ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-143310/2021 от 21.02.2022 Девятого арбитражного апелляционного суда

Д Е В Я Т Ы Й А Р Б И Т Р А Ж Н Ы Й А П Е Л Л Я Ц И О Н Н Ы Й С У Д

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 09АП-39/2022

г. Москва Дело № А40-143310/21

28 февраля 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 28 февраля 2022 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Лепихина Д. Е.

судей:

Марковой Т.Т., ФИО1,

при ведении протокола

секретарем судебного заседания Михеевой З.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

Межрайонной ИФНС России № 46 по г. Москве

на решение Арбитражного суда города Москвы от 23.11.2021 по делу № А40-143310/21 по заявлению ООО «Кронтус-М» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

к Межрайонной ИФНС России № 46 по г. Москве (ОГРН: <***>),

третье лицо: ИФНС России № 3 по г. Москве,

о признании недействительными решений;

в присутствии:

от заявителя:

ФИО2 по доверенности от 14.02.2020;

от заинтересованного лица:

ФИО3 по доверенности от 11.10.2021;

от третьего лица:

не явился, извещен;

У С Т А Н О В И Л:

решением Арбитражного суда города Москвы от 23.11.2021 по заявлению ООО «Кронтус-М» (далее – общество) признаны недействительными решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 46 по г. Москве (далее – налоговый орган) от 26.04.2021 № 167319А об отказе в государственной регистрации промежуточного ликвидационного баланса юридического лица и решение от 26.04.2021 № 167460А об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица.

Не согласившись с решением суда, налоговый орган обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании апелляционного суда представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель общества поддержал решение суда.

Дело рассмотрено в порядке ч.5 ст.156 АПК РФ в отсутствие представителей ИФНС России № 3 по г. Москве.

Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.

Изучив материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, апелляционный суд приходит к следующим выводам.

Согласно материалам дела, 19.04.2021 общество направило в адрес налогового органа документы для завершения процесса своей ликвидации юридического лица (составление промежуточного ликвидационного баланса).

26.04.2021 обществом получено решение налогового органа за № 167319А об отказе в государственной регистрации составления промежуточного ликвидационного баланса юридического лица.

Правовыми основаниями отказа в государственной регистрации налоговый орган указал следующие положения: п/п «т» п.1 ст.23 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ) (неисполнение юридическим лицом в процессе ликвидации обязанности уведомить кредиторов в соответствии со ст.7.1 Закона 129-ФЗ); п/п «х» п.1 ст.23 Закон № 129-ФЗ (несоблюдение установленного законодательством РФ порядка проведения процедуры ликвидации юридического лица).

19.04.2021 общество представило в адрес налогового органа документы для завершения процесса ликвидации юридического лица: заявление по форме № 15016 (решение об утверждении ликвидационного баланса, нотариальное свидетельство к решению и ликвидационный баланс).

26.04.2021 общество получило решение налогового органа за № 167460А об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица.

Правовыми основаниями отказа для принятия такого решения налоговый орган указал п/п «х» п.1 ст.23 Закона № 129-ФЗ) (несоблюдение установленного законодательством РФ порядка проведения процедуры ликвидации юридического лица).

Между тем, налоговым органом не учтено следующее.

22.03.2018 общество инициировало процесс своей ликвидации.

В последний день вынесения решения о ликвидации ИФНС России №3 по г.Москве вынесла решение о проведении выездной налоговой проверки общества.

ИФНС России №3 по г. Москве на основании решения от 11.07.2018 №18-17/24/24 в отношении общества проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2015 по 22.03.2018, страховых взносов за период с 01.01.2017 по 22.03.2018.

Согласно п.1 ст.89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

В силу п.6 ст.89 НК РФ выездная налоговая проверка не может длиться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.

В соответствии с п.9 ст.89 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки по основаниям, указанным в названном пункте, однако общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев.

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке (п.8 ст.89 Кодекса).

В соответствии с п. 15 ст.89 НК РФ в последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.

В случае, если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

Справка о проведенной в отношении общества налоговой проверки составлена 11.03.2019.

Справка вручена обществу только 26.12.2019 вместе с актом налоговой проверки от 13.05.2019, т.е. с нарушением срока на девять месяцев.

Следовательно, налоговый орган в нарушение положений ст.89 НК РФ проводил выездную налоговую проверку в течение семнадцати месяцев.

В соответствии с п.1 ст. 101 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

Согласно п.5 ст. 101 НК РФ акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.

В соответствии с п.1 ст.6.1. НК РФ сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.

Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало (п.2 ст.6.1. НК РФ).

В силу п.5 ст.6.1. НК РФ срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока.

Согласно п.6 ст.6.1. НК РФ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.

В соответствии с п.7 ст.6.1. НК РФ в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Как следует из материалов дела, акт налоговой проверки вручен обществу только 29.12.2019. Т.е. с нарушением срока на семь месяцев, что является нарушением прав налогоплательщика ввиду необоснованного увеличения срока проведения налоговой проверки.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям (п.6 ст. 101 НК РФ).

На акт налогового органа обществом 10.02.2020 года были представлены возражения.

17.02.2020 в присутствии представителей общества состоялось рассмотрение материалов проверки.

27.02.2020 на основании п.6 ст. 101 НК РФ налоговым органом приняты решение №23-26/10 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в срок один месяц и решение №23-27/9 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки.

При таких обстоятельствах срок проведения дополнительных мероприятий налогового контроля истек 27.03.2020.

