ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-131430/19 от 07.11.2019 Девятого арбитражного апелляционного суда

?????

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП -4, проезд Соломенной Сторожки, 12

адрес веб-сайта: http://9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 09АП-65461/2019

город Москва Дело № А40-131430/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2019 года

Постановление изготовлено в полном объеме 13 ноября 2019 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ким Е.А.,

судей: Лялиной Т.А., Стешана Б.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Григорьевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФКУ ГЦИТОИС ФСИН РОССИИ на решение Арбитражного суда города Москвы от 17 сентября 2019 года по делу № А40-131430/19 , принятое судьей Лаптевым В. А.

по иску ФКУ ГЦИТОИС ФСИН РОССИИ (ОГРН: <***>)

к ответчику: ООО "АМЕРЕС" (ОГРН: <***>)

третьи лица: ФСИН России

об обязании предоставить надлежащим образом заверенные копии документов.

при участии в судебном заседании:

от истца – ФИО1 по доверенности от 29.05.2019;

от ответчика – ФИО2 по доверенности от 15.03.2019;

от третьего лица – ФИО3 по доверенности от 27.01.2017.

УСТАНОВИЛ:

ФКУ ГЦИТОИС ФСИН РОССИИ обратился в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ответчику: ООО "АМЕРЕС" об обязании предоставить надлежащим образом заверенные копии документов.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 17 сентября 2019 года по делу № А40-131430/19 в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ФКУ ГЦИТОИС ФСИН РОССИИ обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило указанное решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, удовлетворить заявленные исковые требования.

В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на следующее:

- неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств дела,

- судом оставлено без внимания, что поставка производилась в рамках обеспечения оборонного заказа;

- судом не применены нормы об обязательности представления документов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.10.2012 № 1036.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте www.kad.arbitr.ru в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда представители истца и третьего лица поддержали доводы апелляционной жалобы, просил ее удовлетворить.

В судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Заслушав представителей сторон, исследовав доказательства, представленные в материалы дела, оценив их в совокупности и взаимной связи в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, с учетом установленных обстоятельств по делу апелляционный суд считает доводы подателя жалобы необоснованными в силу следующего.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции между истцом и ответчиком сложись правоотношения на основании государственного контракта от 03.04.2018 № 1818320100232770659360500/037310006501800013-0018326-01.

В обосновании заявленных требований истец ссылается на неисполнение ответчиком своих обязательств по государственному контракту от 03.04.2018 № 1818320100232770659360500/037310006501800013-0018326-01 в части предоставления подтверждающих документов о происхождении поставляемого товара на территории Российской Федерации.

Одновременно судом первой инстанции учтены обстоятельства, установленные в рамках рассмотрения дела А40-315411/18-64-2591.

В рамках дела № А40-315411/18-64-2591 судами первой и апелляционной инстанций, по иску ООО "АМЕРЕС" к ФКУ ГЦИТОИС ФСИН РОССИИ установлено, что 03 апреля 2018 г. между Федеральным казенным учреждением «Главный центр инженерно- технического обеспечения и связи Федеральной службы исполнения наказаний» (Государственный заказчик, ответчик) и ООО «Амерес» (Поставщик, истец) заключен государственный контракт на поставку товаров для нужд уголовно-исполнительной системы №1818320100232770659360500/0373100065018000013-0018326-01 (идентификатор контракта / номер контракта) (идентификационный код закупки - 181770659360577060100100750152630211), п. 1.1. которого предусмотрено, что Поставщик обязуется передать Государственному заказчику (и грузополучателю Государственного заказчика) Оборудование видеоконференцсвязи CleverMic VVD2018 по адресу, цене, в количестве и в сроки, предусмотренные Ведомостью поставки (приложение № 1 к контракту), с техническими, функциональными и качественными характеристиками, предусмотренными Техническим заданием (приложение № 2 к Контракту), а Государственный заказчик обязуется обеспечить приемку товара, в том числе грузополучателем и оплату товара.

Согласно п.5.1, государственного контакта Поставщик обязуется осуществить
передачу (поставку) товара надлежащего качества Государстгвенному заказчику (Грузополучателю) путем его доставки по адресу, цене, в количестве и сроки, указанные в ведомости поставки (приложение № 1 к Контракту).

