ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-14428/18 от 22.01.2019 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

22 января 2019 года

Дело № А40-14428/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2019 года

Полный текст постановления изготовлен 22 января 2019 года

Арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Каменской О.В.,

судей Латыповой Р.Р., Кузнецова В.В.

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1 по доверенности от 29.01.18;

от заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности от 09.01.19;

рассмотрев 22 января 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу НОУ ВО «Московская академия экономики и права»

на решение от 10.07.2018

Арбитражного суда города Москвы,

принятое судьей Нариманидзе Н. А.,

на постановление от 24.09.2018

Девятого арбитражного апелляционного суда,

принятое судьями Яковлевой Л.Г., Вигдорчиком Д.Г., Поповым В.И.,

по заявлению НОУ ВО «Московская академия экономики и права»

к Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки

о признании недействительным распоряжения

УСТАНОВИЛ:

НОУ ВО "Московская академия экономики и права" (далее - заявитель, НОУ ВО "МАЭГТ", Академия) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (далее - ответчик, Рособрнадзор) о признании незаконным распоряжения N 7-07 от 11.01.2018 "О приостановлении действия лицензии на осуществление образовательной деятельности Негосударственному образовательному учреждению высшего образования "Московская академия экономики и права".

Решением Арбитражного суда города Москвы от 10 июля 2018 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 сентября 2018 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами НОУ ВО «Московская академия экономики и права» обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы процессуального и материального права, регулирующие спорные правоотношения.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

В заседании кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Рособрнадзора против ее удовлетворения возражал.

Обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Принимая оспариваемое решение, судебные инстанции, вопреки доводам кассационной жалобы, полно и всесторонне исследовали имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применили и истолковали нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделали обоснованный вывод об отсутствии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.

Кассационная коллегия поддерживает данный вывод судебных инстанций исходя из следующего.

Как установлено судами и следует из фактических обстоятельств дела, 11.01.2018 Рособрнадзором на основании постановления мирового судьи судебного участка N 245 Донского района г. Москвы от 16.11.2017 по делу N 5-1393/17, вынесенного по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в адрес Негосударственного образовательного учреждения высшего образования "Московская академия экономики и права" было издано распоряжение N 7-07 "О приостановлении действия лицензии на осуществление образовательной деятельности Негосударственному образовательному учреждению высшего образования "Московская академия экономики и права".

Посчитав оспариваемое распоряжение незаконным и нарушающим его права, заявитель обратился в суд с заявлением в соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ.

Судами проверено и правильно установлено, что срок обжалования, установленный частью 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.

Рособрнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования и науки согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 594 (далее - Положение о службе).

Согласно п. 5.1 Положения о службе к полномочиям Рособрнадзора отнесен федеральный государственный надзор в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, а также принятие мер по устранению последствий нарушений законодательства Российской Федерации в сфере образования, в том числе путем выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений и контроль за исполнением таких предписаний в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

В соответствии с п. 5.2 Положения о службе к полномочиям Рособрнадзора отнесен федеральный государственный контроль качества образования в организациях, указанных в п. 5.1 Положения о Службе, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, а также принятие мер по устранению нарушений этих стандартов, в том числе путем выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений указанным организациям, и контроль за исполнением таких предписаний в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Согласно ч. 6 ст. 93 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании в Российской Федерации) в случае выявления нарушения требований законодательства об образовании соответствующий орган по контролю и надзору в сфере образования выдает органу или организации, допустившим такое нарушение, предписание об устранении выявленного нарушения.

Аналогичная норма установлена Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля)

Согласно ч. 1 ст. 17 указанного Закона, в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения. В указанном предписании устанавливается срок его исполнения, который не может превышать шесть месяцев.

В силу ч. 7 ст. 93 Закона об образовании в Российской Федерации, в случае неисполнения предписания, в том числе, если представленный организацией, отчет не подтверждает исполнение этого предписания в установленный им срок орган по контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и запрещает прием в данную организацию.

