ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-158424/19 от 13.08.2020 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

14 августа 2020 года

                              Дело № А40-158424/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2020 года

Полный текст постановления изготовлен 14 августа 2020 года

Арбитражный суд Московского округа в составе:

председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,                                                                   

судей Ананьиной Е.А., Григорьевой И.Ю.,

при участии в заседании:

от заявителя: Федеральной антимонопольной службы – ФИО1, представитель по доверенности от 15 октября 2019 года;

от заинтересованного лица: Федерального казенного учреждения «Управление Федеральных автомобильных дорог «Северо-запад» им. Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства – ФИО2, представитель по доверенности от 10 августа 2020 года, ФИО3, представитель по доверенности от 10 августа 2020 года,;

от третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью «Лентрансспецстрой»- ФИО4, представитель по доверенности от 9 января 2020 года;

 извещены, представители не явились:

рассмотрев в судебном заседании 13 августа 2020 года кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы

на решение от 06 ноября 2019 года

Арбитражного суда города Москвы,

на постановление от 11 февраля 2020 года

Девятого арбитражного апелляционного суда

по делу № А40-158424/19

по заявлению Федеральной антимонопольной службе

к Федеральному казенному учреждению «Управление Федеральных автомобильных дорог «Северо-запад» им. Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства

третьи лица: акционерное общество «РАД»; федеральное государственное унитарное предприятие «СВЭКО»; общество с ограниченной ответственностью «Лентрансспецстрой»

о признании недействительными результатов электронного аукциона,

УСТАНОВИЛ:

решением Арбитражного суда города Москвы от 06 ноября 2019 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 февраля 2020 года, отказано в удовлетворении заявления Федеральной антимонопольной службы (далее – антимонопольный орган, ФАС России) о признании недействительными результатов электронного аукциона на право заключения государственного контракта по лот N 18: выполнение работ по оснащению категорированных объектов Кольцевой автомобильной дороги вокруг г. Санкт-Петербург (А118) средствами обеспечения транспортной безопасности в рамках расходов на оснащение объектов дорожного хозяйства инженерно-техническими средствами (системами) обеспечения транспортной безопасности ЛОТ N 1 Этап 2 (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0372100009919000031); о признании недействительным государственного контракта от 28.05.2019 N 26/19/602142 (номер реестровой записи контракта 1782606282119000030), заключенного между ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Северо-запад» им. Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства» (7826062821) и ООО «Лентрансспецстрой» (ИНН <***>); о применении последствий недействительности сделки, предусмотренных пунктом 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Не согласившись с выводами судов, ФАС России обратилась в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм права.

В судебном заседании представитель ФАС России поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Представители ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Северо-запад» им. Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства» и общества с ограниченной ответственностью «Лентрансспецстрой» возражали против удовлетворения кассационной жалобы, пояснив при этом, что в настоящее время заключенный контракт исполнен.

Кассационная жалоба рассмотрена в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежаще.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.

Как установлено судами и следует из материалов дела, ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Северо-запад» им. Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства» (далее - заказчик) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте для размещения информации о размещении информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС, Официальный сайт) разместило извещение N 0372100009919000031 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта по лот N 18: выполнение работ по оснащению категорированных объектов Кольцевой автомобильной дороги вокруг г. Санкт-Петербург (А-118) средствами обеспечения транспортной безопасности в рамках расходов на оснащение объектов дорожного хозяйства инженерно-техническими средствами (системами) обеспечения транспортной безопасности ЛОТ N 1 Этап 2 (далее - Закупка, Аукцион).

Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки от 16 мая 2019 года N 20-Э аукцион признан несостоявшимся и с единственным участником ООО «Лентрансспецстрой» заключен государственный контракт N 26/16/602142.

Решением ФАС России от 22 мая 2019 года по делу № 19/44/99/259 в действиях ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Северо-запад» им. Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства» при проведении указанного аукциона выявлены нарушения части 24 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона и части 6 статьи 69 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), в связи с чем Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдано Предписание об устранении выявленных нарушений.

