ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва
01.09.2023
Дело № А40-15171/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 31.08.2023
Полный текст постановления изготовлен 01.09.2023
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Ананьиной Е.А., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
от ПЖСК «ГлавАПУ»: ФИО1 по доверенности от 19.04.2023, паспорту;
от Департамента городского имущества города Москвы: ФИО2 по доверенности от 08.08.2023, паспорту;
от Управления Росреестра по Москве: не явился, извещён;
рассмотрев 31.08.2023 в судебном заседании кассационную жалобу ПЖСК «ГлавАПУ»
на решение от 13.04.2023 Арбитражного суда города Москвы
на постановление от 21.06.2023 Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу № А40-15171/2023
по заявлению ПЖСК «ГлавАПУ»
к Департаменту городского имущества города Москвы
третье лицо: Управление Росреестра по Москве
о признании незаконными действия,
УСТАНОВИЛ:
Потребительский жилищно-строительный кооператив «ГлавАПУ» обратился (далее - ПЖСК «ГлавАПУ», кооператив) в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными действий Департамента городского имущества г. Москвы (далее – ДГИ г. Москвы, департамент), выразившихся в проведении кадастровых работ по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...>, в соответствии с проектом межевания территории квартала, утвержденного распоряжением департамента от 20.06.2018 №20046, об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Росреестра по Москве (далее – управление).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.04.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2023, отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе кооператив просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, неполное выяснение фактических обстоятельств.
В судебном заседании представитель кооператива поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представитель департамента возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени судебного разбирательства в суде кассационной инстанции, своих представителей не направили, что в силу положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Арбитражные суды установили, что распоряжением департамента от 20.06.2018 № 20046 был утвержден Проект межевания территории квартала № 77:09:0001009, согласно которому площадь участка № 28 жилого дома, расположенного по адресу: ул. Фестивальная, д. 13, к. 3 установлена в размере 0,458 га, что меньше нормативно-необходимого размера территории в силу сложившихся планировочных особенностей квартала.
Полагая, что действия департамента, выразившиеся в проведении кадастровых работ по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка многоквартирного жилого дома, расположенного по вышеуказанному адресу, в соответствии с проектом межевания территории квартала, утвержденного распоряжением от 20.06.2018 № 20046, являются не законными, кооператив обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд города Москвы.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались следующим.
На основании п. 1 Положения о департаменте, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 № 99-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы», департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции и полномочия, являющиеся установленной сферой деятельности Департамента в том числе по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы, жилыми помещениями, земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, приватизации имущества города Москвы, выполнения полномочий собственника в отношении имущества города Москвы, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы.
В соответствии со ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации и ч. 3 ст. 12 Закона г. Москвы от 19.12.2007 № 48 «О землепользовании в городе Москве» границы земельных участков многоквартирных домов устанавливаются на основании проектов межевания территорий.
Суды отметили, что 02.08.2019 Федеральным законом № 267-ФЗ внесены изменения в ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», согласно которым на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность по образованию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, включая обеспечение утверждения в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проекта межевания территории.
Суды установили, что на территорию квартала района Левобережный, ограниченного Ленинградским шоссе, Беломорской улицей, внутриквартальным проездом, Фестивальной улицей утвержден проект межевания квартала.
Суды указали, что при подготовке оспариваемого проекта межевания квартала проведено обследование и выполнена оценка квартала с точки зрения обеспечения нормативной достаточности, функциональной целостности и планировочной обособленности выделяемых земельных участков, осуществлено определение конфигурации границ земельных участков с учетом особенностей сложившейся или установленной градостроительной документации, планировки и застройки территории.
Таким образом, при разработке указанного проекта межевания осуществлен комплекс мер по установлению оптимальных границ земельных участков с учетом критериев, предусмотренных действующим законодательством, о чем свидетельствует текст проекта.
С учетом изложенного, утвержденный проект межевания и корректировка разработана и утверждена в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с ч. 2 ст. 63, ч. 3 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение проектов межевания территории, разработанных в составе проектов планировки территории, осуществляются Правительством Москвы с соблюдением процедуры проведения публичных слушаний. Каждый участник публичных слушаний имеет право вносить от своего имени предложения и замечания к обсуждаемому проекту в установленном порядке.
Для утверждения проекта планировки территории представляются:
1) согласованный органами исполнительной власти города Москвы, указанными в техническом здании на подготовку проекта планировки территории, проект нормативного правового акта Правительства Москвы об утверждении проекта планировки территории с приложением основной части проекта планировки территории.
2) протокол публичных слушаний и заключение по результатам публичных слушаний по проекту планировки территории, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Границы земельных участков в проекте межевания определяются, в том числе в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации: учитываются сведения ЕГРН, оформленные земельно-правовые отношения, утвержденная градостроительная документация, расчетное обоснование размеров земельных участков, а также архитектурно-планировочные особенности и фактическое использование территории.
Проект межевания территории квартала района Левобережный, ограниченного Ленинградским шоссе, Беломорской улицей, внутриквартальным проездом, Фестивальной улицей прошел процедуру общественных обсуждений в соответствии с Порядком организации и проведения общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 30.04.2019 N 448-ПП.
Действующим законодательством проведение повторных публичных слушаний не предусмотрено.
