ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-131110/14 от 14.07.2016 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

Дело № А40-131110/14

Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2016 года.

Полный текст постановления изготовлен 20 июля 2016 года.

Арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Агапова М.Р.

судей Ананьиной Е.А., Кузнецова В.В.

при участии в заседании:

от истца Общества с ограниченной ответственностью «Синдика-О» Бахтияровой А.Р. по доверенности от 16 ноября 2015 года

от ответчика Департамента городского имущества города Москвы Устабасиди Д.В. по доверенности от 25 декабря 2015 года № 33-Д-810/15

от ответчика Общества с ограниченной ответственностью «ТРАМОНТАНА» Волошиной О.В. по доверенности № 102-15 от 18 августа 2015 года

от третьего лица Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Колесникова Л.А. по доверенности от 16 декабря 2015 года № 17-17-1381/5

рассмотрев 14 июля 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу ответчика Департамента городского имущества города Москвы

на решение от 25 января 2016 года

Арбитражного суда города Москвы

принятое судьей Березовой О.А.

на постановление от 15 апреля 2016 года

Девятого арбитражного апелляционного суда

принятое судьями Сумароковой Т.Я., Веклич Б.С., Лящевским И.С.

по делу № А40-131110/14

по иску Общества с ограниченной ответственностью «Синдика-О» (ОГРН 1025004069276)

к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423) и Обществу с ограниченной ответственностью «ТРАМОНТАНА» (ОГРН 1027739473904)

об установлении границ земельного участка

третьи лица Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы (ОГРН 1117746538084), Правительство Московской области (ОГРН 1027739809460), Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ОГРН 1027700485757)

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Синдика-О» (далее - ООО «Синдика-О») обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департаменту городского имущества города Москвы и Обществу с ограниченной ответственностью «ТРАМОНТАНА» (далее – ООО «ТРАМОНТАНА») об установлении границы земельного участка с кадастровым номером 77:08:0008003:12 (в части имевшихся пересечений с земельным участком с кадастровым номером 50:20:0010112:620) по указанным координатам поворотных точек; границы земельного участка с кадастровым номером 77:08:0008007:38 (в части имевшихся пересечений с земельным участком с кадастровым номером 50:20:0010112:620) по указанным координатам поворотных точек; границы земельного участка с кадастровым номером 77:08:0008000:3 по указанным координатам поворотных точек; границы земельного участка с кадастровым номером 50:20:0010112:620 по указанным координатам поворотных точек.

В качестве третьих лиц по делу привлечены Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, Правительство Московской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

Решением Арбитражного суда города Москвы от 25 января 2016 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 апреля 2016 года, иск удовлетворен.

В кассационной жалобе Департамент городского имущества города Москвы просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

ООО «Синдика-О» и ООО «ТРАМОНТАНА» представлены возражения на кассационную жалобу и отзыв на кассационную жалобы соответственно, которые подлежат возращению в связи с нарушением требований статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

В судебном заседании представители Департамента городского имущества города Москвы и Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы поддержали доводы и требования кассационной жалобы, а представители ООО «Синдика-О» и ООО «ТРАМОНТАНА» возражали против ее удовлетворения.

Представители Правительства Московской области и Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, что согласно части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.

Из материалов дела, исследованных судами, следует, что на основании постановления Главы Администрации Одинцовского района Московской области от 31 мая 1996 года № 1104 ООО «Синдика-О» предоставлялся в бессрочное пользование для строительства комплекса придорожного обслуживания и оптового рынка земельный участок площадью 5,5 га; в государственном акте на землю указаны границы земельного участка.

Из государственного акта следует, что земельный участок граничит с землями ТОО «Луки», Мякининским шоссе, МКАД и подъездной автодорогой к санаторию «Рублево» и обременен зоной особого правового режима МКАД.

Из акта установления и согласования границ земельного участка, утвержденного Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Одинцовского района Московской области 16 декабря 2000 года, следует, что границы земельного участка согласованы со смежными землепользователями.

