ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 09АП-26662/2018
г. Москва Дело № А40-162155/17
05 июля 2018 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи В.Р. Валиева
рассмотрев апелляционную жалобу АО "ПГК" на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.04.2018, принятое судьей Жбанковой Ю.В., в порядке упрощенного производства по делу № А40-162155/17, по исковому заявлению ОАО "РЖД" в лице филиала - Центральная дирекция инфраструктуры, структурное подразделение - Горьковская дирекция инфраструктуры
к АО "ПГК"
о взыскании
У С Т А Н О В И Л:
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" обратилось в Арбитражный суд с иском к АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ "ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ" о взыскании 163 944 руб. 08 коп. задолженности по договору № ТОР-ЦВ-00-30/ДД/В-223/13 на выполнение текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов от 01.04.2013 г., из них 139 443 руб. 07 коп. долг, 24 501 руб.01 коп. неустойка.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 06.04.2018 по делу № А40-162155/17, взыскано с АКЦИОНЕРНОГООБЩЕСТВА"ПЕРВАЯГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ" в пользу ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" сумму задолженности в размере 163 944 руб. 08 коп. по договору № ТОР-ЦВ-00-30/ДД/В-223/13 на выполнение текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов от 01.04.2013 г., из них 139 443 руб. 07 коп. долг, 24 501 руб. 01 коп. неустойку, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 5 918 руб. 32 коп.
Не согласившись с принятым решением, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшийся по делу судебный акт отменить.
По мнению заявителя, выводы суда не соответствуют материалам дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 06.04.2018 на основании следующего.
Как следует из материалов дела, между истцом (подрядчик) и ответчиком (заказчик) был заключен договор на выполнение текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов № ТОР-ЦВ-ОО-ЗО/ДД/В-223/13 от 01.04.2013г., в соответствии с которым Заказчик поручает и обязуется оплатить, а Подрядчик принимает на себя обязательства производить текущий отцепочный ремонт (далее - ТР-2) грузовых вагонов, принадлежащих Заказчику на праве собственности, аренды или ином законном основании (грузовые вагоны ПГК), а также грузовых вагонов, принадлежащих обществу с ограниченной ответственностью «Первая грузовая компания в Украине» (далее - ПГК грузовые вагоны в Украине), именуемые далее совместно «грузовые вагоны», в эксплуатационных вагонных депо дирекций -структурных подразделений Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» (далее -ВЧДЭ), указанных в Перечне эксплуатационных вагонных депо Подрядчика (приложение № 1).
В целях установления факта неисправности колесных пар грузовых вагонов №№ 50688142, 54035910, 55752570, 52316882, 52325420, 52155025, 55143473, 55422976, 56899149, 52337649, 60685021, 53045233, 55274674, 55108112, 54361860, 55487839, 53048393, 55398838 по кодам неисправностей: «150» - грение буксы по внешним признакам; «157» - грение буксы по показаниям средств автоматизированного контроля, имелись основания для отцепки грузовых вагонов в ТР-2 в ВЧДЭ Горький-Сортировочный, ВЧДЭ Лянгасово (подразделения Истца).
Поскольку неисправности колесных пар грузовых вагонов относятся к тем
неисправностям, которые угрожают безопасности движения и, следовательно, по
которым запрещено ставить в поезда такие грузовые вагоны, осмотрщиком было
принято решение об устранении неисправностей колесных пар путем отцепки грузовых
вагонов в ТР-2 и замены неисправных колесных пар в ближайших вагонных депо -
ВЧДЭГорький-Сортировочный,ВЧДЭЛянгасовоГорьковскойдирекции
инфраструктуры.
