ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 09АП-5132/2022
г. Москва Дело № А40-146340/21
03 июня 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2022 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.В. Бекетовой
судей:
Т.Б. Красновой, И.А. Чеботаревой,
при ведении протокола
секретарем судебного заседания А.Е. Ярахтиным,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центральной энергетической таможни
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.12.2021 по делу №А40-146340/21 (93-1076)
по заявлению ООО «СИНТЕХ» (ИНН <***>)
к Центральной энергетической таможне (ИНН <***>)
третье лицо: ПАО «Татнефть»,
об оспаривании решения,
при участии:
от заявителя: ФИО1 по дов. от 27.05.2021;
от заинтересованного лица: ФИО2 по дов. от 21.12.2021;
от третьего лица: ФИО1 по дов. от 17.12.2021;
У С Т А Н О В И Л:
ООО «СИНТЕХ» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании решения Центральной энергетической таможни (далее – таможенный орган, ЦЭТ) об отказе в выпуске товара от 17.02.2021 по ПВД №10006060/170221/0014379.
Решением от 22.12.2021 Арбитражный суд города Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судом решением, ЦЭТ обратилась в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права. Ссылается, заявляя более высокую вывозную таможенную пошлину, декларант «уходит» от проведения таможенными органами таможенного контроля в виде отбора проб и образцов нефтепродуктов. Впоследствии после фактического вывоза товара с территории ЕАЭС, в ПВД декларант заявляет ставку вывозной таможенной пошлины значительно ниже, чем была заявлена в ВТД.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ЦЭТ поддержал доводы жалобы, представитель ООО «СИНТЕХ» и ПАО «Татнефть» поддержал обжалуемое решение суда.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Срок обжалования, установленный частью 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Апелляционный суд, выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 17.02.2021 таможенным представителем ООО «СИНТЕХ» в Энергетический таможенный пост (Центр электронного декларирования) Центральной энергетической таможни (далее - ЦЭД ЦЭТ) подана ПВД № 10006060/170221/0014379 на товары ПАО «Татнефть» им.В.Д. Шашина.
17.02.2021 ЦЭД ЦЭТ принято решение об отказе в выпуске товаров по ПВД № "0006060/170221/0014379, основанием для отказа в выпуске является отсутствие разрешения на отбор проб и образцов.
ООО «СИНТЕХ» обратилось в ЦЭТ с жалобой на отказ ЦЭД от 17.02.2021 в выпуске товаров.
Решением ЦЭТ от 19.03.2021 № 21-24/8 в удовлетворении жалобы ООО «СИНТЕХ» отказано.
ООО «СИНТЕХ» не согласившись с решением ЦЭД ЦЭТ об отказе в выпуске товаров от 17.02.2021 обратилось в суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из неправомерности оспариваемого ненормативного акта таможенного органа.
В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 125 ТК ЕАЭС таможенный орган отказывает в выпуске товаров при выявлении при проведении таможенного контроля товаров таможенными органами нарушений международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов.
Статьей 311 ТК ЕАЭС установлено, что таможенный контроль подразделяется на виды в зависимости от объектов таможенного контроля.
Виды таможенного контроля в зависимости от объекта таможенного контроля и делятся на таможенный контроль товаров; таможенный контроль деятельности (связанной с перемещением товаров через таможенную границу Союза), таможенный контроль сооружений, помещений, площадок,
Основанием для отказа в выпуске согласно пп. 9 п. 1 ст. 125 ТК ЕАЭС является выявление таможенными органами нарушений при проведении таможенного контроля товаров.
Выявление нарушений при проведении таможенного контроля других объектов: при проведении таможенного контроля деятельности или при проведении таможенного контроля сооружений, помещений, площадок, согласно пп. 9 п. 1 ст. 125 ТК ЕАЭС не является основанием для отказа в выпуске товара.
Согласно решению об отказе в выпуске таможенным органом установлено осуществление отбора проб и образцов в отсутствие разрешения таможенного органа.
Как верно указал суд первой инстанции, указанное нарушение относится к нарушениям в сфере деятельности, связанной с перемещением товаров через таможенную границу Союза (ст. 16.13 Ко АЛ РФ) и не является основанием для отказа в выпуске товара согласно п. 1 ст. 125 ТК ЕАЭС.
При декларировании товаров по ПВД № 10006060/170221/0014379 предусмотренные п. 1ст. 125 ТК ЕАЭС основания для отказа в выпуске отсутствуют.
Таким образом, отказ таможенного органа в выпуске товара принят в нарушение ст. 125 ТК ЕАЭС.
