ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-148355/14 от 21.07.2015 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва                                                                Дело № А40-148355/2014

28 июля 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2015 года

Полный текст постановления изготовлен 28 июля 2015 года

Арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,

судей Красновой С.В., Туболец И.В.

при участии в заседании:

от истца (заявителя) Федерального агентства по рыболовству: ФИО1 (дов. № 1878-иш/У06 от 02.04.2014 г.)

от ответчика (заинтересованного лица) Федеральной антимонопольной службы: ФИО2 (дов. № ИА/31139/14 от 04.08.2014 г.)

от третьего лица ОАО «Мурманский траловый флот»: ФИО3 (дов. от 03.07.2015 г.), ФИО4 (дов. от 06.04.2015 г.), ФИО5 (дов. от 23.06.2015 г.);

от третьего лица Министерства сельского хозяйства Российской Федерации: не явились, извещены;

от третьего лица ФГУП «Национальные рыбные ресурсы»: ФИО6 (дов. № 392/14 от 06.11.2014 г.);

от ООО «Атлантик Вэйл»: ФИО7 (дов. № АВ1411-14/02 от 14.11.2014 г.);

рассмотрев 21 июля 2015 г. в судебном заседании кассационные жалобы Федерального агентства по рыболовству, Федерального государственного унитарного предприятия «Национальные рыбные ресурсы» и ООО «Атлантик Вэйл»

на решение Арбитражного суда города Москвы от 15 декабря 2014 г.,

принятое судьей Уточкиным И.Н.,

на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2015 г.,

принятое судьями Мухиным С.М., Кольцовой Н.Н., Румянцевым П.В.,

по делу № А40-148355/2014

по заявлению Федерального агентства по рыболовству (ОГРН <***>; 107996, <...>)

к Федеральной антимонопольной службе (ОГРН <***>; 123995, <...>)

о признании незаконными решения и предписания от 29 августа 2014 г. по делу № 1-5-109/00-04-14,

третьи лица: открытое акционерное общество «Мурманский траловый флот» (ОГРН <***>; 183038, <...>); Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (ОГРН <***>; 107139, <...>); Федеральное государственное унитарное предприятие Национальные рыбные ресурсы» (ОГРН <***>; 129223, <...>)

УСТАНОВИЛ: на основании обращения открытого акционерного общества «Мурманский траловый флот» (далее – ОАО «Мурманский траловый флот») от 17 июля 2013 г. № 66086/14 о нарушении антимонопольного законодательства со стороны Федерального агентства по рыболовству (далее – Росрыболовство) Федеральной антимонопольной службой (далее – ФАС России, антимонопольный орган, ответчик) возбуждено дело № 1-15-109/00-04-14 по признакам нарушения Росрыболовством части 1 и части 3 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в незаконном издании распоряжения № 35-р от 04 июля 2014 г. «О реализации протокола второй сессии Российско-Марокканской смешанной комиссии по рыболовству в рамках Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Марокко о сотрудничестве в области морского рыболовства от 14 февраля 2013 г.» (далее – Распоряжение № 35-р), устанавливающего порядок определения лиц, которым будет предоставлена возможность осуществления промысла мелких пелагических видов рыб в атлантической части исключительной экономической зоны Королевства Марокко (далее – зона Марокко).

По результатам рассмотрения обращения комиссией ФАС России было принято решение от 29 августа 2014 г. по делу № 1-15-109/00-04-14 о наличии в действиях Росрыболовства нарушения части 1 статьи 15 Закона защите конкуренции, выразившегося в издании Распоряжения № 35-р, реализация которого привела к ограничению конкуренции, путем сокращения числа потенциальных хозяйствующих субъектов, имеющих право на освоение квоты Российской Федерации в зоне действия международного Соглашения между Правительством Российской Федерации в зоне действия международного Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевством Марокко в области морского рыболовства от 14 февраля 2013 г. (далее – международное Соглашение) и части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выраженного в наделении Росрыболовством хозяйствующего субъекта – Федерального государственного унитарного предприятия «Национальные рыбные ресурсы» (далее – ФГУП «Национальные рыбные ресурсы») функцией федерального органа исполнительной власти по проведению заявочной компании по определению хозяйствующих субъектов, допускаемых к осуществлению рыбопромысловой деятельности по освоению квоты добычи (вылова) водных биоресурсов для Российской Федерации в районе действия этого международного соглашения и по заключению с ним договора, предоставляющего право на осуществление рыбопромысловой деятельности по освоению указанной квоты добычи (вылова) водных биоресурсов.

