ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 09АП-70342/2020
г. Москва Дело № А40-149585/20
29 января 2021 года
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2021 года
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2021 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.В. Бекетовой,
судей:
ФИО1, С.Л. Захарова,
при ведении протокола
секретарем судебного заседания С.Э. Исрафиловым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО Торговый дом «Алин-Пресс»
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.11.2020 по делу № А40-149585/20
по заявлению ст. инспектора ИАЗ ОМВД России по району Арбат г. Москвы майора полиции ФИО2
к ООО Торговый дом «Алин-Пресс» (ОГРН <***>)
о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от заявителя:
не явился, извещен;
от общества:
ФИО3 по дов. от 20.07.2020 (до перерыва);
У С Т А Н О В И Л:
Отдел Министерства Внутренних Дел Российской Федерации по району Арбат города Москвы (далее - административный орган) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении ООО Торговый дом «Алин-Пресс» (далее - общество) к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
Решением суда от 10.11.2020 заявление административного органа удовлетворено. Общество привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 200 000 руб. Суд также решил направить продукцию, изъятую согласно протоколу изъятия вещей и документов от 03.07.2020, на уничтожение.
В обоснование принятого решения суд также указал, что в составе изъятой продукции выявлены, в том числе, ацетон, бензальдегид и др. вещества, наличие которых в пищевой продукции не допустимо.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы жалобы.
Дело рассмотрено в порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителя административного органа.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к следующим выводам.
Диспозицией ч.2 ст.14.16 КоАП РФ является оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом.
Применительно к настоящему делу событием вмененного обществу административного правонарушения является оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон №171-ФЗ от 22.11.1995).
Под оборотом в силу п. 16 ст. 2 Закона №171-ФЗ от 22.11.1995 понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа.
На основании п. 2 ст. 10.2 Закона №171-ФЗ от 22.11.1995 этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в п. 1 ст. 10.2 настоящего закона, считаются продукцией, находящейся в нелегальном обороте.
Согласно п. 1 ст. 26 Закона №171-ФЗ от 22.11.1995 оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ, запрещен.
Не признаются производством алкогольной продукции действия по изготовлению алкогольной продукции путем смешения закупленной алкогольной продукции, содержащейся в потребительской упаковке и маркированной в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, с иной пищевой продукцией или с применением других технологических процессов (настаивание, брожение и другие) в отношении такой алкогольной продукции, совершаемые организацией, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в местах оказания таких услуг.
В силу с части 1 статьи 11 Закона N 171-ФЗ производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями при наличии соответствующих лицензий.
Пунктом 3 статьи 11 Закона N 171-ФЗ определено, что алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории Российской Федерации, сопровождается информацией на русском языке, которая должна содержать сведения о наименовании алкогольной продукции; цене алкогольной продукции; наименовании производителя (юридическом адресе); стране происхождения алкогольной продукции; сертификации алкогольной продукции или декларировании ее соответствия.
Пунктом 2 статьи 12 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что алкогольная продукция, за исключением пива и пивных напитков, сидра, пудре, медовухи, подлежит обязательной маркировке в следующем порядке: алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками. Указанные марки приобретаются в государственном органе, уполномоченном Правительством Российской Федерации; алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая) в Российскую Федерацию, маркируется акцизными марками, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5.1 настоящей статьи. Указанные марки приобретаются в таможенных органах организациями, осуществляющими импорт алкогольной продукции.
Маркировка алкогольной продукции не предусмотренными настоящим Федеральным законом марками, не допускается.
При этом пунктом 1 статьи 18 Закона N 171-ФЗ установлено, что деятельность, связанная с производством алкогольной или спиртосодержащей продукции и их последующей реализации подлежит лицензированию.
Согласно пункту 4 статьи 18 Закона N 171-ФЗ лицензия на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания предусматривает право организации на осуществление закупки (за исключением импорта) алкогольной продукции по договору поставки, хранение (в том числе во вскрытой потребительской таре (упаковке), использование в соответствии с подпунктом 15 статьи 2 настоящего Федерального закона для изготовления алкогольных напитков, кулинарных блюд, спиртосодержащей пищевой продукции и иной пищевой продукции, отпуск алкогольной продукции потребителю во вскрытой потребительской таре или в розлив, осуществляемые при оказании услуг общественного питания.
Пунктом 4.1 межгосударственного стандарта ГОСТ 31984-2012 «Услуги общественного питания. Общие требования» (далее - Стандарт), введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.07.2013 № 192-ст, установлено, что услуги по организации потребления продукции общественного питания и обслуживанию входят в перечень услуг общественного питания.
Исходя из положений пункта 4.4 Стандарта организация потребления алкогольных и безалкогольных напитков на месте оказания услуг, включая изготовление коктейлей, свежеотжатых соков и других напитков собственного производства, входит в услугу по организации потребления продукции общественного питания и обслуживанию.
Процесс обслуживания - совокупность операций, выполняемых исполнителем при непосредственном контакте с потребителем услуг при реализации и потреблении продукции общественного питания и организации досуга (пункт 3.2 Стандарта).
Следовательно, изготовление настоек, алкогольных коктейлей путем смешения алкогольной продукции с иной пищевой продукцией или с применением иных технологических приемов (далее - напитки) в процессе обслуживания услуг потребителя относится к услугам общественного питания. При этом алкогольная продукция, используемая при изготовлении напитков, должна находиться в легальном обороте, в том числе маркирована в соответствии со статьей 12 Федерального закона
Деятельность же по изготовлению алкогольных настоек, не относящаяся к услугам общественного питания, должна осуществляться на основании лицензии на производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции, а производимая алкогольная продукция должна соответствовать всем требованиям Закона N 171-ФЗ.
