ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-147458/15 от 09.06.2016 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва                                                                            Дело № А40-147458/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2016 года

Полный текст постановления изготовлен 14 июня 2016 года

Арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,

судей Красновой С.В., Кузнецова В.В.,

при участии в заседании:

от истца (заявителя) ООО «ТЗК-АЭРО»: не явились, извещены;

от ответчика (заинтересованного лица) Федерального агентства воздушного транспорта: Коблова Д.С. (дов. № АН1.14-3003 от 15.09.2015 г.);

от третьего лица ФСБ России: Лобанова П.А. (дов. от 03.09.2014 г. в порядке передоверия по дов. № 3219-Б от 08.05.2014 г.);

рассмотрев 09 июня 2016 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО «ТЗК-АЭРО»

на решение Арбитражного суда города Москвы от 06 ноября 2015 г.,

принятое судьей Каменской О.В.,

на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 февраля 2016 г.,

принятое судьями Поташовой Ж.В., Лепихиным Д.Е., Марковой Т.Т.,

по делу № А40-147458/2015

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ТЗК-АЭРО» (ОГРН 1112724003699; 680031, г. Хабаровск, Матвеевской шоссе, д. 39А, литер Б)

к Федеральному агентству воздушного транспорта (ОГРН 1047796301002; 125993, г. Москва, Ленинградский пр-кт., д. 37)

о признании незаконным решения,

третьи лица: Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ОГРН 1037700012613; 107031, г. Москва, ул. Б. Лубянка, д.1)

УСТАНОВИЛ: 25 марта 2015 г. общество с ограниченной ответственностью «ТЗК-АЭРО» (далее – ООО «ТЗК-АЭРО», общество, заявитель) обратилось в Федеральное агентство воздушного транспорта (далее - Росавиация) с заявлением (исх. № 4-153) о предоставлении субсидии на сумму недополученных доходов от предоставления услуг за 2014 год в размере 170 976 руб. 28 коп.

Решением Федерального агентства воздушного транспорта заявителю отказано в предоставлении субсидий в сумме 170 976 руб. 28 коп. на том основании, что услуги по хранению авиационного топлива не включены в комплекс услуг по обеспечению полетов и предоставляются подразделениям органов федеральной службы безопасности на возмездной основе.

Считая свои права нарушенными, ООО «ТЗК-АЭРО» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральному агентству воздушного транспорта о признании незаконным решения об отказе в предоставлении субсидий в сумме 170 976 руб. 28 коп., выраженного в письме № 6.13-812 от 21 апреля 2015 г. и обязании ответчика выделить обществу субсидии из федерального бюджета на возмещение недополученных доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за эти услуги в размере 170 976 руб. 28 коп.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Федеральная служба безопасности Российской Федерации (далее – ФСБ России).

Решением Арбитражного суда города Москвы от 06 ноября 2015 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 февраля 2016 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе ООО «ТЗК-АЭРО» просит об отмене судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, поскольку хранение авиаГСМ является неотъемлемой частью топливообеспечения и включено в перечень услуг, подлежащих субсидированию.

В отзыве на кассационную жалобу Росавиация просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального права.

ФСБ России в отзыве на кассационную жалобу согласилась с доводами кассационной жалобы.

В заседании кассационной инстанции представитель Росавиации с доводами кассационной жалобы не согласился. Представитель ФСБ России согласился с доводами кассационной жалобы.

Представитель ООО «ТЗК-АЭРО» в заседание суда кассационной инстанции не явился.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены судебных актов.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что услуги по хранению авиационного топлива не могут быть включены в комплекс услуг по обеспечению полетов; заявителем для получения субсидии представлены документы не соответствующие требования пункта 7 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям на возмещение недополученных ими доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за эти услуги, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2013 г. № 37 (далее - Правила), в связи с чем решение Росавивации является законным, обоснованным и принято в соответствии с пунктом 10 Правил.

Суд кассационной инстанции не может согласиться с приведенными выводами судов в связи со следующим.