На основании указанного решения ФАС России выдано предписание от 29 августа 2014 г. по делу № 1-15-109/00-04-14, в соответствии с которым Росрыболовству предписано в десятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение частей 1 и 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, путем отмены Распоряжения № 35-р (пункт 1 предписания) и совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, путем осуществления распределения квоты добычи (вылова водных биоресурсов для Российской Федерации в районе действия Соглашения между Правительством Российской Федерации в зоне действия международного Соглашения на недискриминационных условиях между всеми хозяйствующими субъектами, подавшими заявки в Росрыболовство в ходе процедуры реализации протокола второй сессии Российско-Марокканской Смешанной комиссии в рамках международного Соглашения, и осуществлявшим добычу (вылов) водных биоресурсов для Российской Федерации в районе действия международного Соглашения, в порядке, предусмотренном Правилами распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для Российской Федерации в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации № 604 от 12 августа 2008 г. (далее - Правила), и направить уполномоченному органу Королевства Марокко список российских рыболовных судов, в отношении которых указанными хозяйствующими субъектами были поданы соответствующие заявки, для получения рыболовных лицензий (пункт 2 предписания).

Пунктами 3 и 4 указанного предписания установлен порядок информирования ФАС России об исполнении предписания.

Не согласившись с указанным предписанием, Росрыболовство обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФАС России о признании его незаконным.

Заявление Росрыболовство было принято к производству и ему присвоен номер дела № А40-148355/2014.

В рамках дела № А40-199277/2014 Арбитражным судом города Москвы рассматривалось заявление Росрыболовства о признании недействительными решения ФАС России от 29 августа 2014 г. по делу № 1-15-109/00-04-14.

Определением Арбитражного суда города Москвы от 05 декабря 2014 г. по делу № А40-148355/2014 производство по делам № А40-148355/2014 и № А40-199277/2014 объединены в одно производство с присвоением объединенному делу номера А40-148355/2014.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ОАО «Мурманский траловый флот», Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и ФГУП «Национальные рыбные ресурсы».

Решением Арбитражного суда города Москвы от 15 декабря 2014 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2015 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2015 г. также было прекращено производство по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Атлантик Вэйл» (далее – ООО «Атлантик Вэйл») на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В кассационных жалобах Росрыболовство и «ФГУП Национальные рыбные ресурсы» просят об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.

В кассационной жалобе ООО «Атлантик Вэйл» просит об отмене судебных актов, полагая, что они приняты о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, поскольку ООО «Атлантик Вэйл» является хозяйствующим субъектом, подавшим заявку в Росрыболовство для участия реализации протокола второй сессии, и, следовательно он вправе обжаловать решение Арбитражного суда городам Москвы от 15 декабря 2014 г. в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем прекращение судом апелляционной инстанции производства по апелляционной жалобе общества является необоснованным.

В отзывах на кассационные жалобы ФАС России и ОАО «Мурманский траловый флот» просят судебные акты оставить без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.

Отзыв на кассационную жалобу от Министерства сельского хозяйства Российской Федерации не поступил.

В заседании кассационной инстанции представитель ООО «Атлантик Вэйл» поддержал доводы своей кассационной жалобы.

Представитель Росрыболовства поддержал доводы своей кассационной жалобы, с доводами кассационных жалоб ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» и ООО «Атлантик Вэйл» согласился. Представитель ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» доводы своей кассационной жалобы поддержал, с доводами кассационных жалоб Росрыболовства и ООО «Атлантик Вэйл» согласился. Представители ФАС России и ОАО «Мурманский траловый флот» против удовлетворения кассационных жалоб возражали.

Представители Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в заседание суда кассационной инстанции не явились.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Целями Закона защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: 1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров; 2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам; 3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров; 4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров; 5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары; 6) предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке; 7) предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона; 8) создание дискриминационных условий; 9) установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг; 10) дача хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товара, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В силу части 3 статьи 15 названного закона федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Федеральным законом от 30 октября 2007 года № 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта».

Право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов возникает по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее – Закон о рыболовстве, часть 1 статьи 11 Закона о рыболовстве).

В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о рыболовстве общие допустимые уловы водных биоресурсов во внутренних водах Российской Федерации, в том числе во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в Азовском и Каспийском морях, а также квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, предоставленные Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, ежегодно распределяются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства применительно к видам установленных данной статьей квот.

Согласно части 1 статьи 31 названного закона промышленные квоты и прибрежные квоты, а также квоты добычи (вылова) водных биоресурсов для Российской Федерации в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов распределяются между лицами, указанными в статьях 19 и 20 настоящего Федерального закона и осуществляющими рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности или используемых на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера или тайм-чартера), путем заключения с ними договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов на десять лет на основании данных государственного рыбохозяйственного реестра об объеме добытых (выловленных) такими лицами водных биоресурсов за девять лет, предшествующих расчетному году.

Порядок распределения квот добычи (вылова) водных биоресурсов, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 31 Закона о рыболовстве).

