ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Город Москва Дело № А40-150620/13
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 27 июня 2014 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Л.А. Тутубалиной,
судей: С.Н. Крекотнева, С.В. Нечаева,
при участии в заседании:
от истца – ФИО1, дов. от 01.03.2012,
от ответчика –
рассмотрев 23 июня 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу ответчика ТСЖ «1802-НАШ ДОМ»
на решение от 11 декабря 2013 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Муратовым А.Н.,
на постановление от 24 февраля 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Баниным И.Н., Сазоновой Е.А., Юрковой Н.В.,
по иску ОАО «МОЭК»
к ТСЖ «1802-НАШ ДОМ»
о взыскании задолженности и пени,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «Московская объединенная энергетическая компания» (далее – ОАО «МОЭК», истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Товариществу собственников жилья «1802-НАШ ДОМ» (далее – ТСЖ «1802-НАШ ДОМ», ответчик) о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию в размере 322 499, 41 руб. за период с марта по декабрь 2011 года.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.12.2013, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2014, иск удовлетворен.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ТСЖ «1802-НАШ ДОМ» обратилось в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить.
Заявитель считает, что сумма задолженности, предъявленная истцом к оплате завышена, а расчет не соответствует постановлению Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (вместе с "Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса"), приложению № 11 к постановлению Правительства Москвы от 01.12.2009 N 1294-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2010 год" (вместе с "Нормами, применяемыми при начислении населению платежей за жилое помещение и коммунальные услуги, а также расчете сумм льгот по оплате названных услуг"), приложению № 8 к постановлению Правительства Москвы от 30.11.2010 N 1038-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2011 год" (вместе с "Нормами, применяемыми при начислении населению платежей за жилое помещение и коммунальные услуги, а также расчете сумм льгот по оплате названных услуг"), абзацу 2 пункта 15 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам").
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в суд кассационной инстанции не направил, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в его отсутствие.
Заслушав представителя истца, рассмотрев доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции считает обжалуемые решение и постановление подлежащими отмене в связи со следующим.
Как установлено судом и следует из материалов дела, между ОАО «МОЭК» (энергоснабжающая организация) и ТСЖ «1802-НАШ ДОМ» (абонент) заключен договор поставки горячей воды N 10.900212ГВС от 01.05.2009, предметом которого является продажа (подача) энергоснабжающей организацией абоненту через присоединенную сеть горячей воды, и покупка (потребление) абонентом горячей воды для собственных нужд и оказания коммунальных услуг гражданам (для нужд граждан, проживающих в многоквартирном доме, по их поручению и за их счет), на условиях, предусмотренных настоящим договором и действующим законодательством.
Пунктом 9.1. договора стороны согласовали, что настоящий договор вступает в силу с 01.04.2008 и действует по 31.12.2008. Договор считается ежегодно пролонгированным на тех же условиях на следующий год, если ни одна из сторон за 30 дней до окончания срока действия договора не заявит другой стороне о его прекращении или изменении, или заключении договора на иных условиях.
Материалы дела не содержат сведений о прекращении договора, стороны на это не ссылались, в 2010 году сторонами подписано дополнительное соглашение.
Согласно пункту 7.1 договора оплата поставляемой (продаваемой) абоненту (с учетом субабонентов) в расчетном месяце горячей воды производится абонентом на основании выставляемых энергоснабжающей организацией абоненту платежных документов или платежным поручением абонента.
В соответствии с пунктом 7.2. договора в срок до 20 числа месяца, следующего за расчетным, абонент производит оплату фактически потребленной горячей воды. Если сумма поступившей оплаты превышает стоимость потребленной в расчетном месяце горячей воды, сумма образовавшейся переплаты засчитывается в счет погашения задолженности абонента за период, определяемый энергоснабжающей организацией, и/или в счет оплаты горячей воды в следующем расчетном периоде.
Удовлетворяя исковые требования, суд, основываясь на счетах истца, посчитал установленным, что истец в период с марта по декабрь 2011 года поставил ответчику горячую воду, которая оплачена ответчиком не в полном объеме, в результате чего задолженность ответчика перед истцом составила 322 499,41 руб., а также пришел к выводу, что задолженность ответчика документально подтверждена и обоснована, что расчет истцом задолженности произведен на основании документов, определяющих объем фактически полученной ответчиком тепловой энергии за спорный период в соответствии с условиями договора.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции считает выводы суда ошибочными, сделанными при недостаточно полно установленных обстоятельствах, в отсутствие необходимой для правильных выводов по спору совокупности доказательств, при неправильном применении норм материального права.
Согласно приложению № 5 к договору границей балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон является наружная стена корпуса 1803. Адрес точки поставки – город Зеленоград, корпус 1803 (приложение № 1 к договору).
Предметом договора является поставка (продажа) горячей воды.
Пунктом 6.1. договора в редакции дополнительного соглашения № 1/10 от 02.02.2010 предусмотрен расчет стоимости горячей воды из двух составляющих: стоимости тепловой энергии, затраченной на подогрев холодной воды для нужд горячего водоснабжения (по Гкал) по тарифам, утвержденным постановлением РЭК Москвы от 21.12.2009 № 110 и стоимости воды (куб.м.) по тарифам, утвержденным постановлением РЭК Москвы от 23.11.2009 № 71.
В силу пункта 6.3 в редакции данного дополнительного соглашения изменение тарифов в период действия договора не требует его переоформления.
