ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 09АП-53166/2018
г. Москва Дело № А40-138433/18
02 ноября 2018 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Яковлевой Л.Г.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу АО "АЛЬФА-БАНК"
на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.09.2018, принятое судьей Лапшиной В.В. (шифр судьи 94-1685), в порядке упрощенного производства
по делу № А40-138433/18,
по заявлению АО «Альфа-банк»
к Администрации Советского района г. Ростова-на-Дону
о признании незаконными и отмене Постановления от 25.04.18 № 335 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.1 Областного закона Ростовской области «Об административных правонарушениях»,
Без вызова сторон,
У С Т А Н О В И Л :
АО «Альфа-банк» (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Администрации Советского района г. Ростова-на-Дону по делу от 25.04.18 № 335 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.1 Областного закона Ростовской области «Об административных правонарушениях».
Решением от 11.09.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Дело рассмотрено без вызова сторон в порядке ст. 272.1 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, с учетом исследованных по делу доказательств и доводов апелляционной жалобы пришел к следующим выводам.
При исследовании материалов дела установлено, что 30.03.2018 специалистом сектора инспектирования администрации Советского района города Ростова-на-Дону составлен протокол № 9 об административном правонарушении в отношении АО «АЛЬФА-БАНК», которое выразилось в том, что 05.03.2018г. в 14 час 49 мин по адресу: <...>, Юридическое лицо - АО «Альфа-Банк» на фасаде нежилого помещения МКД размещены конструкции из отдельных букв и информационная консоль-конструкция, урна находится в неудовлетворительном состоянии, что является нарушением п. 3 гл. 15, п. 6 гл. 4 «Правил благоустройства территории г. Ростова-на-Дону», принятых решением Ростовской-на-Дону городской думы от 24.10.2017 г. № 398, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 г. № 273-ЗС «Об административных правонарушениях».
25.04.2018г постановлением администрации Советского района по делу об административном правонарушении № 355 АО «АЛЬФА-БАНК», назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 25000 рублей, за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.1 Областного закона Ростовской области № 273-ЗС от 25.10.2012г. «Об административных правонарушениях».
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Поддерживая вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что установленная у входа в отделение банка урна не имеет отношения к данному банку, а также о соответствии конструкции из отдельных букв и информационная консоль-конструкция.
Согласно п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации административное, административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктами 3 и 4 ч. 1 ст. 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) к ведению Российской Федерации отнесено установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также установление порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 1.3.1 приведенного кодекса к ведению субъектов Российской Федерации относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, а также организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Подпункт 3 части 1 статьи 1.3 КоАП РФ к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относит установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе, административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Вместе с тем правила благоустройства территории города Ростова-на-Дону разработаны на основании Федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об охране окружающей среды», «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «Об отходах производства и потребления», Областного закона Ростовской области «Об административных правонарушениях» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Ростовской области и города Ростова-на-Дону, регламентирующих основные принципы содержания, благоустройства, организации очистки и уборки территории города.
Не допускается нарушение установленных Правилами, нормативными актами Администрации города, отраслевыми регламентами и иными документами требований к выполнению работ по благоустройству, содержанию и уборке, в том числе повлекшее загрязнение территорий города.
Организацию деятельности в части благоустройства, очистки, уборки территорий, обеспечения чистоты и порядка в городе Ростове-на-Дону на подведомственных территориях осуществляют администрации районов города, Департамент дорожного хозяйства и благоустройства города Ростова-на-Дону, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на- Дону, Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения города Ростова-на-Дону, Департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на- Дону, Департамент транспорта города Ростова-на-Дону, Департамент координации строительства и перспективного развития города Ростова-на-Дону, Управление культуры города Ростова-на-Дону, Управление образования города Ростова-на-Дону, Управление здравоохранения города Ростова-на-Дону и иные отраслевые (функциональные) подразделения Администрации города в соответствии с реестром полномочий, утвержденным постановлением Администрации города.
