ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва
| Дело № А40-153918/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.06.2020
Полный текст постановления изготовлен 03.07.2020
Арбитражный суд Московского округа в составе:
Председательствующего судьи: Буяновой Н.В.
судей: Гречишкина А.А., Каменской О.В.,
при участии в заседании:
от истца ПАО «Горно-металлургическая компания «Норильский никель»:ФИО1 (по доверенности от 16.12.2019);
от ответчика МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 5: ФИО2 (по доверенности от 11.07.2019);
рассмотрев 30.06.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу
ПАО «Горно-металлургическая компания «Норильский никель»,
на решение от 09.09.2019
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 02.12.2019
Девятого арбитражного апелляционного суда,
по заявлению ПАО «Горно-металлургическая компания «Норильский никель» (ОГРН <***>)
к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 5 (ОГРН <***>)
о признании недействительными решений,
УСТАНОВИЛ:
ПАО «Горно-металлургическая компания «Норильский Никель» (далее – ПАО «ГМК «Норильский никель», налогоплательщик, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 5 (далее - Инспекция) о признании недействительными в части отказа в возмещении НДС в размере 3.660.753 руб. решения от 29.12.2018 № 56-2-11/26/2318 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; решения от 29.12.2018 № 56-20-11/26/831 об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09.09.2019, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2019, в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, налогоплательщик обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. В обоснование жалобы налогоплательщик указывает на неправильное толкование судами ст. 172 НК РФ и ст. 3 Федерального закона от 22.07.2005 № 119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (далее - Федеральный закон от 22.07.2005 № 119-ФЗ). По мнению общества, положения законодательства о налогах и сборах, действовавшего на момент предъявления подрядчиками спорных сумм НДС (2004-2005), не позволяло обществу предъявить их к вычету из бюджета до момента ввода построенного объекта основных средств в эксплуатацию.
Представитель налогового органа возразил против удовлетворения кассационной жалобы.
Обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации ПАО «ГМК «Норильский никель» по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2018 года, по результатам которой налоговым органом принято решение об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 3.660.753 руб. по счетам-фактурам от 01.09.2004
№ 289; от 18.12.2004 № 1247; от 30.12.2004 № 00003, выставленным налогоплательщику при приобретении проектно-изыскательских (научно-исследовательских) работ для осуществления капитального строительства объекта.
Основанием для отказа в возмещении суммы налога на добавленную стоимость послужил вывод налогового органа о том, что общество не могло применять налоговый вычет в 2018 году по работам, принятым в 2004 – 2005 годах.
Не согласившись с решением налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для признания недействительными оспоренных ненормативных актов. При этом суды исходили из следующего.
В соответствии с п. 5 ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2006) вычеты суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства, производятся по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств) с момента, указанного в абз. 2 п. 2 ст. 259 Налогового кодекса Российской Федерации, или при реализации объекта незавершенного капитального строительства.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 22.07.2005 № 119-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2006, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) и уплаченные им при проведении капитального строительства, которые не приняты к вычету до 01.01.2005, подлежат вычету по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства, используемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, или вычету при реализации объекта незавершенного капитального строительства в порядке, установленном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, с момента вступления в законную силу изменений, внесенных в пункт 5 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 22.07.2005 № 119-ФЗ, то есть с 01.01.2006, вычет по суммам налога, уплаченного по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ, производится при наличии общих условий, то есть счета-фактуры, принятия товара (работ, услуг) к учету, независимо от времени постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства.
Следовательно, вывод судов о том, что в 2018 году налогоплательщик не мог применить вычет по работам, приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ, основан на правильном применении закона и материалах дела.
Довод кассационной жалобы о том, что выполненные работы являются подрядными работами, на которые распространяется действие п. 1 ст. 3 Федерального закона от 22.07.2005 № 119-ФЗ, был рассмотрен судом апелляционной инстанции и правомерно отклонен.
Вышеуказанные положения Федерального закона от 22.07.2005 № 119-ФЗ распространяют свое действие на вычеты, предъявленные непосредственно подрядными организациями, проводящими капитальное строительство.
Судами установлено, чтов рамках реализации проекта «Реконструкция и техническое перевооружение Талнахской обогатительной фабрики с увеличением мощности до 16 млн. тонн по сумме руд» ЗАО «Механобр инжиниринг» на основании договора от 06.09.2002 № 73-67-02/192-2086, заключенного с ПАО «ГМК «Норильский никель», выполнены проектно-изыскательские (научно-исследовательские) работы; ФГУП «Аэрогеодезия» на основании договора от 14.09.2004, заключенного с ПАО «ГМК «Норильский никель», выполнены проектные работы (инженерно-топографическая съемка площадки под строительство); ЗАО «Норд-Экспресс» на основании договора от 20.07.2007 № 0720, заключенного с ПАО «ГМК «Норильский никель», выполнены проектно-изыскательские работы (инженерно-геофизическое исследование площадки под строительство).
Между тем из акта законченного строительством объекта от 29.12.2017 № 55 следует, что организацией, осуществлявшей строительство объекта, являлась другая организация - СМУ «Энергопромстрой» УС ООО «Заполярная строительная компания». Строительно-монтажные работы проводились в другой период с октября 2008 по ноябрь 2017 года.
Таким образом, капитальное строительство началось в октябре 2008 года, а проектно-изыскательские работы и строительство объекта выполнены разными организациями по отдельным договорам.
Приобретенные обществом результаты проектных работ не могут быть отнесены к операциям по проведению работ по непосредственному капитальному строительству объекта основных средств, поскольку проектная документация является предметом самостоятельных сделок, совершенных заявителем с организациями, не являющимися исполнителями строительных работ (заказчиками-застройщиками) в отношении объекта строительства.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводов судов, которые были предметом рассмотрения и отклонены с приведением мотивов.
Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 288 АПК РФ основанием для отмены судебных актов судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 09.09.2019,постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2019 по делу № А40-153918/2019 – оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий судья Н.В. Буянова
Судьи: А.А. Гречишкин
О.В. Каменская