В соответствии с п. 3.1.государственного контракта установлено, что цена контракта 4 650 000 рублей 00 копеек с учетом НДС 18 %, что составляет 709 322 рубля 03 копейки, и включает в себя общую стоимость товара, стоимость тары и упаковки, транспортные расходы, расходы на страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей, взимаемых с Поставщика в связи с исполнением обязательств по Контракту. Цена единицы товара указана в ведомости поставки (приложение № 1 к Контракту).

Ведомостью поставки к государственному контракту срок поставки составляет: 1 комплект - в течение 60 календарных дней с даты заключения государственного контакта; 4 комплекта - в течение 90 календарных дней с даты заключения государственного контакта.

Пунктом 2.1.2. государственного контракта установлено, что Государственный заказчик обязуется обеспечить приемку товара (включая проведение экспертизы поставленного товара) в соответствии с условиями Контракта.

Пунктом 7.2. государственного контакта предусмотрено, что в целях проверки соответствия предоставленного Поставщиком товара требованиям законодательства Российской Федерации, нормативных и технических документов, актов Государственного заказчика и условиям Контракта проводится приемка товара (в том числе экспертиза поставленного товара). При проведении экспертизы Поставщик предоставляет протоколы испытаний товара в аккредитованной лаборатории для подтверждения характеристик, указанных в Техническом задании (приложение № 2 к Государственному контракту).

29 мая 2018г. на основании товарной накладной № 18 от 29.05.2018г. и счет фактуры № 18 от 29.05.2018г., Государственным заказчиком был принят товар в количестве 1 комплекта на сумму 930 000,00 рублей с НДС 18 % для дальнейшего проведения экспертизы.

Пунктом 7.4. государственного контракта предусмотрено, что по результатам проведения экспертизы товара, не позднее 3 (Трех) рабочих дней с момента ее завершения, уполномоченные представители Государственного заказчика составляют заключение экспертизы в произвольной форме с указанием соответствия (несоответствия) товара установленным требованиям, которое должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации. Заключение экспертизы составляется в 3 (Трех) экземплярах, но одному для Государственного заказчика, Грузополучателя и Поставщика.

В ходе осуществления поставки 1 комплекта товара, в целях проверки соответствия предоставленного Поставщиком товара требованиям законодательства Российской Федерации, нормативных и технических документов, актов Государственного заказчика и условиям Контракта, Государственным заказчиком проведена неоднократная приемка (в том числе экспертиза технических характеристик товара) и составлено 3 (три) заключения экспертизы технических характеристик: Заключение экспертизы № 134 от 04.06.2018; Заключение экспертизы № 159 от 21.06.2018; Заключение экспертизы № 206 от 30.07.2018.

Согласно п.7.5. государственного контракта в случае, если по результатам экспертизы товара будут установлены нарушения требований Контракта, не препятствующие приемке товара, в заключении экспертизы могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения. При этом, в случае выявления несоответствия товара требованиям Контракта, Государственный заказчик (Грузополучатель) вправе не отказывать в приемке товара, если выявленное несоответствие не препятствует его приемке и устранено Поставщиком.

Техническим заданием на поставку оборудования видеоконференцсвязи (приложение № 2 к Государственному контракту) установлены требования к документации, такие как: комплект эксплуатационно-технической документации поставляется на русском языке на бумажном носителе с указанием наименования, предназначения изделий, технических характеристик, спецификации изделий, входящих в состав товара, сведений о содержании драгоценных металлов, комплекта поставки, даты изготовления, страну производителя в следующем составе: руководство по установке и настройке оборудования видеоконференцсвязи; руководство по эксплуатации оборудования видеоконференцсвязи; паспорт на оборудования видеоконференцсвязи с указанием наличия драгоценных металлов. Вышеуказанные документы были переданы в составе 1-го комплекта на основании товарной накладной № 18 от 29.05.2018г.

Однако, Государственный заказчик отказался принимать товар по государственному контракту, полагая, что Поставщиком не представлены документы, подтверждающие страну происхождения товара, иных замечаний к товару у Государственного заказчика не имеется.

Пунктом 5.2. государственного контракта предусмотрено, что не позднее чем за 3 (три) рабочих дня до планируемой даты поставки Поставщик в письменной форме извещает Государственного заказчика и Грузополучателя по адресам, указанным в разделе 16 Контракта и в ведомости поставки (приложение № 1 к Контракту), о готовности товара к поставке и о дате поставки товара.

Извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0373100065018000013 опубликовано 01.03.2018 16:57 (МСК).