Ст. 108 ТК ЕАЭС установлен перечень документов, которые подтверждают сведения, заявленные в таможенной декларации.
Разрешение на отбор проб и образцов не указано в перечне документов, которые подтверждают сведения, заявленные в таможенной декларации.
Таким образом, при декларировании товара по ПВД № 10006060/170221/0014379 представлены все документы, которые требуются согласно ст. 108 ТК ЕАЭС.
Отсутствие требований о представлении при декларировании товара такого документа как «разрешение на отбор проб и образцов» подтверждает, что проверка наличия указанного разрешения и деятельности по отбору проб и образцов, связанной с перемещением товаров таможенную границу Союза, при осуществлении таможенных операций по выпуску товара не осуществляется.
Выявление нарушений при проведении таможенного контроля деятельности связанной с перемещением товаров через таможенную границу Союза, является основанием привлечения лиц, в деятельности которых выявлено нарушение, к административной ответственности по ст. 16.13 КоАП РФ.
Как верно отмечено судом первой инстанции, испытательные лаборатории, которые осуществляли отбор проб и образцов товара, в период с 2016 года за нарушение норм международных договоров, регламентирующих деятельность по отбору проб и образцов, к административной ответственности по ст. 16.13 КоАП РФ не привлекались.
Данный факт свидетельствует о том, что таможенным органом не установлено нарушений деятельности организацией, осуществляющей отбор проб и образцов товаров по ПВД № 10006060/170221/0014379.
В отношении товаров, заявленных в ПВД №10006060/170221/0014379, отбор осуществлялся в порту, в регионе деятельности таможенного поста Гавань.
Указанная зона является зоной таможенного контроля согласно Приказу Балтийской таможни № 147 от 10.02.2014.
Осуществление деятельности в зоне таможенного контроля, в том числе отбор проб и образцов, в зоне таможенного контроля без разрешения таможенного органа невозможны.
Допуск в зону таможенного контроля осуществляется только на основании разрешения таможенного органа.
Испытательные лаборатории, которыми осуществлялся отбор проб и образцов товара, обращались в таможенный пост Гавань разрешение на сюрвейерскую деятельность в зоне таможенного контроля, отбор проб и образцов.
Между тем, в ст. 17 ТК ЕАЭС сказано, что заинтересованные лица и государственные органы государств-членов вправе отбирать пробы и (или) образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа (пункт 1).
Понятие заинтересованного лица раскрывается в пп.9 п.1 ст.2 ТК ЕАЭС, под таким лицом понимается лицо, интересы которого в отношении товаров затрагиваются решениями, действиями (бездействием) таможенных органов или их должностных лиц.
Таким образом, ст. 17 ТК ЕАЭС устанавливает требования для получения разрешения на отбор проб и образцов в порядке данной статьи для декларантов или лиц, имеющих право владения, пользования и (или) распоряжения товарами - лиц у которых есть интерес в отношении товаров, решений таможенных органов по товарам.
В зону таможенного контроля имеют доступ только работники, список которых согласован с начальником таможенного поста Гавань.
Испытательными лабораториями, которыми осуществлялся отбор проб и образцов товара, были получены в таможенном посту Гавань разрешения на отбор проб и образцов.
Таким образом, основания, которые указаны в качестве оснований для отказа в выпуске, отсутствуют.
При изложенных обстоятельствах, оспариваемое решение таможенного органа со ссылкой на положения пп. 9 п.1 ст. 125, пп.6 п.1 ст. 108 ТК ЕАЭС применительно к установленным фактическим обстоятельствам, является незаконным.
Кроме того, необходимо отметить, что в рассматриваемом случае, сюрвейерский отчет имеет значение при взаимоотношениях контрагентов по сделке, то есть продавца и покупателя товара на внешнем рынке в целях определения характеристик товара и не может предрешать выводы органа таможенного контроля в итоговых решениях, принятых по результатам контрольных мероприятий.
В настоящем деле речь идет о товаре, который был выпущен таможенным органом по временной таможенной декларации.
При этом, отказ ЦЭТ ЦЭД в выпуске товаров был принят по полной декларации на товары, то есть уже после фактического выпуска. В таком случае у таможенного органа отсутствовали основания по отказу в выпуске.
В соответствии с пунктами 2 и 8 статьи 14 ТК ЕАЭС товары Союза находятся под таможенным контролем с момента регистрации таможенной декларации либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории Союза до фактического пересечения таможенной границы Союза.
