 Договора обязанность по уплате за сверхнормативный простой не связана с виной Заказчика или отсутствия таковой.
В свою очередь, просрочка уплаты за простой транспортных средств, как не выполнение договорных обязательств со стороны Заказчика, является прямой неустойкой, определенной п. 5.7 Договора, и соответствует положениям ст. 330, 331 ГК РФ.
Истец указал, что в начале простоя им неоднократно запрашивались инструкции и подтверждение оплаты возможного сверхнормативного простоя, а Ответчик подтверждал и гарантировал безоговорочную оплату простоев, а также предлагалось Ответчику решить вопрос по оплате за простой двух транспортных средств в т/п МАПП Бурачки в досудебном порядке и даже в рассрочку. Ответов со стороны Ответчика на предложения и досудебные претензии не последовало.
Все доводы апелляционной жалобы рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклонены как необоснованные, так как сводятся к несогласию заявителя с установленными судом фактическими обстоятельствами дела и оценкой доказательств, не опровергают выводов суда, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного решения.
Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено, оснований для изменения или отмены решения Арбитражного суда г. Москвы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, 271, 272.1 АПК РФ, суд,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 10 сентября 2021 года по делу № А40-130299/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья Д.В. Пирожков
Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.