г. Москва
18.01.2021 Дело №А40-14160/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 12.01.2021
Полный текст постановления изготовлен 18.01.2021
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу – Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве в ЮЗАО – извещен, представитель не явился,
от индивидуального предпринимателя ФИО1 – ФИО2 (представителя по доверенности от 12.11.2019),
рассмотрев 12.01.2021 в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1
на решение от 10.03.2020
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 21.09.2020
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу № А40-14160/2020
по заявлению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве в ЮЗАО
к индивидуальному предпринимателю ФИО1
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве в ЮЗАО (далее – управление) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.03.2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2020, предприниматель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, в виде 30 000 рублей штрафа и конфискации продукции, арестованной на основании протокола ареста товаров и иных вещей от 30.12.2019.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам. По доводам жалобы, в действиях предпринимателя отсутствует административное правонарушение по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ, оснований для вывода о предпринимателе как субъекте данного состава административного правонарушения не имелось.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
Управление, извещенное о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда округа не направило, что с учетом положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не признано судом препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав представителя предпринимателя, обсудив доводы кассационной жалобы, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Арбитражные суды установили, что в ходе проведения 30.12.2019 по адресу: <...> административного расследования управлением в действиях предпринимателя выявлены нарушения требований технических регламентов, создавшие угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.
Так, в реализации была выявлена следующая продукция: жевательная некурительная смесь без содержания табака, никотинсодержащая «CUBA», масса 15гр, порционные пакетики, производитель ООО «Юнисайл» <...>, на остатке - 17 шт.; жевательная некурительная смесь без содержания табака, никотинсодержащая «CORVUS», масса Игр. порционные пакетики, производитель: ООО «Корвус», МО, <...>, на остатке - 10 шт.; жевательная некурительная смесь без содержания табака, никотинсодержащая «LYFT» изготовитель ФИДЛЕР и ЛУНДГРЕН СТЕНАЛДЕРСГАТАН 23 БОКС 90412039, МАЛЬМЕ Швеция; импортер 121614, <...>, на остатке - 52 шт.; жевательная некурительная смесь без содержания табака, никотинсодержащая «ABQA», порционные пакетики, производитель: ИП ФИО3, г. Смоленск, <...> на остатке - 27 шт.; жевательная некурительная смесь без содержания табака, никотинсодержащая «VELVET», порционные пакетики, производитель: ИП ФИО4 адрес не указан на остатке - 2 шт.; жевательная некурительная смесь без содержания табака, никотинсодержащая «WICTECH», порционные пакетики, юр.адрес: 191040, <...> на остатке - 2 шт.; смесь на растительной основе без содержания табака, никотинсодержащая «PEGAS», масса 18 гр., порционные пакетики, производитель ИП ФИО5, <...> на остатке - 5 шт.; жевательная некурительная смесь без содержания табака, никотинсодержащая «BLEX», масса 13 гр., порционные пакетики, производитель: ИП ФИО6 юр. адрес: <...> на остатке - 2 шт.; жевательная некурительная смесь без содержания табака, никотинсодержащая «НООК», порционные пакетики, производитель: ИП ФИО7, <...> на остатке - 8 шт.; жевательная некурительная смесь без содержания табака, никотинсодержащая «BURWA», масса 15 гр., порционные пакетики, производитель: ООО «АДА ЮНИОН ГРУПП», <...>, лит. А на остатке 39 шт.; жевательная некурительная смесь без содержания табака, никотинсодержащая «FAKE SNUS», масса 15 гр., порционные пакетики, производитель ИП ФИО8, г. Москва, адрес не указан; эл. адрес opt@fake-snus.ru. на остатке 16 шт.; жевательная некурительная смесь без содержания табака, никотинсодержащая «SLIM», порционные пакетики, производитель ИП ФИО9, <...>, масса 15 г, на остатке 9 шт.; жевательная некурительная смесь без содержания табака, никотинсодержащая «Squad», порционные пакетики, производитель ИП ФИО10, <...>, 1-й Волоколамский проезд, д. 11, масса 15г, на остатке 5 шт.; жевательная некурительная смесь без содержания табака, никотинсодержащая «СКИФ», порционные пакетики, производитель ООО «РАПСОДИЯ», РФ, <...>, масса 15г, на остатке 6 шт.; жевательная некурительная смесь без содержания табака, никотинсодержащая «Fedrs», порционные пакетики, производитель ООО «Восход Групп», 115035, Москва, Садовническая, 72, масса 15 г, на остатке 1 шт.; жевательная некурительная смесь без содержания табака, никотинсодержащая «EPIE», порционные пакетики, производитель ООО «ГлавТабак», <...> масса 15г, на остатке 10 шт.; жевательная некурительная смесь без содержания табака, никотинсодержащая «BLAX», порционные пакетики, производитель ИП ФИО11, Гончарный переулок, 8/40, масса 15 г, на остатке 8 шт.
