ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 09АП-36252/2022
г. Москва Дело № А40-132525/21
07 июля 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июля 2022 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Проценко А.И.,
судей Левченко Н.И., Валюшкиной В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Воронкиным Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО «Мосрентген» на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.04.2022 по делу № А40-132525/21 по иску ООО «Мосрентген» (ОГРН <***>) к 1) Росимуществу (ОГРН <***>), 2) Госкорпорации «Росатом» (ОГРН <***>) третьи лица: 1. ФГУП «Федеральный экологический оператор», 2. ФГУП «Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами», 3. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, 4. Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве об обязании передать радиоактивные отходы,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: ФИО1 по доверенности от 01.09.2021, диплом № ВСА 1053181 от 02.07.2010;
от ответчиков: 1) ФИО2 по доверенности от 19.05.2021, диплом № 106631 0190038 от 07.07.2020; 2) не явился, извещен
от третьих лиц: не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
ООО «Мосрентген» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к Росимуществу, Госкорпорации «Росатом» об обязании Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом» передать радиоактивные отходы в общем объеме 174 куб.м., извлечённые с принадлежащего ООО «Мосренген» земельного участка и находящихся на временном хранении у ФГУП «ФЭО», во ФГУП «Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами», в целях их захоронения, в срок не позднее 31.07.2022 года, возложить на Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом» обязанность по управлению и безопасному обращению с радиоактивными отходами в общем объеме 174 куб.м., изъятых с принадлежащего ООО «Мосренген» земельного участка и находящихся на временном хранении у ФГУП «ФЭО», с учетом принятых судом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21 апреля 2022 года в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, поскольку выводы суда не соответствуют материалам дела, кроме того, при принятии решения по делу, судом нарушены нормы материального и процессуального права.
Представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель Росимущества в судебном заседании против доводов жалобы возражал, направил отзыв на жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, уведомленные судом о времени и месте слушания дела, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет о принятии апелляционной жалобы к производству и назначению к слушанию, в судебное заседание не явились, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, исходя из норм ст. 156 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 21 апреля 2022 года на основании следующего.
Как следует из материалов дела, ООО «Мосрентген» (истец) является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:21:0120203:27, находящегося по адресу: Москва, поселение Мосрентген, поселок завода «Мосрентген». Ранее на данном земельном участке располагался производственный цех бывшего завода «Мосрентген», в котором заряжали терапевтические и дефектоскопические радиоизотопные установки. В 1960 году в данном цеху случилась авария, произошло радиоактивное загрязнение территории. В этой связи, цех засыпали землей, а территорию огородили. При этом, истец ООО «Мосрентген» не имеет отношения к бывшему заводу «Мосрентген», не является его правопреемником, не осуществляет деятельности, от которой образуются радиоактивные отходы.
В 2006 году на территории ООО «Мосрентген» было произведено радиационное обследование территории, в результате чего выяснилось, что площадь радиационно-загрязненной территории составляет 0,53га. В результате проведенного в 2010 году специализированной организацией ООО «Альянс Гамма» обследования было выявлено шесть участков радиоактивного загрязнения (УРЗ) общей площадью около 800 кв.м. Глубина залегания и область распространения радиоактивных веществ не была определена.
В 2012 году участок был включен государством в список территорий, подлежащих реабилитации. Средства на подготовительные работы и вывоз РАО были заложены в ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года». На выполнение работ по реабилитации 29.01.2013 года был заключен государственный контракт между Госкорпорацией «Росатом» и ФГУП «ФЭО». Госконтракт предусматривал проведение комплексного инженерно-радиологического обследования (КИРО) и на его основании извлечение и вывоз с территории 200 куб.м. РАО в течение трех лет. Однако, выделенных бюджетных средств оказалось недостаточно для полной реабилитации объекта, так как предположительные объемы РАО на участке по результатам обследования составили до 1400 куб.м.
Между ООО «Мосрентген» и ФГУП «ФЭО» был заключен договор № ЦГИ/ИФОЗ-Д5-55/13 от 19.08.2013года.
Соответственно, ФГУП «ФЭО» на спорном объекте выполняло работы одновременно по двум договорам - по госконтракту от 29.01.2013 года и по договору с истцом от 19.08.2013 года.