В разъяснениях положений документации об Аукционе на запрос № 924104 от 13.03.2018г. Государственный заказчик поясняет, что в соответствии с требованием пункта 8 раздела 11 документации об аукционе в электронной форме, во второй части заявки на участие в электронном аукционе участник аукциона обязан представить документы или копии документов, подтверждающих страну происхождения товара.

Государственному заказчику были предоставлены во второй части заявки па участие в электронном аукционе копии документов, подтверждающих страну происхождения товара.

Пунктом 10 документации об аукционе в электронной форме установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2017 № 9 «Об установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства» поставляемый товар должен происходить из государств - членов Евразийского экономического союза.

Поставщиком в качестве документа, подтверждающего страну происхождения товара, представлена декларация о стране происхождения товара, сертификат соответствия № RU C-RU.AB15. В.08371 от 15.06.2018.

Код позиции КТРУ 26.30.23.000 - аппараты телефонные прочие, устройства и аппаратура для передачи и приема речи, изображений или других данных, включая оборудование коммуникационное для работы в проводных или беспроводных сетях связи (например, локальных и глобальных сетях).

Представленный Поставщиком сертификат соответствия на товар содержит следующую информацию: «Изготовитель: ООО «ТДЮС», 105082, Россия, <...>, комната 16, Электронная почта: info@,unitsolutions.ru, Контактный телефон: <***>.

Производителем является ООО «ТДЮС», 105082, Россия, <...>, комната 16.

Сведения, представленные Поставщиком, являются достоверными, сертификат соответствия таможенного союза выдан соответствующим уполномоченным органом на законных основаниях. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

01 октября 2018г. Поставщик уведомил в соответствии с п.5.2. государственного контракта о том, что поставка товара состоится 05 октября 2018г.

05 октября 2018г. Государственный заказчик не явился на приемку товара без объяснения причин.

23 октября 2018г. был получен по электронной почте ответ о рассмотрении претензии б/н от 01.10.2018г. за исх. № 42/4-6163 от 23.10.2018г.

19 октября 2018г. Поставщик уведомил в соответствии с п.5.2. государственного контракта о том, что поставка товара состоится 25 октября 2018г.

25 октября 2018г. Государственный заказчик не явился на приемку товара без объяснения причин.

22 ноября 2018г. Поставщик уведомил в соответствии с п.5.2. государственного контракта о том, что поставка товара состоится 30 ноября 2018г.

30 ноября 2018г. Государственный заказчик не явился на приемку товара без объяснения причин.

Также судами установлено, что в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 1 ФЗ № 44-ФЗ под контрактом понимается гражданско- правовой договор.

Пунктом 2 ст. 24 ФЗ № 44-ФЗ к конкурентным способам определения поставщиков отнесены аукционы, в том числе аукцион в электронной форме. Исходя из изложенного, следует, что весь процесс закупки, начиная от размещения извещения и заканчивая заключением контракта — это единая процедура, которая должна осуществляться по единым требованиям, существовавшим на момент начала этой процедуры.

Контракт (договор), подписываемый по результатам аукциона должен соответствовать аукционной документации, которая была размещена и доведена до сведения поставщиков. Закупка начинается с определения поставщика и заканчивается исполнением контракта.

Под определением поставщика в соответствии с п. 2 ст. 3 ФЗ № 44-ФЗ понимается совокупность действий, которые начинаются с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги и завершаются заключением контракта. Весь процесс закупки должен проводиться по единым правилам. Как указано в п. 1 ст. 2 ФЗ № 44 нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону, то есть Гражданский кодекс РФ по вопросам, регулирующим заключение договора, должен применяться с особенностями, установленными Законом № 44-ФЗ.

В соответствии с п. 6 ст. 3 ГК РФ действие и применение норм гражданского права, содержащихся в указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации, определяются правилами настоящей главы.

Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2018 № 498 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 14 января 2017г. № 9» внесены изменения с дополнением постановления п.5.1, о том, что подтверждением соответствия товаров требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации является заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от 24 апреля 2018 № 498 не содержало положений, согласно которым данное постановление распространялось на правоотношения, возникшие до вступления его в законную силу, а содержало положение о том, что настоящее постановление вступает в силу с 1 июня 2018 г. и применяется к правоотношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашены принять участие в которых направлены после дня вступления в силу настоящего постановления.

В силу п.1 ст.4 ГК РФ действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Таким образом, на момент размещения извещения аукционная документация полностью соответствовала действующему законодательству, в том числе постановлению Российской Федерации от 14 января 2017г. № 9.

