ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-160835/2021 от 15.06.2022 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

21.06.2022

Дело № А40-160835/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 15.06.2022

Полный текст постановления изготовлен 21.06.2022

Арбитражный суд Московского округа

в составе: председательствующего-судьи Бочаровой Н.Н.,

судей Каденковой Е.Г., Дзюбы Д.И.,

при участии в заседании:

от истца: ФИО1 дов-ть от 15.08.2021 № ДПиПр-18-16/10/Н,

от ответчика: ФИО2 дов-ть от 11.02.2022,

рассмотрев 15 июня 2022 года в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества «Мастерславль»

на решение Арбитражного суда города Москвы от 29.10.2021

на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2022

по иску Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы

к закрытому акционерному обществу «Мастерславль»

о взыскании неиспользованных средств гранта по соглашению, процентов за пользование чужими денежными средствами, штрафной санкции,

УСТАНОВИЛ:

Департамент предпринимательства и инновационного развития города Москвы (истец) обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к закрытому акционерному обществу «Мастерславль» (ответчик) о взыскании неиспользованных средств гранта по соглашению от 21.08.2019 № 9/2-58дтех-19 в размере 9 759 161 рублей 92 копейки, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 507 324 рублей 45 копеек за период с 01.10.2020 по 14.10.2021; штрафной санкции в размере 11 895 406 рублей 92 копейки, начисленной по пункту 4.4 соглашения; процентов за пользование чужими денежными за период с 24.05.2021 по 14.10.2021 в размере 281 904 рублей 85 копеек, с начислением процентов по дату фактического исполнения денежного обязательства.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.10.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2022, исковые требования удовлетворены частично, взысканы неиспользованные средства гранта в заявленном размере, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 395 112 рублей 36 копеек и штраф в размере 11 895 406 рублей 92 копейки, в остальной части в иске отказано.

Законность принятых судебных актов проверяется по кассационной жалобе ответчика, который полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанции в части взыскания штрафа не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, судами при рассмотрении дела и принятии судебных актов нарушены нормы материального и процессуального права, в связи с чем просит принятые по делу судебные акты отменить в обжалуемой части, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении искового требования о взыскании штрафа в размере 11 895 406 рублей 92 копейки.

Истцом в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представлен отзыв на кассационную жалобу.

Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы и требования кассационной жалобы; представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, проверив в пределах требований, предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения норм материального и процессуального права судами при рассмотрении дела и принятии судебных актов, соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит жалобу подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела и установлено судами, Департамент предпринимательства и инновационного развития города Москвы (Департамент) и закрытое акционерное общество «Мастерславль» (организация) заключили соглашение от 21.08.2019 № 9/2-58дтех-19, предметом которого является предоставление Департаментом организации гранта из бюджета города Москвы с лимитом финансирования в размере 112 568 000 рублей на обеспечение условий, необходимых для реализации указанной организацией мероприятий, связанных с профессиональной ориентацией детей, включая внесение платы за пользование имуществом (арендной платы), текущее содержание и охрану имущества, используемого для проведения указанных мероприятий обществом согласно смете расходов.

В соответствии с пунктом 1.2 соглашения организация берет на себя обязательство по обеспечению условий, необходимых для реализации указанных организацией мероприятий, связанных с профессиональной ориентацией детей, включая внесение платы за пользование имуществом (арендной платы), текущее содержание и охрану имущества, используемого для проведения указанных мероприятий с предоставлением Департаменту отчетов о целевом использовании средств.

Пунктом 1.3 соглашения целевым использованием средств гранта признается выполнение организацией обязательств, указанных в пунктах 1.1, 1.2 соглашения, при условии использования и эксплуатации организацией оборудования, приобретенного на средства гранта, в течение срока действия соглашения и достижения ключевых показателей эффективности.

Грант имеет строго целевое назначение и не может быть использован в целях, не предусмотренных пунктами 1.1 и 1.2 соглашения (пункт 2.1 соглашения).

Пунктами 3.3, 3.4 соглашения предусмотрено, что Департамент и орган государственного финансового контроля осуществляют обязательную проверку соблюдения выполнения организацией условий и порядка предоставления гранта, а также целей предоставления гранта, в том числе путем проведения контрольных мероприятий в месте нахождения организации. Департамент осуществляет проверочные мероприятия в отношении представленных организацией отчетов о целевом использовании средств гранта, оформляет акты выездных проверок.

Согласно пункту 3.8 соглашения Департамент вправе запрашивать у организации в рамках исполнения обязательств, предусмотренных соглашением, а также для проведения проверок необходимую финансовую и иную документацию, подтверждающую обоснованность произведенных расходов и выполнения ключевых показателей эффективности.