Управлением установлено, что на упаковке всей означенной продукции отсутствует маркировка с информацией о подтверждении безопасности и качества данной продукции путем ее декларирования на соответствие требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» (далее - ТР ТС 021/2011), документы подтверждающие качество, безопасность и прослеживаемость данной продукции (накладные, декларации о соответствии) не представлены.
Ранее в ходе мониторинга непродовольственной продукции силами экспертной организации ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве» были отобраны образцы аналогичной продукции (жевательные смеси без содержания табака), по результатам лабораторных исследований которых в соответствии с экспертным заключением от 20.12.2019 № 7106-03 и письмом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве» от 20.12.2019 № 12-22 (1)309 (вх. № 01-36470-2 от 20.12.2019) установлено, что образцы не соответствуют установленным требованиям законодательства и представляют угрозу жизни и здоровью человека, а именно: в пробах водного экстракта установлено присутствие никотина в концентрациях, превышающих предельно допустимое содержание никотина в 19 и 24 раз соответственно (1,0 мг/сигарету по ТР ТС 035); содержание никотина, используемое в жевательных резинках (в расчете на одну порцию) превышено в 4,75 и 6 раз соответственно. В составе также обнаружен свинец, вещество, относящееся к чрезвычайно опасным соединениям; при введении в желудок и аппликациях на слизистую оболочку рта образцы вызывают симптомы, характерные для веществ, обладающих действием на ЦНС (тремор тела, судороги), гибель животных.
Согласно письму Руководителя Роспотребнадзора ФИО12 «Об усилении контроля (надзора) за никотинсодержащей продукцией» от 20.12.2019 № 02/17909-2019-27 продукция, установленная в реализации в ходе мониторингового обследования, относится к пищевой продукции и должна выпускаться в обращение на рынке только при ее соответствии требованиям ТР ТС 021/2011, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется. Выпуск в обращение пищевой продукции без процедуры оценки (подтверждения) соответствия не допускается.
Исходя из указанных обстоятельств управление составило в отношении предпринимателя протокол об административном правонарушении от 17.01.2020 по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ, изъяло указанную продукцию на основании протокола ареста товаров и иных вещей от 30.12.2019 и обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной, частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона о защите прав потребителей, если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу/оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
Согласно части 1 статьи 36 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» за нарушение требований технических регламентов ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации несет изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя).
Как следует из статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ), индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Пунктами 2, 5, 6 статьи 15 Закона № 52-ФЗ предусмотрено, что пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям. Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования. Не соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям и представляющие опасность для человека пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия немедленно снимаются с производства или реализации.
Согласно пункту 3.4 (пункту 1.1.1.2 приложения № 1) СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» безопасность пищевых продуктов в микробиологическом и радиационном отношении, а также по содержанию химических загрязнителей определяется их соответствием гигиеническим нормативам, установленным настоящими Санитарными правилами (приложение 1).
Частями 1, 2, 3 статьи 5 ТР ТС 021/2011 предусмотрено, что пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Пищевая продукция, соответствующая требованиям настоящего технического регламента, иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, и прошедшая оценку (подтверждение) соответствия, маркируется единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
Пищевая продукция, находящаяся в обращении, в том числе продовольственное (пищевое) сырье, должна сопровождаться товаросопроводительной документацией, обеспечивающей прослеживаемость данной продукции.
