ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва
| Дело № А40-137149/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.03.2019
Полный текст постановления изготовлен 19.03.2019
Арбитражный суд Московского округа в составе:
Председательствующего судьи Шевченко Е. Е.,
судей Каменской О. В., Латыповой Р. Р.,
при участии в заседании:
от заявителя – акционерного общества «ТНС энерго Карелия» – ФИО1 (представителя по доверенности от 13.07.2018)
от Федеральной антимонопольной службы – ФИО2 (представителя по доверенности от 15.03.2018)
от Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам – извещен, представитель не явился,
рассмотрев 12.03.2019 в судебном заседании кассационную жалобу
Федеральной антимонопольной службы
на решение от 19.12.2017
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Папелишвили Г. Н.,
на постановление от 20.11.2018
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Марковой Т.Т., Кочешковой М.В., Суминой О.С.,
по делу№ А40-137149/2017
по заявлению акционерного общества «ТНС энерго Карелия»
к Федеральной антимонопольной службе
третье лицо: Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам
об оспаривании приказа,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество «ТНС энерго Карелия» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании приказа Федеральной антимонопольной службы от 14.07.2017 № 934/17 «Об отмене постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 26.12.2016 № 238 «Об установлении сбытовой надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии акционерного общества «ТНС энерго Карелия».
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам (далее – комитет).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19.12.2017 по делу№ А40-137149/2017, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2018 по тому же делу, заявление общества удовлетворено.
В кассационной жалобе ФАС России просит данные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, неполное исследование фактических обстоятельств по делу, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворения заявления.
Комитет, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направил, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Представитель ФАС России в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в отзыве (приобщен к материалам дела).
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон спора, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество является гарантирующим поставщиком электрической энергии в соответствии с постановлением комитета от 10.10.2006 № 137.
Постановлением комитета от 26.12.2016 № 238 обществу установлены сбытовые надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Республики Карелия на 2017 год.
Приказом ФАС России от 14.07.2017 № 934/17 «Об отмене постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 26.12.2016 № 238 «Об установлении сбытовой надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии акционерного общества «ТНС энерго Карелия»:
1) комитет признан нарушившим законодательство в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в части непринятия мер по исключению из расчета регулируемых цен экономически необоснованных расходов, а также учете в указанных тарифах расходов, экономическая обоснованность которых не подтверждена;
2) с 01.08.2017 постановление комитета от 26.12.2016 № 238 отменено;
3) комитету предписано в установленном законом порядке принять и ввести в действие с 01.08.2017 решение об установлении сбытовой надбавки для общества;
4) на комитет возложена обязанность в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанных в пункте 3 приказа решений об установлении цен (тарифов) представить в ФАС России копии решения комитета об установлении сбытовых надбавок, протоколов заседания Правления комитета, на которых принимались эти решения; экспертных заключений комитета по результатам установления сбытовых надбавок для общества в соответствии с пунктом 3 приказа.
Не согласившись с данным приказом, общество оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции, и, оставляя решение суда без изменения, апелляционный суд указали на несоответствие оспариваемого приказа ФАС России Положению о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543 (далее также – Положение № 543). По мнению судов, ФАС России не имела оснований для принятия такого приказа, поскольку не проводила проверку по вопросу установления сбытовых надбавок обществу на территории Республики Карелии на 2017 год постановлением комитета от 14.07.2017 № 934/17.
При рассмотрении кассационной жалобы ФАС России суд округа исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) одним из общих принципов организации экономических отношений и одной из основ государственной политики в сфере электроэнергетики является соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Закона об электроэнергетике при государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии.
В предмет государственного регулирования цен (тарифов) на розничных рынках электрической энергии включаются также сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков в соответствии с пунктом 3 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике.
Размер сбытовых надбавок согласно пунктам 8, 22 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее также – Правила регулирования цен), регулирования цен, устанавливается регулирующим органом, при этом регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и устанавливает срок ее проведения, но не более 6 месяцев. Экспертное заключение, подготовленное по результатам проведенной экспертизы, приобщается к делу об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней.
В соответствии с пунктом 23 Правил регулирования цен экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней (пункт 1), анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов (пункт 4), а также анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункт 5).