В рамках Договора, заключенного Истцом и Ответчиком, силами ВЧДЭ Горький-Сортировочный, Лянгасово Горьковской дирекции инфраструктуры были выполнены работы по ТР-2 грузовых вагонов №№ 50688142, 54035910, 55752570, 52316882, 52325420, 52155025, 55143473, 55422976, 56899149, 52337649, 60685021, 53045233, 55274674, 55108112, 54361860, 55487839, 53048393, 55398838, что подтверждается актами о выполненных работах №№ 50688142 от 25.10.2016 г., 54035910 от 08.11.2016 г., 55752570 от 21.09.2016 г., 52316882 от 01.11.2016 г., 52325420 от 14.09.2016 г., 52155025 от 10.08.2016 г., 55143473 от 24.03.2017 г., 55422976 от 22.11.2016 г., 56899149 от 06.10.2016 г., 52337649 от 19.10.2016 г., 60685021 от 08.11.2016 г., 53045233 от 25.10.2016 г., 55274674 от 11.11.2016 г., 55108112 от 05.11.2016 г., 54361860 от 05.11.2016 г., 55487839 от 01.11.2016 г., 53048393 от 05.11.2016 г., 55398838 от 02.11.2016 г.
Грузовые вагоны №№ 50688142, 54035910, 55752570, 52316882, 52325420, 52155025, 55143473, 55422976, 56899149, 52337649, 60685021, 53045233, 55274674, 55108112, 54361860, 55487839, 53048393, 55398838 были отремонтированы в соответствии с Руководством по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов № РД 32 ЦВ-056-97, утверждением о Министерством путей сообщения России от 02.09.1997 г. (далее - Руководство № РД 32 ЦВ-056-97) (пункт 4.1.1. Договора).
В соответствии с пунктом 2.6. Руководства № РД 32 ЦВ-056-97 текущий отцепочный ремонт грузовых вагонов производится по способу замены неисправных узлов и деталей новыми или заранее отремонтированными.
Неисправные колесные пары были сняты и заменены на исправные колесные пары, что подтверждается расчетно-дефектными ведомостями на указанные работы (прилагаются).
Грузовые вагоны №№ 50688142, 54035910, 55752570, 52316882, 52325420, 52155025, 55143473, 55422976, 56899149, 52337649, 60685021, 53045233, 55274674, 55108112, 54361860, 55487839, 53048393, 55398838 были выпущены в эксплуатацию и допущены к следованию в поездах, что подтверждается уведомлениями формы ВУ-36 ЭТД (прилагаются).
Грузовыевагоны№№52155025,55143473,55422976,53045233, 5548783953048393, кроме технологических, были отцеплены в ТР-2 также по эксплуатационным неисправностям колесных пар: «107» - выщербина обода колеса, «102» - тонкий гребень.
Выполненные работы по ТР-2 грузовых вагонов №№ 52155025, 55143473, 55422976, 53045233, 55487839, 53048393 по эксплуатационным неисправностям колесных пар «выщербина обода колеса», «тонкий гребень» были связаны с восстановлением естественного износа колесных пар №№ 0029-234059-92 (вагон № 52155025), 0005-294652-08 (вагон № 55143473), 0005-100035-09 (вагон № 55422976), 0005-157675-12 (вагон № 53045233), 0005-110893-07 (вагон № 55487839), 0186-059994-76 (вагон № 55487839), 0005-168017-84 (вагон № 53048393) в процессе их эксплуатации (местный износ в результате трения колеса о рельс). ТР-2 выполнен Истцом по способу замены неисправных колесных пар, что подтверждается расчетно-дефектными ведомостями на указанные работы.
В силу закона ответственность перевозчика исключается в случае отцепки вагонов по эксплуатационным неисправностям, т.е. возникшим не по его вине. Данное положение подтверждается сложившейся судебной практикой (постановление Арбитражного суда Московского округа от 05.08.2015 по делу № А40-135931/2014, постановление Арбитражного суда Московского округа от 21.09.2015 по делу № А40-153440/2014). Арбитражные суды отмечают обязанность собственника оплачивать ТР-2 по устранению любой неисправности, возникшей не по вине перевозчика (постановление Президиума ВАС России от 12.02.2013 № 8775/12, определение ВАС России от 19.12.2013 № ВАС-18726/13).