Данные Правила также содержат в себе основные понятия, значения которых определены федеральными законами, а также основные понятия, имеющие следующие значения:
владелец объекта благоустройства (далее - владелец) - лицо, которому объект благоустройства, включая вес его функционально-, конструктивно- и планировочно-неотъемлемые элементы, принадлежит на праве хозяйственного ведения,; оперативного управления, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, аренды и иных вторичных правах;
объекты благоустройства - земельные участки и иные объекты недвижимости; специализированные площадки (детские, спортивные, площадки для выгула и дрессировки животных, контейнерные площадки для сбора отходов, открытые автостоянки); нестационарные торговые объекты, объекты бытового обслуживания и сферы услуг, в том числе платежные терминалы, банкоматы,; телефонные будки, уличные туалеты; рекламные и информационные конструкции; элементы обустройства дорог и линейных объектов, такие как поры контактных сетей электротранспорта, освещения, электросетей, шкафы питания, водоразборные колонки, люковое хозяйство подземных инженерных сетей, остановочные павильоны общественного пассажирского транспорта и малые архитектурные формы, используемые для оформления, пластической организации пространства и обеспечения эксплуатации по функциональному назначению;
собственник объекта благоустройства - лицо (юридическое, физическое и индивидуальный предприниматель), обладающее правом собственности па земельный участок, здание (помещение в нем), сооружение, выступающее в качестве владельца, распорядителя, пользователя объекта благоустройства, в том числе его функционально, конструктивно- и планировочно-неотъемлемых элементов;
содержание объекта благоустройства осуществление уборки объекта благоустройства и обеспечение безопасности, надлежащего физического, технического состояния и привлекательного внешнего вида элементов благоустройства, находящихся на объекте, в процессе их создания, размещения, эксплуатации и демонтажа.
Также настоящими Правилами (п. 5 и 6 гл.4) обусловлено, что у входов в объекты торговли, сферы услуг и бытового обслуживания собственниками и владельцами данных объектов устанавливаются урны (не менее одной). При наличии нескольких входов в один торговый объект урнами оборудуется каждый вход. Урны должны находиться с наружной стороны входа (на улице); допускается выставление незакрепленных урн на время работы объекта торговли, сферы услуг ибытового обслуживания. Очистку мусорных урн, установленных у входов в здания (сооружения) и в границах объектов благоустройства территории, обеспечивают собственники (владельцы) по мере заполнения, но не реже одного раза в день. Мойка урн производится по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю. Покраска урн производится по мере необходимости, но не реже одного раза в год (до 20 апреля).
Положение о рекламных и информационных конструкциях на территории города Ростова-на-Дону от 21 апреля 2015 № 834 (изм. от 18.04.2017 № 327) регулирует вопрос размещения рекламных и информационных конструкций.
Дизайн-проект должен определять размещение всех рекламных и информационных конструкций, предполагаемых к размещению на внешних поверхностях здания, строения, сооружения, ограждения.
Дизайн-проект должен быть согласован со всеми собственниками здания, строения, сооружения, ограждения.
А в соответствии с п. 1 ст. 7 Положения архитектурно-художественные концепции согласовываются с Градостроительным советом Администрации города Ростова-на-Дону и утверждаются правовым актом Департамента архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону. Данные дизайн-проекты должны включать в себя места размещения конструкций; типы конструкций; виды конструкций; размеры конструкций (длина, высота, ширина); расстояние от нижнего края конструкции до уровня земли и другие расстояния, предусмотренные настоящим Положением (для каждой конструкции); размеры информационных полей; колористические решения конструкций; используемые шрифты; наличие и вид подсветки (внутренняя, наружная).
В дополнение к сведениям о рекламных и информационных конструкциях в дизайн-проекте также указываются: размеры здания, строения, сооружения или ограждения, а также их основных элементов (окон, балконов, входных дверей и т.п.); размеры фриза (при наличии); границы помещений, занимаемых каждой организацией, нанесенные на фасад здания.
Дизайн-проекты подлежат обязательному согласованию с Департаментом архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону ( п. 5 ст. 7 Положения).