Согласно пункту 7 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, принятое им с превышением полномочий, установленных Законом об электроэнергетике, Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилами регулирования цен, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, подлежит отмене в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил отмены решений органов исполнительной власти Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 № 123, ФАС России является органом, уполномоченным отменять решения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятые с превышением их полномочий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике и в сфере теплоснабжения, а также принятые ими с нарушением законодательства Российской Федерации решения об утверждении тарифов в сфере горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также тарифов в области газоснабжения.
Согласно пункту 4 данных Правил федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов) может рассмотреть вопрос об отмене решения по собственной инициативе на основании материалов, подтверждающих наличие нарушений, указанных в пункте 1 настоящих Правил либо по заявлению заинтересованного лица.
При этом материалы, подтверждающие наличие нарушений, выраженных в принятии органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов решений с превышением их полномочий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике и в сфере теплоснабжения, должны быть получены одним из способов федерального государственного контроля.
В силу части 1 статьи 29.2 Закона об электроэнергетике государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (федеральный государственный контроль (надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный контроль (надзор) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок осуществления государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) Федеральной антимонопольной службой (федеральный государственный контроль (надзор) и требования к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (региональный государственный контроль (надзор)) установлен Положением о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543.
Согласно пункту 4 Положения № 543 государственный контроль (надзор) осуществляется Федеральной антимонопольной службой в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также федеральными законами «О естественных монополиях», «Об электроэнергетике», настоящим Положением и актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принятыми с учетом требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), определенных настоящим Положением.
Пунктом 5 Положения № 543 предусмотрено, что государственный контроль (надзор) осуществляется посредством: а) проверок, в том числе, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок) - при осуществлении федерального государственного контроля (надзора); г) принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Согласно пункту 6 Положения № 543 предметом проверки при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) является: в) в электроэнергетике – соблюдение субъектами электроэнергетики в процессе осуществления деятельности требований, установленных Федеральным законом «Об электроэнергетике», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере электроэнергетики, в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемой деятельности в сфере электроэнергетики, экономической обоснованности расходов на проведение мероприятий по технологическому присоединению объектов к электрическим сетям и правильности применения указанными субъектами регулируемых государством цен (тарифов) в электроэнергетике, применения платы за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, использования инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые государством цены (тарифы) в электроэнергетике, а также соблюдения стандартов раскрытия информации в электроэнергетике.
В ходе проверок подконтрольных субъектов: а) запрашиваются необходимые объяснения, документы и материалы по вопросам, составляющим предмет проверки; б) рассматриваются документы, характеризующие деятельность или исполнение полномочий подконтрольными субъектами, в том числе нормативных правовых и индивидуальных правовых актов, по вопросам, составляющим предмет проверки; в) проводится экспертиза документов, характеризующих деятельность или исполнение полномочий подконтрольными субъектами, в том числе нормативных правовых и индивидуальных правовых актов, по вопросам, составляющим предмет проверки; г) проводится обследование объектов, связанных с предметом проверки.
По результатам проверки составляется акт проверки по установленной форме в 2 экземплярах. К акту проверки прилагаются протоколы или заключения проведенных экспертиз, объяснения работников подконтрольного субъекта, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии (пункт 18).
Между тем, как установили суды первой и апелляционной инстанций, ФАС России фактически не проводила проверку в установленной процедуре, не составляал акт проверки, ограничившись оценкой обоснованности тарифов на основании запрошенного у комитета заключения и выписки из протокола заседания Правления,что противоречит порядку проверки, предусмотренномунормами Положения № 543, в связи с чем оспариваемый приказ ФАС России нельзя признать законным.
Судами верно установлено, что данный приказ ФАС России нарушает права и законные интересы общества как гарантирующего поставщика электрической энергии (мощности).
Данные выводы судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права соответствуют установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, судами не допущено.
При таких обстоятельствах оснований отмены или изменения обжалуемых судебных актов не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 19.12.2017 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от20.11.2018 по делу № А40-137149/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий судья Е. Е. Шевченко
Судьи О. В. Каменская
Р. Р. Латыпова