Из буквального толкования положений статьи 14 ТК ЕАЭС следует, что процедуры таможенного контроля при экспорте товаров могут проводиться до убытия товара с территории Союза.
Таможенным кодексом ЕАЭС в статье 118 предусмотрены условия, выполнение которых позволяет таможенному органу принять решение о выпуске.
Так, выпуск товаров производится таможенным органом, если:
1) декларантом соблюдены условия помещения товаров под заявленную таможенную процедуру;
2) уплачены таможенные сборы за совершение таможенными органами действий, связанных с выпуском товаров, если такие сборы установлены в соответствии с законодательством государства-члена.
То есть принятие решения о выпуске товаров, а также их проверка на соответствие условиям статьи 118 ТК ЕАЭС должны происходить до фактического выпуска товара.
Данный вывод подтверждается положениями пункта 4 статьи 125 ТК ЕАЭС, который обязывает таможенные органы совершить таможенные операции, связанные с отказом в выпуске товаров, до истечения срока выпуска товаров.
Более того, в письме от 19.12.2019 № 03-10-11/99505 Министерство финансов Российской Федерации также отметило, что применение временного периодического таможенного декларирования товаров не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных правом Союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, а также в части соблюдения условий таможенных процедур и проведения таможенного контроля.
При этом запреты и ограничения применяются на день регистрации таможенным органом временной декларации на товары.
Пунктом 1 статьи 119 ТК ЕАЭС установлено, что выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом в течение 4 часов с момента регистрации таможенной декларации.
Таким образом, срок выпуска товара при временном периодическом таможенном декларировании отсчитывается с момента подачи временной таможенной декларации и ограничен статьей 119 ТК ЕАЭС.
При таких обстоятельствах, процедуру отказа в выпуске возможно применить только до фактического выпуска товара на стадии таможенного контроля временной таможенной декларации.
Таким образом, если при проведении таможенного контроля до фактического выпуска товара у таможенного органа были основания полагать, что имели место нарушения международных договоров, актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, а также основания для возбуждения административного или уголовного дела, то такие сведения подлежали включению во временную таможенную декларацию.
Статьей 102 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ установлены особенности вывоза товаров Союза, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения об их количестве и (или) таможенной стоимости.
Для таких товаров допускается временное периодическое таможенное декларирование путем подачи временной декларации на товары (временной таможенной декларации).
Для декларирования вывозимого товара положения статьи 102 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ являются специальной нормой, поэтому подлежат приоритетному применению.
Пунктом 10 статьи 102 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ установлено правило для подачи сведений во временной декларации на товары, которое допускает заявление сведений исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества товаров, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой в соответствии с планируемым к перемещению через таможенную границу Союза количеством товаров, а также исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств товаров и порядка определения их цены на день подачи временной декларации на товары (временной таможенной декларации).
При этом, таможенный контроль должен был осуществляться на момент подачи ВТД и до фактического выпуска.
Таможенный орган обладает всеми полномочиями по устранению сомнений относительно качества и характеристик товара, а также обязан это сделать при наличии таковых до фактического выпуска товара при временном периодическом таможенном декларировании.
Так, пункт 30 статьи 102 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ предоставляет таможенному органу право на проведение таможенного осмотра или таможенного досмотра товаров, заявленных во временной декларации на товары (временной таможенной декларации), и (или) назначение проведения таможенной экспертизы.
В таком случае отбор проб и (или) образцов для проведения таможенной экспертизы проводятся после выпуска товаров в соответствии с временной декларацией на товары (временной таможенной декларацией).
В случае наличия сомнений таможенного органа в сведениях, в том числе в отношении качества товаров, отбор проб может быть проведен, но только при наличии решения самого таможенного органа в ходе совершения таможенных операций, связанных с выпуском товаров и только в отношении сведений, заявленных во временной декларации на товары. При этом таможенной законодательство не возлагает обязанность на декларанта по устранению сомнений в качестве и характеристиках товара, когда он подал все необходимые документы, а таможенный орган не воспользовался своим правом при осуществлении контроля товаров. Отказывая в выпуске товаров по полной таможенной декларации, таможенный орган безосновательно перекладывает на декларанта свою обязанность в рамках таможенного контроля, которую он, имея возможности, не реализовал. Доказательства обратного в материалах дела нет.
В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ иное таможенным органом не доказано.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требования ООО «СИНТЕХ» подлежат удовлетворению ввиду наличия оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ.
Доводы подателя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда города Москвы от 22.12.2021 по делу № А40-146340/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: И.В. Бекетова
Судьи: И.А. Чеботарева
Т.Б. Краснова
Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.