ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-154187/18 от 09.04.2019 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

10 апреля 2019 года                                                    Дело № А40-154187/2018

Резолютивная часть постановления оглашена 09 апреля 2019 года                  

Постановление в полном объеме изготовлено 10 апреля 2019 года

Арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Каменской О.В.,

судей Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО1 по дов. от 09.01.2019;

от заинтересованного лица - ФИО2 по доверенности от 13.06.2018, ФИО3 по доверенности от 22.11.2018;

рассмотрев 09 апреля 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ГДЗ.РУ»

на решение от 25 сентября 2018 года,

Арбитражного суда города Москвы

принятое судьей Лапшиной В.В.,

на постановление от 17 декабря 2018 года,

Девятого арбитражного апелляционного суда

принятое судьями Марковой Т.Т., Кочешковой М.В., Суминой О.С., 

по делу № А40-154187/18,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ГДЗ.РУ»

к Министерству цифрового развития связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

о признании незаконными действий,               

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «ГДЗ.РУ» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными действий Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по отказу в принятии решения о признании сайта копией заблокированного сайта.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 25 сентября 2018 года, оставленным без изменения постановлением Девятого апелляционного суда от 17 декабря 2018 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с вынесенными судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить по причине неправильного применения норм права.

В обоснование своей кассационной жалобы общества ссылается на неправильное применение судами норм материального права.

До начала судебного разбирательства от Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации поступили, поданные в порядке статьи 279 АПК РФ письменные пояснения на кассационную жалобу. Письменные пояснения приобщены к материалам дела.

Также до начала судебного разбирательства от Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации поступили дополнения к письменным пояснениям. Суд отказывает в приобщении дополнительных письменных пояснений, поскольку они представлены с нарушением требований, предусмотренных АПК РФ.

Представитель кассатора поддержал доводы кассационной жалобы.

Представитель Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации возражал против удовлетворения кассационной жалобы.

Обсудив доводы кассационных жалоб и отзыва не нее, заслушав лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.

Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, ООО "ГДЗ.РУ" осуществляет деятельность на рынке информационных и образовательных услуг.

25.06.2018 ООО "ГДЗ.РУ" посредством заполнения электронной формы заявления, размещенной сети "Интернет" по адресу https://156-fz.minsvyaz.ru/, обратился к Министерству цифрового развития связи и массовых коммуникаций Российской Федерации с заявлением о признании сайта http://gitem-co.com копией заблокированного сайта gitem.in.

Заявлению присвоен номер 1з-2921/2018.

В адрес ООО "ГДЗ.РУ" на электронную почту поступило сообщение Министерства цифрового развития связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, согласно которому, в поступившей информации по заявке 1з-2921/2018 недостаточно сведений для принятия решения о признании сайта в сети "Интернет" копией заблокированного сайта.

ООО "ГДЗ.РУ" полагая, что оспариваемые действия, являются незаконными и необоснованными, нарушающими права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обоснованно исходили из следующего.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Положениями ст. 15.6.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», сайта, сходного до степени смешения с сайтом в сети «Интернет», доступ к которому ограничен по решению Московского городского суда в связи с неоднократным и неправомерным размещением информации, содержащей объекты авторских и (или) смежных прав, или информации, необходимой для их получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", не допускается.

Пунктом 2 Правил принятия мотивированного решения о признании сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» копией заблокированного сайта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 N 1225 определено, что Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на основании информации об обнаружении в сети "Интернет" копии заблокированного сайта, поступившей от федеральных органов исполнительной власти или правообладателей, в том числе в электронном виде с использованием авторизации в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", принимает мотивированное решение о признании сайта в сети "Интернет" копией заблокированного сайта.

Данное решение принимается в течение суток с привлечением специалистов, осуществляющих экспертную оценку информации, указанной в п. 2 настоящих Правил. Общее количество экспертов, привлекаемых для оценки указанной информации, должно быть не менее 3 человек.

Перечень экспертов определяется Министром связи и массовых коммуникаций Российской Федерации или его заместителем.

Приказом Минкомсвязи России от 11.10.2017 N 543 "О перечне специалистов, осуществляющих экспертную оценку информации об обнаружении в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" копии заблокированного сайта" утвержден перечень специалистов, осуществляющих экспертную оценку информации об обнаружении в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" копии заблокированного сайта.

