ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 09АП-68215/2018
город Москва
25.02.2019 | дело № А40-136187/18 |
резолютивная часть постановления оглашена 14.02.2019
полный текст постановления изготовлен 25.02.2019
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Сумина О.С., Бекетова И.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу УФАС России по Московской области на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.10.2018
по делу № А40-136187/18, принятое судьей Поздняковым В.Д.
по заявлению МБУ «КГС» (ОГРН <***>)
к УФАС России по Московской области (ОГРН <***>)
третьи лица: ООО «Элизар» (ОГРН <***>), Муниципальное казенное учреждение «Красногорский центр торгов» (МКУ «КЦТ») (ОГРН <***>)
об оспаривании решения и предписания;
при участии:
от заявителя – не явился, извещен;
от заинтересованного лица – ФИО1 по доверенности от 04.04.2018;
от третьих лиц – не явились, извещены;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 31.10.2018 признаны незаконными решение и предписание Комиссии Московского областного УФАС России по Московской области от 07.05.2018 по делу N 07-24-12272/18 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Антимонопольный орган не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В качестве третьих лиц в деле участвуют ООО «Элизар» и МКУ «КЦТ».
Представители заявителя и третьих лиц в судебное заседание не явились, информация о принятии апелляционной жалобы размещена в картотеке арбитражных дел в соответствии со ст. 121 арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель антимонопольного органа в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 13.04.2018 заявителем размещена в единой информационной системе (ЕИС) документация об аукционе в электронной форме на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по содержанию территории лесопарковой зоны Изумрудные холмы (номер извещения 0848300047218000263).
28.04.2018 ООО «Элизар» подана жалоба в антимонопольный орган о нарушении заявителем положений Закона о контрактной системе путем размещения в ЕИС аукционной документации в частности формы N 2 (сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойств) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме) с орфографическими ошибками (со слитно написанными словами).
07.05.2018 антимонопольным органом на основании жалобы ООО «Элизар» на действия (бездействие) заявителя, Муниципального казенного учреждения «Красногорский центр торгов» при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ЗАО «Сбербанк-АСТ» электронного аукциона на оказание услуг по содержанию территории лесопарковой зоны Изумрудные холмы (извещение N 0848300047218000263 на официальном сайте ЕАИСТ www.zakupki.gov.ru) возбуждено дело N 07-24-12272/18 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.
Решением УФАС России по Московской области N 07-24-12272/18 от 07.05.2018 жалоба ООО «Элизар» признана обоснованной, так как заявителем и Муниципальным казенным учреждением «Красногорский центр торгов» допущены нарушения п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
На основании решения заявителю выдано предписание от 07.05.2018 по делу N 07-24-12272/18 об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
МБУ «КГС», не согласившись с обжалуемыми решением и предписанием, считая их незаконными и необоснованными, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из фактических обстоятельств дела и правовых оснований.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебно акта, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 10 ст. 3 Федерального закона о закупках участник вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях: неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с Законом о закупках размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения; предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке; осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.213 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; не размещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
По мнению антимонопольного органа действия заявителя нарушают положения п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в части написания заявителем формы N 2 («наименования товаров» и «наименования показателей») с орфографическими ошибками (со слитно написанными словами): например, по товару п. 4 «противогололедныематериалы», по показателям «номинальныйдиаметррезьбы», «диаметрописаннойокружностие», «группаподымообразующейспособности» «постепенимеханическойобработки», что вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет участникам должным образом подать заявку на участие в аукционе.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система (ЕИС).
В соответствии с ч. 1 ст. 63, ч. 2 ст. 65 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе должны быть доступны для ознакомления в ЕИС без взимания платы.
Согласно ч. 4 ст. 4 Закона о контрактной системе установлено, что информация, содержащаяся в ЕИС, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в ЕИС, размещается на официальном сайте ЕИС в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (официальный сайт).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 N 1414 «О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок» утверждены Правила функционирования ЕИС в сфере закупок.
Согласно подп. а), л), м) п. 14 Правил функционирования ЕИС технологические (технические и программные) средства Официального сайта должны обеспечивать:круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на Официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями Официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 424 «Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям»; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети Интернет, в том числе поисковыми системами.