На основании вышеизложенного, суды пришли к выводу о том, что требование истца об обязании ответчика принять у Общества с ограниченной ответственностью «АМЕРЕС» товар по государственному контракту на поставку товаров для нужд уголовно-исполнительной системы № 1818320100232770659360500/0373100065018000013-0018326-01 (идентификатор контракта / номер контракта) от 03 апреля 2018г. является обоснованным, документально подтвержденным и подлежит удовлетворению, так как односторонний отказ от исполнения обязательств, в данном случае денежных обязательств, противоречит ст. ст. 309, 310 ГК РФ.

Обращаясь в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями истец ссылаясь на положения совместного приказа Минпромторга России N 1032 и Минэкономразвития России N 397 от 17.08.2011 "Об утверждении параметров, в соответствии со значениями которых телекоммуникационному оборудованию, произведенному на территории Российской Федерации, может быть присвоен статус телекоммуникационного оборудования российского происхождения, методики определения значений параметров, в соответствии с которыми
телекоммуникационному оборудованию, произведенному на территории Российской
Федерации, может быть присвоен статус телекоммуникационного оборудования российского происхождения, порядка присвоения телекоммуникационному оборудованию, произведенному на территории Российской Федерации, статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения и ежегодного подтверждения такого статуса", на письмо Минпромторга России от 19.07.2018 № 45788/11 «О подтверждении производства продукции на территории РФ», на п. 30 Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" и ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" считает нарушившим ответчиком обязательства по государственному контракту в части предоставления сведений, подтверждающих происхождение поставленного товара на территории РФ.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленного иска суд первой инстанции пришел к выводу, что исковые требования необоснованны, выбранный способ защиты является ненадлежащим.

Апелляционный суд повторно исследовав и оценив, представленные в дело доказательства, не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции по примененным нормам материального права и переоценке фактических обстоятельств дела в виду следующего.

В соответствии с п. 1 и 9 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" положения ГК РФ, законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статья 3 ГК РФ), подлежат истолкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 ГК РФ.

Статьей 12 ГК РФ предусмотрен перечень способов защиты гражданских прав. Иные способы защиты гражданских прав могут быть установлены законом.

По смыслу части 1 статьи 168 АПК РФ суд определяет, какие нормы права следует применить к установленным обстоятельствам.

Между истцом и ответчиком сложились правоотношения на основании
государственного контракта от 03.04.2018 № 818320100232770659360500/037310006501800013-0018326-01, которые подлежат регулированию общими положениями ГК РФ об обязательствах и специальными положениями Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также специальными подзаконными актами, принятыми в соответствии с ГК РФ и Законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ в соответствующей сфере и компетенции государственных органов в указанной части.

В соответствии со ст. 3 ГК РФ в соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.

Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее - законы), регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса.

Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

Отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу и иным законам.

На основании и во исполнение настоящего Кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.

Действие и применение норм гражданского права, содержащихся в указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации (далее -иные правовые акты), определяются правилами настоящей главы.

Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

Согласно п. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в соответствии с п. 1 и 3 настоящего Закона регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:

1) планирования закупок товаров, работ, услуг;

2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются
поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение
недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт);

4) особенностей исполнения контрактов;

5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;

6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;

7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных
нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).

Особенности регулирования отношений, указанных в части 1 настоящей статьи, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, могут быть установлены отдельными федеральными законами.

В соответствии с п. 1 и 2 Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (далее - нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).

Таким образом, гражданские правоотношения в сфере закупок регулируются специальным Федеральным законом - Закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, а также нормами права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, соответствующие настоящему Федеральному закону и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок нормативными правовыми актами, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федерального органы исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос".

В соответствии с п. 1, 2, 3, 4 и 6 ст. 14 Закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ в редакции от 31.12.2017 с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 11.01.2018 при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок размещает перечень иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, указанные в части 1 настоящей статьи, и условия применения национального режима в единой информационной системе.

В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Нормативными правовыми актами, предусмотренными частями 3 и 4 настоящей статьи и устанавливающими ограничения, условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей осуществления закупок могут быть определены случаи, при которых заказчик при исполнении контракта не вправе допускать замену товара или страны (стран) происхождения товара в соответствии с частью 7 статьи 95 настоящего Федерального закона.

Постановлением Правительства РФ от 14.01.2017 N 9 "Об установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства" в редакции от 21.12.2017 в п., 1, 2, 3 и 7 установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением товаров по перечню согласно приложению и товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза), работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории Евразийского экономического союза отсутствуют.