Оплата стоимости выполненного ТР-2 грузовых вагонов 50688142, 54035910,
55752570, 52316882, 52325420, 52155025, 55143473, 55422976, 56899149, 52337649,
60685021, 53045233, 55274674, 55108112, 54361860, 55487839, 53048393, 55398838,
отцепленных по эксплуатационнымнеисправностямявляетсяобязанностью собственника по содержанию имущества в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ответчик, являясь собственником грузовых вагонов, обязан содержать вагоны в надлежащем, технически исправном состоянии в целях обеспечения безопасности движения по железнодорожным путям.
По каждому случаю неисправности грузовых вагонов №№ 50688142, 54035910, 55752570, 52316882, 52325420, 52155025, 55143473, 55422976, 56899149, 52337649, 60685021, 53045233, 55274674, 55108112, 54361860, 55487839, 53048393, 55398838 подразделениями Истца были проведены расследования установленным порядком, по результатам которых составлены акты-рекламации формы ВУ-41.
Пунктом 3.8 Договора (в редакции дополнительных соглашений № 8 от 27.03.2015 г., № 12 от 09.03.2016 г.) предусмотрено, что для проведения
взаиморасчетов за выполненный ТР-2 грузовых вагонов Подрядчик направляет
Заказчику электронные документы на ТР-2, не позднее 3 (трех) рабочих дней с
даты оформления уведомления ВУ-36 ЭТД. Заказчик в течение 2 (двух)
рабочих дней с даты получения акта выполненных работ в ЭДО СПС (система
электронного документооборота) обязан подписать его и направить в адрес
Подрядчика, либо представить мотивированный отказ от его подписания. В
случае поступления от Заказчика мотивированного отказа от подписания акта
выполненных работ, Подрядчик в срок не позднее 2 (двух) рабочих дней с даты
отклонениядокументов,устраняетвыявленныезамечания и направляет
посредством ЭДО СПС электронные документы повторно в адрес Заказчика.
Комплекты документов по ТР-2 грузовых вагонов №№ 50688142, 54035910, 55752570, 52316882, 52325420, 52155025, 55143473, 55422976, 56899149, 52337649, 60685021, 53045233, 55274674, 55108112, 54361860, 55487839, 53048393, 55398838 были направлены Ответчику посредством ЭДО СПС.
До настоящего времени акты о выполненных работах №№ 50688142 от 25.10.2016 г., 54035910 от 08.11.2016 г., 55752570 от 21.09.2016 г., 52316882 от г., 52325420 от 14.09.2016 г., 52155025 от 10.08.2016 г., 55143473 от г., 55422976 от 22.11.2016 г., 56899149 от 06.10.2016 г., 52337649 от 19.10.2016 г., 60685021 от 08.11.2016 г., 53045233 от 25.10.2016 г., 55274674 от 11.11.2016 г., 55108112 от 05.11.2016 г., 54361860 от 05.11.2016 г., 55487839 от 01.11.2016 г., 53048393 от 05.11.2016 г., 55398838 от 02.11.2016 г. со стороны Ответчика не подписаны, предоставлены в ЭДО СПС отказы от их подписания. Ответчик полагает, что единственным браковочным признаком для отцепки вагона по коду неисправности «157» (грение буксы по показаниям средств автоматизированного контроля) является температура нагрева буксового узла 60 градусов.
Отцепки в ТР-2 грузовых вагонов №№ 50688142, 54035910, 55752570, 52316882, 52325420, 52155025, 55143473, 55422976, 56899149, 52337649, 60685021, 53045233, 55274674, 55108112, 54361860, 55487839, 53048393, 55398838 были выполнены Истцом в соответствии с условиями Договора, требованиями нормативно-правовых актов, руководств, инструкций по ТР-2 грузовых вагонов.