Границы земельных участков в проекте межевания определяются в том числе в соответствии с нормами ГрК РФ, Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), учитываются планировочные особенности территории квартала, расчетное обоснование размеров земельных участков, оформленные земельно-правовые отношения, утвержденная градостроительная документация.
Согласно п. п. 2, 3 ст. 12 Закона города Москвы от 19.12.2007 № 48 «О землепользовании в городе Москве» площади земельных участков многоквартирных домов определяются в соответствии с нормативами, предусмотренными земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В рамках работ по межеванию территории исполнителем работ (разработчиком проекта) осуществляется расчет нормативно-необходимой территории земельных участков существующих зданий, сооружений и территорий общего пользования в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25.01.2000 № 49 «Об утверждении норм и правил проектирования планировки и застройки Москвы МГСН 1.01-99» (в редакции постановления Правительства Москвы от 22.09.2020 № 1557-ПП).
Судами установлено, что расчет минимальной и максимальной нормативно-необходимой площади территорий участков для многоквартирных жилых домов производится по следующим формулам: - Sзу min = ((S общая жилых помещений + S общая встроенно-пристроенных нежилых помещений) /20 кв. м общей площади жилой застройки x 8,6) + S здания, сооружения по наружному обмеру; - Sзу max = ((S общая жилых помещений + S общая встроенно-пристроенных нежилых помещений) / 20 кв. м общей площади жилой застройки x 12,0) + S здания, сооружения по наружному обмеру.
Минимальное и максимальное значение коэффициента обеспеченности придомовой территории (8,6-12,0) представлено в таблице 2 приложения № 3 к постановлению.
Исходя из архитектурно-планировочных особенностей, определен земельный участок необходимый для эксплуатации многоквартирного жилого дома по адресу: <...>.
Таким образом, в разработанных материалах межевания указанным многоквартирным домам определены земельные участки в максимально возможных границах.
Кроме того, в разработанных материалах межевания указанным многоквартирным домам определены границы земельных участков общественных территорий детской и спортивной площадок, для обеспечения возможности пользования всеми жителями многоквартирных домов.
Судами указано, что заявленное требование направлено на увеличение придомовой территории многоквартирного дома по адресу: <...> вопреки ненормативно-правовому акту, в соответствии с которым в рамках действующего законодательства определена площадь, необходимая для эксплуатации такого многоквартирного жилого дома.
Судами отмечено, что указанный проект межевания территории квартала, утвержденный Распоряжением от 20.06.2018 № 20046, не был обжалован.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Исходя из положений ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), ст. 36 ЖК РФ, право общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом возникает у собственников помещений в доме с момента постановки такого участка на государственный кадастровый учет.
Принятие в указанном случае решения органа государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка не требуется, что подтверждено определением Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 26.11.2008 № 14992/08.
При этом, собственники как жилых, так и нежилых помещений в многоквартирном доме имеют равные возможности приобретения права общей долевой собственности на соответствующий земельный участок.
В связи с вступлением в силу поправок к ЗК РФ с 01.03.2015, а также согласно ст. 11.3 ЗК РФ, ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 12 Закона города Москвы от 19.12.2007 № 48 «О землепользовании в городе Москве» образование земельных участков под многоквартирными домами осуществляется исключительно на основании разработанных и утвержденных в установленном порядке проектов межевания территории.
Перераспределение земель общего пользования есть прямая функция департамента при утверждении проекта межевания квартала или его последующей корректировки.
Суды пришли к выводу о том, что при разработке проекта корректировки межевания части квартала были приняты в расчет множество факторов, соблюден баланс публичных и частных интересов, а также интересы всех землепользователей квартала, следовательно, образование земельных участков вопреки действующему Проекту межевания территории квартала не допускается и противоречит положениям земельного и градостроительного законодательства.
Суды указали, что кооперативом оспариваются действия департамента, возложенные на ДГИ г. Москвы в силу закона и направленные на постановку на кадастровый учет земельных участков, необходимых для эксплуатации многоквартирного жилого дома, департамент осуществляет указанные действия в соответствии с проектом межевания территории квартала, утвержденным Распоряжением от 20.06.2018 № 20046.
Действующим законодательством прямо предусмотрено, что все действия осуществляются публично, а именно, проведение публичных слушаний и утверждение проекта межевания территории квартала.
Также суды отметили, что формирование земельных участков для эксплуатации МКД на основании площади, которая существовала на момент строительства такого МКД не закреплено нормами земельного законодательства, напротив, земельный участок для эксплуатации МКД формируется на основании проекта межевания территории квартала и в случае, если на территории квартала будет возведено еще одно МКД - происходит перераспределение территории всего квартала или его части для формирования земельного участка необходимого для вновь возведенного МКД.
Суды указали, что определяя описание границ земельного участка, следует исходить из сложившегося землепользования на основании утвержденного департаментом проекта межевания жилого квартала, сохранения его площади и конфигурации.
С учетом всех установленных обстоятельств суды пришли к выводу, что обжалуемые действия департамента, выразившиеся в проведении кадастровых работ по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...>, в соответствии с проектом межевания территории квартала, утвержденного распоряжением департамента от 20.06.2018 № 20046, соответствуют требованиям законодательства.
Выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки доказательств и на правильном применении норм материального и процессуального права с учетом таких обстоятельств.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 13.04.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2023 по делу № А40-15171/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья Ю.С. Петропавловская
Судьи Е.А. Ананьина
Р.Р. Латыпова