ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-1385/2021 от 14.12.2021 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Москва Дело № А40-1385/21

20 декабря 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 14.12.2021

Постановление изготовлено в полном объеме 20.12.2021

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Левиной Т.Ю.,

судей Гармаева Б.П., Гончарова В.Я.

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Нарсутиновым К.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

Публичного акционерного общества

"Московская объединенная энергетическая компания"

на решение от 19 августа 2021 года

и дополнительное решение 09 сентября 2021 года

Арбитражного суда города Москвы по делу № А40-1385/21

по иску Товарищества собственников жилья «Никулинская 31»

(ОГРН <***>)

к Публичному акционерному обществу

"Московская объединенная энергетическая компания" (ОГРН <***>)

о взыскании,

при участии в судебном заседании:

от истца ФИО1 по доверенности от 03.04.2021,

от ответчика представитель не явился, извещен

УСТАНОВИЛ:

Товарищество собственников жилья «Никулинская 31» обратилось в Арбитражный суд города Москвыс иском (с учетом принятого судом в порядке ст.49 АПК РФ уточнения иска) к Публичному акционерному обществу "Московская объединенная энергетическая компания" о взыскании неосновательного обогащения в размере 3077 169,95 руб. за период с января 2018г. - декабрь 2018г., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 423 359,40 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами, начисляемыми с 27.04.2021 по день фактической исполнения денежного обязательства.

Решением суда от 19.08.2021 (с учетом определения об исправлении описки от 19.08.2021) и дополнительным решением суда от 09.09.2021 исковые требования удовлетворены.

На указанные решение и дополнительное решение подана Ответчиком апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.

В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.

В судебном заседании апелляционного суда представитель Истца поддержал требования и доводы жалобы; Ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, что подтверждается в т.ч. аудиозаписью судебного заседания Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2021, дата и время судебного заседания, на которые было отложено рассмотрение дела, была объявлена судом при объявлении определения об отложении судебного разбирательства

Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке ст.ст.268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого решения, исходя из следующего.

Установлено, что ТСЖ «Никулинская 31» осуществляет управление многоквартирным домом, т. е. обязано обеспечить предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в том числе, организовать оказание коммунальных услуг, определить способы оказания услуг и выполнения работ и заключить договора энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида (п. 4 «д» Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416).

С целью исполнения своих обязанностей в отношении собственников и нанимателей ТСЖ «Никулинская 31» заключен с ПАО «МОЭК» договор теплоснабжения № 7.01049.

В соответствии с условиями договора, предметом договора является подача энергоснабжающей организацией потребителю через присоединенную сеть тепловой энергии в горячей воде в количестве, определяемом по тепловым нагрузкам, указанным в приложении к настоящему договору, за плату согласно действующим тарифам.

Одним из существенных условий договора теплоснабжения является показатель качества поставляемого ресурса. Договором теплоснабжения № 7.01049/0 от 01.09.2002г., п. 2.2.2, стороны согласовали, что Истец обязан поддерживать температуру подающей сетевой воды в соответствии с температурным графиком филиала Тепловые сети АО Мосэнерго не допуская отклонений более, чем на 3%. Температурный график является приложением к Договору.

Договором энергоснабжения стороны согласовали (п. 6.1.), что Энергоснабжающая организация возмещает убытки, связанные с недостатками тепловодоснабжения по вине Энергоснабжающей организации, в порядке, установленном распоряжением Распоряжение Премьера Правительства Москвы от 14 ноября 1994 г. N 2191-РП «О механизме снижения населению размеров платежей за жилищно-коммунальные услуги при нарушении сроков и качества их обеспечения».

Поскольку в рамках настоящего дела судом первой инстанции взыскано неосновательное обогащение в порядке статьи 1102 ГК РФ в объеме оплаченного ресурса ненадлежащего качества, то суд рассматривал указанный спор с учетом Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22.

В пункте 20 Постановления Пленума указано, что при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, наниматели (собственники) имеют право на уменьшение размера платы за коммунальные услуги, которое производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 157 ЖК РФ). Указанному праву потребителей в отношении исполнителя корреспондирует аналогичное право истца (исполнителя) в отношении ответчика - исполнитель вправе отказаться от оплаты некачественного ресурса или требовать уменьшения оплаты.

В силу пункта 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 при разрешении споров о перерасчете платежей за коммунальные услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, факт неоказания или ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания, предусмотренными статьей 55 ГПК РФ (например, показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями. заключением эксперта)

Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 марта 2014г. N 16 «О свободе договора и ее пределах», п. 2, разъяснено, что норма, определяющая права и обязанности сторон договора, является императивной, если она содержит явно выраженный запрет на установление соглашением сторон условия договора, отличного от предусмотренного этой нормой правила (например, в ней предусмотрено, что такое соглашение ничтожно, запрещено или не допускается, либо указано на право сторон отступить от содержащегося в норме правила только в ту или иную сторону, либо названный запрет иным образом недвусмысленно выражен в тексте нормы).