При этом алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории Российской Федерации, сопровождается информацией на русском языке, содержащей сведения, установленные пунктом 3 статьи 11 Закона N 171-ФЗ.
Как следует из материалов дела, 03.07.2020 в заведении «Дежурная рюмочная» ООО Торговый дом «Алин-Пресс», по адресу: <...>, сотрудником административного органа был выявлен факт оборота (хранения) алкогольной и спиртосодержащей продукции (обнаружена и изъята стеклянная тара (37 бутылей) согласно протоколу изъятия вещей и документов от 03.07.2020, неустановленного объема с неустановленной жидкостью различной цветовой гаммы без соответствующей маркировки) без товарно-сопроводительной документации в нарушение Закона №171-ФЗ от 22.11.1995.
Согласно заключению эксперта № 12/13-126 от 17.07.2020 представленная на экспертизу жидкость является спиртосодержащей и в своем составе содержит: этиловый спирт с объемной долей 31,2% об, сахара; органические кислоты: лимонную, яблочную, молочную; краситель натурального происхождения. Массовые концентрации микрокомпонентов выявленных в представленной на экспертизу жидкости (в пересчёте на безводный спирт) составили: ацетальдегид - 265 мг/дм3; ацетон - 55,7 мг/дм3; этилацетат - 66,1 мг/дм3; 2-пропанол - 4,4 мг/дм3; этиллактат - 18,3 мг/дм3; бензальдегид- 342,4 мг/дм3; бензалкоголь- 32,7 мг/дм3. Объемная доля метилового спирта, в представленной на исследование жидкости, в пересчете на безводный спирт составила 0,03%
В нарушение требований законодательства, на указанную алкогольную продукцию необходимые сопроводительные документы, удостоверяющие легальность их производства и оборота, определенных требованиями п.п. 1-3 ч. 1 ст. 10.2. Закона № 171-ФЗ, в момент проверки не представлены.
07.08.2020 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Вина общества в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.16 КоАП РФ с учетом положения ч.2 ст.2.1 КоАП РФ заключается в том, что у него имелась возможность для соблюдения требования, за нарушение которого ч.2 ст.14.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от нее меры по их соблюдению.
В обоснование доводов об отсутствии в его действиях события вмененного административного правонарушения, заинтересованное лицо ссылается на то, что у него имеются лицензия на право розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, технологические карты изготовления настоек, а также соответствующие ТТН с декларациями соответствия, подтверждающие легальность оборота алкогольной продукции, используемой для изготовления алкогольных напитков.
Вместе с тем, технологические карты документами, подтверждающими легальное происхождение алкогольной продукции не являются.
Организации при наличии лицензии на розничную продажу алкогольной продукции могут осуществлять изготовление коктейлей и других напитков в процессе обслуживания потребителя при оказании услуг общественного питания с использованием алкогольной продукции, находящейся в легальном обороте, в том числе маркированной в соответствии со статьей 12 Закона № 171-ФЗ.
Само по себе смешивание закупленной обществом и находящейся в легальном обороте алкогольной продукции с иной пищевой продукцией при оказании услуг общественного питания в баре, а также оригинальный способ подачи полученного напитка, не образуют действия по производству алкогольной продукции в смысле, придаваемом Законом № 171-ФЗ понятию «производство»
Между тем, материалами дела подтверждается, что в составе данной продукции выявлены, в том числе, ацетон, бензальдегид и др. вещества, наличие которых в пищевой продукции не допустимо. Указанные установленные обстоятельства, обществом не опровергаются.
Из положений пункта 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ следует, что названные в нем ацетон, бензальдегид и др. вещества, наличие которых в пищевой продукции не допустимо, признаются находящимися в незаконном обороте.
Поэтому на основании пункта 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ выявленная административным органом продукция находится в незаконном обороте и в силу указанной нормы и части 3 статьи 3.7 КоАП РФ подлежит изъятию и уничтожению.
Суд пришел к верному выводу о том, что в действиях общества имеется состав вменяемого ему административного правонарушения по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Апелляционный суд считает, что применительно к ч.6 ст.205 АПК РФ административным органом доказано совершение обществом вмененного административного правонарушения.
Порядок и срок привлечения общества к административной ответственности административным органом не нарушен.
В данном случае факт совершения обществом вмененного административного правонарушения подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, а также заключением эксперта.
Согласно ч.1 ст.71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ч.2 ст.71 АПК РФ).
Правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в порядке ч.1 ст.268 АПК РФ апелляционный суд не усматривает.
Ссылки общества на судебную практику отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку в каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства дела и применяет нормы права к установленным обстоятельствам, с учетом представленных доказательств.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
То обстоятельство, что в судебном акте не отражены все имеющиеся в деле доказательства либо доводы участвующих в деле лиц, не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной оценки и проверки (Определения ВС РФ от 05.07.2016 № 306-КГ16-7326, от 06.10.2017 № 305-КГ17-13953).
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, изложенные обществом в суде первой инстанции, являлись предметом проверки судом первой инстанции и не нашли своего подтверждения.
Доводы, изложенные в жалобе, не основаны на нормах права и фактических обстоятельствах дела, не влияют на законное по своей сути оспариваемое решение суда.
Безусловных оснований для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10.11.2020 по делу № А40-149585/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: И.В. Бекетова
Судьи: С.Л. Захаров
ФИО1
Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.