Из письма Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Одинцовского района Московской области от 20 сентября 2001 года следует, что часть земельного участка ООО «Синдика-О» площадью 0,68 га выведена в земли постороннего пользования, поскольку по фактическому пользованию развязка автодороги МКАД - Мякинино прошла по территории истца.

26 февраля 2002 года за ООО «Синдика-О» зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 48200 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, Рублевская п/а, в районе 65 км МКАД, д. 55а.

Участок приобретен ООО «Синдика-О» в собственность по договору купли-продажи от 28 декабря 2001 года № 8, заключенному с Министерством имущественных отношений Московской области; в приложении к договору (план участка) указаны смежные землепользователи - ГУП «Доринвест» (земельные участки улично-дорожной сети), ЗАО «Экотек-М» (земельный участок, на котором находится АЗС, собственником которой является ООО «ТРАМОНТАНА»), ООО «Луки» - и границы земельного участка.

Смежными с указанным земельным участком являются земельные участки с кадастровыми номерами 77:08:0008003:12 (участок улично-дорожной сети площадью 115739,9 кв.м), 77:08:0008007:38 (участок улично-дорожной сети площадью 53369,91 кв.м), 77:08:0008000:3 (площадью 1600 кв.м, предоставлен в аренду ООО «ТРАМОНТАНА» по договору аренды от 16 июня 2003 года № М-08-020342, что следует из выписки из ЕГРП от 20 февраля 2014 года № 07/206/2014-565).

Из кадастровых выписок о земельных участках с кадастровыми номерами 77:08:0008003:12, 77:08:0008007:38, 77:08:0008000:3 следует, что эти участки поставлены на государственный кадастровый учет 21 января 2008 года, 01 января 2007 года, 01 октября 2007 года соответственно, при этом из кадастровых выписок всех земельных участков следует, что их границы имеют пересечения: граница участка с кадастровым номером 77:08:0008003:12 имеет пересечения с границами нескольких участков, в том числе участка с кадастровым номером 50:20:0010112:620; граница участка с кадастровым номером 77:08:0008000:3 имеет пересечения с границами участков с кадастровыми номерами 77:08:0008003:12 и 50:20:0010112:620; граница участка с кадастровым номером 77:08:0008007:38 имеет пересечения с границей земельного участка с кадастровым номером 50:20:0010112:620.

Кроме того, из кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером 50:20:0010112:620 от 02 октября 2014 года № 77/501/14-983077 видно, что в графу 15 в качестве особых отметок внесены сведения о пересечении границы этого участка с границами участков с кадастровыми номерами 77:08:0008000:3, 77:08:0008003:12, 77:08:0008003:16, 77:08:0008007:38.

В ходе судебного разбирательства по ходатайству ООО «Синдика-О» определением от 11 июня 2015 года судом назначалась землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено АНО «Бюро судебных экспертиз», эксперту Лебедеву К.И. Заключением экспертизы установлено, что граница земельного участка с кадастровым номером 50:20:0010112:620 имеет пересечения с границами участков с кадастровыми номерами 77:08:0008000:3, 77:08:0008003:12, 77:08:0008007:38.

Земельный участок ООО «Синдика-О» имеет пересечения границ с земельными участками с кадастровыми номерами 77:08:0008000:3, 77:08:0008003:12, 77:08:0008007:38.

Рассматривая данное дело, суды, отклоняя довод ответчика о том, что факт отсутствия пересечения границ земельного участка истца с границами земельных участков улично-дорожной сети и ООО «ТРАМОНТАНА» установлен вступившими в законную силу судебными актами по делу № А40-88672/2012, указали, что судебные акты по данному делу принимались в 2012 - 2013 годах, а на пересечение границ спорных земельных участков указано в кадастровых выписках, датированных 2014 годом.

В соответствии со статьей 45 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре) государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу данного Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с этим Федеральным законом (ранее учтенные объекты недвижимости).

Часть 2 статьи 47 Закона о кадастре устанавливает, что кадастровые планы, технические паспорта, иные документы, которые содержат описание объектов недвижимости и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу этого Федерального закона в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.

