ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 09АП-43801/2022
г. Москва Дело № А40-15459/2022
11 августа 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 августа 2022 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей:
Никифоровой Г.М., Попова В.И.,
при ведении протокола
секретарем судебного заседания Аграровой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве на решение Арбитражного суда города Москвы от 19.05.2022 по делу № А40- 15459/2022
по заявлению: Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
третьи лица: 1) ГБУ г.Москвы Московское городское БТИ; 2) ООО «ДИМА»
о признании незаконным уведомления,,
при участии:
от заявителя:
не явился, извещен;
от заинтересованного лица:
ФИО1 по доверенности от 17.01.2022;
от третьих лиц:
не явились, извещены;
У С Т А Н О В И Л:
решением Арбитражного суда города Москвы от 19.05.2022, принятым по настоящему делу, удовлетворены требования Департамента городского имущества города Москвы (заявитель, Департамент) о признании незаконным уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (заинтересованное лицо, Управление) от 16.11.2021 № КУВД-001/2021-32560615/7 об отказе в государственном кадастровом учете, суд также обязал Управление в десятидневный срок с даты вступления решения в законную силу осуществить действия по государственному кадастровому учету в связи с уточнением местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 77:08:0005002:73 в соответствии с межевым планом от 07.10.2021.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
В деле участвуют третьи лица - ГБУ г.Москвы Московское городское БТИ; ООО «ДИМА».
В судебное заседание не явились представители заявителя и третьих лиц, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
Представитель Управления в судебном заседании поддержал доводы жалобы в полном объеме, указал, что судом не полно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Повторно исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции признает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене в силу следующего.
Как следует из фактических материалов дела и установлено судом, 16.11.2021 по результатам рассмотрения представленных Департаментом документов, Управлением было принято решение, изложенное в уведомление № КУВД-001/2021-32560615/7 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, мотивированное тем, что документы, включенные в состав Приложения межевого плана не подтверждают, в том числе, с использованием картографической основы государственного кадастра недвижимости, местоположение уточненных границ земельного участка с кадастровым номером 77:08:0005002:73.
Полагая, что отказ регистрирующего органа не соответствует закону, нарушает права заявителя в экономической деятельности, поскольку он лишен возможности осуществлять полномочия собственника земельного участка, предусмотренные ст. 209 ГК РФ, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», суд первой инстанции признал оспариваемые отказы Управления недействительными и обязал последнее устранить допущенные нарушения.
Управление осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, предоставленных ему в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ). В соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, утвержденным Приказом Росреестра от 23.01.2017 № П/0027, иными законами и подзаконными нормативно-правовыми актами.
Согласно ч. 7 ст. 1 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется путем внесения в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных Законом N 218-ФЗ сведений об объектах недвижимости.
В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона № 218-ФЗ основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является межевой план, технический план.
Согласно пункта 22 Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются, в том числе, документы, определяющие (определявшие) в соответствии с законодательством Российской Федерации местоположение границ земельного участка (земельных участков) при его образовании, в том числе схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения, предусматривающие утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков, решения об утверждении проекта межевания территории, утвержденный проект межевания территории, решение об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с положением ч. 1 ст. 22 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в ЕГРН, не соответствуют установленным на основании упомянутого Федерального закона № 218-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков. Уточнение местоположения границ земельного участка осуществляется в отношении земельного участка, сведения о котором внесены в ЕГРН (государственный кадастровый учет земельного участка осуществлен), но границы которого не установлены в соответствии с требованиями Закона № 218-ФЗ.