Однако, полномочными органами местного самоуправления (а не органами тарифного регулирования) устанавливаются тарифы на горячую воду, уже включающие в себя стоимость кубического метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева кубического метра холодной воды, и тарифа на тепловую энергию.
В постановлении Региональной энергетической комиссии города Москвы (РЭК Москвы) от 26.11.2010 № 218 «Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ОАО «МОЭК» на 2011 год» в примечании также предусмотрено, что тепловая энергия, поставляемая теплоснабжающими организациями для нужд населения, реализуется по тарифам, утверждаемым соответствующим постановлением Правительства Москвы для расчетов с населением.
Судами первой и апелляционной инстанций при оценке произведенного истцом расчета платы за поставленный коммунальный ресурс не учтены нормы Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Основы ценообразования N 520), и не применены пункты 8, 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, действовавших в спорный период и до 01.09.2012 (далее –Правила № 307).
Согласно пунктам 6, 7 Основ ценообразования N 520 тариф на горячую воду представляет собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за кубический метр горячей воды.
Пунктами 47, 48 Основ ценообразования N 520 предусмотрено, что тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения. Тарифы на горячую воду включают в себя стоимость кубического метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева кубического метра холодной воды до определенной температуры, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования N 109).
Согласно пункту 1 Основ ценообразования N 109 они определяют основные принципы и методы регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию и на соответствующие услуги. Следовательно, данные Основы не предусматривают установления тарифов на горячую воду органами регулирования субъектов Российской Федерации.
Тарифы на тепловую энергию используются при установлении органом местного самоуправления тарифа на горячую воду.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам № 307 предусматривают, что при оборудовании многоквартирного дома приборами учета размер платы за коммунальные услуги определяется с использованием показаний объема (количества) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды,), фактически потребленного за расчетный период, определенного по показанию прибора учета в куб. м. и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения - руб./куб. м.)
Пункт 8 указанных Правил № 307 предусматривал, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15 Правил № 307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Постановлением Правительства Москвы от 30.11.2010 № 1038-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2011 год" в Приложении 8 установлены тарифы на горячее водоснабжение для расчетов с населением при наличии приборов учета воды для ОАО «МОЭК» и иных организаций, осуществляющих производство и передачу тепловой энергии. Этот тариф введен в действие с 01.01.2011 и составляет за услуги горячего водоснабжения 105,45 руб./куб.м.
При этом в примечании данного Приложения 8 к постановлению указано, что тариф на горячее водоснабжение формируется из тарифа на холодную воду для нужд горячего водоснабжения -23,31 руб./куб.м. и тарифа на подогрев воды для нужд горячего водоснабжения - 82,14 руб./куб.м. А тариф на тепловую энергию 1 325,70 руб./Гкал (примененный истцом в счете), учитывающий расходы на покупку, производство и передачу тепловой энергии, уже применен органом местного самоуправления при расчете тарифа на услуги горячего водоснабжения.
Между тем, в дополнительном соглашении № 1/10 употреблено несуществующее понятие «стоимость тепловой энергии, затраченной на подогрев воды по Гкал».
Таким образом, тарифы на тепловую энергию используются при установлении органом местного самоуправления тарифа на горячую воду и не могут применяться при расчете теплоснабжающей организацией стоимости потребленной горячей воды.
Указанная правовая позиция о порядке учета объема горячей воды и применяемого тарифа сформирована Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении от 15.02.2011 № 12845/10, содержащееся в нем толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что судебные акты не являются законными и обоснованными, в связи с чем в соответствии с частями 1 - 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанные судебные акты подлежат отмене.
Так как для принятия обоснованного и законного решения требуется исследование и оценка доказательств, а также иные процессуальные действия, установленные для рассмотрения дела в суде первой инстанции, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 названного Кодекса подлежит передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Поскольку материалы дела не содержат показаний приборов учета горячей воды за март 2011 года (посуточная ведомость) и доказательств оплаты за август 2011 года, судебная коллегия суда кассационной инстанции не может принять самостоятельно новый судебный акт.
Учитывая необходимость применения ресурсоснабжающей организацией (истец) в расчетах с исполнителями коммунальных услуг (ответчик) как нормативов потребления, утвержденных для населения (куб.метр/1 чел), так и тарифов, предусмотренных для населения (руб./куб.м.), суду надлежит оценить условие дополнительного соглашения № 1/10 о расчете стоимости горячей воды на предмет его соответствия закону и нормативным актам, обязательным к применению в правоотношениях сторон.
Также при новом рассмотрении дела необходимо учесть изложенное, всесторонне и полно установить юридически значимые обстоятельства дела, дать надлежащую правовую оценку имеющимся в деле доказательствам в их совокупности и взаимной связи, предложить сторонам представить дополнительные доказательства и расчеты стоимости горячей воды и задолженности в оплате с учетом вышеуказанных недостатков дела, проверить в полном объеме доводы сторон и при правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права принять законное и обоснованное решение.
Вопрос о распределении расходов по оплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы судом кассационной инстанции не рассматривается. В силу абзаца 2 части 3 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается судом, вновь рассматривающим дело.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 11 декабря 2013 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 февраля 2014 года по делу № А40-150620/13 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья Л.А. Тутубалина
Судьи: С.Н. Крекотнев
С.В. Нечаев