В соотв. со ст. 161 ЖК РФ, ТСЖ «Никулинская 31» осуществляет управление многоквартирным домом, т. е. обязано обеспечить предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в том числе, организовать оказание коммунальных услуг, определить способы оказания услуг и выполнения работ и заключить договора энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида (п. 4 «д» Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416).

Как установлено ранее, с целью исполнения своих обязанностей в отношении собственников и нанимателей ТСЖ «Никулинская 31» заключен с ГУП «Мосгортепло» договор энергоснабжения (тепловая энергия) № 7.01049/2002 от 01.09.2002.

Договором энергоснабжения № 7.01049/0 от 01.09.2002г., и. 2.2.2, стороны согласовали, что Поставщик тепловой энергии обязан поддерживать температуру подающей сетевой воды в соответствии с температурным графиком филиала Тепловые сети АО Мосэнерго, не допуская отклонений более, чем на 3%. Температурный график, в свою очередь, ПАО «МОЭК» и Товарищество подписали без разногласий, как приложение к Договору № 7.01049/0 от 01.09.2002г.

Договором энергоснабжения № 7.1049 от 01.09.2002, п. 2.5.1 стороны согласовали право Истца потребовать от Энергоснабжающей организации возмещения убытки связанных с недостатками в тепловодоснабжении по вине Энергоснабжающей организации, а порядке, предусмотренном действующим законодательством

Статьёй 4 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлен безусловный приоритет норм жилищного законодательства перед нормами других законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих жилищные отношения.

В силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации (далее - ЖК РФ).

В силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 189- ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации (далее-ЖК РФ).

Предоставление коммунальных услуг населению обеспечивается Управляющей организацией (Истцом) посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.

В этой связи отношениям сторон применимы императивные положения Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2012г. N 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами», к отношениям сторон в настоящем споре применимы положения, отраженные в следующих пунктах:

Условия договора ресурсоснабжения определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящими Правилами, а в части, не урегулированной указанными нормативными правовыми актами, - нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения. Решением Верховного Суда РФ от 24 апреля 2019г. N АКПИ19-78, оставленным без изменения определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 8 августа 2019г. N АПЛ 19-271, пункт 17 признан не противоречащим действующему законодательству в оспариваемой части.

Существенными условиями договора ресурсоснабжения являются:

в)показатели качества поставляемого коммунального ресурса;

е)порядок оплаты коммунального ресурса. При этом расчетный период принимается равным 1 календарному месяцу;

ж)иные условия, являющиеся существенными в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.

В договоре ресурсоснабжения также предусматриваются следующие условия:

а) условие о разграничении ответственности сторон за несоблюдение показателей качества коммунального ресурса. Если иное не установлено договором ресурсоснабжения, ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса на границе раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам (отвода сточных вод из внутридомовых систем). Указанная граница раздела определяется в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности сетей и актом эксплуатационной ответственности сторон, копии которых прилагаются к договору ресурсоснабжения.

б) порядок взаимодействия сторон при поступлении жалоб потребителей на качество и (или) объем предоставляемой коммунальной услуги, обязанность исполнителя принимать сообщения потребителей о факте предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, и взаимодействовать с ресурсоснабжающими организациями при рассмотрении указанных сообщений в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг;

Таким образом указанные положения императивной нормы четко определяют ответственность сторон за не несоблюдение показателей качества коммунального ресурса.

Местом исполнения обязательств ресурсоснабжающей организации в данном случае является внешняя стена многоквартирного дома, где по общему правилу должен быть установлен общедомовой прибор учета коммунального ресурса, который помимо прочего фиксирует температурные характеристики поставленной в дом тепловой энергии.

За качество поставленного коммунального ресурса отвечает ресурсоснабжающая организация (Ответчик).

За качество предоставленных услуг отвечает исполнитель коммунальных услуг (Истец).

Требования к качеству коммунальных услуг установлены в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.

Требования к качеству коммунальных ресурсов установлены нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.

Исполнитель коммунальных услуг (Истец) и ресурсоснабжающая организация (Ответчик) в договоре ресурсоснабжения обязаны учитывать и согласовать требования к качеству ресурса, установленные настоящими положениями.