Исходя из анализа положений ч. 1 ст. 43, п. 31 ч. 1 ст. 26, ч. 8, 10 ст. 22, ч. 3 ст. 61 Закона № 218-ФЗ, уточнение местоположения границ земельного участка допускается в следующих случаях: - при отсутствии в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ земельного участка; - в случае, если содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения (например, при отсутствии в ЕГРН сведений о нормативной точности определения координат характерных точек границ земельного участка); - в случае, если содержащиеся в ЕГРН сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в ЕГРН содержатся несколько значений координат указанной характерной точки); - при исправлении ошибки в сведениях ЕГРН, в том числе реестровой ошибки о местоположении границ земельного участка (например, несоответствие сведений ЕГРН о местоположении границ земельного участка фактическому расположению объекта недвижимости); - по решению суда. Необходимым для кадастрового учета земельного участка (в связи с уточнением местоположения его границ) документом является межевой план, представляющий собой результат кадастровых работ. Для подготовки межевого плана используются документы, определяющие (определявшие) в соответствии с законодательством Российской Федерации местоположение границ земельного участка (земельных участков) при его образовании.
Пунктом 70 Требований к составлению межевого плана предусмотрено включение в состав раздела «Заключения кадастрового инженера» в виде связного текста обоснования местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например, сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет. Конфигурация земельного участка определяется местоположением его границ (письмо Минэкономразвития России от 27.12.2011 № 29478-ИМ/Д23 «О государственном кадастровом учете изменений земельного участка в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ»). Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (ч. 8 ст. 22 Закона № 218- ФЗ).
В силу п. 70 Требований выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в ч. 10 ст. 22 Закона № 218-ФЗ. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите «1» раздела «Исходные данные».
В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории.
При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет. При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе «Исходные данные», указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются.
В разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.
В соответствии с ч. 10 ст. 22 Закона № 218 при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В качестве обоснования законности своего решения (уведомления) Управление Росрееестра по Москве указало, что документы, включенные в состав Приложения межевого плана не подтверждают в том числе с использованием картографической основы государственного кадастра недвижимости, местоположение уточненных границ земельного участка с кадастровым номером 77;08:0005002:73 (конфигурация изменена). В материалы регистрационного дела приложена схема земельного участка, подготовленная СЗАО МосгорБТИ по состоянию на 1992 год земельного участка, приложение 2 к договору аренды № М-08-501463 от 12.09.1997, где конфигурация отличается от конфигурации, представленной на государственный кадастровый учет.
Между тем, суд правомерно указал, что данные доводы не подтверждают наличие законных оснований для принятия оспариваемого решения, поскольку целью кадастровых работ по уточнению местоположения границы и (или) площади земельного участка с кадастровым номером 77:08:0005002:73 являлось, в том числе, определение нормативной точности координат характерных точек границ и площади земельного участка, а также уточнение границы земельного участка с кадастровым номером 77:08:0005002:73 в связи с нахождением на нем объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:08:0005002:1210 (граница н1-н5).
Исходя из положений части 10 ст.22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ и п. 70 Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 №921, в качестве сведений, подтверждающих местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 77:08:0005002:73 был использован договор аренды земельного участка № М-08-501463 от 12.09.1997.
Как следует из материалов дела и не оспорено заинтересованным лицом, границы земельного участка с кадастровым номером 77:08:0005002:73 н1-н2-н3-н4-4-5- 6-н5-8-9-н1 существуют на местности более 15 лет, а также полностью соответствуют границам, отображенным на Плане земельного участка, являющегося Приложением № 2 к договору № М-08-501463 (копия указанного договора включена в состав межевого плана).
Границы н1- н2-н3-н4-4-5-6-н5 закреплены на местности с помощью кирпичной стены здания.
Границы н5-8-9-н1 не закреплены на местности с помощью конкретных объектов искусственного происхождения, в связи с чем в графе «Описание закрепления точки» указано - Закрепление отсутствует.
Согласно пункту 1.1. договора от 12.09.1997 № М-08-501463 предметом договора является земельный участок, именуемый в дальнейшем «Участок», площадью 1 400 (одна тысяча четыреста) кв.м, из состава земель населенных пунктов, кадастровый номер 77:08:0005002:73, имеющий адресные ориентиры: г. Москва, ул. Сходненская, вл. 5, предоставляемый в аренду для эксплуатации фабрики химчистки без изменения функционального назначения.
