ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-131826/20 от 21.01.2021 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 09АП-73795/2020

г. Москва Дело № А40-131826/20

29 января 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2021 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи И.В. Бекетовой,

судей:

Е.В. Пронниковой, С.Л. Захарова,

при ведении протокола

секретарем судебного заседания С.Э. Исрафиловым,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО «ИнвестСтройПроект»

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.11.2020 по делу № А40-131826/20 (154-970)

по заявлению ООО «ИнвестСтройПроект» (ОГРН 1027706020000)

к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423)

о признании незаконным решения,

при участии:

от заявителя:

Кузнецов А.В. по дов. от 13.11.2018;

от заинтересованного лица:

Алиева Х.Н. по дов. от 29.12.2020;

У С Т А Н О В И Л:

ООО «Инвестстройпроект» (далее также – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным, выраженного в письменном уведомлении от 08.04.2020 № ДГИ-1-25703/20-1, решения Департамента городского имущества города Москвы (далее также – Департамент, заинтересованное лицо) об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке» в отношении земельного участка с адресным ориентиром: г. Москва, Балаклавский пр-т, д. 28Б, стр. 5, кадастровый номер 77:06:0005016:5141, и обязании Департамент устранить нарушение прав и законных интересов ООО «ИнвестСтройПроект» путем выдачи обществу договора аренды земельного участка с кадастровым номером 77:06:0005016:5141.

Решением суда от 18.11.2020 заявление общества оставлено без удовлетворения.

С таким решением суда не согласилось общество и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой. Ссылается, что распоряжением Департамента от 03.07.2014 г. № 8973 утверждена схема расположения земельного участка по адресу: г. Москва, Балаклавский проспект, вл. 28Б, стр. 5, на кадастровой карте территорий с установленным видом разрешенного использования: объекты размещения коммерческих организаций, не связанных с проживанием населения (1.2.7). Фактическое использование земельного участка с учетом нахождения на нем объекта недвижимости (здания) с функциональным назначением - учреждение, доказательств иного фактического использования в материалах дела не имеется, Департаментом не представлено, что не противоречит, то есть соответствует виду разрешенного использования, установленному названным распоряжением Департамента (объекты размещения коммерческих организаций, не связанных с проживанием населения (1.2.7).

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы жалобы, представитель Департамента поддержал обжалуемое решение суда.

Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.

Апелляционный суд, выслушав представителей сторон, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.

Как установлено судом и следует из материалов дела, заявителю принадлежит на праве собственности одноэтажное нежилое здание, общей площадью 42,9 кв.м., кадастровый номер 77:06:0005016:1077, расположенное по адресу: г. Москва, Балаклавский пр-т, д. 28Б, стр. 5, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 23.01.2008, копия которого имеется в материалах дела.

12 апреля 2018 года ООО «ИнвестСтройПроект» обратилось в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением (запросом) (вx. № 33-5-42279/18-(0)-0 от 12.04.2018 г.) по вопросу предоставления государственной услуги «Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке» в отношении земельного участка с адресным ориентиром: г. Москва, Балаклавский пр-т, д. 28Б, стр. 5, кадастровый номер 77:06:0005016:5141 (далее по тексту - «земельный участок»), для эксплуатации расположенного (находящегося) на нем принадлежащего Заявителю на праве собственности объекта недвижимости - одноэтажного нежилого здания, общей площадью 42,9 кв.м., кадастровый номер 77:06:0005016:1077 (далее по тексту -«здание») в соответствии с п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ.

Письменным уведомлением от 08 апреля 2020 года (исх. № ДГИ-1-25703/20-1) Департамент городского имущества г. Москвы сообщил Заявителю о принятом решении, согласно которому Обществу отказано в предоставлении запрашиваемой государственной услуги.

Как следует из указанного уведомления, в границах испрашиваемого земельного участка расположен объект недвижимости по адресу: г. Москва, Балаклавский пр-кт, д. 28Б, стр. 5, функциональное назначение которого согласно сведениям ГБУ Мосгор БТИ - учреждение.

В соответствии с полученной посредством межведомственного взаимодействия выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (земельный участок) разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 77:06:0005016:5141 - «объекты размещения коммерческих организаций, не связанных с проживанием населения», что не соответствует что не соответствует фактическому использованию земельного участка.

Согласно Правилам землепользования и застройки города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 № 120-ПП (далее - ПЗЗ), земельный участок с кадастровым номером 77:06:0005016:5141 расположен в территориальной зоне, для которой установлен вид разрешенного использования с индексами: «3.9.3» - размещение объектов капитального строительства для проведения изысканий, испытаний опытных промышленных образцов, для размещения организаций, осуществляющих научные изыскания, исследования и разработки и «6.0.0» - промышленно-производственная деятельность, размещение объектов капитального строительства в целях добычи недр, их переработки, изготовления вещей промышленным способом.