Правила распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для Российской Федерации в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 г. № 604 (далее - Правила).

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о нарушении Росрыболовством положения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в наделении Росрыболовством хозяйствующего субъекта ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» функцией федерального органа исполнительной власти по проведению заявочной компании по определению хозяйствующих субъектов, допускаемых к осуществлению рыбопромысловой деятельности по освоению квоты добычи (вылова) водных биоресурсов для Российской Федерации в районе действия международного Соглашения и по заключению с ними договоров, предоставляющих право на осуществление рыбопромысловой деятельности по освоению квоты добычи (вылова) биоресурсов для Российской Федерации в районе действия международного Соглашения, а изданием Распоряжения № 35-р Росрыболовство предоставило возможность осуществления рыболовной деятельности в зоне Марокко, то есть возможность получения прибыли одним хозяйствующим субъектам, которые имеют право на закрепление за ними квоты, предоставленной международным Соглашением в соответствии с Правилами, тем самым лишая возможности осуществления рыболовной деятельности в зоне Марокко, а равно лишение возможности получения прибыли другими хозяйствующими субъектами, которые также имеют право на закрепление за ними квоты, предоставленной международным Соглашением в соответствии с Правилами, что свидетельствует о предоставлении Росрыболовством конкурентных преимуществ осуществления деятельности первым лицам по отношении ко вторым, в том числе на территории Российской Федерации.

Выводы судов основаны на следующем.

Так, 14 февраля 2013 г. между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Марокко заключено Соглашение о сотрудничестве в области морского рыболовства, согласно которому Российской Федерации предоставлено право на ведение рыбопромысловой деятельности в исключительной экономической зоне Королевства Марокко.

В рамках действия указанного соглашения, состоялась вторая сессия Российско-Марокканской смешанной комиссии, результаты которой оформлены Протоколом второй сессии Российско-Марокканской смешанной комиссии (далее – Протокол), в соответствии с которым на второй год действия соглашения Российской Федерации, с учетом научных данных о запасах мелких пелагических видов рыб в зоне Марокко, квота добычи (вылова) биоресурса для Российской Федерации установлена в размере 100 000 тонн, с разбивкой состава улова по видам рыб указанной пелагической группы, а количество судов, которые могут одновременно осуществлять освоение указанной квоты, не может превышать 10.

В разделе 2 Протокола закреплено новое условие порядка реализации Российской Федерацией предоставляемого права на ведение рыбопромысловой деятельности, согласно которому выделенная квота будет распределена между российскими рыбодобывающими судами в соответствии с действующим марокканским законодательством.

Из пункта 1 части 1 Приложения № 2 к Соглашению следует, что Представительство Федерального агентства по рыболовству в Королевстве Марокко представляет в Департамент морского рыболовства Министерства сельского хозяйства и морского рыболовства Королевства Марокко список российских рыболовных судов, обратившихся с заявкой на ведение промысла в пределах промысловых районов.

Таким образом, на Росрыболовство в рамках соглашения возложена обязанность по формированию списка судов, которые впоследствии будут осуществлять промысловую деятельность в зоне Марокко.

В рамках реализации обязанности по предоставлению Марокканской стороне списка судов Росрыболовство 04 июля 2014 г. издало Распоряжение № 35-р.

Во исполнение указанного распоряжения Росрыболовство на своем официальном сайте 10 июля 2014 г. опубликовало информацию, из которой следует, что для участия в исполнении Соглашения и Протокола российские юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, являющиеся владельцами судов, отвечающих техническим и иным требованиям Марокканской Стороны (далее – судовладельцы), заключают договор с ФГУП «Национальные рыбные ресурсы»» путем акцепта, размещенной на сайте ФГУП «Национальные рыбные ресурсы»» (http://www.nfr.ru), публичной оферты об участии в исполнении Соглашения.

При этом список российских рыболовных судов представляется Марокканской стороне исходя из поступивших заявок от заявителей, принявших предложение путем заключения соответствующего договора об участии в исполнении Соглашения и Протокола (далее - договор), на основании оферты, размещенной на сайте ФГУП «Национальные рыбные ресурсы».

Таким образом, в список, представляемый Марокканской стороне, могут войти только те суда, с владельцами которых ФГУП «Национальные рыбные ресурсы»» заключит соответствующие договоры на основании оферты.

Согласно условиям оферты, размещенной 11 июля 2014 г. на сайте ФГУП «Национальные рыбные ресурсы», единственным условием отбора лиц, с которыми ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» будут заключены соответствующие договоры и которые будут допущены к промыслу в Марокко, является очередность поступления от владельцев судов на счет ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» денежных средств, представляющих собой плату за право доступа российских рыболовных судов в атлантическую рыболовную зону Марокко.