В целях сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки муниципального образования «Город Ростов-на-Дону» Положение о рекламных и информационных конструкциях на территории города Ростова-на-Дону от 21 апреля 2015 № 834 (изм. от 18.04.2017 № 327) определяет типы, виды рекламных и информационных конструкций, установка и эксплуатация которых допускается на территории города Ростова-на-Дону, требования к их размерам и местам размещения. Рекламные и информационные конструкции могут быть выполнены как отдельно стоящие конструкции, размещаемые на земельных участках, так и как конструкции, размещаемые на зданиях, строениях, сооружениях и ограждениях.
Установка и эксплуатация иных типов и видов рекламных и информационных конструкций, равно как их размещение с нарушением требований настоящего Положения, не допускается.
В целях сохранения исторического облика сложившейся застройки Департаментом архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону разрабатываются архитектурно-художественные концепции для конкретных улиц, площадей, архитектурных ансамблей, которые представляют собой общие требования к размещаемым на них рекламным и информационным конструкциям. Архитектурно- художественные концепции согласовываются с Градостроительным советом Администрации города Ростова-на-Дону и утверждаются правовым актом Департамента архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону (п.1 ст.7 Положения).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О рекламе» № 38 от 13.03.2006 рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, а объектом рекламирования в свою очередь является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
П. 5 ст. 2 ФЗ о рекламе действие данного закона не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера, однако, согласно письму ФАС от 13 февраля 2015 г. № АД/6320/15 не является рекламой только те сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота. Так, указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, адреса и режима ее работы относится к обязательным требованиям, предъявляемым к вывеске Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей». Если же конструкция с наименованием и указателем до указанного на ней предприятия располагается около данного предприятия, соответственно, такая конструкция является рекламной.
Сведения, которые лицо обязано размещать с целью соблюдения закона « О защите прав потребителей» размещены АО «АЛЬФА-БАНК» на двери, где указано: режим работы, наименование лица осуществляющего деятельность, его ИНН/ОГРНИП.
Пунктом 5 ст. 19 ФЗ «О рекламе» установлено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 5.8 ст. 19 Федерального закона «О рекламе» органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
Согласно п. 9 ст. 19 Федерального закона «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Таким образом, конструкции установленные АО «АЛЬФА-БАНК» также можно определить как рекламные. В соответствии с требованиями федерального закона «О рекламе» и Положения о рекламных и информационных конструкциях на территории города Ростова-на-Дону лицо собирающиеся разместить какую-либо конструкцию обязано получить разрешение на размещение указанной конструкций в органах местного самоуправления.
Согласно п. 6 гл. 4 Правил благоустройства города Ростова-на-Дону установка уличного КБО и его очистка осуществляются собственниками (владельцами) объектов благоустройства.
Очистку мусорных урн, установленных у входов в здания (сооружения) и в границах объектов благоустройства территории, обеспечивают собственники (владельцы) по мере заполнения, но не реже одного раза в день.
Мойка урн производится по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю. Покраска урн производится по мере необходимости, но не реже одного раза в год (до 20 апреля).
В соответствии Правилами благоустройства территории города Ростова-на-Дону, объектами благоустройства - являются земельные участки и иные объекты недвижимости. Владельцем объекта благоустройства (далее - владелец) - является лицо, которому объект благоустройства, включая все его функционально-, конструктивно- и планировочно-неотъемлемые элементы, принадлежит на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, аренды и иных вторичных правах. Вместе с тем, заявителем, ни при составлении протокола и на заседании административной комиссии документы подтверждающие, что он освобожден от размещении и обслуживании КБО (урны).
Таким образом, заявитель правомерно привлечен к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 5.1 Областного закона Ростовской области «Об административных правонарушениях».
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно признал заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, заявителем на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Доводы апелляционной жалобы, связанные с иным толкованием норм права применительно к обстоятельствам настоящего дела, не опровергают правильные выводы суда.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л :
решение Арбитражного суда г.Москвы от 11.09.2018 по делу № А40-138433/18 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ.
Судья: Л.Г. Яковлева