Во избежание давления на экспертов перечень специалистов, осуществляющих экспертную оценку информации об обнаружении в сети Интернет копии заблокированного сайта, не разглашается.

Согласно п. 4 Правил принятия мотивированного решения указано, что при принятии мотивированного решения принимаются во внимание следующие критерии сходства копии заблокированного сайта и заблокированного сайта: общие признаки внешнего сходства копии заблокированного сайта и заблокированного сайта (шаблон, цветовая гамма, расположение элементов); сходство доменных имен копии заблокированного сайта и заблокированного сайта; сходство наименований копии заблокированного сайта и заблокированного сайта; совпадение размещенной на копии заблокированного сайта и заблокированном сайте информации, содержащей объекты авторских и (или) смежных прав, или информации, необходимой для их получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (полностью или в части); совпадение учетных записей (аккаунтов) пользователей копии заблокированного сайта и заблокированного сайта, необходимых для их аутентификации и предоставления доступа к их личным данным и настройкам; признаки технического взаимодействия копии заблокированного сайта и заблокированного сайта, в том числе автоматическая переадресация пользователей с заблокированного сайта, синхронизация индекса положений копии заблокированного сайта и заблокированного сайта в поисковой выдаче, использование одной системы управления, резервирование имен на сетевом адресе; совпадение контактных данных администраторов копии заблокированного сайта и заблокированного сайта; иные признаки сходства копии заблокированного сайта и заблокированного сайта.

Мотивированное решение принимается в электронной форме и должно содержать доменное имя копии заблокированного сайта, а также обоснование принятия решения путем указания на критерии, указанные в п. 4 Правил принятия мотивированного решения.

Мотивированное решение оформляется в виде электронного документа, подписанного заместителем Министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

Правилами принятия мотивированного решения о признании сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" копией заблокированного сайта предусмотрен порядок принятия мотивированное решение о признании сайта в сети "Интернет" копией заблокированного сайта, но не об отказе в признании сайта в сети "Интернет" копией заблокированного сайта.

Вместе с тем, механизм ограничения доступа к копиям заблокированных сайтов разработан с учетом необходимости оперативного реагирования на появление подобных ресурсов в сети и предполагает принятие Министерством решения в течение суток.

В то же время снятие ограничений доступа к копии заблокированного сайта не предусмотрено, в связи с чем, каждая заявка обрабатывается, как на уровне экспертов, так и на уровне представителей Министерства.

Также судами указано на то, что в случае сомнений в представленных правообладателями или федеральными органами исполнительной власти сведениях, решение не принимается, что, в свою очередь, не препятствует заявителю повторно подать заявку, а значит, не ущемляет его права.

Кассационная коллегия соглашается с выводами судов о том, что, действия Министерства по непринятию решения о признании сайта http://gitem-co.com копией заблокированного сайта http://gitem.in соответствуют нормам действующего законодательства и являются законными.

Согласно ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель должен доказать, каким образом оспариваемое решение нарушает его права и законные интересы, а также в защиту и на восстановление каких прав предъявлены заявлены указанные требования.

В соответствии со ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.

На основании ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 198, ч. 1 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны судом незаконными.

В силу ст. ст. 174, 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные акты, в том числе о возложении на органы (должностных лиц) обязанности совершить определенные действия, должны быть исполнимыми в принудительном порядке.

Судами правомерно установлено, что заявителем не указано каким образом суд может восстановить его права и законные интересы в порядке п. 3 ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации учитывая, что заявитель не лишен повторно сообщить о том, что сайт http://gitem-co.com является копией заблокированного сайта gitem.in.

В силу нормы статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные акты арбитражных судов не могут подменять собой решения органов государственной власти по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений.

Также судами сделан обоснованный вывод о том, что в рамках настоящего спора суд лишен возможности установить, что сайт http://gitem-co.com является копией заблокированного сайта gitem.in.

На основании изложенного, выводы судов о наличии совокупности необходимых условий для отказа в удовлетворении заявленных требований, являются обоснованными.

Все доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, обсуждены и отклонены по мотиву неосновательности, поскольку при проверке материалов дела не нашли своего подтверждения. Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.

Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.

Руководствуясь статьями 176, 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы  от 25 сентября 2018 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2018 года по делу А40-154187/2018  оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий-судья

 ФИО4

Судьи           

 Р.Р. Латыпова

 Е.Е. Шевченко