Установленные ПЗЗ виды разрешенного использования не предусматривают использование земельного участка с кадастровым номером 77:06:0005016:5141 под административные цели.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2.10.1.2 Административного регламента, утв. Постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 г. № 199-ПП «Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы», заявителя было сообщено, что Департаментом было принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

На основании пункта 1 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 № 99-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы», Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим, в том числе, функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы, в том числе земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, приватизации имущества города Москвы, выполнения полномочий собственника в отношении имущества города Москвы, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы.

В целях реализации указанных полномочий постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 № 199-ПП утверждены административные регламенты предоставления государственных услуг Департаментом. Предоставление государственной услуги «Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, сооружений, расположенных на земельном участке» регламентировано приложением 15 к указанному постановлению (далее -Административный регламент).

Оспариваемым решением Департамента, оформленным письмом от 08.04.2020 № ДГИ-1-25703/20-1 заявителю сообщено об отказе в предоставлении государственной услуги в соответствии с пунктом 2.10.1.2 Административного регламента.

В соответствии с п. 2.10.1.2 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является наличие одного или нескольких оснований, предусмотренных ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка.

В соответствии со статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

Согласно пункту 7 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации основной принцип земельного законодательства является принцип платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Согласно пункту 5 статьи 4 Закона города Москвы от 19.12.2007 № 48 «О землепользовании в городе Москве» в решениях Правительства Москвы (уполномоченных им органов) о предоставлении земельного участка в частную собственность, на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, аренды, а также в заключаемых указанными органами исполнительной власти города Москвы договорах купли-продажи, аренды и иных договорах, предметом которых являются земельные участки, устанавливается вид использования земельного участка из числа разрешенных градостроительным регламентом, соответствующий фактическому использованию на момент передачи земельного участка, а также требования к использованию земельного участка, обусловленные природоохранным законодательством Российской Федерации и законодательством города Москвы.

Разрешенное использование земельных участков устанавливается в соответствии с перечнем видов разрешенного использования, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».

Между тем, как было установлено Департаментом, в границах испрашиваемого земельного участка расположен объект недвижимости по адресу: г. Москва, Балаклавский пр-кт, д. 28Б, стр. 5, функциональное назначение которого согласно сведениям ГБУ МосгорБТИ -учреждение.

В соответствии со сведениями публичной кадастровой карты разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 77:06:0005016:5141 -«объекты размещения коммерческих организаций, не связанных с проживанием населения», что не соответствует фактическому использованию земельного участка.

Согласно Правилам землепользования и застройки города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 № 120-ПП (далее - ПЗЗ), земельный участок с кадастровым номером 77:06:0005016:5141 расположен в территориальной зоне, для которой установлен вид разрешенного использования с индексами: «3.9.3» - размещение объектов капитального строительства для проведения изысканий, испытаний опытных промышленных образцов, для размещения организаций, осуществляющих научные изыскания, исследования и разработки и «6.0.0» - промышленно-производственная деятельность, размещение объектов капитального строительства в целях добычи недр, их переработки, изготовления вещей промышленным способом.

Установленные ПЗЗ виды разрешенного использования не предусматривают использование земельного участка с кадастровым номером 77:06:0005016:5141 под административные цели, установление иных или дополнительных видов разрешенного использования земельному участку с кадастровым номером 77:06:0005016:5141 возможно только в случае внесения соответствующих изменений в ПЗЗ.

Изложенное свидетельствует о законности и обоснованности оспариваемого заявителем решения Департамента.

Кроме того, как обоснованно указывает Департамент, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 07.11.2012 № 633-ПП «Об утверждении Положения о Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы» вопросы, связанные с внесением изменений в ПЗЗ, относятся к компетенции Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы.

Порядок внесения изменений в ПЗЗ осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 17.05.2018 № 457-1111 «Об утверждении порядка направления и рассмотрения предложений о внесении изменений в правила землепользования и застройки города Москвы».

В этой связи ООО «ИнвестСтройПроект» вправе обратиться в Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы по вопросу внесения изменений в ПЗЗ.

Следовательно, после внесения изменений в ПЗЗ и в сведения Единого государственного реестра недвижимости в части вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:06:0005016:5141, ООО «ИнвестСтройПроект» вправе повторно обратиться в Департамент за оказанием государственной услуги «Предоставление земельных участков в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках» в соответствии с Приложением 15 к постановлению Правительства Москвы от 15.05.2012 № 199-ПП.

Между тем доказательств обращения в Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы по вопросу внесения изменений в ПЗЗ заявителем не представлено.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что совокупность оснований, необходимая в силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ для удовлетворения требований, отсутствует, в связи с чем требования общества удовлетворению не подлежат.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой доказательств и иным толкованием норм материального права, не опровергают правильные выводы суда.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.

Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда города Москвы от 18.11.2020 по делу № А40-131826/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья: И.В. Бекетова

Судьи: С.Л. Захаров

Е.В. Пронникова

Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.