В соответствии с п.6.1 ст. 101 НК РФ начало и окончание дополнительных мероприятий налогового контроля, сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении дополнительных мероприятий налогового контроля, а также полученные дополнительные доказательства для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых, выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи Кодекса в случае, если Кодексом предусмотрена ответственность за эти нарушения законодательства о налогах и сборах, фиксируются в дополнении к акту налоговой проверки.

Дополнение к акту налоговой проверки должно быть составлено и подписано должностными лицами налогового органа, проводящими дополнительные мероприятия налогового контроля, в течение пятнадцати дней со дня окончания таких мероприятий.

Дополнение к акту налоговой проверки с приложением материалов, полученных в результате проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, в течение пяти дней с даты этого дополнения должно быть вручено лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено этим пунктом.

При таких обстоятельствах предельным сроком вручения дополнения к акту выездной налоговой проверки является 24.04.2020.

Как следует из материалов дела, общество добросовестно исполняло свои обязанности налогоплательщика, предусмотренные налоговым законодательством.

Общество неоднократно обращалось в ИФНС России №3 по г.Москве с просьбой разобраться в сложившейся ситуации, прекратить продолжающееся нарушение прав налогоплательщика, предоставить решение по результатам налоговой проверки (ходатайство от 05.11.2020, заявление от 29.12.2020).

По состоянию на 28.06.2021 обществу не вручены дополнение к акту проверки и решение по результатам проверки.

Сроки, установленные НК РФ, нарушены ИФНС России №3 по г.Москве более чем на двенадцать месяцев. Что, в свою очередь, является нарушением прав общества, которое влечет необоснованное увеличение срока проведения проверки, правовую неопределенность и издержки для общества, не ведущего финансово-хозяйственную деятельность и лишенного возможности завершить процесс ликвидации.

Следовательно, неправомерные действия ИФНС №3 по Москве по непредставлению результатов выездной налоговой проверки в установленный законом срок привели к незаконному отказу налогового органа в регистрации составления промежуточного ликвидационного баланса общества и регистрации ликвидации общества.

При отсутствии доказательств обоснованности излишне длительного срока проведения проверки решение налогового органа о взыскании налогов, с момента возникновения обязанности по уплате которых прошло более пяти лет, является незаконным (Постановление Президиума ВАС РФ от 18.03.2008 № 13084/07 по делу № А60-13819/06).

Согласно п.31 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1,6, 10 статьи 101.4. пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 Кодекса, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем сроки осуществления принудительных мер учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Кодекса.

В Определениях Конституционного Суда РФ от 24.12.2013 № 988-О и от 20.04.2017 № 790-О сказано, что нарушение сроков, установленных ст.70 НК РФ, не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов иными статьями Кодекса.

При таких обстоятельствах на 28.06.2021 налоговый орган фактически утратил право на взыскание доначисленных платежей.

Статьями 49 и 64 НК РФ не предусмотрены специальный порядок и особая очередность удовлетворения требований кредитора - налогового органа в отношении задолженности по обязательным платежам, возникшей в период добровольной ликвидации организации-налогоплательщика, следовательно, требования налогового органа так же должны были быть предъявлены к должнику в двухмесячный срок с момента опубликования сообщения о решении о ликвидации.

Процедура ликвидации и порядок удовлетворения требований кредиторов четко определены действующим законодательством Российской Федерации. Налоговый орган как кредитор по платежам в бюджет также обязан соблюдать установленный порядок предъявления требований ликвидационной комиссии (ликвидатору) при ликвидации юридического лица. Несоблюдение налоговым органом установленного законодательством порядка предъявления требований при ликвидации юридического лица влечет установленные законодательством последствия, в том числе в виде погашения требований кредитора в установленном пунктом 6 статьи 64 ГК РФ порядке.

ИФНС №3 по Москве назначила проведение выездной налоговой проверки общества 11.07.2018.

Учитывая, что сообщение в «Вестнике государственной регистрации»» № 13 (678) о ликвидации общества было опубликовано 04.04.2018 (№1281), то к моменту назначения выездной налоговой проверки прошло три месяца.

При таких обстоятельствах двухмесячный срок для предъявления требований кредиторов истек.

Налоговый орган уведомлен 22.03.2018 года.

Налоговый орган и ИФНС №3 по Москве не представили доказательств предъявления кредиторами требований к обществу в установленный законом срок.

При таких обстоятельствах промежуточный ликвидационный баланс общества не должен содержать сведений о требованиях кредиторов.

Обществом соблюден порядок ликвидации, предусмотренный действующим законодательством.

Правовые основания для отказа обществу в государственной регистрации у налогового органа отсутствовали.

С момента представления в налоговый орган уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица и до представления документов, предусмотренных ст.21 Закона № 129-ФЗ, налоговый орган обязан был заявить свои требования по уплате обществом обязательных платежей.

Налоговый орган как кредитор по обязательным платежам должен соблюдать установленный статьями 61-64 ГК РФ порядок предъявления требований к ликвидируемому должнику.

Вручение акта налоговой проверки не является предъявлением требования к должнику в соответствии с положениями ст. 63 ГК РФ.

После принятия решения о ликвидации общество получило справку №8129 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 15.05.2018.

В соответствии с данной справкой у общества отсутствует задолженность перед бюджетом.

При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление общества.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.

Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч.4 ст.270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда города Москвы от 23.11.2021 по делу № А40-143310/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья: Д.Е. Лепихин

Судьи: Т.Т. Маркова

ФИО1

Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.