ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-142343/2021-21-1034 от 02.06.2022 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва Дело № А40-142343/21-21-1034

08 июня 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2022 года

Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2022 года

Арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,

судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,

при участии в заседании:

от истца (заявителя) Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области: ФИО1 (дов. № 03-01/2022 от 10.01.2022 г.);

от ответчика (заинтересованного лица) ФАС России: ФИО2 (дов. № МШ/52531/22 от 27.04.2022 г.);

от третьего лица ООО «Тепловая Компания Северная»: не явились, извещены;

от третьего лица Ленинградского УФАС России: не явились, извещены;

рассмотрев 02 июня 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области

на решение Арбитражного суда города Москвы от 11 ноября 2021 г.,

постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 февраля 2022 г.,

по делу № А40-142343/21-21-1034

по заявлению Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области

к Федеральной антимонопольной службе

о признании незаконным решения от 14 апреля 2021 г. № СП/29576/21 в части,

третьи лица: общество с ограниченной ответственностью «Тепловая Компания Северная»; Управление федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области,

УСТАНОВИЛ: 14 апреля 2021 г. по результатам рассмотрения разногласий между обществом с ограниченной ответственностью «Тепловая Компания Северная» (далее – ООО «Тепловая Компания Северная», общество, регулируемая организация) и Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее – Комитет, ЛенРТК, Орган регулирования, заявитель) по вопросу установления цен (тарифов) на тепловую энергию на 2021 год комиссией Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России, антимонопольный орган) по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения № 2, принято решение № СП/29576/21 о признании Комитета нарушившим пункт 22 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 (далее - Основы ценообразования) (пункт 1 решения).

Согласно пункту 2 решения частично удовлетворены требования ООО «Тепловая Компания Северная», указанные в заявлении о разногласиях в сфере теплоснабжения с Комитетом (регистрационный номер 29427/21 от 24 февраля 2021 г.).

Пунктом 3 указанного решения органу исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01 июля 2021 г.: пересмотреть величину необходимой валовой выручки и тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО «Тепловая Компания Северная» на 2021 год, на основании мотивировочной части настоящего решения с учетом величины полезного отпуска в размере 1 054,34 Гкал.

В пункте 4 решения установлено, что органу исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течении 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в пункте 3 настоящего решения, письменно проинформировать ФАС России, представив надлежащим образом заверенные копии: решений органа исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписано настоящим решением; протокол заседания принятия органа исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принимались решения, предписанные настоящим решением; экспертного заключения по результатам пересмотра тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ООО «Тепловая Компания Северная» на 2021 год.

В удовлетворении остальной части требований, изложенных в заявлении ООО «Тепловая Компания Северная», отказано (пункт 5 решения).

Считая свои права нарушенными, Комитет обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФАС России о признании указанного решения незаконным в части пунктов 1, 2, 3, 4.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «Тепловая Компания Северная» и Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее – Ленинградское УФАС России).

Решением Арбитражного суда города Москвы от 11 ноября 2021 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 февраля 2022г., в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе Комитет просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.

В отзыве на кассационную жалобу ФАС России просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.

Отзывы на кассационную жалобу от третьих лиц не поступили.

От представителя Комитета через систему подачи документов «Мой арбитр» поступило ходатайство об объявлении в судебном заседании перерыва в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель Комитета в судебном заседании данное ходатайство не поддержал.

В заседании кассационной инстанции представитель Комитета поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ФАС России против ее удовлетворения возражал.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2018 г. № 533 утверждены Правила рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 января 2009 г. № 14 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации (далее - Правила).

Исходя из пункта 1 Правил, они разработаны в соответствии с федеральными законами «Об электроэнергетике», «О теплоснабжении», «О водоснабжении и водоотведении» и «О естественных монополиях» и устанавливают порядок и сроки рассмотрения (урегулирования) следующих споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов) (стандартизированных тарифных ставок, плат, надбавок) в сферах электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также в сфере деятельности субъектов естественных монополий: а) разногласия, возникающие между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями в отношении регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике; б) споры, связанные с применением платы за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, и споры, связанные с установлением платы за технологическое присоединение к сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы; в) разногласия по вопросам установления цен (тарифов), возникающие между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов), органами местного самоуправления, теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и потребителями тепловой энергии; г) разногласия между органом регулирования и организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в связи с выбором метода регулирования тарифов; д) разногласия, возникающие между органами регулирования тарифов и организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в отношении установленных величин тарифов; е) досудебные споры, возникающие между органами регулирования тарифов, организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и абонентами при установлении и (или) применении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения; ж) досудебные споры, связанные с установлением и применением регулируемых цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с пунктом 2 Правил приказом ФАС России от 19 июня 2018 г. № 827/18 утвержден регламент деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), форм заявлений и решения о рассмотрении указанных споров.

Правоотношения по установлению тарифов на тепловую энергию регулируются положениями Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» (далее - Основы ценообразования, Правила регулирования).

Расчет тарифов на тепловую энергию производится в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13 июня 2013 г. № 760-э (далее - Методические указания № 760-э).

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 7, пунктом 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении установление тарифов на тепловую энергию осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Пунктом 22 Основ ценообразования установлено, что тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.

Согласно пункту 22(1) Основ ценообразования расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии указанным категориям потребителей за последние 3 года.