Согласно пункту 3.22 соглашения ответчик обязуется обеспечитьвыполнение ключевых показателей эффективности в соответствии с Приложением 3 ксоглашению, а также в целях мониторинга достижения показателей эффективности и обеспеченияусловий, необходимых для реализации мероприятий, связанных с профессиональнойориентацией детей, а также в ходе выездных проверок обеспечивать представителямДепартамента доступ в помещения, в которых осуществляется деятельность,предусмотренная в рамках пункта 3.23 соглашения.

В случае выявления Департаментом нарушений со стороны ответчика в части невыполнения ключевых показателей эффективности,предусмотренных в приложении 3 к настоящему соглашению, а также не устранение нарушений в сроки, указанные в соответствующем акте, составленном и направленном Департаментом грантополучателю, средства гранта, предоставленные по соглашению, подлежат возврату в порядке, установленном пунктами 4.6 - 4.10соглашения в бюджет города Москвы в объеме, предусмотренном расчетом в приложении 5 к соглашению (пункт 4.4 соглашения).

Согласно пункту 4.7 соглашения в случае выявленияДепартаментом фактов нецелевого использования средств гранта, невыполненияключевых показателей эффективности, а также при непредставлении в срок отчетов,предусмотренных пунктами 1.2 и 3.24 Соглашения, Департаментсоставляет акт, в котором указываются выявленные нарушения с соответствующейсуммой и сроки их устранения, и направляет указанный акт грантополучателю.

В соответствии с пунктом 3.22 соглашения ответчик обязуется обеспечить выполнение ключевых показателей эффективности «Проведение мероприятия для школьников города Москвы в рамках проекта «Учебный день» – 5 200человек, «Разработка предпринимательского маршрута» – 1 шт., «Мероприятия,приуроченные к памятной дате той или иной профессии» – 12 шт., «Проведениемероприятий (мастер-классов) по профориентации детей» – 4 000 человек, «Количестводетей льготной категории, прошедших профориентацию» – 500 человек.

Департаментом принят итоговый отчет об использовании средств гранта на сумму 36 820 078 рублей 77 копеек (за вычетом расходов на аренду помещения с мая 2019 года по август 2019 года в размере 36 800 000 рублей).

По итогам представления организацией письма от 21.04.2021 и скорректированного дополнительного финансового отчета на аренду помещения с мая 2019 года по июль 2019 года Департаментом принят указанный дополнительный финансовый отчет на сумму 27 600 000 рублей.

В соответствии с актом выявленных нарушений от 27.10.2020 Департаментом выставлено требование о возврате неиспользованных средств гранта по соглашению в размере 38 388 759 рублей 31 копейки.

С учетом вступившего в законную силу решения Арбитражного суда города Москвы от 12.02.2021 по делу № А40-248385/2020, которым указанная сумма взыскана с организации, и принятым итоговым отчетом об использовании средств гранта и дополнительным отчетом об использовании средств гранта организации подлежит вернуть в бюджет образовавшийся остаток на сумму в размере 9 759 161 рублей 92 копейки.

Согласно пункту 3.15 соглашения, неиспользованные организацией средства гранта, последний обязуется вернуть в срок не позднее 30.09.2020.

Во исполнение вышеуказанного пункта соглашения по результатам проведенной проверки Департамент письмом от 14.05.2021 направил организации акт выявленных нарушений от 14.05.2021 с требованием устранить выявленные нарушения.

В соответствии с пунктом 4.8 соглашения, в случае если организация не оспорит акт или не устранит выявленные нарушения в сроки, указанные в акте, Департамент принимает решение о возврате в бюджет города Москвы соответствующей суммы гранта, оформленное в виде распоряжения Департамента.

Распоряжением от 09.06.2021 № Р-18-11-126/21 Департамент принял решение о возврате бюджетных средств в бюджет города Москвы по соглашению.

В соответствии с пунктом 4.9 соглашения в течение семи рабочих дней с даты подписания распоряжения Департамент направляет организации требование о возврате соответствующей суммы гранта, содержащее сумму, сроки, код бюджетной классификации Российской Федерации, по которому должен быть осуществлен возврат соответствующей суммы гранта, реквизиты банковского счета, на который должны быть перечислены средства.

Департамент 01.07.2021 направил в адрес организации требование от 30.06.2021 о возврате неиспользованных средств гранта по соглашению, процентов за пользование чужими денежными средствами, а также штрафные санкции по соглашению.

Организация в течение десяти рабочих дней с даты получения требования о возврате гранта производит возврат бюджетных средств в бюджет города Москвы (пункт 4.10 соглашения).

В нарушение пункта 3.15 соглашения организацией не осуществлен возврат в Департамент неиспользованного остатка средств гранта по соглашению в размере 9 759 161 рублей 92 копейки.

Направленная истцом в адрес ответчика претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, в связи с чем истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.

Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами в подтверждение своих доводов и возражений доказательства, руководствуясь статьями 309, 310, 395, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 34, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, проанализировав условия соглашения в соответствии со статьей 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о доказанности факта нарушения ответчиком условий соглашения и наличии у него обязанности возвратить истцу неиспользованные средства гранта, с начисленными проценты за пользование чужими денежными средствами с учетом моратория и уплатить штраф за невыполнение условий, необходимых для реализации мероприятий, связанных с профессиональной ориентацией детей, не достижение согласованных сторонами показателей эффективности, в предъявленном размере.

При этом, суды, признавая обоснованным исковое требование о взыскании штрафных санкций, исходили из того, что в качестве подтверждающих документов по показателю «Проведение мероприятия для школьников города Москвы в рамках проекта «Учебный день» истцом представлено приложение 1 «Ведомость проведения мероприятия для школьников города Москвы в рамках проекта «Учебный день» за период с 01.01.2019 по 30.06.2020», где указано количество посетителей – 5 230 человек.

В соответствии с пунктом 3 договоров, заключенными между школами и ответчиком, указано, что мероприятия для школьников в рамках проекта «Учебный день» финансируется за счет средств гранта и должны проводиться бесплатно для школьников.

Согласно информации, дополнительно представленной вписьме ответчика от 31.03.2021, посещения ГБОУ «Школа № 1065» – 13.09.2019 в количестве 44 человек и ГБОУ «Школа № 1057» – 25.09.2019 в количестве 45 человек проходили на платной основе. В следствие чего, 89 человек не могут быть зачтены в качестве посетителей мероприятия в рамках проекта «Учебный день».

Таким образом, суды пришли к выводу, что ключевой показатель эффективности выполнен не в полном объеме – 5 141 человек.

Кроме того, согласно пункту 4.4 соглашения и формуле приложения 5 к соглашению за невыполнение данного показателя на организацию налагаются штрафные санкции в размере 638 606 рублей 92 копейки.

В письмах ответчика в качестве подтверждающих документов по показателю «Проведение мероприятий (мастер-классов) по профориентации детей» представлены: приложение 4 «Ведомость проведения (посещения) мероприятий (мастер-классов) по профориентации в период с 01.07.2019 по 31.12.2019 (чел.)», в котором указано 4 284 человек; приложение 4.1 «Общий перечень занятий на территории СДЦ Мастерславль», сценарии мастер-классов в форме презентаций к приложению 4 и приложению 4.1.

Судами установлено, что вышеуказанные документы подписаны только генеральным директором ответчика, тогда как в соответствии с соглашением перечнем подтверждающих документов к отчету о выполнение ключевых показателей эффективности являются приказы школ о направление списка школьников на мероприятия, также списки слушателей (обучающихся), посетивших мероприятия за отчетный период, подтвержденными соответствующими подписями. Указанные документы, в качестве подтверждающих документов, не представлялись. Таким образом, суды пришли к выводу, что представленные ответчиком документы не подтверждают фактическое количество посетителей мастер-классов по профориентации.

Ответчиком в письме от 31.03.2021 представлено приложение 4.1 «Дополнительные сведения к ведомости проведения (посещения) мероприятий (мастер-классов) по профориентации в период с 01.07.2019 по 31.12.2019 (чел.)» и подтверждающие счета на оплату, списки участников. Количество детей, указанное в приложении 4.1 – 3664 человек. В письмах указываются списки и заявки участников мероприятий, которые не приложены в качестве подтверждающих документов. В приложении 4.1 в качестве участников указаны организации, которые также учтены в приложении 5 к отчету по показателю «Количество детей льготной категории, прошедших профориентацию», количество посетителей в приложениях отличаются. Мастер-классы направлены на профориентацию детей. В приложении 4.1 в качестве участников указаны туристические группы и компании, занимавшиеся организацией посещения мероприятий, и не представлены списки детей.

Согласно пункту 4.4 соглашения и формуле приложения 5 «Расчет объема возврата средств гранта в случае невыполнения грантополучателем ключевых показателей эффективности» к соглашению за невыполнение данного показателя на организацию ответчика налагаются штрафные санкции в размере 11 256 800 рублей.

Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (части 1, 2 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71, пункт 2 части 4 статьи 170, пункт 12 части 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Нарушения положений статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции не установлено.

Правовых оснований для иных выводов, в том числе для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств, у суда кассационной инстанции не имеется, поскольку установление фактических обстоятельств дела и оценка доказательств отнесены к полномочиям судов первой и апелляционной инстанций.

Нарушений норм материального права и норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов в порядке статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационной инстанцией не установлено.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 29.10.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2022 по делу № А40-160835/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий-судья Н.Н. Бочарова

Судьи: Е.Г. Каденкова

Д.И. Дзюба