Установить запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренных приложением к настоящему постановлению, для целей осуществления закупок товаров для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров на территории Российской Федерации отсутствует.

Установить, что подтверждением отсутствия производства на территории Российской Федерации товаров отраслей промышленности, нормативно-правовое регулирование в сфере которых осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, является заключение Министерства промышленности и торговли Российской Федерации об отсутствии производства на территории Российской Федерации этих товаров, выдаваемое в установленном указанным Министерством порядке с учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации".

Для целей применения настоящего постановления под закупками товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства понимаются закупки товаров, работ (услуг) в целях выполнения мероприятий государственных программ Российской Федерации, долгосрочных (федеральных) целевых программ в области обороны страны и безопасности государства, государственной программы вооружения, иных мероприятий в рамках государственного оборонного заказа, а также закупки товаров, работ (услуг) для выполнения функций и полномочий заказчиков, непосредственно связанных с обеспечением обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, постановлением Правительства РФ от 14.01.2017 N 9запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением товаров по перечню согласно приложению и товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза), работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств - членов Евразийского экономического союза), установлен для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции оставлены без внимания обстоятельства поставки в рамках обеспечения оборонного заказа отклоняются апелляционным судом.

Судом первой инстанции дан анализ сложившимся правоотношениям сторон.

Настоящие правоотношения между истцом и ответчиком сложились на основании государственного контракта от 03.04.2018 № 1818320100232770659360500/037310006501800013-0018326-01 не связанных с нуждами обороны страны и безопасности государства, в связи с чем суд отклоняет ссылку истца на приказа Минпромторга России N 1032 и Минэкономразвития России N 397 от 17.08.2011, письмо Минпромторга России от 19.07.2018 № 45788/11, п. 30 Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 и ст. 14 Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

Истец толкует вышеприведенные нормы в противоречие Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ, действовавшему на дату заключения государственного контракта и в отсутствие ограничений, установленных Правительством РФ при осуществлении закупок для нужд государственных органов, в том числе нужд уголовно-исполнительной системы.

Доводы апелляционной жалобы не содержат документального опровержения выводов суда первой инстанции об отсутствии обеспечения оборонного заказа в рамках спорных договорных отношений.

Как указано выше, судами в рамках дела № А40-315411/18-64-2591 установлено, что в разъяснениях положений документации об Аукционе на запрос № 924104 от 13.03.2018г. Государственный заказчик поясняет, что в соответствии с требованием пункта 8 раздела 11 документации об аукционе в электронной форме, во второй части заявки на участие в электронном аукционе участник аукциона обязан представить документы или копии документов, подтверждающих страну происхождения товара.

Государственному заказчику были предоставлены во второй части заявки па участие в электронном аукционе копии документов, подтверждающих страну происхождения товара.

Пунктом 10 документации об аукционе в электронной форме установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2017 № 9 «Об установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства» поставляемый товар должен происходить из государств - членов Евразийского экономического союза.

Поставщиком в качестве документа, подтверждающего страну происхождения товара, представлена декларация о стране происхождения товара, сертификат соответствия № RU C-RU.AB15. В.08371 от 15.06.2018.

Код позиции КТРУ 26.30.23.000 - аппараты телефонные прочие, устройства и аппаратура для передачи и приема речи, изображений или других данных, включая оборудование коммуникационное для работы в проводных или беспроводных сетях связи (например, локальных и глобальных сетях).

Представленный Поставщиком сертификат соответствия на товар содержит следующую информацию: «Изготовитель: ООО «ТДЮС», 105082, Россия, <...>, комната 16, Электронная почта: info@,unitsolutions.ru, Контактный телефон: <***>.

Производителем является ООО «ТДЮС», 105082, Россия, <...>, комната 16.

Сведения, представленные Поставщиком, являются достоверными, сертификат соответствия таможенного союза выдан соответствующим уполномоченным органом на законных основаниях. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Техническим заданием на поставку оборудования видеоконференцсвязи (приложение № 2 к Государственному контракту) установлены требования к документации, такие как: комплект эксплуатационно-технической документации поставляется на русском языке на бумажном носителе с указанием наименования, предназначения изделий, технических характеристик, спецификации изделий, входящих в состав товара, сведений о содержании драгоценных металлов, комплекта поставки, даты изготовления, страну производителя в следующем составе: руководство по установке и настройке оборудования

видеоконференцсвязи; руководство по эксплуатации оборудования видеоконференцсвязи; паспорт на оборудования видеоконференцсвязи с указанием наличия драгоценных металлов. Вышеуказанные документы были переданы в составе 1-го комплекта на основании товарной накладной № 18 от 29.05.2018г.