В соответствии с п. 15 Правил функционирования ЕИС лингвистические средства ЕИС и официального сайта должны обеспечивать участникам ЕИС возможность формирования и просмотра в ЕИС и на официальном сайте информации и документов на русском языке. Информация и документы в случаях, предусмотренных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, может формироваться в ЕИС с использованием букв латинского алфавита.
Согласно п. 1.2. Порядка пользования ЕИС в сфере закупок, утвержденного приказом Федерального казначейства Российской Федерации от 30.12.2015 N 26н, в ЕИС размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 646/21н утверждено Положение о пользовании официальным сайтом в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом.
Пунктом 3 Положения о пользовании официальным сайтом установлено, что информация, размещаемая на официальном сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
Пунктами 7, 8, 11 Положения о пользовании официальным сайтом предусмотрено, что программное обеспечение и технологические средства ведения официального сайта должны обеспечивать доступ пользователей для ознакомления с информацией, размещенной на официальном сайте, на основе распространенных веб-обозревателей. При этом не должна предусматриваться установка на компьютеры пользователей специально созданных для просмотра официального сайта программных и технологических средств.
Программное обеспечение и технологические средства ведения официального сайта должны обеспечивать лицам, указанным в п. 5 Положения о пользовании Официальным сайтом, ввод информации, как правило, путем заполнения экранных форм веб-интерфейса официального сайта, возможность прикрепления к размещаемой информации конкурсной документации, документации об открытом аукционе, требований, предъявляемых к запросу котировок, в виде отдельных файлов.
Указанные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Ведение официального сайта и размещение на нем информации осуществляются на русском языке.
Таким образом, документация о закупке, в том числе информация, необходимая для заполнения заявки участниками закупки, в виде текста размещается на Официальном сайте в читаемом формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя (гипертекстовый формат), то есть в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами общераспространенных программ для просмотра (документ в электронной форме), что подтверждается позицией Министерства экономического развития Российской Федерации, изложенной в письме от 23.05.2016 N Д28и-1299.
Иных требований по размещению на официальном сайте информации, подлежащей в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд опубликованию или размещению, Федеральный закон о контрактной системе, Положение о пользовании официальным сайтом не содержат.
Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание, что искажение аукционной документации, а именно, изложение формы N 2 со слитно написанными словами, выявляется только лишь при скачивании на технические средства ООО «Элизар» аукционной документации с официального сайта, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявителем обеспечена установленная названными нормативными правовыми актами возможность ознакомления, поиска и копирования фрагментов текста размещенной в ЕИС Аукционной документации.
Следовательно, нарушений положений п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона о контрактной системе, согласно которому не допускается установление в документации о закупке требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе заявителем не допущено.
Искажение информации, изложенной в форме N 2, объясняется ошибками в программном обеспечении Муниципального казенного учреждения «Красногорский центр торгов» (МКУ «КЦТ») при загрузке аукционной документации.
Данный факт подтверждается тем, что заявитель на основании ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе в соответствии с поступившим от ООО «Элизар» запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе не единожды принимал решение о внесении изменений в форму N 2 (написание слов раздельно), что подтверждается направленными в адрес учреждения «Красногорский центр торгов» письмами N 352/1 от 23.04.2018, N 387 от 04.05.2018, N 388 от 04.05.2018.
Учитывая, что на момент подачи и рассмотрения жалобы УФАС России по Московской области заявителем устранена ошибка, в соответствии с ч. ч. 1, 3 ст. 105 Закона о контрактной системе у ООО «Элизар» не имелось оснований для подачи жалобы, так как его права и законные интересы не нарушены действиями (бездействием) Муниципального казенного учреждения «Красногорский центр торгов» (МКУ «КЦТ»).
По мнению антимонопольного органа, участникам закупки не представляется возможным указать достоверные значения показателей товара, так как участники закупки на момент подачи заявки не обязаны иметь в наличии товар, предлагаемый для использования при выполнении работ.
Заявителем в форме N 2 установлены показатели, которые относятся к товару: «масса 1.000 шт. стальных гаек с крупным шагом резьбы», «dl», «d2», «масса 1 м. труб», «кривизна 1 м. длины», «содержание в песке пылевидных глинистых частиц, а также глины в комках».