Основанием для принятия Росавиацией обжалуемого решения об отказе в предоставлении субсидии явилось то обстоятельство, что согласно разъяснению Минтранса России от 30 июня 2014 г. № 01-01-02/2479 услуги по хранению авиационного топлива не включены в комплект услуг по обеспечению полетов и предоставляются подразделениям органов федеральной службы безопасности на возмездной основе.

В соответствии с частью 3 статьи 69 Воздушного кодекса Российской Федерации порядок возмещения расходов на аэронавигационное обслуживание, обеспечение полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от взимания платы за аэронавигационное обслуживание, обеспечение полетов воздушных судов, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета организациям на возмещение недополученных ими доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за эти услуги определены Правилами (пункт 1).

Согласно пункту 2 Правил под услугами по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства понимаются услуги по обеспечению посадки и взлета воздушных судов на аэродроме, авиационной безопасности, предоставлению места стоянки воздушному судну, обслуживанию в зоне и здании аэровокзала, обеспечению заправки авиационным топливом воздушного судна и иные услуги (работы), связанные с наземным обслуживанием воздушных судов.

Органы федеральной службы безопасности в силу пункта «ж.1» статьи 13 Федерального закона от 03 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» вправе использовать на безвозмездной основе при выполнении служебных задач водное и воздушное пространство Российской Федерации, территории (акватории) аэропортов, аэродромов (посадочных площадок), морских, речных портов независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также получать на безвозмездной основе при выполнении служебных задач обеспечение полетов и кораблевождения.

Из главы VIII «Обеспечение полетов» Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 31 июля 2009 г. № 128, следует, что к обеспечению полетов относится: авиатопливообеспечение полетов; аварийно-спасательное обеспечение полетов; медицинское обеспечение полетов; аэродромное обеспечение полетов; метеорологическое обеспечение полетов; орнитологическое обеспечение полетов; обеспечение авиационной безопасности; электросветотехническое обеспечение полетов.

При этом в силу подпункта 1.3.6 пункта 1 Федеральных авиационных правил «Сертификация аэропортов. Процедуры», утвержденных приказом Федеральной службы воздушного транспорта России от 24 апреля 2000 г. № 98, авиатопливообеспечение воздушных перевозок - это комплекс мероприятий, направленный на обеспечение эксплуатации и обслуживания воздушных судов кондиционными авиационными горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями (прием, хранение, подготовка и выдача на заправку, заправка воздушных судов авиационными горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями).

По смыслу приведенных норм услуги по хранению авиатоплива непосредственно относятся к услугам по обеспечению полетов воздушных судов, поскольку включены в состав услуг по авиатопливообеспечению полетов.

При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты при неправильном применении норм материального права.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Приведенные обстоятельства в их совокупности и взаимосвязи свидетельствуют о том, что оспариваемое решение Росавиации не основано на положениях действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований у судов не имелось.

Учитывая, что дополнительного выяснения фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, в данном случае не требуется, кассационная инстанция считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя суд кассационной инстанции полагает возможным обязать Федеральное агентство воздушного транспорта в течение месяца со дня принятия настоящего постановления повторно рассмотреть обращение ООО «ТЗК-АЭРО» от 25 марта 2015 г. № 4-154 о предоставлении субсидий из федерального бюджета, поскольку судами указано на представление в Росавиацию не соответствующих требованиям пункта 7 Правил документов.

Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 06 ноября 2015 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 февраля 2016 г. по делу № А40-147458/2015 отменить.

Признать незаконным решение Федерального агентства воздушного транспорта об отказе в предоставлении субсидий в сумме 170 976 руб. 28 коп., выраженное в письме № 6.13-812 от 21 апреля 2015 г.

Обязать Федеральное агентство воздушного транспорта в течение месяца со дня принятия настоящего постановления повторно рассмотреть обращение ООО «ТЗК-АЭРО» от 25 марта 2015 г. № 4-154 о предоставлении субсидий из федерального бюджета.

Председательствующий-судья                                                 Е.А.Ананьина

Судьи                                                                                                         С.В.Краснова

                                                                                                          В.В.Кузнецов