Согласно актам выполненных работ за период с 01.10.2013 г. по 26.08.2014 г., ФГУП «ФЭО» произвел извлечение, сортировку и передачу на долговременное хранение 731.43 м. куб, радиоактивных отходов.
По итогам исполнения обязательств по договору исполнитель подготовил Отчет о выполнении завершающих работ в рамках договора № Ц-ГИ/ИФ03-Д5-55/73 от 19.08.2013 г. «Комплекс работ по реабилитации земельного участка обшей площадью 0,53 га, расположенного на территории ООО «Мосрентген», в соответствии которым по результатам проведенного радиационного обследования территория объекта по показателю радиационной безопасности - мощность амбиентного эквивалента дозы гамма-излучения, соответствует требования санитарных правил и норм и гигиенических нормативов ОСПОРБ-99 и СП 2.6.1.1292-03) для отвода данного земельного участка под строительство производственных здании и сооружений.
Данный Отчет был итоговым результатом выполнения исполнителем всего объема работ и основанием для: подписания между сторонами акта сдачи-приемки работ по договору; снятия ООО «Мосрентген» с учета в качестве субъекта системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (письмо Госкорпорации «Росатом» от 28.02.2015 г. № 1-2/2343); снятия Роспотребнадзором ограничений по использованию земельного участка на территории ООО «Мосрентген», в том числе под строительство производственных зданий (письмо Роспотребнадзора от 19.05.2015 г. № 03-05- 15/01-00527-03).
После снятия с учета (ликвидации) санитарно-защитной зоны радиационно-опасного объекта на участке территории ООО «Мосрентген» по адресу: город Москва, поселение «Мосрентген», поселок завода «Мосрентген» (Письмо Роспотребнадзора от 19.05.2015 г. № 03-05-15/01-00527-03), ООО «Мосрентген» приступил к использованию реабилитированного земельного участка по его целевому назначению, заключив с ООО «СпецстройПроект» договор подряда № 2016/09/01 от 01.09.2016 г. на разработку проектной документации на строительство производственного здания.
В соответствии с письмом Роспотребнадзора от 19.05.2015 г. № 03-05-15/01- 00527-03 при использовании земельного участка под строительство производственных зданий и сооружений, необходимо все земляные работы проводить под радиационным контролем в порядке, согласованном с ТО Управления Роспотребнадзора по г. Москве.
В соответствии данными требованиями Управления Роспотребнадзора по г. Москве между ООО «Мосрентген» и ФБУН НИИРГ им. П.В. Рамзаева был заключен договор № 02-03-03/2017 от 02.03.2017 г. на радиологическое сопровождение строительства производственного здания на этапе производства земляных работ на территории участка бывшего радиационно-опасного объекта, находящегося по адресу Москва, поселение Мосрентген, поселок завода «Мосрентген», в соответствии с Порядком организации и ведения радиационного контроля, согласованного 05.05.2017 г. с Управлением Роспотребнадзора по г. Москве.
После совершения указанных мероприятий, предписанных Управлением Роспотребнадзора по г. Москве, ООО «Мосрентген» заключил с ООО «Научноисследовательский проектно-технологический институт «Стройиндустрия» договор строительного подряда № 15-02-ПОМ-08 от 05.05.2017 г. на разработку и вывоз грунта.
Однако, при выполнении ООО «Научно-исследовательский проектнотехнологический институт «Стройиндустрия» подрядных работ и послойном снятии грунта при прокладке котлованов в период с 25.05.2017 г. по 08.06.2017 г., ФБУН НИИРГ им. П.В. Рамзаева, осуществляя сопровождение вскрышных работ и радиационный контроль в соответствии с договором № 02-03-03/2017 от 02.03.2017 г. на радиологическое сопровождение строительства, выявил партий загрязненных радионуклидом 137Cs, отнесенных к низкоактивным отходам (коротко живущие).