В силу части 4 статьи 5 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция, не соответствующая требованиям настоящего технического регламента и (или) иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, в том числе пищевая продукция с истекшими сроками годности, подлежит изъятию из обращения участником хозяйственной деятельности (владельцем пищевой продукции) самостоятельно, либо по предписанию уполномоченных органов государственного контроля (надзора) государства - члена Таможенного союза.
На основании части 1 статьи 7 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной.
В силу частей 1, 11, 12 статьи 10 ТР ТС 021/2011 изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим Техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Статьей 21 ТР ТС 021/2011 предусмотрено, что оценка (подтверждение) соответствия пищевой продукции непромышленного изготовления и пищевой продукции предприятий питания (общественного питания), предназначенной для реализации при оказании услуг, а также процессов реализации указанной пищевой продукции проводится в форме государственного надзора (контроля) за соблюдением требований к пищевой продукции, установленных настоящим Техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
В соответствии со статьей 22 ТР ТС 021/2011 заявителем при оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции, за исключением государственного контроля (надзора), может быть зарегистрированные в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза на ее территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, либо являющееся изготовителем или продавцом, либо выполняющее функции иностранного изготовителя на основании договора с ним в части обеспечения соответствия поставляемой пищевой продукции требованиям настоящего Технического регламента и (или) иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, и в части ответственности за ее несоответствие требованиям таких технических регламентов.
На основании статьи 23 ТР ТС 021/2011 декларированию соответствия подлежит выпускаемая в обращение на таможенной территории Таможенного союза пищевая продукция.
Согласно статьи 39 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция, прошедшая оценку (подтверждение) соответствия, должна маркироваться единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза, если иное не установлено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, за исключением пищевой продукции непромышленного изготовления, производимой гражданами в домашних условиях, в личных подсобных хозяйствах или гражданами, занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством, и предназначенной для выпуска в обращение на таможенной территории Таможенного союза, и пищевой продукции, реализуемой на предприятиях питания (общественного питания).
Пищевая продукция, прошедшая оценку (подтверждение) соответствия, должна маркироваться единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза, если иное не установлено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, за исключением пищевой продукции непромышленного изготовления, производимой гражданами в домашних условиях, в личных подсобных хозяйствах или гражданами, занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством, и, предназначенной для выпуска в обращение на таможенной территории Таможенного союза, и пищевой продукции, реализуемой на предприятиях питания (общественного питания).
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса.
Частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена ответственность за действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Признавая предпринимателя подлежащим привлечению к административной ответственности, предусмотренной, частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что представленными в материалы дела доказательствами подтверждается наличие в действиях предпринимателя состава вмененного административного правонарушения по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ, установив, что в отношении выявленной у предпринимателя пищевой некурительной никотиносодержащей продукции не имелось документов, подтверждающих качество и безопасность пищевой продукции в соответствии с требованиями ТР ТС 021/2011, что создавало угрозу причинения вреда жизни и здоровья граждан.
Отклоняя доводы предпринимателя, суды, исходя из приведенных норм и совокупности указанных обстоятельств, доказанных управлением, признали, что предприниматель является субъектом вмененного административного правонарушения по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ. Каких-либо обстоятельств, которые могли бы свидетельствовать об отсутствии состава административного правонарушения в действиях предпринимателя, суды не установили.
Как следует из обжалуемых судебных актов, требования КоАП РФ к порядку и сроку давности привлечения к административной ответственности и назначению административного наказания в рассматриваемом случае соблюдены.
Учитывая, что на продукцию, изъятую по протоколу от 30.12.2019, отсутствуют документы, подтверждающие ее качество и безопасность, суды признали ее подлежащей конфискации в соответствии со статьей 3.7 КоАП РФ.
Вопреки мнению предпринимателя, выводы судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, отвечают требованиям АПК РФ к доказыванию и оценке доказательств, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы предпринимателя были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и обоснованно ими отклонены. Кроме того, данные доводы предпринимателя предполагают иную, чем у судов оценку обстоятельств дела, в связи с чем не могут быть приняты судом кассационной инстанции как состоятельные, поскольку переоценка доказательств и установленных судами обстоятельств в силу положений статей 286, 287 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10.03.2020 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2020 по делу № А40-14160/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий судья Е.Е. Шевченко
Судьи В.В. Кузнецов
Р.Р. Латыпова