ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва
01 апреля 2019 года Дело № А40-136016/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2019 года
Полный текст постановления изготовлен 01 апреля 2019 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Каменской О.В.,
судей Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1 по дов. от 18.04.2018;
от ответчика: ФИО2 по дов. от 28.12.2018;
рассмотрев 26 марта 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу Московской таможни
на решение от 07 сентября 2018 года,
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Девицкой Н.Е.,
на постановление от 11 декабря 2018 года,
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Пронниковой Е.В., Бекетовой И.В. Захаровым С.Л.,
по делу № А40-136016/18,
по заявлению акционерного общества «Даниес»
к Московской таможне
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
АО "Даниес" (далее также - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании решения Московской таможни (далее также - ответчик, таможенный орган) от 28.05.2018 N 17-12/15832 о возврате заявления.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07 сентября 2018 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 декабря 2018 года, заявленные требования удовлетворены.
Таможня, не согласившись с выводами судов первой инстанции и апелляционного суда, настаивает на отмене судебных актов в связи с применением судами норм материального права, не подлежащих применению, а также не применением норм материального права, подлежащих применению, указывает на не соответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. До начала судебного разбирательства от АО «Даниес» поступил отзыв на кассационную жалобу.
В судебном заседании представитель АО «Даниес» заявил ходатайство о приобщении к материалам дела данного отзыва, представил их оригиналы, а также доказательства заблаговременного направления отзыва всем лицам, участвующим в деле. Ходатайство удовлетворено судом.
В заседании кассационной инстанции представитель кассатора поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель АО «Даниес» против ее удовлетворения возражал по доводам, изложенным в отзыве.
Обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат отмене.
Судами установлено, что во исполнение внешнеторгового контракта N 10/09/S от 07.07.2009, заключенного АО "Даниес" с компанией "SCHARLAB, S.L" Испания на таможенную территорию Российской Федерации ввезен товар - медицинское изделие "Среды питательные и добавки к питательным средам для микробиологии, производитель SCHARLAB, S.L., "Шарлаб, С.Л." Испания, КОД ОКП 938500, КОД ТН ВЭД 3821000000", задекларированный по декларациям на товарыN10129052/040516/0008896,10129052/040416/0006330,10129052/030216/0001750,10129052/141215/0025139,10129052/071015/0019690,10129052/190815/0015895, 10129052/080715/0012549,10129052/250515/0008966.
При декларировании и выпуске указанного товара льготы по уплате налога на добавленную стоимость Обществом не заявлялись, было указано на применение НДС по налоговой ставке 18%, во всех указанных таможенных декларациях для товара N 1 в графе 36 "Преференция" указано "ОООО-ОО".
В связи с тем, что согласно пп. 4 п. 2 ст. 164 Налогового кодекса РФ и Постановлению Правительства РФ от 15.09.2008 N 688 означенный товар (в отношении которого имеется Регистрационное удостоверение на медицинское изделие Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 28.11.2011 N ФСЗ 2011/11139, товар имеет код ОКП 938500 и классифицирован кодом ТН ВЭД ЕАЭС 3821000000) облагается НДС по налоговой ставке 10%, Общество обратилось в Московскую таможню с заявлением от 23.05.2018 N 23052018 (вх. от 23.05.2018N 9588) о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов с приложением Регистрационного удостоверения на медицинское изделие и комплекта документов, подтверждающих факт излишней уплаты налогов.
Суды указывают, что в своем заявлении Общество также указало, что в таможенный орган ранее предоставлялся перечень документов, заверенных нотариально (совместно с заявлением с вх. N 24018 от 28.12.2017) и изменения в них отсутствуют.
Заявление о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов составлено и подано по форме, установленной приказом ФТС России от 22.12.2010 N 2520 и подписано генеральным директором Общества ФИО3
Согласно данному заявлению Общества в отношении товара N 1 должен был быть произведен перерасчет таможенных платежей при изменении ставки НДС с 18% на 10%, для данных товаров должна быть указана в графе 36 "Преференция" ОООО-ЛМ, представлены изменения в графы таможенных деклараций.
Обществом также была представлена "Корректировка декларации на товары, КДТ" для каждой таможенной декларации.