Судами установлено, что на основании приказа Рособрнадзора от 20.02.2017 N 189 "О проведении плановой выездной проверки Негосударственного образовательного учреждения высшего образования "Московская академия экономики и права" Рособрнадзором была проведена плановая выездная проверка в отношении Академии.

В соответствии с пунктом 6 приказа Рособрнадзора от 20.02.2016 N 189 задачами данной проверки являлись: осуществление федерального государственного надзора в сфере образования; осуществление федерального государственного контроля качества образования по образовательным программам.

Суды указывают, что по результатам проверки образовательной деятельности Академии были выявлены нарушения требований при осуществлении образовательной деятельности и законодательства Российской Федерации в сфере образования, а также несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, которые были указаны в акте проверки от 10.03.2017 N 49/3/К. В этой связи, Академии было выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 10.03.2017 N 07-55-19/18-3 (далее - Предписание) со сроком устранения выявленных нарушений до 17.04.2017.

Согласно письму ректора Академии ФИО3 от 17.04.2017 (зарегистрировано в Рособрнадзоре 17.04.2017) Академия представила в Рособрнадзор отчет об исполнении предписания Рособрнадзора.

Судами указано, что представленные Академией документы не устраняли нарушения, указанные в предписании.

В связи с невозможностью установления факта исполнения или неисполнения предписания в полном объеме и в связи с истечением срока устранения выявленных нарушений, установленного предписанием, Рособрнадзором, по основаниям, установленным пунктом 1 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ издан приказ о проведении внеплановой выездной проверки в отношении Академии.

Как установлено судами, на основании приказа Рособрнадзора от 03.08.2017 N 132 "О проведении внеплановой выездной проверки Негосударственного образовательного учреждения высшего образования "Московская академия экономики и права" Рособрнадзором была проведена внеплановая выездная проверка в отношении с Академии с целью проверки исполнения Предписания. Предметом данной проверки являлось проверка исполнения Предписания Рособрнадзора.

По результатам проверки образовательной деятельности Академии были выявлены факты невыполнения предписания Рособрнадзора, которые были указаны в акте проверки Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки юридического лица от 25.08.2017 N 287/ВП7КП/3.

Судами установлено, что в этой связи Рособрнадзором сделан вывод о неисполнении Институтом предписания в полном объеме.

В силу ч. 7 ст. 93 Закона об образовании в случае неисполнения предписания орган по контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, выдает повторно предписание об устранении ранее не устраненного нарушения и запрещает прием в данную организацию полностью или частично. Срок исполнения выданного повторно предписания не может превышать три месяца.

В связи с неисполнением Предписания в соответствии с частью 7 статьи 93 Закона об образовании в установленном законодательством Российской Федерации порядке:

1) в отношении ректора Академии было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, и составлен протокол об административном правонарушении от 19.09.2017 N АП-287/ВП/КП/3-1_19.5 (копия прилагается);

2) выдано повторно предписание Негосударственному образовательному учреждению высшего образования "Московская академия экономики и права" от 25.08.2017 N 07-55-122/15-3/ПП (далее - Повторное предписание) со сроком устранения нарушений до 16.09.2017;

3) прием в Институт был запрещен (распоряжение Рособрнадзора от 28.09.2017 N 1846-07).

Суды установили, что Академия в соответствии с письмом от 15.09.2017 представила в Рособрнадзор отчет об исполнении повторного предписания Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

По результатам проверки документов и сведений юридического лица Рособрнадзором были выявлены факты неисполнения Повторного предписания Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25.08.2017 N 07-55-122/15-3/1И1, которые были указаны в акте проверки Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки документов и сведений юридического лица от 10.10.2017 N 07-55-1181.