Правилами 124 (и. 20) закреплено, что при установлении в договоре ресурсоснабжения показателей качества коммунального ресурса учитывается, что его объем и качество должны позволять исполнителю обеспечить надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальной услуги потребителям в соответствии с требованиями,

предусмотренными Правилами предоставления коммунальных услуг, и соответствовать условиям подключения (техническим условиям присоединения) многоквартирных домов, общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома, к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.

Реализация этих требований предусмотрена выполнением требованиями Федерального и регионального законодательства.

Постановлением Правительства Москвы от 27.04.2004 № 284-ПП, пунктом 13 Приложения 1 к Приложению 4 (ред. от 10.07.2012) закреплено, что при подготовке тепловых пунктов и внутриквартальных сетей горячего водоснабжения и центрального отопления организации, в собственности, аренде или хозведении которых находятся ЦТП и разводящие сети, обеспечивают выполнение мероприятий по равномерному распределению тепловой энергии и воды на горячее водоснабжение и отопление между потребителями.

При этом на вводе в жилой дом (на границе эксплуатационной ответственности) должны быть обеспечены следующие параметры и режимы:

Для системы горячего водоснабжения (ГВС):

температура горячей воды в подающем трубопроводе ГВС на вводе в дом для закрытых систем в пределах 60 плюс-минус два градуса по Цельсию, для открытых систем теплоснабжения в пределах 60-75 градусов по Цельсию;

В квартирах в местах водоразбора должны быть обеспечены следующие параметры:

температура горячей воды не ниже 60 °C (для открытых систем), не ниже 50 °C (для закрытых систем), не выше 75 °C (для любых систем);

Для системы центрального отопления (ЦО):

отклонение среднесуточной температуры воды, поступившей в системы отопления, должно быть в пределах +/- 3% от установленного температурного графика. Среднесуточная температура обратной сетевой воды не должна превышать заданную температурным графиком температуру более чем на 5%.

Пункт 5 гл. 5 ст. 20 ФЗ 190 установлено, что проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны:

обеспечивать качество теплоносителей;

организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии;

обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.

Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» утверждены Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя в первом разделе ПГ1 РФ №1034 установил требования к параметрам контроля качества поставляемой тепловой энергии п 105-109, и 109 Правил 1034 установлено, что Конкретные величины контролируемых параметров указываются в договоре теплоснабжения.

Постановление Правительства РФ от 29 июля 2013г. N 642 «Об утверждении Правил горячего водоснабжения и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83» установлено, что (п.46.) что исполнении договора по транспортировке горячей воды организация, осуществляющая горячее водоснабжение, обязана поддерживать на границе эксплуатационной ответственности сторон качество подаваемой горячей воды, соответствующее установленным требованиям в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и технического регулирования.

В силу ч. 5 ст. 15 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети.

Согласно п. 4 ч. 5 ст. 20 Закона о теплоснабжении теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, обязаны обеспечивать качество теплоносителей.

В соответствии с п. 24 Постановления №808 показатели качества теплоснабжения в точке поставки, включаемые в договор теплоснабжения, должны предусматривать температуру и диапазон давления теплоносителя в подающем трубопроводе. Температура теплоносителя определяется по температурному графику регулирования отпуска тепла с источника тепловой энергии, предусмотренному схемой теплоснабжения. В периоды снижения температуры наружного воздуха ниже расчетных значений, принятых для проектирования систем отопления, температура сетевой воды должна поддерживаться на уровне ее значения для расчетной температуры наружного воздуха.

Приказ Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр «Об утверждении Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя» установлено, что контроль качества поставки и потребления тепловой энергии производится на границе балансовой принадлежности между теплоснабжающей (теплосетевой) организацией и потребителем (п. 50), теплоснабжающая организация обеспечивает соблюдение температуры теплоносителя в подающем трубопроводе в соответствии с температурным графиком, указанным в договоре теплоснабжения, С° ( п. 51 (в)), что согласуется с доводами истца и представленными в материалы дела доказательствами.

В силу п. 6.32 «МДК 4-02.2001. Типовая инструкция по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения» (утв. Приказом Госстроя РФ от 13.12.2000 N 285) (далее-Типовая инструкция МДК 4-02.2001) температура воды в подающей линии водяной тепловой сети в соответствии с утвержденным для системы теплоснабжения температурным графиком должна быть задана по усредненной температуре наружного воздуха за промежуток времени в пределах 18 - 24 ч, определяемой диспетчером тепловой сети в зависимости от длины сетей, климатических условий и других факторов.