В этой связи, истец заключил с ФГУП «ФЭО» договор № 10 от 05.05.2017 года, согласно которому ФГУП «ФЭО» приняло на себя обязательство оказать следующие услуги (п. 2.1.1):
-передача заказчику по актам приема-передачи сертифицированных контейнеров типа КМЗ в количестве 64 (шестьдесят четыре) штуки для возможной последующей загрузки РАО;
-обращение с РАО (направление (выезд) персонала исполнителя на место оказания услуг, и возврат персонала по окончании оказания услуг, дозиметрический контроль при выполнении работ с РАО, упаковка РАО в контейнеры, паспортизация РАО с подготовкой сопроводительных документов (паспорт на упаковку, акт на партию РАО), подготовка РАО к перевозке (транспортированию);
-перевозка 64 (шестидесяти четырех) контейнеров с территории ООО «Мосрентген» на ПХРО Саратовского отделения филиала;
-прием и размещение РАО в количестве 174 куб.м, на промежуточное хранение; -передача РАО на захоронение ФГУП «Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами».
Согласно договору, в редакции дополнительного соглашения № 1 от 14.08.2017 г., стоимость услуг, оказываемых по нему ответчиком, определяется протоколом согласования договорной цены и составляет 43 869 435 руб., в т.ч. НДС 18 % (п. 4.1, договора).
Как следует из дополнительного соглашения № 1 от 14.08.2017 г. к договору № 10 от 05.05.2017 г., заключенного с ФГУП «ФЭО», объем радиационных отходов, которые необходимо вывезти на захоронение, составляет 174 куб.м.
В соответствии с дополнительным соглашением № 1 от 14.08.2017 г. к договору на оказание услуг № 10 от 05.05.2017 г., ФГУП «ФЭО» обязано было произвести обращение с радиоактивными отходами, в том числе произвести прием, перевозку и размещение на хранение радиоактивных отходов в количестве 174 куб.м.
В соответствии с п. 5.10 названного договора «исполнитель осуществляет промежуточное хранение РАО до момента передачи заказчиком на захоронение национальному оператору по обращению с РАО. При этом, вне зависимости от того, что указано в настоящем или других пунктах договора, окончание срока хранения РАО по истечение 5 лет с момента передачи заказчиком РАО на промежуточное хранение исполнителю.
По окончании срока хранения РАО, указанного в настоящем пункте, РАО передаются заказчику у исполнителя (по месту хранения РАО) в течение 30 (тридцати) дней с момента окончания срока хранения. Исполнителем за счет заказчика могут быть оказаны услуги по передаче РАО на захоронение национальному оператору по обращению с РАО, стоимость этих услуги и порядок их оказания согласуется сторонами и осуществляется в соответствии с условиями настоящего договора.
В случае передачи РАО на захоронение национальному оператору по обращению с РАО ранее срока, указанного в настоящем пункте, стоимость услуг, оказываемых по настоящему договору (п. 4.1 договора), не изменяется.
На основании указанного договора № 10 от 05.05.2017 г. и дополнительного соглашения № 1 от 14.08.2017 г., ФГУП «ФЭО» вывез 174 куб.м, радиоактивных отходов, что подтверждается актами № 19 от 07.07.2017 г., № 25 от 11.07.2017 г., №26 от 11.07.2017 г., № 27 от 11.07.2017 г., № 33 от 15.07.2017 г., №34 от 15.07.2017 г., № 35 от 15.07.2017 г., № 36 от 19.07.2017 г., № 39 от 23.07.2017 г., № 41 от 23.07.2017 г., № 42 от 23.07.2017 г., № 43 от 27.07.2017 г., № 44 от 27.07.2017 г., № 45 от 27.07.2017 г., № 46 от 31.07.2017 г., № 47 от 31.07.2017 г., № 48 от 31.07.2017 г.
Как указывает истец, предусмотренный договором пятилетний срок временного хранения извлеченных РАО истекает 31.07.2022 года.
В то же время, услуги по передаче РАО на захоронение национальному оператору по обращению с РАО и их захоронению не входят в стоимость названного договора № 10 от 05.05 2017 г.
В настоящее время вывезенные с территории ООО «Мосрентген» радиоактивные отходы находятся на временном хранении у ФГУП «ФЭО» и требуют дальнейшего долговременного захоронения после 31.07.2022 года.
