ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Москва Дело № А40-151508/20-72-1009
02 июня 2021 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе: судьи Ананьиной Е.А.,
рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу ИФНС России № 1 по г. Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 18 ноября 2020 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 февраля 2021 г.,
по делу № А40-151508/20-72-1009
по заявлению публичного акционерного общества «Научно-исследовательский и проектный институт нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности»
к Инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по г. Москве
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении № 2204 от 07 августа 2020 г.,
УСТАНОВИЛ: Инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по городу Москве (далее – ИФНС России № 1 по г. Москве, налоговый (административный) орган) в отношении публичного акционерного общества «Научно-исследовательский и проектный институт нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности» (далее – ПАО «ВНИПИнефть», общество, заявитель) проведена проверка соблюдения валютного законодательства, в ходе проведения которой был установлен факт нарушения обществом установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, предусмотренного Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон о валютном регулировании) и Правилами представления юридическими лицами - резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2005 г. № 819 (далее – Правила).
Так, ПАО «ВНИПИнефть» в налоговый орган был представлен отчет за 4 квартал 2019 о движении средств по счету (вкладу) № KZ306010241000237487 открытому в банке JSC HALYK SAVINGS BANK OF KAZAKSTAN ALMATY (Казахстан), BIC или CODE (S.W.I.FT.) HSBKKZKX, за пределами территории Российской Федерации без нотариально заверенных копий на бумажном носителе с копиями подтверждающих документов, не заверенных надлежащим образом.
На основании полученных данных 31 июля 2020 г. ИФНС России № 1 по г. Москве в отношении ПАО «ВНИПИнефть» составлен протокол об административном правонарушении № 770120200731-6.
Постановлением № 2204 ИФНС России № 1 по г. Москве от 07 августа 2020 г. по делу об административном правонарушении ПАО «ВНИПИнефть» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. 00 коп.
Считая указанное постановление незаконным, ПАО «ВНИПИнефть» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ИФНС России № 1 по г. Москве о его отмене.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства на основании пункта 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с особенностями, установленными главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18 ноября 2020 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 февраля 2021 г., заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным и отменено постановление № 2204 ИФНС России № 1 по г. Москве от 07 августа 2020 г. по делу об административном правонарушении о привлечении ПАО «ВНИПИнефть» к административной ответственности по части 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ.
В кассационной жалобе ИФНС России № 1 по г. Москве просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что они приняты с нарушением норм материального и процессуального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на наличие в действиях общества состава административного правонарушения, поскольку обществом были представлены отчет и документы на бумажном носителе, выписка по счету к отчету на бумажном носителе в виде копий незаверенной электронной версии документа, полагая, что если общество предоставляет документы на бумажном носителе, то оно обязано предоставить заверенные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации копии либо оригиналы.
В отзыве на кассационную жалобу ПАО «ВНИПИнефть» просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Законом о валютном регулировании определены правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.
Согласно части 2 статьи 24 Закона о валютном регулировании резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:
1) представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
2) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;
3) выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
Частью 7 статьи 12 Закона о валютном регулировании предусмотрено, что резиденты, за исключением физических лиц - резидентов, дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации, постоянных представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иных официальных представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти, находящихся за пределами территории Российской Федерации, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Подтверждающие банковские документы представляются в виде копии, нотариально заверенной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. К документам, составленным на иностранном языке, прилагается перевод на русский язык, нотариально заверенный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (пункт 7 Правил).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2020 г. № 528 «О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2005 г. № 819 и от 12 декабря 2015 г. № 1365» в пункт 7 постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2005 г. № 819 изложен в следующей редакции «7. Подтверждающие документы представляются в той форме, в которой представляется отчет (на бумажном носителе в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии либо в электронной форме). Одновременное представление отчета и подтверждающих документов в разных формах (на бумажном носителе и в электронной форме) не допускается.
К документам, составленным на иностранном языке, прилагается перевод на русский язык, надлежащим образом заверенный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. В случае необходимости по запросу налоговых органов представляется перевод на русский язык, нотариально заверенный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.».
Действия, связанные с нарушением установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на тридцать дней, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Удовлетворяя заявленные требования, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу об отсутствии в действиях ПАО «ВНИПИнефть» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6.3 статьи 15.25 КоАП города Москвы, поскольку общество своевременно предоставило в ИФНС России № 1 по г. Москве сведения о движении средств по счету в кредитной организации, расположенной за переделами территории Российской Федерации.
При этом судами принято во внимание письмо JSC HALYK SAVINGS BANK OF KAZAKSTAN ALMATY (КАЗАХСТАН), согласно которому в связи с отсутствием в Республике Казахстан законодательного требования к форме, содержанию и способу проставления штампов на платежных документах, электронный штамп по своей юридической природе является обычным штампом, и его проставление на платежном документе порождает такие же правовые последствия, как и проставление обычного штампа.
При изложенных обстоятельствах суды пришли к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено оспариваемое постановление.
Суд кассационной инстанции соглашается с приведенными выводами судов, поскольку они основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, указывают на несогласие с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18 ноября 2020 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 февраля 2021 г. по делу № А40-151508/20-72-1009 оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС России № 1 по г. Москве– без удовлетворения.
Судья Е.А.Ананьина