ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-139261/2021 от 13.12.2021 Девятого арбитражного апелляционного суда

Д Е В Я Т Ы Й А Р Б И Т Р А Ж Н Ы Й А П Е Л Л Я Ц И О Н Н Ы Й С У Д

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 09АП-73841/2021

г. Москва Дело № А40-139261/21

20 декабря 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме 20 декабря 2021 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,

судей:

Марковой Т.Т., Суминой О.С.,

при ведении протокола

секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

АО "Дом творчества "Актёр"

на решение Арбитражного суда города Москвы от 23.09.2021 по делу № А40-139261/21

по заявлению АО "Дом творчества "Актёр" (ОГРН: 1149102099167)

к Министерству финансов Российской Федерации (ОГРН: 1037739085636)

о признании недействительным письма,

при участии:

от заявителя:

не явился, извещен;

от заинтересованного лица:

не явился, извещен;

У С Т А Н О В И Л:

АО "Дом творчества "Актёр" (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Министерству финансов Российской Федерации (далее – министерство) о признании недействительным письма департамента налоговой политики Минфина России от 23.12.2020 №03-07-11/113083.

Решением суда от 23.09.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принято по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.

Дело рассмотрено в порядке ч.3 ст.156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Законность и обоснованность принятого судом решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.

Изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, апелляционный суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, 28.11.2014 общество после перехода Республики Крым в состав Российской Федерации поставлено на учет в налоговом органе Российской Федерации.

Обществом в адрес министерства было направлено письмо о вычете налога на добавленную стоимость, исчисленного и уплаченного в бюджет Украины при получении сумм авансовых платежей по договорам купли-продажи апартаментов в случае их передачи в период применения на территории Республики Крым законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Письмом министерства от 23.12.2020 №03-07-11/113083 «О вычете НДС, исчисленного и уплаченного в бюджет Украины при получении сумм авансовых платежей по договорам купли-продажи апартаментов, в случае их передачи в период применения на территории Республики Крым законодательства РФ о налогах и сборах» (далее - Письмо) разъяснено, что поскольку исчисление и уплата налога на добавленную стоимость с оплаты, частичной оплаты, полученной налогоплательщиком до 18.03.2014 в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), производились согласно Налоговому кодексу Украины, а не в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, основания для применения нормы пункта 8 статьи 171 Кодекса в отношении таких авансовых платежей отсутствуют.

Основанием для отказа также послужило то, что нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и Положения № 2263-6/14 порядок применения вычетов сумм налога на добавленную стоимость, исчисленных и уплаченных в бюджет Украины с оплаты, частичной оплаты, полученной в период до 18.03.2014 в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), не предусмотрен, налогоплательщиком вычеты указанных сумм налога не производятся.

Полагая письмо министерства незаконным и нарушающим его права, общество обратилось в суд с заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Следовательно, обжалуемое письмо направлено обществу в пределах полномочий, предоставленных министерством и в надлежащей форме.

Согласно пункту 3 статьи 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Указанные положения гражданского законодательства исключают применение статьи 6 ГК РФ, поскольку налоговые правоотношения сформированы на административно-властных принципах, которые заключаются в предоставлении полномочий налоговым органам требовать и контролировать уплату налогоплательщиками налогов, сборов и страховых взносов, и в корреспондирующей полномочиям налоговых органов обязанности налогоплательщиков уплачивать в бюджеты налоги, сборы и страховые взносы. Такие отношения исключают диспозитивный характер, присущий гражданским правоотношениям.

Доводы общества о применении аналогии закона или аналогии права к налоговым правоотношениям опровергаются положениями пункта 6 статьи 3 НК РФ, согласно которому при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить.

Как обоснованно указало министерство, в отношении налогового вычета действует тот же принцип формальной определенности регулирования налоговых отношений, в частности относительно расчета налогового вычета и порядка его применения.

