ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 09АП-65327/2021
г. Москва Дело № А40-161697/21
18 ноября 2021 года
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2021 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2021 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А.Чеботаревой,
судей:
Л.А.Москвиной, И.В.Бекетовой,
при ведении протокола
секретарем судебного заседания А.С.Ивановой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале №15 апелляционную жалобу Комитета государственного строительного надзора города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 08.09.2021
по делу №А40-161697/21
по заявлению Комитета государственного строительного надзора города Москвы
к Казённому предприятию города Москвы «Управление гражданского
строительства»
о привлечении к административной ответственности по ч.6 ст.19.5 КоАП РФ,
при участии:
от заявителя:
ФИО1 по дов. от 21.01.2021;
от ответчика:
ФИО2 по дов. от 02.08.2021;
У С Т А Н О В И Л:
Комитет государственного строительного надзора города Москвы (далее – Комитет, Мосгосстройнадзор, административный орган) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении Казённого предприятия города Москвы «Управление гражданского строительства» (далее – Предприятие, ответчик) к административной ответственности по ч.6 ст.19.5 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении от 26.07.2021.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 08.09.2021 отказано в привлечении к административной ответственности ввиду отсутствия события и состава административного правонарушения.
Не согласившись с решением суда, Комитет государственного строительного надзора города Москвы обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
По мнению Комитета, выводы суда первой инстанции о недоказанности вины Предприятия противоречат материалам дела, судами допущены нарушения части 2 статьи 71 АПК РФ.
В судебном заседании представитель Комитета доводы апелляционной жалобы поддержал, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт о привлечении Казённого предприятия города Москвы «Управление гражданского строительства» к административной ответственности.
В судебном заседании представитель Казённого предприятия города Москвы «Управление гражданского строительства» возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции об отсутствии состава правонарушения в действиях Предприятия неверными.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Предписанием ФИО4 от 22.04.2021 № 2418/21 в срок до 14.06.2021 Казённому предприятию города Москвы «Управление гражданского строительства» предписано устранить нарушения проекта при строительстве объекта капитального строительства – Жилой дом, расположенного по адресу: Москва, ЮВАО, Кузьминки, ФИО3 ул. вл.4.
На основании распоряжения ФИО4 №РП-4629/21-(0)-0 от 21.06.2021 о проведении выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя ФИО4 проведена проверка исполнения КП города Москвы «Управление гражданского строительства» исполнения Предписания ФИО4 от 22.04.2021 № 2418/21.
В результате проведенной проверки выявлено, что Казённое предприятие города Москвы «Управление гражданского строительства» не выполнено в установленный срок законное предписание ФИО4 от 22.04.2021 № 2418/21 со сроком исполнения 14.06.2021.
По данному факту 26.07.2021 должностным лицом Комитета в отношении Предприятия составлен протокол об административном правонарушении по ч.3 ст.19.6 КоАП РФ
В соответствии с частью 3 статьи 23.1, статьей 28.8 КоАП РФ заявление, протокол и материалы по делу об административном правонарушении направлены административным органом в арбитражный суд для привлечения к административной ответственности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из отсутствия вины Предприятия в неисполнении предписания Комитета, а также принятие КП города Москвы «Управление гражданского строительства» всех возможных действий, направленных на устранение выявленных нарушений.
Апелляционный суд, отменяя решение суда, руководствуется следующим.
В силу части 6 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Таким образом, объективную сторону вмененного административного правонарушения, предусмотренное ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ, составляет невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора, в том числе, Комитета государственного строительного надзора г. Москвы.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда.
В соответствии с частью 7 статьи 52 ГрК РФ отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или техническим заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части 1 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства.
Согласно части 2 статьи 54 ГрК РФ предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Учитывая, что в установленный Предписанием срок Предприятие не устранило выявленные при строительстве нарушения, событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ, доказано и подтверждается материалами дела.
Судом первой инстанции указано в решении, что КП г. Москвы «Управление гражданского строительства» предприняло все необходимые меры для устранения нарушений: письмом от 10.06.2021 № КПУГС-2-14908 Казённое предприятие города Москвы "Управление гражданского строительства" в адрес Комитета государственного строительного надзора г.Москвы направлено Извещение об устранении нарушений при строительстве от 08.06.2021 №2418/21 и Акт об устранении выявленных нарушений от 08.06.2021.
Однако указанные Извещение и Акт об устранении выявленных нарушений в силу частей 5 и 6 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ направляются в Комитет государственного строительного надзора и являются основанием проведения проверки застройщика (заказчика) или лица, осуществляющего строительство.
Следовательно, в случае поступления в адрес органа государственного строительного надзора извещения об устранении выявленных нарушений, орган обязан провести проверку, в рамках которой оценить действия застройщика по исполнению предписания.
В рамках настоящего дела протоколом об административном правонарушении от 27 апреля 2021 года подтверждается, что предписание в установленном законом порядке не исполнено, доказательств устранения нарушений проекта при проведении работ на объекте не представлено.
Таким образом, доказательств, подтверждающих факт принятия Предприятием исчерпывающих мер, направленных на исполнение Предписания в установленный срок в материалы дела не представлено (ст. 2.1 КоАП РФ).
Факт совершения и вина Предприятия в совершении правонарушения подтверждается актом, предписанием и протоколом, в связи с чем, имеются все основания для привлечения Предприятия к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция считает, что Решение суда подлежит отмене на основании пункта 1, 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В то же время в силу части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок привлечения к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ составляет 3 месяца (Определение Конституционного Суда РФ от 26 марта 2019 года N 823-О, Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 12 ноября 2019 года N 303-ЭС19-11369).
Соответственно, на момент вынесения настоящего постановления срок давности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ, составляющий три месяца, пропущен.
Таким образом, с учетом наличия обстоятельства, исключающего в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении, Предприятие не может быть привлечено к административной ответственности.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда города Москвы от 08.09.2021 по делу № А40-161697/21 отменить.
В удовлетворении заявленных Комитетом государственного строительного надзора города Москвы требований о привлечении Казённого предприятия города Москвы «Управление гражданского строительства» к административной ответственности по ч.6 ст.19.5 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении от 26.07.2021 отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья: И.А. Чеботарева
Судьи: Л.А. Москвина
И.В. Бекетова
Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.