В приложении к Закону города Москвы от 21 марта 2007 года № 8 «О перечне земельных участков улично-дорожной сети города Москвы» указаны земельные участки с кадастровым номером 77:08:08003:12 (равнозначен кадастровому номеру 77:08:0008003:12) площадью 115739,89 кв.м и с кадастровым номером 77:08:08007:038 (равнозначен кадастровому номеру 77:08:0008007:38) площадью 53369,91 кв.м.

Следовательно, указанные земельные участки являются ранее учтенными, поскольку сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет в период до вступления в силу Закона о кадастре.

Довод ответчика о том, что пересечение границ является технической ошибкой, порядок устранения которой устанавливается Законом о кадастре, не принят судами, поскольку в соответствии со статьей 28 Закона о кадастре ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях); воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (кадастровая ошибка в сведениях).

Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или представления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.

Суды указали, что из материалов дела не следует, что пересечение границ является следствием технической или кадастровой ошибки.

Проведенной по делу судебной экспертизой установлено, что согласно данным государственного кадастра недвижимости в отношении всех спорных земельных участков, а именно кадастровых выписок от 18 февраля 2014 года и от 19 февраля 2014 года, граница земельного участка истца пересекается с границами земельных участков с кадастровыми номерами 77:08:0008000:3, 77:08:0008003:12, 77:08:0008007:38.

В частности, площадь пересечения земельного участка истца с земельным участком с кадастровым номером 77:08:0008003:12 по данным государственного кадастра недвижимости составляет 15410 кв.м, с земельным участком с кадастровым номером 77:08:0008007:38 - 2825 кв.м, с земельным участком с кадастровым номером 77:08:0008000:3 - 357 кв.м.

При этом экспертом установлено, что земельный участок истца частично находится в полосе отвода МКАД, определенной в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 сентября 2009 года № 717 «О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) иных объектов дорожного сервиса» и решением Объединенной коллегии органов управления Москвы и Московской области от 30 сентября 1996 года № 44-рок «О реконструкции Московской кольцевой автомобильной дороги и благоустройстве прилегающей территории», описание границ наложения представлено в таблицах № 6 и в таблице № 7 заключения, площадь наложения составляет 9637 кв.м и 22307 кв.м, границы отвода МКАД, определенные в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.2009 № 717 «О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) иных объектов дорожного сервиса», не соответствуют границам земельных участков с кадастровыми номерами 77:08:0008003:12, 77:08:0008007:38, 77:08:0008000:3, границы земельных участков с кадастровыми номерами 77:08:0008007:38 и 77:08:0008000:3 полностью находятся в границах полосы отвода МКАД, а границы земельного участка с кадастровым номером 77:08:0008003:12 частично находятся в границах полосы отвода МКАД.

В соответствии с определением суда экспертом предложено 2 варианта устранения пересечений границ земельных участков.

Заключением эксперта установлено, что границы земельного участка истца пересекают границу города Москвы, установленную Соглашением об изменении границы между субъектами Российской Федерации городом Москвой и Московской областью, утвержденным постановлениями Мосгордумы от 07 декабря 2011 года № 372 и Мособлдумы от 07 декабря 2011 года № 1/177-1 (далее – Соглашение), площадь наложения составляет 18847 кв.м.

С учетом указанного наложения один из вариантов устранения пересечений границ предполагает установление границ земельных участков с кадастровыми номерами 77:08:0008003:12, 77:08:0008007:38, 50:20:0010112:620 в соответствии с Соглашением, земельного участка с кадастровым номером 77:08:0008000:3 - по фактическим границам.

Описание границ приведено в таблицах №№ 8, 9, 10, при указанных границах площадь земельного участка с кадастровым номером 77:08:0008003:12 составляет 114267 кв.м, то есть уменьшается на 1472,89 кв.м, площадь земельного участка с кадастровым номером 77:08:0008000:3 составляет 1594 кв.м, то есть уменьшается на 6 кв.м, площадь земельного участка с кадастровым номером 50:20:0010112:620 составляет 35565 кв.м, то есть уменьшается на 12635 кв.м, площадь земельного участка с кадастровым номером 77:08:0008007:38 составляет 53528 кв.м, то есть увеличивается более чем на 158 кв.м.

Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 560-СФ «Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью» с 01 июля 2012 года утверждено изменение границы в соответствии с согласованными между ними картографическим изображением и картографическим описанием линии границы.

Соглашение об изменении границы между субъектами Российской Федерации городом Москвой и Московской областью от 29 ноября 2011 года с приложением № 2 (картографическое описание границы в виде текстового описания и геодезических данных - каталога координат в системе координат МСК-50 (1, 2 зоны) и МГТТ) представлены в материалы дела деле.

Пунктом 2 Соглашения установлено, что геодезические данные, отображающие границу между субъектами Российской Федерации городом Москвой и Московской областью, являются приоритетными и применяются для установления прохождения границы на местности, а также при рассмотрении вопросов градостроительства и землеустройства; изменение границ объектов (в том числе земельных участков, микрорайонов, лесных кварталов), переименование, реорганизация или ликвидация в установленном порядке юридических лиц - правообладателей земельных участков, упоминаемых при описании границы, а также изменение рельефа местности не влекут изменения границы, которая в указанных случаях определяется согласно геодезическим данным.

В соответствии со статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требования к образуемым и измененным земельным участкам, предусматривает, что границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

Статьей 26 Закона о кадастре установлено, что осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если одна из границ земельного участка пересекает границы муниципального образования и (или) границы населенного пункта, за исключением случая, если органом кадастрового учета выявлена воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования и (или) границ населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.

При этом суды указали, что вместе с тем ни одним нормативным правовым актом не установлено, что изменение границ населенного пункта либо субъекта Российской Федерации влечет изменение границ сформированного и постановленного на государственный кадастровый учет земельного участка. Кроме того, в данном случае суд не рассматривает спор об образовании или изменении земельных участков.

При первом варианте устранение пересечения границ приводит к значительному уменьшению площади земельного участка истца, который не только поставлен на государственный кадастровый учет раньше смежных, но и приобретен истцом в собственность, суд устанавливает границы спорных земельных участков по другому варианту, предложенному экспертом.

Согласно этому варианту границы земельных участков с кадастровыми номерами 77:08:0008003:12, 77:08:0008007:38, 50:20:0010112:620 устанавливаются в соответствии с решением Объединенной коллегии органов управления Москвы и Московской области от 30 сентября 1996 года № 44-рок «О реконструкции Московской кольцевой автомобильной дороги и благоустройстве прилегающей территории», границы земельного участка с кадастровым номером 77:08:0008000:3 - по фактическим границам.

Описание границ приведено в таблицах №№ 12, 13, 14, 15, при указанных границах площадь земельного участка с кадастровым номером 77:08:0008003:12 составляет 106670 кв.м, то есть уменьшается на 9069,89 кв.м, площадь земельного участка с кадастровым номером 77:08:0008000:3 составляет 1645 кв.м, то есть увеличивается на 645 кв.м, площадь земельного участка с кадастровым номером 50:20:0010112:620 составляет 44765 кв.м, то есть увеличивается на 3435 кв.м, площадь земельного участка с кадастровым номером 77:08:0008007:38 составляет 52778 кв.м, то есть уменьшается на 591,91 кв.м.

При этом эксперт пояснил, что установление границ по данному варианту не приведет к изменению фактического использования какого-либо из участков, в том числе и участков улично-дорожной сети.

При таких обстоятельствах, всесторонне, полно и объективно исследовав в судебном заседании все доводы и доказательства лиц, участвующих в деле, дав им надлежащую оценку, арбитражный суд первой, а при повторном рассмотрении дела и апелляционной инстанции, разрешили спор без нарушения норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов.

Выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций по применению норм материального права соответствуют установленными ими обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Поэтому доводы кассационной жалобы, которые опровергаются имеющимися в материалах дела документами и правомерно отклонены судами, сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции и не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права.

Руководствуясь ст. ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 25 января 2016 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 апреля 2016 года по делу № А40-131110/14 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий-судья                                                   М.Р. Агапов

Судьи:                                                                                               Е.А. Ананьина

В.В. Кузнецов