Письмом от 28.05.2018 N 17-12/15832 Московская таможня отказала Обществу в возврате излишне уплаченных денежных средств в размере 129 703, 74 руб., указав, что в КТД отсутствуют отметки таможенного органа, а код ТН ВЭД ЕАЭС 3821000000 не входит в перечень медицинских товаров, облагаемых НДС по налоговой ставке 10%.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения АО "Даниес" с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что учитывая наличие выданного в установленном порядке регистрационного удостоверения, которое классифицирует задекларированный Обществом товар по коду ОКП как медицинское изделие, ответчик не доказал необходимость применения в отношении указанного товара ставки в размере 18%, а изложенные в оспариваемом решении выводы таможенного органа о правомерном применении такой ставки являются необоснованными, противоречат представленным заявителем документам, а также нормам таможенного и налогового законодательства.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций ввиду следующего.
В соответствии со ст. 66 ТК ЕАЭС излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов денежные средства (деньги), идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров и размер которых превышает размер таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии с ТК ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов.
Согласно п. 2 ст. 67 ТК ЕАЭС возврат (зачет) сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов осуществляется таможенным органом при условии внесения в установленном порядке изменений (дополнений) в сведения об исчисленных таможенных пошлинах, налогах, заявленные в декларации на товары, либо корректировки в установленном порядке сведений об исчисленных таможенных платежах в таможенном приходном ордере либо ином таможенном документе, определенном Комиссией в соответствии с п. 24 ст. 266 ТК ЕАЭС, или в таможенных документах, указанных в п. 4 ст. 52 и абз. 2 п. 4 ст. 277 ТК ЕАЭС, и при соблюдении иных условий для возврата (зачета) сумм излишне уплаченных и(или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, устанавливаемых законодательством государства-члена, в котором произведены уплата и (или) взыскание таможенных пошлин, налогов.
Возврат (зачет) сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государства - члена, в котором произведены уплата и (или) взыскание таких ввозных таможенных пошлин, с учетом положений Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (п. 4 ст. 67 ТК ЕАЭС).
В силу п. 6 ст. 67 ТК ЕАЭС возврат (зачет) сумм налогов осуществляется в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государства - члена, в котором произведены уплата и (или) взыскание таких налогов.
В Российской Федерации возврат (зачет) таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств в спорный период осуществлялся в порядке, установленном главой 17 Федерального закона от 27.11.2010 № 311 -ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
В соответствии с ч. 1 ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 № 311 -ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
На основании ч. 2 ст. 147 Федерального закона к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы; платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату; документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату; документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов; документы, указанные в частях 4-7 статьи 122 настоящего Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств; документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате; иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.
Порядок внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, утвержден Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289.
Согласно п. 2 раздела I Порядка при внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ на товары, используется корректировка декларации на товары (КДТ).
Исходя из положений п. 2 ст. 67 ТК ЕАЭС, ч. 2 ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 № 311 -ФЗ следует, что плательщик вправе обратиться за возвратом уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов только после внесения в установленном порядке изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ с приложением в качестве документа, подтверждающего факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов, КДТ с соответствующими отметками (записями) таможенного органа в графе «D» о принятом решении в отношении товаров, сведения о которых заявлены в ДТ.
Обращение декларанта за внесением изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после их выпуска лишь инициирует проведение таможенного контроля, по результатам которого принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, либо об отказе во внесении соответствующих изменений.
В данном случае АО «Даниес» обратилось в Московскую таможню с заявлением от 23.05.2018 № 23052018 о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов по вышеуказанным ДТ №№ 10129052/030216/0001750, 10129052/040416/0006330, 10129052/040516/0008896, 10129052/250515/0008966, 10129052/080715/0012549, 10129052/190815/0015895, 10129052/071015/0019690, 10129052/141215/0025139.
Как указано таможенным органом в оспариваемом решении Московской таможни от 28.05.2018 N 17-12/15832 о возврате заявления, заявленный АО «Даниес» код товаров ТН ВЭД ЕАЭС не содержится Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 № 688 «Об утверждении перечней кодов медицинских товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов».
