ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-151449/20 от 13.09.2021 АС Московского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

МОСКОВСКОГО ОКРУГА 

ул. Селезнёвская, д. 9, г. Москва, ГСП-4, 127994,

официальный сайт: http://www.fasmo.arbitr.ru e-mail: info@fasmo.arbitr.ru 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2021 года  Постановление в полном объеме изготовлено 20 сентября 2021 года 

Арбитражный суд Московского округа в составе: 

Председательствующего судьи: Гречишкина А.А.
судей: Латыповой Р.Р., Ананьиной Е.А.
при участии в заседании:
от истца (заявителя): не явился, извещен;

от ответчика (заинтересованного лица): Скирда Л.Н., по доверенности от  16.09.2020; 

от третьих лиц: не явились, извещены;
рассмотрев 13 сентября 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
ООО «БЛ-Энерго»

на решение Арбитражного суда города Москвы от 28.12.2020,  постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2021 

по заявлению Администрации муниципального образования «Славянский  городской округ» 

к Федеральной антимонопольной службе


третьи лица: Калининградское УФАС России, ООО «РТС-тендер», ООО «БЛ- Энерго» 

о признании незаконными решения и предписания,

УСТАНОВИЛ:

Администрация муниципального образования «Славянский городской  округ» (далее - заявитель, Администрация, заказчик) обратилась в Арбитражный  суд города Москвы с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о  признании незаконным решения и предписания Федеральной антимонопольной  службы (далее - ФАС России, антимонопольный орган) от 06.08.2020 N  20/44/99П23. 

В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные  требования относительно предмета спора, участвуют Калининградское УФАС  России, ООО «РТС-тендер», ООО «БЛ-Энерго». 

Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.12.2020, оставленным  без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от  15.04.2021 заявление удовлетворено. 

Не согласившись с выводами судов, ООО «БЛ-Энерго» обратилось в  Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой  просит отменить судебные акты судов первой и апелляционной инстанций, как  принятые с нарушением норм права, и принять по делу новый судебный акт,  ссылаясь на законность и обоснованность решения антимонопольного органа. 

Определением Арбитражного суда Московского округа 19.08.2021  рассмотрение кассационной жалобы общества было отложено в порядке  предусмотренном статьей 158 АПК РФ

Определением суда округа от 13.09.2021 в соответствии с пунктом 2 части  3 статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Шевченко Е.Е. на судью  Ананьину Е.А. 


При рассмотрении кассационной жалобы антимонопольный орган,  который обеспечил явку представителя в судебные заседания, дал пояснения по  спору, письменный отзыв не представил. 

Кассационная жалоба рассмотрена в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ,  в отсутствие представителей администрации и третьих лиц, извещенных  надлежащим образом. 

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя  антимонопольного органа, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в  порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и  апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, а  также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах,  установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле  доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к выводу о наличии  оснований для отмены решения и постановления, исходя из следующего. 

Как установлено судами, по итогам рассмотрения жалобы общества «БЛ- Энерго» (несоответствие документации о закупке требованиям части 1 статьи 33  и статьи 54.3 Закон о контрактной системе) на действия заказчика при  проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения  энергосервисного контракта на проведение энергоэффективных мероприятий,  направленных на энергосбережение и повышение энергетической  эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации  объектов наружного (уличного) освещения на территории муниципального  образования «Славский городской округ» (Большаковский территориальный  отдел) (извещение N 0135300002420000038), УФАС России по Калининградской  области принято решение от 20.07.2020 N 039/06/108-731/2020 о признании  жалобы общества частично обоснованной. 

 Заказчик признан нарушившим часть 3 статьи 14, части 19 статьи 108  Закона о контрактной системе; выдано предписание N 97-кс/2020 о внесении  изменений в извещение о проведении конкурса, конкурсную документацию в  соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и выводами  комиссии по решению 039/06/108-731/2020, которое исполнено заказчиком. 


Общество «БЛ-Энерго» в связи с несогласием с решением УФАС России  по Калининградской области N 039/06/108-731/2020 подало в Федеральную  антимонопольную службу обращение о неправомерности признания УФАС  России по Калининградской области действий заказчика при проведении  конкурса соответствующими требованиям Закона о контрактной системе. 

По мнению общества, в нарушение требований Закона о контрактной  системе, заказчиком в конкурсной документации ненадлежащим образом  установлен порядок оценки заявок участников закупки по критерию  «Квалификация участников конкурса, в том числе наличие у них финансовых  ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на  праве собственности или на ином законном основании, опыта работы,  связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных  работников определенного уровня квалификации» (далее - критерий N 1). 

По итогам рассмотрения обращения общества, ФАС России принято  решение от 06.08.2020 по делу N 20/44/99П23 о признании в действиях заказчика  нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе. 

