ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-135675/18 от 12.11.2018 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-48173/2018

г. Москва                                                                                Дело № А40-135675/18

Постановление изготовлено в полном объеме ноября 2018 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи                              Свиридова В.А.,

Рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу ООО «Телеканал Дождь» на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.08.2018, принятое судьей Вагановой Е.А., в порядке упрощенного производства по А40-135675/18 (139-1517)

по заявлению ООО «Телеканал Дождь»

к  ИФНС России №15 по г. Москве

о признании незаконным постановления

Без вызова сторон

УСТАНОВИЛ:

ООО «Телеканал Дождь» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления ИФНС России №15 по Москве о признании незаконным и отмене постановления от 01.06.2018 №3372.

Решением от 20.08.2018 арбитражный суд в удовлетворении заявленных требований отказал. Суд сделал вывод о законности и обоснованности оспариваемого постановления.

Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Считает, что судом нарушены нормы материального и процессуального права.

В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по доводам, изложенным в данном отзыве.

Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Апелляционный суд изучив материалы дела, доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав позицию ответчика, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, 25 мая 2018 Заместителем начальника Инспекции ФНС №15 по г.Москве Советником государственной гражданской службы РФ 2 класса ФИО1 было вынесено постановление № 3372, которым заявитель привлечен к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 (Сорок тысяч) рублей (далее - Постановление).

Не согласившись с постановлениями о привлечении к административной ответственности, Общество обратилось в суд с заявлением.

Согласно ч.ч.6, 7 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Срок, предусмотренный ч.2 ст.208 АПК РФ, ст.30.3 КоАП РФ для обжалования решения административного органа о привлечении к административной ответственности, заявителем не пропущен.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обосновано исходил из следующего.

Из материалов дела видно, Инспекций была проведена проверка соблюдения валютного законодательства, по результатам которой установлено, что Договор о подписке на услуги APTN от 28.04.2012 №28-04/12 (далее - Договор), заключен между ООО «ТЕЛЕКАНАЛ ДОЖДЬ» и Компанией ASSOCIATED PRESS TELEVISION NEWS LIMITED. Соединенное Королевство, (далее - Нерезидент), по условиям которого Нерезидент предоставляет Обществу (подписчику) неисключительное право использовать (воспроизводить) архивные фотоматериалы - АР Images - на указанных в Договоре типах Платформ в пределах территории, в выпусках новостей, программах о текущих событиях, а также использовать отдельные части программ Телеканала «Дождь», включающих материалы APTN, в частности, для рекламирования и анонсирования в средствах массовой информации.

В целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям Обществом в Банке ВТБ (ПАО) оформлен паспорт сделки от 12.05.2012 №12050006/2748/0000/4/0.

При исполнении условий Договора Обществом не представлены в уполномоченный банк справка о подтверждающих документах одновременно с подтверждающим документом - Актом оказания услуг и передачи прав от 30.04.2016 БН (передача Нерезидентом Обществу неисключительных прав на использование материалов) на сумму 6 500.00 долларов США в срок, установленный п.п. 9.2.2 п. 9.2 Инструкции № 138-И, до 25.05.2016 (включительно).

Указанная обязанность исполнена Обществом 14.10.2016, позже установленного срока более чем на 30 (тридцать) дней.

Согласно ст.25 Закона №173-ФЗ резиденты, нарушившие положения валютного законодательства Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В этой связи, ООО «ТЕЛЕКАНАЛ ДОЖДЬ», нарушив установленные п/п. 9.2.2 п.9.2 Инструкции №138-И сроки представления в уполномоченный банк формы учета по валютным операциям, совершило административное правонарушение.

Уведомление о месте и времени составления протокола об административном правонарушении от 21.05.2018 получено 21.05.2018 ФИО2 на основании доверенности на получение процессуальных документов, предусмотренных КоАП РФ, в том числе уведомлений по нарушениям ст.15.25 KoAП РФ, выданной 20.05.2018 законным представителем ООО ТЕЛЕКАНАЛ ДОЖДЬ ФИО3.

В связи с этим, получение уведомления о составлении протокола об административном правонарушении представителем Общества ФИО2, действующей по доверенности, и учитывая содержание указанной доверенности, является надлежащим извещением Общества о дате совершения в отношении юридического лица процессуальных действий в рамках возбужденного административного дела.

Таким образом, на момент составления протокола об административном правонарушении Общество было извещено о времени и месте совершения процессуального действия.

В связи с неявкой, надлежащим образом извещенного, налогоплательщика Протокол составлен в отсутствие законного представителя ООО «ТЕЛЕКАНАЛ ДОЖДЬ», который не представил никаких документов, в том числе ходатайств, препятствующих составлению протокола об административном правонарушении по ст. 15.25 КоАП РФ.