Фактический полезный отпуск тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования на основании анализа статистической отчетности регулируемой организации, осуществляющей отпуск тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения населению и приравненным к нему категориям потребителей, содержащей сведения об объемах полезного отпуска тепловой энергии для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей за последний отчетный год.

Динамика полезного отпуска тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования на основании анализа статистической отчетности регулируемой организации, осуществляющей отпуск тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения населению и приравненным к нему категориям потребителей, содержащей сведения об объемах полезного отпуска тепловой энергии для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей за последние 3 года.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение соответствует требованиям законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.

При этом судами установлено, что разногласия между ООО «Тепловая Компания Северная» и Комитетом возникли в связи с изданием органом регулирования приказа от 18 декабря 2020 г. № 384-п «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности, тарифов на тепловую энергию и горячую воду, поставляемые ООО «Тепловая Компания Северная» потребителям на территории муниципального образования «Ропшинское сельское поселение» Ломоносовского муниципального района Ленинградской области, на долгосрочный период регулирования 2021-2025», которым установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности, тарифы на тепловую энергию и горячую воду, поставляемые ООО «Тепловая Компания Северная» потребителям на территории муниципального образования «Ропшинское сельское поселение» Ломоносовского муниципального района Ленинградской области, на долгосрочный период регулирования 2021-2025 (далее - приказ).

Так, тарифы на тепловую энергию для ООО «Тепловая Компания Северная» установлены с применением метода индексации установленных тарифов на долгосрочный период регулирования 2021-2025.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная приказом на 2021 год для ООО «Тепловая Компания Северная», составляет 5 709,73 тыс. руб.

Величина НВВ, которую общество считает экономически обоснованной, составляет 4 331,80 тыс. руб.

Схема теплоснабжения муниципального образования «Ропшинское сельское поселение» Ломоносовского района Ленинградской области до 2030 г. утверждена постановлением администрации от 01 июня 2015 г. № 261, а также программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры на территории МО «Ропшинское сельское поселение» Ломоносовского района Ленинградской области на 2018-2027, утвержденная постановлением администрации от 28 ноября 2017 г. № 393, в настоящее время не актуализированы.

Расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии должен определяться органом регулирования с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года.

Комитетом при установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО «Тепловая Компания Северная» потребителям на территории муниципального образования «Ропшинское сельское поселение» Ломоносовского района Ленинградской области, принят отпуск исходя из следующих показателей динамики фактического отпуска тепловой энергии ООО «Тепловая Компания Северная»: за 2018 год - 941,1 Гкал, за 2019 год - 901,7 Гкал, за 2020 год - 907 Гкал, однако в соответствии с представленными обществом формами № 46-ТЭ полезный отпуск за последние 3 года составил: за 2017 год – 660,28 Гкал, за 2018 год – 941,13 Гкал, за 2019 год – 902,05 Гкал.

В свою очередь, в 2020 году при расчете себестоимости отпущенной тепловой энергии отпуск тепловой энергии Комитетом принят в размере 2.560, 93 Гкал, в 2021 - в размере 2.550, 88 Гкал.

Таким образом, Комитетом при расчете полезного отпуска тепловой энергии для ООО «Тепловая Компания Северная» на 2021 год должны быть приняты величины фактического полезного отпуска с учетом динамики за последние 3 года, т.е. за 2017, 2018, 2019 г.г., вместе с тем Комитетом не учтена величина фактического полезного отпуска за 2017 год, что повлекло за собой принятие экономически необоснованной величины полезного отпуска в нарушение пункта 22 Основ ценообразования.

Относительно указаний Комитета на то, что в целях недопущения существенного роста тарифов и соблюдения принципов обеспечения доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей, Комитетом при проведении экспертизы принято решение о постепенном снижении отпуска тепловой энергии, учитывая, что снижение отпуска тепловой энергии в 2,7 раз привело бы к росту тарифа в 6 раз, судами указано на то, что согласно экспертному заключению по обоснованию уровней тарифов на тепловую энергию и горячую воду, поставляемые ООО «Тепловая Компания Северная» на территории Ломоносовского муниципального района на период 2021-2025, регулируемая организация является получателем бюджетных субсидий на возмещение части затрат ресурсоснабжающим организациям в связи с предоставлением коммунальных ресурсов (услуг) на территории Ленинградской области, следовательно, для потребителей «население и приравненные к нему потребители» ООО «Тепловая Компания Северная» установлен льготный тариф, что не может свидетельствовать о нарушении закрепленного статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» принципа обеспеченности доступности тепловой энергии для потребителей.

На основании изложенного суды пришли к выводу о том, что решение в оспариваемой части принято антимонопольным органом в соответствии с представленными полномочиями, является законным и обоснованным и не нарушает права и законные интересы заявителя.

Судами также принято во внимание, что Письмом исх. от 28 июня 2021 г. № КТ-3-2464/2021 (вх. от 07 июля 2021 г. № 112825/21) заявителем представлена в антимонопольный орган информация об исполнении принятого антимонопольным органом решения, по итогам анализа которой антимонопольный орган пришел к выводу об исполнении ЛенРТК содержащихся в резолютивной части решения указаний.

Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки выводов суда у суда кассационной инстанции не имеется.

Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене или изменению принятых судебных актов.

При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 11 ноября 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 февраля 2022 г. по делу № А40-142343/21-21-1034 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области – без удовлетворения.

Председательствующий-судья Е.А.Ананьина

Судьи В.В.Кузнецов

Е.Е.Шевченко