Указанное в пункте 1.1 договора здание имеет кадастровый номер 77:08:0005002:1210 и в настоящее время фактически пересекает границу земельного участка с кадастровым номером 77:08:0005002:73.
Для устранения пересечения фактических границ здания с кадастровым номером 77:08:0005002:1210 и земельного участка с кадастровым номером 77:08:0005002:73, граница н1-н2-н3-н4-4-5-6-н5 установлена по фактическим границам здания с кадастровым номером 77:08:0005002:1210 (по пятну застройки).
В соответствии с письмом Минэкономразвития России от 10.10.2011 г. № Д23- 4229 пересечения границ здания и границ земельного участка, на котором расположено здание, в соответствии с действующим законодательством не допускается, в связи с чем, границы Земельного участка приводятся в соответствии с контуром расположенного на нем Здания.
Местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 77:08:0005002:73 определено с учетом сведений, содержащихся на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной в установленном порядке распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 27.03.2020 № 10516Б «Об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 77:08:0005002:73» и представленной в Приложении.
При этом в ходе проведения мероприятий по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером 77:08:0005002:73 было выявлено несоответствие ранее установленных границ смежного земельного участка с кадастровым номером 77:08:0005002:171 с границами уточняемого земельного участка.
С целью исключения пересечения границ Земельного участка, произведена корректировка части границ смежного земельного участка с кадастровым номером 77:08:0005002:171.
Границы 5-н4-н3-4 существуют на местности и закреплены с использованием объектов искусственного происхождения (стены здания).
В состав межевого плана дополнительно включены сведения о корректировках границ земельного участка с кадастровым номером 77:08:0005002:171 согласно письму Минэкономразвития России от 27.03.2009 № 4448-ИМ/Д23 «Об устранении несоответствий в местоположении границ земельных участков» (разделы: «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях», «Акт согласования местоположения границы земельного участка»); графически сведения об указанных корректировках отражены в разделе «Чертеж земельных участков и их частей».
Площадь фактически используемого земельного участка не превышает площадь ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 77:08:0005002:73 более чем на 10%.
Таким образом, представленный для кадастрового учета изменений земельного участка Департаментом межевой план, в соответствии со ст. 14 Закона № 218-ФЗ, полностью соответствует Требованиям к подготовке межевого плана, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921.
При этом согласно положениям п. 71 Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 № 278 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество» уведомление об отказе в государственном кадастровом учете должно содержать все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета, с указанием норм (пунктов, частей, статей) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, а не устранение этих причин - к отказу в государственном кадастровом учете и содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов.
Однако, в нарушение вышеуказанного пункта, Управление Росреестра по Москве не указало, в связи с чем документы, включенные в состав Приложения межевого плана не подтверждают обоснование прохождения местоположения уточненных границ 8 земельного участка.
Судом также правомерно был отклонен довод Управления Росреестра по Москве о том, что в Распоряжении от 27.03.2020 г. № 10516Б в п. 2 указано, что подлежит уточнению при проведении работ проектная площадь земельного участка (1158 кв.м.), а не его конфигурация, поскольку в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона № 218-ФЗ, Росреестр ограничен пределами правовой экспертизы правоустанавливающих документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и проверкой соответствия данных документов требованиям законодательства по форме и содержанию.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что отказ Управления Росреестра по Москве в государственном кадастровом учете не соответствует ст. ст. 26, 27 Федерального закона N 218-ФЗ и нарушает права и законные интересы Департамента в экономической деятельности, поскольку он лишен возможности осуществлять полномочия собственника земельного участка, предусмотренные ст. 209 ГК РФ.
Ответчик не доказал наличие обстоятельства, послужившего основанием для оспариваемых отказов, следовательно, в данном случае имеются основания, предусмотренные ст. 13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Кроме того, суд в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ обоснованно обязал Управление Росреестра по Москве осуществить регистрационные действия.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 19.05.2022 по делу № А40- 15459/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья: С.М. Мухин
Судьи: Г.М. Никифорова
В.И. Попов