В соответствии со ст. 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Согласно подп. 4 п. 2, п. 5 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на территорию РФ медицинских товаров отечественного и зарубежного производства: лекарственных средств, включая фармацевтические субстанции, лекарственные средства, предназначенные для проведения клинических исследований лекарственных препаратов, и лекарственные препараты, изготовленные аптечными организациями; медицинских изделий, за исключением важнейших и жизненно необходимых медицинские изделий, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
Коды видов продукции, перечисленных в п. 2 ст. 164 НК РФ в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством РФ.
В соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ, Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 № 688 «Об утверждении перечней кодов медицинских товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов» утверждены следующие перечни: перечень кодов медицинских товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов при их реализации; перечень кодов медицинских товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе в Российскую Федерацию.
С учетом изложенного, Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 № 688 установлены отдельные перечни кодов медицинских товаров, определено их разграничение, исходя из объекта налогообложения.
Таким образом, при принятии решения о налогообложении НДС по ставке 10 % в отношении ввозимых медицинских товаров таможенные органы руководствуются Перечнем кодов медицинских товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 % при ввозе на территорию РФ.
Согласно примечанию 3 к Перечню для целей его применения следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом примечания 1, которым определены требования относительно государственной регистрации ввозимых товаров, а наименования позиций приведены только для удобства пользования, за исключением позиций Перечня, отмеченных знаком при применении которых необходимо руководствоваться как кодом товара, так и его наименованием.
В последнем абзаце пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса указано, что коды видов продукции, в отношении которых применяется налоговая ставка 10 процентов, в соответствии с ОКП, а также ТН ВЭД определяются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, для целей применения пониженной ставки НДС в размере 10 процентов имеет значение не только отнесение реализуемых (ввозимых) товаров к группе товаров, указанных в пункте 2 статьи 164 Налогового кодекса, в частности, к медицинским изделиям, но также соответствие товаров конкретным кодам по ТН ВЭД и ОКП, установленным Правительством Российской Федерации.
Таким образом, применение ставки НДС в размере 10 % при ввозе в РФ медицинских товаров возможно при соблюдении указанных в примечании 1 к Перечню требований о государственной регистрации медицинских товаров при одновременном условии классификации ввозимых товаров кодами ТН ВЭД ЕАЭС, входящими в Перечень.
Следовательно, в тех случаях, когда взимание НДС производится в связи с ввозом товаров на территорию Российской Федерации и администрирование налога осуществляется таможенными органами, налоговая ставка 10 процентов, предусмотренная пунктом 2 статьи 164 Налогового кодекса, по общему правилу, применяется, если ввозимый товар отвечает надлежащему коду ТН ВЭД, а не коду ОКП.
АО «Даниес» при декларировании товаров №1, сведения о которых указаны в ДТ№№ 10129052/040516/0008896, 10129052/040416/0006330, 10129052/030216/0001750,10129052/141215/0025139, 10129052/071015/0019690, 10129052/190815/0015895,10129052/080715/0012549, 10129052/250515/0008966 заявляло ставку НДС в размере 18 процентов.
В графе 33 рассматриваемых ДТ обществом заявлен классификационный код 3821 00 ООО 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
АО «Даниес» в заявлении о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов в перечне прилагаемых документов поименовано регистрационное удостоверение от 28.11.2011 № ФСЗ 2011/11 139, подтверждающее государственную регистрацию указанных товаров в качестве медицинского изделия, с указанием отнесения медицинского товара к коду ОКП93 8500.
В связи с тем, что код ТН ВЭД ЕАЭС 3821 00 0000 не содержится в Перечне кодов медицинских товаров в соответствии с ТН ВЭД, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе в Российскую Федерацию, в отношении спорных товаров ставка НДС в размере 10 % не применяется.
При таком положении довод таможни об отсутствии правовых оснований для применения к ввозимым обществом медицинским изделиям ставки налога 10 процентов, предусмотренной пунктом 2 статьи 164 Налогового кодекса, является правильным.
Данный вывод суда соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 14.03.2019 N 305-КГ18-19119 по делу N А41-88886/2017.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций, а ошибочность выводов судебных инстанций связана с неправильным применением норм материального права, суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным не передавая дело на новое рассмотрение принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 07 сентября 2018 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 декабря 2018 года по делу №А40-136016/2018 отменить.
В удовлетворении заявленных требований - отказать.
Председательствующий-судья | ФИО4 |
Судьи | Р.Р. Латыпова Е.Е. Шевченко |