Из п. 4.11.1, 4.12.1 Приказа Минэнерго России от 19.06.2003 N 229 (ред. От 11.02.2019) «Об утверждении Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации» (зарегистрировано в Минюсте России 20.06.2003 N 4799), следует, что при эксплуатации тепловых сетей должна быть обеспечена подача потребителям теплоносителя (воды и пара) установленных договорами теплоснабжения температуры сетевой воды в подающих трубопроводах в соответствии с заданным графиком.

Пунктом 10 Приказа Госстроя РФ от 21.04.2000 N 92 «Об утверждении организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации» выделяет такой показатель качества теплоносителя, как температура сетевой воды в подающем трубопроводе в соответствии с температурным графиком.

Согласно и. 9.2.1. Приказа Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок», отклонение среднесуточной температуры воды, поступившей в системы отопления должно быть в пределах 3% от установленного температурного графика.

В случае превышения более чем на 3% от договорной величины температуры сетевой воды, в подающем трубопроводе, определение количества тепловой энергии производится по температурному графику, приложенному к договору (и. 3.8. Методических рекомендаций Минэнерго России от 19.01.2002)

То есть, положения законов и нормативно-правовых актов о теплоснабжении и горячем водоснабжении предусмотрено, что соблюдение необходимых требований к качественным параметрам ресурса на границе ответственности сторон (Истца и Ответчика) позволяют Истцу поставлять в помещения собственников и нанимателям услугу надлежащего качества.

Таким образом, при расчёте неосновательного обогащения в части поставки тепловой энергии необходимо руководствоваться критериями качества ресурса, установленными п. 9.2.1. Приказа Минэнерго России от 24.03.2003 № 115, п. 13 Приложения 1 к Приложению 4 Постановления Правительства Москвы от 27.04.2004 № 284-ПП и п. 2.2.2 Договора энергоснабжения. При отклонении температуры теплоносителя, в котором поставлялась тепловая энергия, на величину более 3% от номинального значения, данную тепловую энергию нельзя признать качественной, что влечёт за собой правовые последствия, предусмотренные п. 2 ст. 542 ГК РФ.

В свою очередь, температура горячей воды для нужд горячего водоснабжения в точке поставки должна соответствовать требованиям п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 (не менее +60 °C и не более +75 °C). Любое, даже незначительное отклонение температуры горячей воды от требований п.2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 на границе эксплуатационной ответственности, приведет к отклонению требуемой температуры в точке водоразбора у конечных потребителей.

Температура подачи горячего водоснабжения в МКД не может быть ниже минимально допустимого значения, согласно СанПиН 2.1.4.2496-09 (+60°С - минимально допустимое значение) и с учётом Решения Верховного Суда РФ от 31.05.2013 №АКПИ 13-394 О признании частично недействующим пункта 5 приложения №1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354. Согласно этому же решению, отменён «технологический коридор» отклонений от нормируемой температуры в ночное и дневное время.

С учётом отмены «технологического коридора» при поставке ресурсоснабжающей организацией энергетического ресурса - горячей воды - для целей предоставления исполнителем коммунальной услуги горячего водоснабжения собственникам и нанимателям в МКД, отклонение ниже +60°С не допустимо. В случаях выявления в посуточных ведомостях ОДПУ в МКД температуры горячей воды ниже +60°С это является доказательством фактов поставки ресурса ненадлежащего качества, что также влечёт за собой правовые последствия, предусмотренные п. 2 ст. 542 ГК РФ.

Указанное подтверждается позицией ПАО «МОЭК» в письме за подписью Начальника отделения сбыта № 2 ПАО «МОЭК», из которого следует, что в соответствии с п.6.2.59 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.03 №115, температура воды в подающей линии водяной тепловой сети в соответствии с утвержденным для системы теплоснабжения графиком задается по усредненной температуре наружного воздуха за промежуток времени в пределах 12-24 ч, определяемый диспетчером тепловой сети в зависимости от длины сетей, климатических условий и других факторов.

Отклонения от заданного режима на источнике теплоты предусматриваются не более: - по температуре воды, поступающей в тепловую сеть, - +/- 3%. К указанному письму прилагается копия температурного графика с Источника теплоснабжения.

Рассматриваемый в настоящем деле спор вытекает из правоотношений по ресурсоснабжению многоквартирных домов. Правоотношения по предоставлению коммунальных услуг, складывающиеся между исполнителем коммунальных услуг и потребителями (собственниками жилых и нежилых помещении в многоквартирных домах), в том числе по вопросам качества оказанных коммунальных услуг, выходят за рамки предмета данного спора.

Доказанность поставки коммунального ресурса, не соответствующего договорным параметрам, является достаточным основанием для квалификации действий ресурсоснабжающей организации как нарушение исполнения договорных обязательств с вытекающими отсюда последствиями».