Протокол направлен ООО «ТЕЛЕКАНАЛ ДОЖДЬ» 25.05.2018, данный факт подтверждается почтовым извещением.

Определение от 23.05.2018 о месте и времени составления протокола об административном правонарушении по ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ получено 28.05.2018 ФИО2 на основании доверенности на получение процессуальных документов, предусмотренных КоЛП РФ, в том числе уведомлений по нарушениям ст.15.25 КоАП РФ., выданной 20.05.2018 законным представителем ООО «ТЕЛЕКАНАЛ ДОЖДЬ» ФИО3.

Постановление №3372 о назначении административного наказания от 01.07.2018 в отсутствие законного представителя ООО «ТЕЛЕКАНАЛ ДОЖДЬ», извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, который не представил никаких документов, в том числе ходатайств, препятствующих составлению протокола об административном правонарушении по ст.15.25 КоАП РФ.

Согласно ч.4 ст.5 Федерального закона №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Центральный банк Российской Федерации. В соответствии со статьей 20 Центральный банк Российской Федерации в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям в соответствии с настоящим Федеральным законом может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. Паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Указанные сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидентов. П.2 ч.3 ст.23 предусмотрено, что порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля (для представления уполномоченным банкам) устанавливается Центральным банком Российской Федерации.

В соответствии с п.9.1 Инструкция Банка России от 04.06.2012 №138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (далее - «Инструкция 138-И») при исполнении (изменении, прекращении) обязательств по контракту (кредитному договору), по которому оформлен ПС, резидент представляет в банк ПС одновременно с одним экземпляром справки о подтверждающих документах, заполненной в соответствии с приложением 5 к настоящей Инструкции, следующие документы, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательств по контракту (кредитному договору) способом, отличным от исполнения обязательств по контракту (кредитному договору) в виде расчетов (далее - способ, отличный от расчетов), или документы, подтверждающие изменение обязательств по контракту (кредитному договору) (далее - подтверждающие документы).

По положениям п.6 ч.1 ст.1 Федерального закона №173-ФЗ юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаются резидентами.

Согласно п.7 ч.1 ст.1 Федерального закона №173-ФЗ юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации, признаются нерезидентами.

В силу п/п.1 и 2 ч. 2 ст.24 Федерального закона 173-ФЗ резиденты обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 закона, вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.

Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается для представления уполномоченным банкам Центральным банком Российской Федерации (п/п. 2 п.3 ст.23 Федерального закона №173-ФЗ).

Непредставление либо несвоевременное представление документов препятствует выполнению контрольных мероприятий, влияет на своевременность и достоверность представления уполномоченными банками в Банк России отчетности, предусмотренной Указанием Центрального Банка Российской Федерации от 12.11.2009 №2332-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации», необходимой для составления платежного баланса Российской Федерации, тем самым наносит существенный вред общественным отношениям в сфере валютного законодательства.

Таким образом, соблюдение требований нормативных правовых актов является обязанностью Общества, за неисполнение которой предусмотрена ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на тридцать дней влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот рублей до трех тысяч рублей; на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Ввиду изложенного, требования ст.ст.28.2, 25.1, 25.4, 29.7 КоАП РФ административным органом при производстве по делу об административном правонарушении соблюдены.

Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены постановления в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004г. №10 инспекцией не допущено.

Совокупность представленных в материалы дела доказательств свидетельствует о наличии в деянии Заявителя события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ.

Факт совершения Заявителем административных правонарушений, предусмотренных ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами.

Таким образом, Заявитель обоснованно привлечен к административной ответственности по ч 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ.

Согласно ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Статья 15.25 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение установленного порядка валютного регулирования и валютного контроля, обеспечивает стабильность внутреннего валютного рынка, соблюдение которого, является обязанностью каждого участника данных правоотношений. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении к исполнению своих обязанностей, что как следствие посягает на охраняемые государством общественные отношения и установленный порядок в области валютного регулирования и валютного контроля.

В связи изложенным, оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения Общества от административной ответственности ввиду малозначительности правонарушения в данном случае у налогового органа не имелось.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст.4.5 КоАП РФ ответчиком соблюдены.

Доказательств, подтверждающих, что Общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, заявителем не представлено.

Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в связи, с чем вина Заявителя в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место.

Исключительных обстоятельств, объективно повлиявших на совершение заявителем неправомерного деяния, не имеется.

Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.

С учетом изложенного апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решение суда первой инстанции, что влечет оставление апелляционной жалобы без удовлетворения.

Руководствуясь ч.3 ст.229, ст.ст. 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.08.2018 по делу №А40-135675/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья:                                                       В.А. Свиридов

Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.