ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва
Дело № А40-161188/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 11 июня 2015 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей: Ананьиной Е.А., Дудкиной О.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: ЗАО «Санъэй-Москва» - ФИО1 доверенность от 5 июля 2013 года, ФИО2 доверенность от 5 июля 2013 года,
от заинтересованного лица: Департамент природопользования – извещено, представитель не явился,
рассмотрев 09 июня 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу ЗАО «Санъэй-Москва»
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 25 декабря 2014 года,
принятое судьей Корогодовым И.В.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 02 марта 2015 года,
принятое судьями Каменецким Д.В., Москвиной Л.А., Цымбаренко И.Б.
по заявлению ЗАО «Санъэй-Москва» (ОГРН <***>)
о признании недействительным постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25 декабря 2014 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 марта 2015 года, в удовлетворении заявленных требований ЗАО "Санъэй-Москва" (далее - общество) о признании незаконным постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (далее – департамент) от 26 сентября 2014 года № 0905-235/2014 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ, отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить. Полагает, что в действиях общества отсутствуют признаки нарушения природоохранного законодательства и, как следствие, состав вменяемого административного правонарушения.
В судебном заседании представитель общества доводы и требования кассационной жалобы поддерживал.
Департамент природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы, извещенный о слушании кассационной жалобы в установленном законом порядке, представителей в суд не направил, отзыв не представил. Суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без участия лица, не явившегося в судебное заседание.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, постановлением Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 26 сентября 2014 года № 0905-235/2014 ЗАО "Санъэй-Москва" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ за выявленный в ходе проверки факт выброса вредных веществ в атмосферный воздух в отсутствие разрешения на выброс в атмосферный воздух загрязняющих (вредных) веществ.
Полагая, что привлечение к ответственности произведено с нарушением закона и без достаточных на то оснований, общество обратилось с настоящим требованием в суд.
Осуществляя проверку законности оспариваемого постановления, суды, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пришли к выводу о доказанности события и состава вмененного административного правонарушения, с соблюдением процедуры и срока давности привлечения общества к административной ответственности.
Выводы судов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
В соответствии с частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 04 мая 1999 года №96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
В силу норм статьи 22 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, перечни вредных (загрязняющих) веществ, перечни вредных физических воздействий на атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, для организаций, городских и иных поселений, субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в целом устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Согласно пункту 4 статьи 23 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В силу статьи 30 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха": юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Объективной стороной, вмененного ЗАО "Санъэй-Москва", административного правонарушения, является нарушение природоохранного законодательства, выразившееся в эксплуатации источника выброса вредных веществ в атмосферный воздух в отсутствие разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух.
Как установлено судами, источником выброса веществ в атмосферный воздух является труба, расположенная на крыше здания парковки , принадлежащей ЗАО "Санъэй-Москва", в которую поступает воздух из автомобильной парковки. ЗАО "Санъэй-Москва" за получением разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух не обращался.
Согласно протоколу исследования выбросов от 08 августа 2014 года в них зафиксированы выбросы следующих веществ: углерода оксида - 3,68 мг/м. куб. (0,0180 г/с), ацетон - 1,27 мг/м. куб. (0,0062 г/с), гексан - 1,82 мг/м. куб. (0,0089 г/с), толуол - 0,06 мг/м. куб. (0,0003 г/с).
За разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ общество в департамент не обращалось.
Факт события вменяемого правонарушения подтверждается совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств.
Судами не установлено существенных нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности, которые в силу пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" являются неустранимыми и влекущими отмену постановления по делу об административном правонарушении.
Доводы же кассационной жалобы, сводящиеся к иной, чем у судов, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражных судов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права. Доводы кассационной жалобы, в том числе доводы о том что собственник парковки не несет ответственности за выбросы вредных веществ транспортными средствами, находящимися на парковке, фактически повторяют доводы, изложенные в суде первой и апелляционной инстанции, которые были предметом рассмотрения в судах двух инстанций, что нашло свое отражение в судебных актах. Иная оценка установленных арбитражными судами фактов процессуальным законом к компетенции суда кассационной инстанции не отнесена.
Нормы материального и процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения и постановления в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 25 декабря 2014 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 марта 2015 года по делу № А40-161188/14 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий -
судья Р.Р. Латыпова
судья Е.А. Ананьина
судья О.В. Дудкина