ФАС России пришла к выводу, что оценке по критерию N 1 не подлежат, в  том числе, контракты, связанные с поставкой светильного оборудования,  применяемого при оказании энергосберегающих услуг, не соответствует  законодательству Российской Федерации о контрактной системе и выдал  предписание заказчику и оператору электронной площадки отменить протоколы,  вернуть поданные участниками заявки, прекратить блокирование операций по  счетам, внести соответствующие вынесенному решению изменения в  документацию, назначить новую дату окончания подачи заявок. 

Не согласившись с решением и предписанием ФАС России от 06.08.2020  N 20/44/99П23, посчитав их незаконными, необоснованными и нарушающими  права и законные интересы заявителя, как заказчика при проведении конкурса,  Администрация обратилась с заявлением в арбитражный суд. 

При рассмотрении спора, суды первой и апелляционной инстанций,  исходили из того, что антимонопольным органом нарушен порядок  рассмотрения жалобы, предусмотренный пунктом 4 части 11 статьи 105 Закона о 


контрактной системе, поскольку он рассмотрел жалобу общества на те же  действия (бездействие), по которым принято решение контрольного органа в  сфере закупок (решение Управления ФАС России по Калининградской области  от 23.07.2020 N 039/06/108-731/2020). 

Суды признали, что нарушение антимонопольным органом  процессуального порядка рассмотрения жалобы общества влечет незаконность  оспариваемых решения и предписания. 

Кроме того, суды пришли к выводу о том, что возможность обжалования  обществом решения Управления в Центральный аппарат ФАС России не  предусмотрена ни Законом о контрактной системе, ни положением о ФАС  России. Единственный порядок для обжалования решения контрольного органа  в сфере закупок установлен в части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе. 

Кассационный суд не может согласиться с выводами судов.

Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на  обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения  эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг,  обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок,  предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок  (пункт 1 статьи 1 названного Закона). 

Согласно пункту 1 части 3 статьи 99 Закона контроль за соблюдением  заказчиком, уполномоченным органом, комиссией по осуществлению закупок  законодательства и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации о  закупках осуществляется контрольным органом в сфере закупок путем  проведения плановых и внеплановых проверок. 

В силу пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе  контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку при  поступлении информации о нарушении законодательства Российской Федерации  и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок. 

В ФАС России поступило обращение ООО «БЛ-Энерго», содержащее  информацию о признаках нарушения законодательства РФ о контрактной  системе в действиях Администрации муниципального образования «Славянский 


городской округ» при проведении конкурсной комиссией Администрации  открытого конкурса в электронной форме для заключения энергосервисного  контракта. 

ФАС России рассмотрела жалобу третьего лица в рамках проведения  внеплановой проверки и приняла обжалуемое решение. Иного поведения со  стороны антимонопольного органа Закон о контрактной системе в подобном  случае не предусматривает.  

Кассационный суд полагает, что ФАС России действовала в рамках  своих полномочий и в соответствии с требованиями статьи 99 Закона о  контрактной системе. 

Суды сделали вывод о том, что ФАС России проверяла законность  решения территориального органа, но статья 99 Закона о контрактной системе,  на которую ссылается ответчик, не предоставляет возможность ФАС России  проверять законность решений территориального органа. 

Кассационный суд отмечает, что ФАС России не проверяла законность  решения территориального органа, а проводила внеплановую проверку при  поступлении информации о нарушении законодательства о контрактной системе  в сфере закупок. Это делать предписывает пункт 2 части 15 статьи 99 Закона о  контрактной системе. То обстоятельство, что в тексте обжалуемого решения  отмечено, что ФАС России не согласна с выводами территориального органа,  не означает, что ФАС России рассматривала решение территориального  органа в порядке апелляционного обжалования. 

Учитывая изложенное, обжалуемые судебные акты нельзя признать  законными и обоснованными. 

Кассационный суд пришел к выводу о том, что судами не дана оценка  существу доводов, содержащихся в обжалуемых решении и предписании  антимонопольного органа. 

Поскольку для разрешения спора требуется исследование и оценка  доказательств, дополнительное выяснение обстоятельств, что выходит за рамки  полномочий суда кассационной инстанции, обжалуемые судебные акты 


подлежат отмене, по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 288 АПК  РФ, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции. 

При новом рассмотрении дела суду первой инстанции необходимо  всесторонне, полно и объективно исследовав все доказательства и доводы лиц,  участвующих в деле, и установив по результатам их оценки обстоятельства  спора, разрешить его, правильно применив нормы материального и  процессуального права. 

Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, суд: 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 28.12.2020 и  постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2021 по  делу № А40-151449/2020 отменить, направить дело на новое рассмотрение в  Арбитражный суд города Москвы. 

Председательствующий судья А.А. Гречишкин

Судьи: Р.Р. Латыпова 

 ЕА. Ананьина