Истец указывает на то, что находившиеся на земельном участке истца радиоактивные отходы являются собственностью Российской Федерации, что было подтверждено фактом оплаты государством услуг по изъятию, переработке и захоронению РАО в объеме 731 куб.м., извлеченных с места, где ФГУП «РосРАО» проводились работы по Госконтракту, заключенному между Госкорпорацией «Росатом» и ФГУП «ФЭО» по реабилитации вышеуказанной территории, и от деятельности, никак не связанной с OOO «Мосрентген».
В этой связи, именно на Российской Федерации лежит обязанность по их извлечению, переработке, кондиционированию и захоронению.
Также, истец полагает, что на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом подлежит возложению обязанность по передаче на захоронение в уполномоченную на осуществление деятельности в области обращения с радиоактивными отходами организацию либо национальному оператору по обращению с радиоактивными отходами, радиоактивных отходов в общем объеме 174 куб.м., извлечённых с принадлежащего OOО «Мосрентген» земельного участка и находящихся на временном хранении у ФГУП «ФЭО», в срок не позднее 31.07.2022 года, а на Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом» - обязанность по управлению и безопасному обращению с данными радиоактивными отходами, в связи с чем, истец обратился с настоящим иском в суд.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 11.07.2011 № 190-ФЗ "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные в Российской Федерации", Радиоактивные отходы, содержащие ядерные материалы, которые могут находиться исключительно федеральной собственности, а также образовавшиеся до дня вступления в силу настоящего Федерального закона иные радиоактивные отходы находятся в федеральной собственности.
Радиоактивные отходы, образовавшиеся со дня вступления в силу настоящего Федерального закона (за исключением радиоактивных отходов, содержащих ядерные материалы, которые могут относиться исключительно в федеральной собственности), находятся в собственности организации, в результате деятельности которой они образовались.
В соответствии с Положением о Росимуществе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные исполнительной власти), функции по организации продажи визируемого федерального имущества, реализации имущества (в том числе имущественных прав), арестованного во исполнение судебных решений или актов судов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного, недвижимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем согласно положениям Закона № 190-ФЗ, полномочиями в области обращения с радиоактивными отходами наделяются в первую очередь Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
В ст. 20 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" и п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 03.07.2006г. № 412 "О федеральных органах исполнительной власти и уполномоченных организациях, осуществляющих государственное управление использованием атомной энергии и государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии", определены федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие управление в области обращения с биоактивными отходами: Министерство обороны Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство энергетики Российской Федерации, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, Федеральное агентство морского и речного транспорта, Федеральное медико-биологическое агентство и Госкорпорация "Росатом".
Согласно ст. 18 Закона № 190-ФЗ, орган государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами, уполномоченный законодательством Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации полномочия собственника находящихся в федеральной собственности пунктов хранения радиоактивных отходов, за исключением их отчуждения.
На основании п. 27 ст. 7 федерального закона от 01.12.2007 № 317-ФЗ "О государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (Закон № 317-ФЗ), Корпорация осуществляет полномочия и функции органа государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами.
Ст. 9 Закона № 190-ФЗ установлено, что собственники радиоактивных отходов, собственники пунктов хранения радиоактивных отходов обязаны обеспечивать безопасное обращение с радиоактивными отходами, безопасные эксплуатацию, вывод из эксплуатации, закрытие пунктов хранения радиоактивных отходов.
Финансовые механизмы реализации этой нормы регулируются бюджетным законодательством Российской Федерации, в соответствии с которым финансирование расходов на обращение с накопленными РАО относятся к бюджетным ассигнованиям на реализацию долгосрочных федеральных целевых программ и других предусмотренных законодательством бюджетных источников.
К последним относятся определяемые в каждом конкретном случае законодательными нормативными правовыми актами Российской Федерации источники, в том числе, бюджетные субсидии и имущественные взносы Российской Федерации, включая средства из федерального бюджета на реализацию мероприятий по обращению с РАО, предусмотренных программой деятельности Госкорпорации «Росатом» на долгосрочный период. Кроме того, Госкорпорации "Росатом" в соответствии с законами о федеральном бюджете на текущий финансовый год и планируемую перспективу и Закона № 317-ФЗ выделяются средства из федерального бюджета на управление государственным имуществом (к нему относятся находящиеся в собственности государства РАО и пункты их хранения), в отношении которого Госкорпорация "Росатом" осуществляет от имени Российской федерации полномочия собственника.