В связи с тем, что предписание антимонопольного органа исполнено не было, руководствуясь положениями части 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», антимонопольный орган обратился в суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении требований, суды пришли к выводу об отсутствии в действиях ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Северо-запад» им. Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства» вмененных нарушений Закона о контрактной системе, что подтверждается, в том числе, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 15 ноября 2019 года по делу № А40-206610/19.

В соответствии с пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.

В силу части 4 статьи 17 Закона о защите конкуренции нарушение установленных данной нормой Закона антимонопольных требований к торгам является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.

Судами установлено, что в соответствии с пунктом 2(1) Приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2015 года N 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» ООО «Лентрансспецстрой» при подаче заявки на участие в аукционе в качестве подтверждения наличия опыта представлена копия договора субподряда от 14 января 2019 года N СУБ-5-КЧ-91/суб-5 между ООО «АЛАРМ911 НЕВА» и ООО «Лентрансспецстрой» на выполнение комплекса строительно-монтажных работ по объекту: строительно-монтажные работы, связанные с оснащением инженернотехническими системами обеспечения транспортной безопасности транспортного перехода через Керченский пролив в рамках мероприятия «Обеспечение транспортной безопасности в части оснащения объекта «Строительство транспортного перехода через Керченский пролив» инженерно-техническими системами (средствами) обеспечения транспортной безопасности на период эксплуатации на сумму 603 109 000 рублей с приложением акта о приемке выполненных по форме КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат на сумму 603 109 000 рублей.

Заказчиком данные документы правомерно приняты в качестве подтверждения наличия опыта.

Судами отмечено, что договор, представленный ООО «Лентрансспецстрой», поименован как «договор субподряда», что само по себе свидетельствует о наличии опыта исполнения контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта.

Доводы ФАС России о том, что ООО «Лентрансспецстрой» не представлены документы, подтверждающие ввод объекта в эксплуатацию, отклонены судами, поскольку при производстве строительно-монтажных работ на линейном объекте такой документ как «разрешение на ввод объекта в эксплуатацию» может не выдаваться в соответствии с действующим законодательством, в отличие от объекта капитального строительства, где такой документ быть обязан.

Суды установили, что в рамках заключенного договора от 14 января 2019 года N СУБ-5-КЧ-91/суб-5 между ООО «АЛАРМ911 НЕВА» и ООО «ЛЕНТРАНССПЕЦСТРОИ», последним выполнялись не отдельные виды работ, а весь комплекс строительно-монтажных работ по объекту: выполнение работ, связанных с оснащением инженерно-техническими системами обеспечения транспортной безопасности транспортного перехода через Керченский пролив в рамках мероприятия «Обеспечение транспортной безопасности в части оснащения объекта «Строительство транспортного перехода через Керченский пролив» инженерно-техническими системами (средствами) обеспечения транспортной безопасности на период эксплуатации», начиная с покупки необходимого оборудования и заканчивая пуско-наладочными работами на после проведения строительно-монтажных работ на конкретном объекте.

Также суды учли, что, ни Постановление Правительства N 99, ни Закон о контрактной системе не содержат в себе ограничений по способу исполнения работ (что равнозначно тому, каким образом, участник получая опыт) - генподряд и субподряд. Постановлением Правительства № 99 лишь закреплена обязанность для участника представить копию исполненного контракта (договора), и определенный перечень документов.

Таким образом, учитывая, что вступившим в законную силу решением суда предписание и решение ФАС России признаны незаконными, а в действиях ООО «Лентрансспецстрой» и Заказчика вмененные нарушения закона отсутствуют, судами сделан правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения требований ФАС России.

Кроме того, суды отметили, что предписание от 22 мая 2019 года по делу № 19/44/99/259 было опубликовано после заключения государственного контракта.

Доводы ФАС России, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права и направлены на переоценку сделанных судами выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.

Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 06 ноября 2019 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 февраля 2020 года по делу № А40-158424/19 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий-судья

Р.Р. Латыпова

Судьи

Е.А. Ананьина

И.Ю. Григорьева