ПОСТАНОВЛЕНИЕ
| Дело № А40-160090/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2018 года
Полный текст постановления изготовлен 14 июня 2018 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Красновой С.В.,
судей Дунаевой Н.Ю., Петровой Е.А.,
при участии в заседании:
от истца - ЗАО «ФЦСР»- ФИО1 по дов. от 28.03.2018,
от ответчика - Правительства Москвы- ФИО2 по дов. от 26.07.2018 №4-47-1026/7, ФИО3 по дов. от 08.06.2017 №4-47-811/7,
рассмотрев 06 июня 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу ЗАО «ФЦСР»
на решение от 12 декабря 2017 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Шариной Ю.М.,
на постановление от 06 марта 2018 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Гончаровым В.Я., Бодровой Е.В., Тетюком В.И.,
по делу №А40-160090/2017,
по иску ЗАО «ФЦСР»
к Правительству Москвы
о признании недействительным одностороннего отказа от исполнения инвестиционного контракта
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное «ФЦСР» (далее -ЗАО "ФЦСР", истец, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Правительству Москвы (далее - ответчик) о признании недействительным одностороннего отказа от исполнения инвестиционного контракта N 166 от 07.10.1994.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12.12.2017, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2018, в иске отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами судов первой и апелляционной инстанции, общество обратилось с кассационной жалобой в Арбитражный суд Московского округа, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, удовлетворив исковые требования в полном объеме.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы и требования кассационной жалобы, настаивал на отмене принятых по делу судебных актов;представитель ответчика против доводов и требований кассационной жалобы возражал, просил оставить судебные акты без изменения, представил отзыв на кассационную жалобу, который приобщен судом к материалам дела. Отводов составу суда не поступило.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, между Префектурой ЗАО г.Москвы (Администрация) и ЗАО «ФЦСР» (инвестор) 07 октября 1994 года был заключен договор N 166 о реализации проекта по финансированию и строительству жилых домов в целях переселения жителей муниципального округа "Филевский парк" из 5-этажного жилого фонда со встроенно-пристроенными объектами культурно-бытового назначения общей жилой площадью не менее 105 тыс. кв. м, физкультурно-оздоровительным комплексом и объектами коммунального назначения (далее - Контракт).
Срок строительства объектов неоднократно продлевался дополнительными соглашениями и установлен Контрактом (в редакции дополнительных соглашений от 22 мая 1997 г. N 1, от 9 декабря 1998 г. N 2, от 12 июля 1999 г. N 4, от 8 июля 1999 г. N 5, 6, от 12 июля 1999 г. N 7, 8, от 23 июня 2000 г. N 9, от 26 апреля 2002 г. N 10, от 4 июня 2002 г. N 11, от 18 сентября 2006 г. N 12, от 15 марта 2010 г. N 13, от 12 августа 2014 N 14) в отношении:
- проектирования и получения разрешения на строительство жилого дома по адресу: Филевский бульвар, вл. 12, корп. 4 - до 31 декабря 2014 г. (пункты 1, 2.1 дополнительного соглашения к договору от 12 августа 2014 г. N 14).
Срок строительства жилого дома по адресу: Филевский бульвар, вл. 12, корп. 4 и ввода его в эксплуатацию согласно условиям контракта будет установлен сторонами в соответствии с проектом организации строительства в составе проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы, на основании отдельного дополнительного соглашения к Контракту.
По результатам реализации инвестиционного проекта согласно пункту 3.1. Контракта:
- в собственность инвестора передается 70% общей жилой площади, 70% общей нежилой площади, 85% машиномест и 100% сервисных площадей;
- в собственность Администрации передается 30% общей жилой площади; 30% общей нежилой площади, 15% машиномест.
В рамках реализации инвестиционного проекта инвестором был заключен договор аренды земельного участка от 19 апреля 1996 г. N М-07-500617 площадью 47200 кв. м по адресу: Филевский бульвар, вл. 10, 12, 13,15 сроком действия до 30 июня 2004 г. для проектирования и строительства жилых домов.
В настоящее время в соответствии с актами о частичной реализации инвестиционного контракта, актами приемки законченных строительством объектов в эксплуатацию введено 11 объектов.
В соответствии с п. 1 Дополнительного соглашения от 12.08.2014 N 14 срок проектирования и получения разрешения на строительство жилого дома установлен до 31.12.2014. При этом строительство жилого дома по адресу: Филевский бульвар, вл. 12, корп. 4, истцом не осуществлено, разрешение на строительство не получено, проектирование не завершено.
14.06.2017 в адрес ЗАО "ФЦСР" поступило уведомление Правительства Москвы в лице Департамента экономической политики и развития города Москвы от 08.06.2017 N ДПР-5-132/17 (вх. N Вх/ДЭПР-ИП/44) об одностороннем отказе от исполнения Контракта ввиду нарушения инвестором сроков получения разрешения на строительство более чем на 3 месяца со ссылкой на п. 5.3. Контракта.
Не согласившись с данным отказом, ЗАО "ФЦСР" направило в адрес Правительства Москвы письмо от 12.07.2017 N Исх/ДЭПР-ИП/11 с обоснованием своих возражений и просьбой подтвердить действие Контракта.
25.07.2017 Правительство Москвы в лице Департамента экономической политики и развития города Москвы письмом N ДПР-5-132/17 (поступило 04.08.2017) сообщило о том, что настаивает на расторжении Контракта.
Указанные обстоятельства послужили основанием для общения общества в арбитражный суд с указанным выше требованием.
Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что согласно статье 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть расторгнут в случаях, предусмотренных договором.
Пунктом 5.3 Контракта предусмотрена возможность отказа Правительства Москвы от исполнения Контракта в случае нарушения инвестором сроков выполнения первого этапа реализации инвестиционного проекта (проектирования и получения разрешения на строительство) более чем на 3 месяца.
Принимая во внимание, что в указанный Контрактом срок (31.12.2014) истец земельный участок не освоил, проектирование объекта не осуществил, доказательств существования объективных препятствий для своевременной разработки предпроектной и проектной документации и получения разрешения на строительство спорного объекта не представил, суд пришел к правомерному выводу об обоснованности оспариваемого одностороннего отказа со стороны Правительства Москвы.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного и всестороннего, объективного и непосредственного исследования имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71, частью 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Выводы судов первой и апелляционной инстанции о применении норм права соответствуют установленным им обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
В свою очередь, у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов суда и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судом фактических обстоятельств.
Кассационная коллегия обращает внимание, что согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, приведенной, в том числе, в Определении от 17.02.2015 № 274-О, статьи 286-288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела.
Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо. Соответствующая правовая позиция отражена в Определении Верховного Суда РФ от 12.07.2016 № 308-ЭС16-4570 по делу № А63-3604/2015.
Иные доводы заявителя жалобы были предметом проверки и оценки судов первой и апелляционной инстанции, где им была дана надлежащая оценка в соответствии с действующим законодательством. Нарушения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 12 декабря 2017 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06 марта 2018 года по делу №А40-160090/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий-судья | С.В. Краснова |
судья | Н.Ю. Дунаева |
судья | Е.А. Петрова |