ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-134031/2021 от 14.02.2022 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 09АП-2116/2022

г. Москва Дело № А40-134031/21

21 февраля 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2022 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи С.Л.Захарова,

судей:

Т.Б.Красновой, ФИО1,

при ведении протокола

секретарем судебного заседания А.С.Ивановой,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале №13 апелляционную жалобу
Управления Росреестра по Москве

на решение Арбитражного суда города Москвы от 10.12.2021 по делу № А40-134031/21 (93-985)

по заявлению АО «Связьтранснефть»

к Управлению Росреестра по Москве

третье лицо: Департамент городского имущества города Москвы

об оспаривании уведомления,

при участии:

от заявителя:

ФИО2 по дов. от 27.12.2021;

от ответчика:

не явился, извещен;

от третьего лица:

не явился, извещен;

У С Т А Н О В И Л :

АО «Связьтранснефть» (далее также – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании решения Управления Росреестра по Москве (далее также – ответчик, Управление), изложенного в уведомлении от 07.06.2021 № 77/005/274/2020-399/4 об отказе в государственной регистрации права собственности на здание по адресу: <...>, кадастровый номер: 77:04:0003018:1097.

Решением суда от10.12.2021, принятым по данному делу, заявленные обществом требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь в обоснование на законность оспариваемого решения регистрирующего органа.

Представитель заявителя в судебном заседании, а также в отзыве на жалобу, представленном в порядке ст.262 АПК РФ, возражал против доводов и требований ответчика, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

Представители ответчика и третьего лица, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено без их участия.

Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, изучив материалы дела и доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.

Как усматривается из материалов дела, АО «Связьтранснефть» является собственником зданий, расположенных по адресам: <...> и <...> на основании (1) плана приватизации государственного предприятия «Производственно-техническое объединение связи», утвержденного Распоряжением Госкомимущества России от 01.09.1994 № 2268-р, (2) пообъектного перечня зданий и сооружений государственного предприятия – Производственное объединение связи, утвержденного Распоряжением Минимущества России от 06.02.2002 № 291-р.

Также заявитель является собственником здания по адресу <...>, запись о государственной регистрации права от 05.07.2006 № 77-77-04/063/2006-722.

Все вышеперечисленные 3 здания расположены на земельном участке с кадастровым номером 77:04:0003004:1, которым заявитель владеет и пользуется на основании действующего договора аренды от 22.01.1996 № М-04-004126, заключенного с Департаментом городского имущества города Москвы (ранее – с Московским земельным комитетом), запись в ЕГРН № 77-77-14/001/2005-380.

22.06.2020 заявитель обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением № 77/005/274/2020-399 о государственной регистрации права собственности на здание, расположенное по адресу <...> (далее – Здание).

30.06.2020 Управлением Росреестра по Москве в адрес общества направлено уведомление о приостановлении государственной регистрации с указанием следующих оснований: не представлены документы, подтверждающие возникновение права, что препятствует проведению государственной регистрации права собственности.

25.08.2020 заявитель представил в адрес Управления дополнительные копии распоряжения Минимущества России от 06.02.2002 № 291-р с приложением выписки из Пообъектного перечня от 06.02.2002; распоряжения Госкомимущества России от 01.09.1994 № 2268-р с приложением Плана приватизации от 01.09.1994, удостоверенные в нотариальном порядке.

27.08.2020 Управлением Росреестра по Москве в адрес заявителя направлено уведомление о неустранении причин приостановления государственной регистрации прав, в котором перечислены основания, ранее указанные в уведомлении от 30.06.2020, а также дополнено ссылкой на Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закон о приватизации), а именно: перечислены требования к передаточному акту в соответствии с п. 2 ст. 11 Закона о приватизации.

21.12.2020 заявителем представлена надлежащим образом заверенная копия Распоряжения от 06.02.2002 № 291-р c приложением Пообъектного перечня на 180 листах, в котором содержится также Здание.

28.12.2020 Управлением Росреестра по Москве в адрес общества направлено уведомление о неустранении причин приостановления государственной регистрации прав, в котором указаны предыдущие доводы, а также приведены ссылки на нормы Федерального закона от 23.11.2007 № 270-ФЗ.

Учитывая, что срок приостановления государственной регистрации прав (с учетом продления) истек 01.04.2021, 20.05.2021 заявитель обратился в Управление Росреестра по Москве с запросом о проведении технической проверки по вопросу осуществления регистрационных действий по заявлению 77/005/274/2020-399.