В соответствии с пунктом 4.1.5 оферты, опубликованной на сайте ФГУП «Национальные рыбные ресурсы», судовладелец обязан осуществлять промысел в атлантической рыболовной зоне Королевства Марокко.

Из изложенного следует, что ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» заключает договор (оферта), который предоставляет право на добычу биоресурса в зоне Марокко.

Вместе с тем, отбор хозяйствующих субъектов для целей распределения между ними квоты добычи (вылова) водных биоресурсов для Российской Федерации в районе действия Соглашения в ходе процедуры реализации протокола второй сессии Российско-Марокканской Смешанной комиссии в рамках Соглашения и последующего формирования списка российских рыболовных судов, предусмотренного Приложением № 2 к Соглашению, подлежит осуществлению в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации - Закона о рыболовстве и Правил распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для Российской Федерации в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 г. № 604.

Таким образом, в Российской Федерации действуют правила и существует порядок распределения квоты для Российской Федерации в районах действия международных договоров Российской Федерации.

Между тем, Росрыболовство в нарушение пункта 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции фактически наделило ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» полномочиями органа государственной власти по проведению заявочной кампании по определению хозяйствующих субъектов, допускаемых к осуществлению рыбопромысловой деятельности по освоению квоты добычи (вылова) водных биоресурсов для Российской Федерации в районе действия Соглашения и заключению с ними договоров, предоставляющих право на осуществление рыбопромысловой деятельности по освоению квоты добычи (вылова) биоресурсов для Российской Федерации в районе действия Соглашения.

Вместе с тем, законодательством Российской Федерации о рыболовстве и Положением не предусмотрена возможность Росрыболовством издания такого Распоряжения, предусматривающего порядок отбора хозяйствующих субъектов, для целей распределения между ними квоты добычи (вылова) водных биоресурсов для Российской Федерации в районе действия Соглашения в ходе процедуры реализации протокола второй сессии Российско-Марокканской Смешанной комиссии в рамках Соглашения и последующего формирования списка российских рыболовных судов, предусмотренного Приложением № 2 к Соглашению, а реализация такого распоряжения привела к ограничению конкуренции путем сокращения числа потенциальных хозяйствующих субъектов, имеющих право на освоение квоты Российской Федерации в зоне действия Соглашения.

На основании изложенного суды пришли к выводу о правомерности выводов ФАС России о наличии в действиях Росрыболовства нарушений, выразившихся в издании Распоряжения 35-р, реализация которого привела к ограничению конкуренции, путем сокращения числа потенциальных хозяйствующих субъектов, имеющих право на освоение квоты Российской Федерации в зоне действия Соглашения в нарушение положений части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

В кассационных жалобах указано на неверное толкование судом механизмов предоставления прав на добычу (вылов) водных биоресурсов, предусмотренных Законом о рыболовстве и Соглашением от 14 февраля 2013 г.

Отклоняя приведенный довод, суд кассационной инстанции исходит из того, что специальный порядок распределения квот добычи (вылова) водных биоресурсов, предоставленных Российской Федерации в исключительной экономической зоне Королевства Марокко, не предусмотрен действующим законодательством.

Порядок распределения квот добычи (вылова) водных биоресурсов для Российской Федерации в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов определен Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2008 г. № 604, положения которого правомерно применены судами при рассмотрении настоящего спора.

Иные доводы кассационных жалоб основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Прекращая производство по апелляционной жалобе ООО «Атлантик Вэйл» на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции не принято о правах и обязанностях ООО «Атлантик Вэйл», которое не является стороной по настоящему делу, каких-либо препятствий для реализации обществом его субъективных прав или надлежащего исполнения обязанностей оспариваемый судебный акт не создает.

Судом апелляционной инстанции также установлено, что права ООО «Атлантик Вэйл» на осуществление промысла водных биоресурсов не являлись предметом рассмотрения антимонопольного дела, в связи с чем ФАС России при вынесении обжалуемых в рамках настоящего дела решения и предписания не устанавливала каких-либо обязанностей или прав в отношении ООО «Атлантик Вэйл».

Считая свои права нарушенными, общество при наличии к тому оснований, не лишено возможности защищать свои права и законные интересы в рамках отдельного искового производства с соответствующими требованиями.

При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно прекратил производство по апелляционной жалобе ООО «Атлантик Вэйл».

Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых судебных актов.

При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 15 декабря 2014 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2015 г. по делу № А40-148355/2014 оставить без изменения, кассационные жалобы Федерального агентства по рыболовству, Федерального государственного унитарного предприятия «Национальные рыбные ресурсы» и ООО «Атлантик Вэйл» – без удовлетворения.

Председательствующий-судья                                                 Е.ФИО8

Судьи                                                                                                         С.В.Краснова

                                                                                                          И.В.Туболец