Пунктом 2 ст. 24 ФЗ № 44-ФЗ к конкурентным способам определения поставщиков отнесены аукционы, в том числе аукцион в электронной форме. Исходя из изложенного, следует, что весь процесс закупки, начиная от размещения извещения и заканчивая заключением контракта — это единая процедура, которая должна осуществляться по единым требованиям, существовавшим на момент начала этой процедуры.

Контракт (договор), подписываемый по результатам аукциона должен соответствовать аукционной документации, которая была размещена и доведена до сведения поставщиков. Закупка начинается с определения поставщика и заканчивается исполнением контракта.

Под определением поставщика в соответствии с п. 2 ст. 3 ФЗ № 44-ФЗ понимается совокупность действий, которые начинаются с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги и завершаются заключением контракта. Весь процесс закупки должен проводиться по единым правилам. Как указано в п. 1 ст. 2 ФЗ № 44 нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону, то есть Гражданский кодекс РФ по вопросам, регулирующим заключение договора, должен применяться с особенностями, установленными Законом № 44-ФЗ.

В соответствии с п. 6 ст. 3 ГК РФ действие и применение норм гражданского права, содержащихся в указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации, определяются правилами настоящей главы.

Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2018 № 498 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 14 января 2017г. № 9» внесены изменения с дополнением постановления п.5.1, о том, что подтверждением соответствия товаров требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации является заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от 24 апреля 2018 № 498 не содержало положений, согласно которым данное постановление распространялось на правоотношения, возникшие до вступления его в законную силу, а содержало положение о том, что настоящее постановление вступает в силу с 1 июня 2018 г. и применяется к правоотношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашены принять участие в которых направлены после дня вступления в силу настоящего постановления.

В силу п.1 ст.4 ГК РФ действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Таким образом, на момент размещения извещения аукционная документация полностью соответствовала действующему законодательству, в том числе постановлению Российской Федерации от 14 января 2017г. № 9.

В соответствии со ст. 307 и 309 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Обязательства возникают, в том числе из договоров и других сделок.

При установлении, исполнении обязательства стороны обязаны действовать, в том чисел добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.

Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии с п. 1 и 23 постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении" в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие либо воздержаться от совершения определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (пункт 1 статьи 307 ГК РФ).

При этом следует иметь в виду, что исчерпывающий перечень действий, совершение которых либо воздержание от совершения которых может быть предметом обязательства, статьей 307 ГК РФ не установлен.

По смыслу пункта 1 статьи 314 ГК РФ, статьи 327.1 ГК РФ срок исполнения обязательства может исчисляться в том числе с момента исполнения обязанностей другой стороной, совершения ею определенных действий или с момента наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором. Если действия кредитора, совершением которых обусловлено исполнение обязательства должником, не будут выполнены в установленный законом, иными правовыми актами или договором срок, а при отсутствии такого срока - в разумный срок, кредитор считается просрочившим (статьи 328 или 406 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 и 2 ст. 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности.

Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Согласно ст. 10 АПК РФ арбитражный суд при разбирательстве дела обязан непосредственно исследовать все доказательства по делу.

Согласно п. 1 ст. 65, п. 1 ст. 66 и ст. 68 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Доказательства представляются лицами, участвующими в деле.

Обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что перечисленные выше обстоятельства свидетельствуют об исполнении ответчиком в соответствии с действовавшим на момент заключения государственного контракта законодательства и условий государственного контракта в части предоставления документации о происхождении товара в полном объеме (ст. 407 и 408 ГК РФ).

Апелляционный суд учел также, что обстоятельства выполнения ответчиком договорных обязательств установлены в рамках дела А40-315411/18-64-2591. В соответствии с п. п. ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассматриваемому делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Апелляционный суд не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции по примененным нормам права и фактическим обстоятельствам дела.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Доводы апелляционной жалобы сводятся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, они не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с оценкой суда доказательств.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения, апелляционным судом не установлено.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 17 сентября 2019 года по делу № А40-131430/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с ФКУ ГЦИТОИС ФСИН РОССИИ (ОГРН: <***>) в доход федерального бюджета 3000 (три тысячи) рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья Е.А. Ким

Судьи: Т.А. Лялина

Б.В. Стешан