Постановление Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», п. 24, установлено, что показатели качества теплоснабжения в точке поставки, включаемые в договор теплоснабжения, должны предусматривать температуру и диапазон давления теплоносителя в подающем трубопроводе. Температура теплоносителя определяется по температурному графику регулирования отпуска тепла с источника тепловой энергии, предусмотренному схемой теплоснабжения

То есть, положения законов и нормативно-правовых актов о теплоснабжении и горячем водоснабжении предусмотрено, что соблюдение необходимых требований к качественным параметрам ресурса на границе ответственности сторон (Истца и Ответчика) позволяют Истцу поставлять в помещения собственников и нанимателям услугу надлежащего качества.

Апелляционным судом учитывает пп. «в» ст.111 Правил №354, в силу которого дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения.

В этом случае не требуется соблюдение исполнителем коммунальных услуг порядка установления факта предоставления некачественных услуг в соответствии с разд. X Правил № 354, предусматривающим составление акта о некачественной поставке.

Подпунктом «д» пункта 22 Правил 124 закреплено, что в случае поставки ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за коммунальный ресурс изменяется в порядке, определенном Правилами предоставления коммунальных услуг. В Главе 9 Правил 354 описан алгоритм изменения размера оплаты в случае предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества.

При этом ни Правила 124, ни Правила 354 при наличии зафиксированного ОДПУ несоответствия температуры теплоносителя в подающей линии требованиям качества не устанавливают обязательность подтверждения факта поставки коммунального ресурса (тепловой энергии) ненадлежащего качества составлением акта.

Положения подпункта «д» пункта 22 Правил № 124 в их системном толковании с нормами Правил № 354 не предусматривают в качестве обязательного условия для уменьшения размера платы за поставленный коммунальный ресурс ненадлежащего качества необходимость предварительного осуществления управляющей организацией конечным потребителям перерасчёта размера платы за предоставленные коммунальные услуги.

Указанное соответствует характеру отношений сторон, которыми являются ресурсоснабжающая организация и исполнитель коммунальных услуг, и в рамках которых ресурсоснабжающая организация отвечает перед исполнителем за качество поставленных в многоквартирный дом коммунальных ресурсов.

Ответчик поставляет Истцу коммунальный ресурс, а не коммунальные услуги. Качество коммунального ресурса должно определяться на границе балансовой принадлежности сетей - в месте установки общедомового прибора учета коммунального ресурса (определение ВС РФ № 309-ЭС15-4023 от 19.05.2015).

Соответствующая правоприменительная практика определена в постановлениях Арбитражного суда Московского округа по делам №А40-307330/2019; № А40-67099/2020; № А40-322184/2019; № А40-252338/2019; № А40-342504/2019, а также определениях Верховного Суда Российской Федерации № 310-ЭС20-7062 от 08.06.2020, № 310-ЭС20-7183 от 08.06.2020, № 310-ЭС20-7692 от 15.06.2020.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции, руководствуясь ст. 65 АПК РФ, основываясь на представленных сторонами доказательствах, в т.ч. актам обследования по жалобам населения (т.5 л.д.54-65, экспертное заключение с примерами расчета (т. 3 л.д.80-91), которые полно и объективно исследованы, им даны подробный анализ в соответствии со ст.ст. 68, 69 АПК РФ и правильная оценка в соответствии со ст. 71 АПК РФ, не согласиться с которой у суда апелляционной инстанции нет оснований, полностью выяснив имеющие значение для дела обстоятельства и дав им правильную оценку, правильно применив нормы материального права, сделал соответствующий обстоятельствам дела вывод о доказанности факта поставки ресурсоснабжающей организацией в спорный период в находящийся в управлении общества многоквартирный дом тепловой энергии ненадлежащего качества, т.е. об обоснованности заявленного иска и его удовлетворении.

Суд апелляционной инстанции по доводам апелляционной жалобы не находит оснований для иной, нежели данной судом первой инстанции, оценки представленных в материалы деле доказательств, и установлении на их основе иных имеющих значение для дела обстоятельств, которые бы свидетельствовали о наличии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

Заявленное Ответчиком ходатайство о назначении судебной экспертизы, – отклоняется судом апелляционной инстанции за отсутствием установленных ст.ст. 66, 67, 68, 82, 268 АПК РФ оснований.

Нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необоснованности поданной апелляционной жалобы и оставлению обжалуемого решения суда первой инстанции без изменения.

В соответствии со статьями 266-271 АПК РФ, апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Москвы решение от 19 августа 2021 года и дополнительное решение от 09 сентября 2021 года по делу № А40-1385/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий

судья Т.Ю. Левина

судья Б.П. Гармаев

судья В.Я. Гончаров