17.06.2021 получен ответ Управления Росреестра по Москве от 08.06.2021 № 14-4687/2021 с приложением уведомления об отказе в государственной регистрации прав, подготовленного 07.06.2021.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения АО «Связьтранснефть» в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу с указанными выше требованиями.

Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.

Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных АО «Связьтранснефть» требований.

При этом удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из неправомерности оспариваемого решения регистрирующего органа.

В соответствии с ч.ч.1 и 2 ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с п.3 ст.1 указанного Федерального закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав) (п.3). Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (п.5).

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п.1 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ).

Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приведены в п.2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ.

При этом в соответствии с положениями подпункта 6 указанной нормы самостоятельным основанием для осуществления государственной регистрации прав являются акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.

К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (п.4 ст.18 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ).

Согласно положениям п.5 ст.18 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

Частью 1 статьи 20 означенного Федерального закона предусмотрены исчерпывающие основания для отказа в государственной регистрации.

На основании п.1 ст.21 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

В соответствии со ст.27 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

При этом статьей 26 указанного Федерального закона предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.

Согласно положениям ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п.3 ч.1). Установив при проведении правовой экспертизы наличие оснований для приостановления государственной регистрации прав, государственный регистратор принимает решение о приостановлении государственной регистрации прав (п.2 ч.4).

Права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.

Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.

Согласно п.5 ст.69 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании: 1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости; 2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав; 3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.

Юридически значимым обстоятельством является то, что общество обратилось в Управление за регистрацией ранее возникшего права на основании приватизации имущества 1994 года, во исполнение акта органа государственной власти.

Следовательно, Управление должно было установить, на основании каких именно документов должно быть подтверждено ранее возникшее право на объект недвижимого имущества.

В настоящем случае, как обоснованно указал суд в своем решении, заявителем представлен исчерпывающий перечень имеющихся правоустанавливающих документов, являющихся основанием приватизации имущества в 1994 году, а именно обществом представлены надлежащим образом удостоверенные копии Плана приватизации и Пообъектного перечня приватизируемого имущества.

План приватизации, оформленный в соответствии с требованиями действовавшего на тот момент законодательства, утверждает оценку активов (имущества), передаваемых в уставный капитал акционерного общества – правопреемника. Пообъектный перечень является расшифровкой к акту оценки Плана приватизации 1994 года.

В пообъектном перечне указан адрес здания, позволяющий идентифицировать его как уникальный объект недвижимости, поскольку иных объектов недвижимости, являющихся зданиями, ни в ЕГРН, ни в Адресном реестре г. Москвы не существует.

Выполнение требования Управления о предоставлении заявителем подлинников актов органов государственной власти следует отметить, что согласно п. 3 ст. 21 Закона о регистрации недвижимости документы в количестве не менее чем в двух экземплярах предоставляются в случае возникновения права из сделки.

Между тем, судом верно установлено, что заявитель обратился за регистрацией ранее возникшего права на основании приватизации имущества 1994 года, во исполнение акта органа государственной власти.

Таким образом, истребование дополнительных документов, не предусмотренных Законом о регистрации и иными нормативными актами в сфере государственной регистрации прав, выходит за рамки полномочий, предоставленных Управлению Росреестра по Москве.

Таким образом, принимая во внимание, что необходимые правоустанавливающие документы обществом были представлены в Управление, права заявителя в отношении объекта недвижимости подтверждены компетентными государственными органами, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у регистрирующего органа в рассматриваемом случае правовых оснований для отказа обществу в государственной регистрации права собственности в отношении спорного объекта.

При таких обстоятельствах оспариваемое решение Управления противоречит требованиям Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку лишает его права по осуществлению полномочий собственника, которые приобретаются с момента государственной регистрации.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости удовлетворения заявленных обществом требований, обязав Управление в соответствии с п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ устранить допущенные нарушения прав заявителя путем государственной регистрации права собственности
АО «Связьтранснефть» на спорный объект недвижимости.

Доводы, изложенные в обоснование позиции ответчика при рассмотрении дела судом первой инстанции, исследованы и им дана правильная оценка.

Доводы, приведенные Управлением в апелляционной жалобе, также не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда города Москвы от 10.12.2021 по делу № А40-134031/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья С.Л.Захаров

Судьи Т.Б.Краснова

ФИО1