Таким образом, Росимущество не имеет полномочий на обеспечение безопасного хранения радиоактивных отходов.
Госкорпорация «Росатом» в соответствии с требованиями п.27 ст.7 Федерального закона от 01.12.2007 № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» осуществляет полномочия и функции органа государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами (далее - РАО).
Полномочия и функции органа государственного управления в области обращения с РАО перечислены в ст. 18 Федерального закона от 11.07.2011 № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В числе полномочий и функций указано, в том числе, и осуществление деятельности по обеспечению безопасности при обращении с радиоактивными отходами и организации физической защиты пунктов хранения радиоактивных отходов.
Однако осуществление регулирования безопасности при обращении с РАО, как вида деятельности в области использования атомной энергии, возложено не только на Госкорпорацию «Росатом», но и на другие органы государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.11.1995 № 70-ФЗ «Об использовании атомной энергии» органы государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии обладают независимостью при принятии ими решений и осуществлении своих полномочий от органов управления использованием атомной энергии, уполномоченного органа управления использованием атомной энергии и от организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии; этот принцип также является одним из основных принципов правового регулирования в области использования атомной энергии.
Имеющиеся в деле доказательства свидетельствуют о том, что спорные РАО в соответствии положениями статей 15, 16, 18, 23 Закона об обращении с РАО, Правил проведения первичной регистрации радиоактивных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.07.2012 № 767, а также Положением об организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2016 № 542, зарегистрированы Информационно-аналитическим центром государственного и ведомственного учета и контроля РВ и РАО Госкорпорации «Росатом» в Системе государственного учета и контроля РВ и РАО (СГУК РВ и РАО) как отходы, образовавшиеся в результате деятельности OOP «Мосрентген (справка СГУК РВ и РАО и письма ООО «Мосрентген» о снятии его с учета).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу, что истец не обосновал предъявление требований к Госкорпорации «Росатом» в качестве надлежащего ответчика.
Кроме того, не установив факта принадлежности спорных РАО к федеральной собственности, суд указал, что возложение каких-либо обязанностей на ответчиков неправомерно, поскольку полномочия собственника спорных РАО осуществляет сам истец и именно истец несет обязанность по передаче на захоронение спорных РАО национальному оператору, таким образом, арбитражный суд указал, что требования предъявлены к ненадлежащим ответчикам.
Также, суд первой инстанции пришел к выводу, что истцом избран ненадлежащий способ защиты, поскольку у Росимущества и у Госкорпорции «Росатом» не имеется ни технических, ни трудовых, ни нормативных возможностей для фактического осуществления манипуляций с радиоактивными отходами, в связи с чем, в случае удовлетворения заявленных требований, решение будет неисполнимо, что противоречит принципу судебного акта, как исполнимость, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к выводу, что в удовлетворении заявленных исковых требований, следует отказать.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело повторно, проверив правильность выводов суда первой инстанции и обоснованность доводов апелляционной жалобы, полагает, что она не подлежит удовлетворению, а решение арбитражного суда отмене, по следующим основаниям.
Как верно указал суд первой инстанции, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что указанные зараженные партии почв и грунта были образованы до вступления в силу п. 1 ст. 23 Федерального закона от 11.07.2011 № 190-ФЗ "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Факт того, что партии почв и грунты, загрязненные радионуклидом 137Cs, образовались после указанной даты доказывает отчет о выполнении завершающих работ в рамках договора № Ц-ГИ/ИФ03-Д5-55/73 от 19.08.2013, заключенный между ООО «Мосрентген» и ФГУП «ФЭО», согласно которому территория была признана безопасной для строительства производственных зданий и сооружений, а также акты приемки-передачи выполненных работ по извлечению, сортировке и передаче на долговременное хранение радиоактивных отходов.
Кроме того, ООО «Мосрентген» имело лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, использование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на объектах I, II или III кл. опасности № ВХ-01 007686 от 03.04.2015 согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 11.11.2021 № ЮЭ9965-21-303846434. Дата начала действия указанной лицензии 03.04.2015 (до заключения ООО «Мосрентген» договора строительного подряда № 2016/09/01 от 01.09.2016).