Суды указывают, что из отчета, представленного Академией было установлено, что предписание Рособрнадзора от 25.08.2017 N 07-55-122/15-3/ПП Академией не исполнено в части следующих нарушений:

1) пункта 13 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), утвержденного приказом Минобрнауки России 19.11.2013 N 1259, - в программе аспирантуры по направлению подготовки 38.06.01 Экономика, утвержденной ректором академии 28.04.2016, не определены планируемые результаты обучения по каждой дисциплине (модулю), практике и научно-исследовательской работе, знания, умения, навыки (или) опыт деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций и обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения программы аспирантуры;

2) пункта 14 Положения о практике обучающихся, осваивающих основные образовательные программы высшего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 27.11.2015 N 1383, - в академии по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) при проведении практики в профильной организации руководителем практики от академии и руководителем практики от профильной организации не составляется совместный рабочий график (план) проведения практики;

3) пункта 21 Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 18.04.2013 N 291, - в академии по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения отсутствуют: отчеты по результатам учебной практики обучающихся, утвержденные организацией, приложения к дневнику по учебной практике обучающихся, подтверждающие практический опыт, полученный на практике;

4) пункта 9, подпункта "н" пункта 12 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 N 706, - в договорах об образовании на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования по следующим уровням профессионального образования: среднее профессиональное образование, высшее образование бакалавриат, высшее образование - магистратура, высшее образование подготовка кадров высшей квалификации, заключенных академией в 2016 году, указана недостоверная информация о документе, выдаваемом обучающемуся после прохождения полного курса обучения и успешной государственной аттестации;

5) подпункта "н" пункта 12 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 N 706, - в договорах об образовании на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования по следующим уровням профессионального образования: среднее профессиональное образование, высшее образование - бакалавриат, высшее образование - магистратура, высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации, заключенных академией в 2016 году:

а) отсутствует информация о документе, выдаваемом обучающемуся после успешного прохождения им соответствующей образовательной программы и прохождения итоговой аттестации;

6) отсутствует информация о документе, выдаваемом обучающемуся, не прошедшему итоговой аттестации или получившему на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицу, освоившему часть образовательной программы и (или) отчисленному из Академии;

б) пункта 20 Порядка заполнения, учета и выдачи дипломов о среднем профессиональном образовании и их дубликатов, утвержденного приказом Минобрнауки России от 25.10.2013 N 1186, - в книге регистрации выданных документов об образовании и о квалификации выпускников программ среднего профессионального образования академии не указаны серии и номера бланков приложений к диплому.

Таким образом, суды указывают, что представленные Академией во исполнение повторного предписания документы и материалы не подтверждали его исполнения до истечения установленного срока.

Постановлением мирового судьи судебного участка N 245 Донского района г. Москвы от 16.11.2017 по делу об административном правонарушении N 5-1393/17 ректор Академии был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ (за неисполнение в установленный срок предписания).

В случае вынесения судом решения о привлечении организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) должностных лиц этой организации к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания и в случае неустранения нарушений требований законодательства об образовании в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок исполнения выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования приостанавливает действие лицензии на осуществление образовательной деятельности этой организации полностью или частично и обращается в суд с заявлением об аннулировании такой лицензии (часть 8 статьи 93 Закона об образовании).

Таким образом, судами сделан правильный вывод о том, что Рособрнадзором законно и обоснованно издано оспариваемое распоряжение N 7-07 от 11.01.2018 "О приостановлении действия лицензии на осуществление образовательной деятельности Негосударственному образовательному учреждению высшего образования "Московская академия экономики и права".

При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу, что поскольку совокупность обстоятельств, необходимых для признания ненормативного правового акта недействительным (противоречие закону и нарушение прав и законных интересов) не установлена, в соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ в удовлетворении требований надлежит отказать.

При таких обстоятельствах вывод судов об отказе в удовлетворении заявленных требований соответствует обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, сделан при правильном применении норм материального и процессуального права.

Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению как противоречащие материалам дела и фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражными судами первой и апелляционной инстанций в процессе рассмотрения спора. Указанные доводы являлись предметом исследования и оценки арбитражных судов, их необоснованность отражена в оспариваемых судебных актах с изложением соответствующих мотивов. Доводы кассационной жалобы фактически дублируют доводы апелляционной жалобы и по существу направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судами, что в соответствии с главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо в силу установленных законом пределов рассмотрения дела судом кассационной инстанции.

Оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 176, 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 10 июля 2018 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 сентября 2018 года по делу № А40-14428/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий-судья

О.В. Каменская

Судьи

Р.Р. Латыпова

В.В.Кузнецов