Также антимонопольным органом сделан вывод о том, что требования к содержанию заявки, инструкция, содержащаяся в аукционной документации, устанавливают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, не предусмотренные ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели компонентного состава, сведения о химическом составе таких товаров, а также необходимость предоставления сведений о результатах испытаний таких товаров.
Согласно решению антимонопольного органа действия заявителя нарушают положения п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в части ненадлежащего описания объекта закупки.
Правила описания объекта закупки установлены в ст. 33 Закона о контрактной системе, согласно которым описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Положения ч. ч. 1, 3 ст. 33 Закона о контрактной системе запрещают заказчику включать в документацию о закупке требования, ограничивающие количество участников закупок, в частности, выражающиеся в запрете установления требований к конкретному производителю товара, конкретному участнику закупки, конкретному товару.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом заказчиком при необходимости указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, значения показателей, которые не могут изменяться, а также показатели с диапазонным значением.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик использует при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, предусмотренных техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заявитель в форме N 2 указал технические характеристики (показатели) товара, которые установлены действующими государственными стандартами, например: показатель гайки «масса 1.000 шт. стальных гаек с крупным шагом резьбы» установлен ГОСТом 5927-70 «Межгосударственный стандарт. Гайки шестигранные класса точности А. Конструкция и размеры»; показатель шайбы «dl», «d2» установлен ГОСТом 11371-78 «Межгосударственный стандарт. Шайбы. Технические условия»; показатель трубы «масса 1 м. труб», «кривизна 1 м. длины» установлен ГОСТом 3262-75 «трубы стальные водогазопроводные. Технические условия»; «содержание в песке пылевидных глинистых частиц, а также глины в комках» - ГОСТом 8736-2014 «Межгосударственный стандарт. Песок для строительных работ. Технические условия»
Таким образом, заявитель при формировании аукционной документации - формы N 2 (Техническое задание) руководствовался положениями действующих стандартов (в том числе ГОСТ 5927-70, ГОСТ 11371-78, ГОСТ 3262-75, ГОСТ 8736-2014), чем не нарушены положения ч. ч. 1, 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми заказчик в документации о закупке самостоятельно формирует объект закупки, в том числе устанавливает требования к объекту закупки которые, по мнению заказчика, являются значимыми.
Указанные в Техническом задании технические, качественные характеристики, предъявляемые к товару, не являются избыточными и не повлекли за собой ограничение количества участников закупки, что соответствует положениям ч. 1 ст. 33 и п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Кроме того, заявителем в инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе указано на то, что участники закупки не обязаны иметь в наличии товар в момент подачи заявки.
Из пояснений заявителя следует, что участник аукциона при наличии товара обязан указать конкретные количественные и качественные показатели согласно документу, подтверждающему качество товара (паспорт и сертификат соответствия), в случае же его отсутствия участник должен указать показатели, установленные действующими стандартами.
По мнению антимонопольного органа действия заявителя нарушают п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в части ненадлежащего описания объекта закупки, так как заявителем не установлена надлежащая инструкция по заполнению первых частей заявок, поскольку не позволяет указать конкретное, точное и достоверное значение показателей товара, используемых при выполнении работ.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, заявителем включена в аукционную документацию инструкция по заполнению участниками аукциона первой части заявки, которая содержит в себя требования к содержанию заявки, позволяющие определить четкие и однозначные потребности заявителя в товаре. Кроме того, инструкция носит конкретный характер и не содержит отсылочных норм, а также позволяет сопоставить, какими именно требованиями технических условий, государственных стандартов и иных документов участникам закупки следует руководствоваться при указании в своих заявках соответствующих значений показателей товара. Приложенная инструкция не приводит к неоднозначному пониманию участниками аукциона, как именно им следует заполнить заявку в зависимости от вида показателей, установленных заказчиком, и позволяет участникам закупки надлежащим образом оформить заявки на участие в аукционе.
На основании изложенного, вывод суда первой инстанции об обоснованности заявленных требований является правомерным.
Поскольку обжалуемое решение антимонопольного органа признано судом незаконным, следовательно, предписание, выданное на основании незаконного решения, является недействительным.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, как необоснованные, нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.10.2018 по делу № А40-136187/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья Т.Т. Маркова
Судьи О.С. Сумина
И.В. Бекетова