Судебная коллегия так же обращает внимание на тот факт, что как следует из отзыва ответчика, ООО «Мосрентген» действовало как собственник радиационно-опасной партии почв и грунтов, загрязненных радионуклидом 137Cs, когда заключило с ФГУП «ФЭО» договор № 10 от 05.05.2017.
Такая позиция подтверждалась в деле № А40-196635/2019 по иску ООО «Мосрентген» к «ФГУП «РосРАО» о взыскании убытков в сумме 27 310 814 руб.
В данном решении установлен факт, что ФГУП «РосРАО» как исполнитель надлежаще и в полном объеме выполнило все свои обязательства, предусмотренные договором № Ц-ГИ/ИФ03-Д5.-55/13 от 19.08.2013 г. ЗАО «Мосрентген» приняло и оплатило выполненные ФГУП «РосРАО» работы.
Также, о надлежащем исполнении обязательств со стороны ФГУП «РосРАО» по договору № ЦГИ/ИФ03-Д5.-55/13 от 19.08.2013 г. свидетельствует и то обстоятельство, что претензии о качестве выполненных работ по данному договору со стороны ООО «Мосрентген» в адрес ФГУП «РосРАО» не направлялись.
В дальнейшем ООО «Мосрентген» в 2017 году при проведении работ по устройству котлована выявило партии почв и грунтов, загрязнённых РАО на территории, которая ранее не подвергалась реабилитации со стороны ФГУП «РосРАО» и на которой ранее не проводились никакие работы.
То есть за границами земельного участка, обозначенного договором № Ц-ГИ/ИФ03-Д5.-55/13 от 19.08.2013 г. (Соответственно, оснований для признания взаимосвязанными радиоактивных отходов, обнаруженные в 2017 году и отходов, которые имелись в 2013 году не имеется).
Также согласно п. 5.10 договора № 10 от 05.05.2017, исполнитель осуществляет промежуточное хранение РАО в течение 5 лет с момента передачи заказчиком РАО на промежуточное хранение исполнителю. РАО приняты на хранение в 2017 году.
Следовательно, срок промежуточного хранения истекает в 2022 году. По истечении 5-летнего срока РАО подлежат передаче исполнителем на захоронение национальному оператору по обращению с РАО за счет средств заказчика (заказчиком является ООО «Мосрентген»).
При этом ООО «Мосрентген» не представило доказательств обращения в Росимущество для передачи радиационно-опасных почв и грунтов.
Соответственно, данные радиоактивные отходы находятся в собственности ООО «Мосрентген», в соответствии со ст. 9 Закона № 190-ФЗ (Радиоактивные отходы, образовавшиеся со дня вступления в силу настоящего Федерального закона (за исключением радиоактивных отходов, содержащих ядерные материалы, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности), находятся в собственности организации, в результате деятельности которой они образовались).
Кроме того, Росимущество не уполномочено на осуществление деятельности по обращению и передачи радиоактивных отходов.
В соответствии с Положением о Росимуществе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством" Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества (в том числе имущественных прав), арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 18 Закона № 190-ФЗ, орган государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами, уполномоченный законодательством Российской Федерации: осуществляет от имени Российской Федерации полномочия собственника находящихся в федеральной собственности пунктов хранения радиоактивных отходов, за исключением их отчуждения
На основании п. 27 ст. 7 федерального закона от 01.12.2007 № 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», корпорация осуществляет полномочия и функции органа государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами.
Ст. 9 Закона № 190-ФЗ установлено, что собственники радиоактивных отходов, собственники пунктов хранения радиоактивных отходов обязаны обеспечивать безопасное обращение с радиоактивными отходами, безопасные эксплуатацию, вывод из эксплуатации, закрытие пунктов хранения радиоактивных отходов.
Таким образом, Росимущество не имеет полномочий на обеспечение безопасного хранения радиоактивных отходов.
Доводы апелляционной жалобы, сводятся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с оценкой судом доказательств.
При совокупности изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, оснований для отмены либо изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 21.04.2022 по делу № А40-132525/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья А.И. Проценко
Судьи: Н.И. Левченко
В.В. Валюшкина