Как обоснованно указанно судом, особенность ситуации, рассмотренной в обжалуемом письме, заключается в том, что налогоплательщик (общество) до перехода Республики Крым (до 18.03.2014) в состав Российской Федерации, уплатил в бюджет Республики Украина налог на добавленную стоимость с суммы средств (авансовых платежей), полученных за предстоящее предоставление апартаментов приобретателю, фактическая передача которых приобретателю состоялась после перехода Республики Крым в юрисдикцию Российской Федерации и после 01.01.2015 - даты вступления в силу на территории Республики Крым Налогового кодекса Российской Федерации.

В настоящее время общество в связи с передачей апартаментов претендует на применение налогового вычета (из федерального бюджета), руководствуясь НК РФ России.

Разъяснения в обжалуемом письме относительно признания апартаментов жилыми помещениями, не предназначенными для постоянного проживания, общество не оспаривает, в связи с чем министерство не приводит комментариев по данным обстоятельствам, полагая на основании части 3.1 статьи 70 АПК РФ эти обстоятельства признанными обществом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Закон № 6-ФКЗ) и пунктом 1 статьи 1 Договора о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с 18.03.2014.

Согласно пункту 1 статьи 15 Закона №6-ФКЗ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 01.01.2015.

В связи с предоставленными полномочиями Республике Крым и городу федерального значения Севастополь по регулированию налоговых отношений в период с даты принятия Республики Крым (18.03.2014) до 01.01.2015 Государственный Совет Республики Крым постановлением от 11.04.2014 №2010-6/14 утвердил Положение об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период (далее - Положение № 2010-6/14).

Согласно абзацу второму пункта 6 Положения № 2010-6/14 суммы НДС, заявленные и подлежащие возмещению из бюджета в соответствии с Налоговым кодексом Украины, Законом Украины от 03.04.1997 №198/97-ВР «О налоге на добавленную стоимость» и не полученные плательщиком по состоянию на 01.04.2014, не признаются задолженностью бюджета и бюджетному возмещению не подлежат. Данные суммы подлежат списанию с лицевых счетов налогоплательщиков.

Исходя из вышеизложенного, как правомерно указал суд первой инстанции, для применения предусмотренного Налоговым кодексом Российской Федерации вычета по налогу НДС с сумм (части сумм), полученных налогоплательщиком (продавцом) за предстоящую поставку товаров, работ (услуг), к суммам за предстоящую поставку товаров, работы (услуг), с которых был уплачен НДС в бюджет Украины в период до 18.03.2014 (до переходного периода) правовых оснований не имеется.

Согласно статье 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.

В соответствии с абзацем 1 статьи 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

При этом, для признания недействительными ненормативных правовых актов необходимо наличие двух обязательных условий, а именно, несоответствие обжалуемых актов закону и наличие нарушения прав заявителя.

Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в настоящем случае доказательств того, что оспариваемое письмо нарушает права общества в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности суду не представлено.

Исходя из содержания оспариваемого письма, оно носит чисто информационный характер и направлено обществу в ответ на поставленный им вопрос, не содержит каких-либо властных предписаний налогоплательщику совершить какое-либо действие, не ограничивает, не возлагает каких-либо обязанностей, не предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Апелляционный суд соглашается с тем выводом, что обжалуемое письмо не предназначено для применения в отношении неопределенного круга лиц и не рассчитано на неоднократное применение, так как официально не опубликовывалось в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009, и в налоговые органы не направлялось для его применения при осуществлении налоговыми органами полномочий.

Суд первой инстанции также исходил из того, что общество обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании спорного письма недействующим.

При этом, как указал Верховный Суд Российской Федерации в определении от 11.05.2021 по делу №АКПИ21-421, которым возвращено заявление общества об оспаривании оспариваемого письма, указанное письмо не относится к актам, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами в отношении неопределенного круга лиц.

Таким образом, вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что права и законные интересы общества в сфере экономической и иной предпринимательской деятельности письмом не нарушены.

Согласно ч.1 ст.71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в порядке ч.1 ст.268 АПК РФ апелляционный суд не усматривает.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, изложенные в суде первой инстанции, где им была дана надлежащая правовая оценка.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, не влияют на законное по своей сути оспариваемое решение суда.

Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч.4 ст.270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда города Москвы от 23.09.2021 по делу № А40-139261/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья: Д.Е. Лепихин

Судьи: Т.Т. Маркова

О.С. Сумина

Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.