Правомерность требований ОАО «РЖД» подтверждается определениями Верховного Суда Российской Федерации от 10.11.2015 г. по делу № А56-59842/2014, от 16.11.2015 г. по делу № А56-51219/2014, от 24.12.2015 г. по делу № А56-50472/2014, от 26.10.2015 г. по делу № А56-41436/2014, от 08.12.2015 г. по делу № А56-69416/2014, от 29.10.2015 г. по делу № А56-51218/2014, от 22.12.2015 г. по делу № А56-70294/2014, от 08.12.2015 г. по делу № А56-51222/2014.
Правомерность требований ОАО «РЖД» подтверждается также судебной практикой, сформированной Арбитражным судом города Москвы (№ 40-35402/2016, А40-152873/2016, А40-94095/2016, А40-84351/2016).
Согласно пункту 5.1 Договора в случае нарушения сроков оплаты ТР-2 грузовых вагонов и связанных с ним услуг, предусмотренных пунктами 2.3 и 2.5 Договора, Заказчик уплачивает Подрядчику пени в размере 0,07% от цены выполненных, но не оплаченных в срок Заказчиком работ (услуг), за каждый день просрочки в течение 10 (десяти) календарных дней с даты предъявления Подрядчиком соответствующего требования. Согласно пункту 2.3.3 Договора окончательный расчет за проведение ТР-2 вагонов в отчетном месяце производится в срок до 5 (пятого) числа месяца, следующего за отчетным.
Руководствуясь пунктом 7.2 Договора, Ответчику были направлены претензии.
Всего сумма задолженности по оплате стоимости ТР-2 грузовых вагонов №№ 50688142, 54035910, 55752570, 52316882, 52325420, 52155025, 55143473, 55422976, 56899149, 52337649, 60685021, 53045233, 55274674, 55108112,54361860, 55487839, 53048393, 55398838 составляет 139 443,07 руб., кроме того неустойка (пени) за нарушение сроков оплаты ТР-2 в общей сумме 24 501,01 руб. Всего 163 944,08 руб.
Учитывая изложенное, ОАО «РЖД» обоснованно и правомерно Произвело отцепку грузовых вагонов Ответчика в ТР-2. В противном случае невыполнение требований Инструкции могло бы привести к серьезной аварии, утрате груза, повреждении грузовых вагонов, гибели людей.
Анализ показаний приборов КТСМ по грузовым вагонам №№ 50688142, 54035910, 55752570, 52316882, 52325420, 52155025, 55143473, 55422976, 56899149, 52337649, 60685021, 53045233, 55274674, 55108112, 54361860, 55487839, 53048393, 55398838 свидетельствует о наличии явной или скрытой неисправности забракованного буксового узла, следовательно, отцепка грузовых вагонов в TP-2 является обоснованной и правомерной.
В частности, основанием для отцепки вагонов №№ 53045233, 55274674, 55108112, 54361860, 55487839, 53048393, 55398838 в ТР-2 послужила неисправность (грение) буксовых узлов колесных пар, при осмотре которых выявлены металлические примеси в смазке ЛЗ-ЦНИИ, ослабление торцевого крепления (неисправности указаны в первичных актах на указанные вагоны, приложенных к исковому заявлению).
Телеграмма ОАО «РЖД» исх-316 от 15.01.2016 г., на которую Ответчик ссылается в отзыве, только классифицирует события безопасности движения в отчетной системе, а не устанавливает критерии браковки/отцепки вагонов.
Материалами дела подтверждается наличие оснований для отцепки грузовых вагонов Ответчика №№ 50688142, 54035910, 55752570, 52316882, 52325420, 52155025, 55143473, 55422976, 56899149, 52337649, 60685021, 53045233, 55274674, 55108112, 54361860, 55487839, 53048393, 55398838 в ТР-2, так как указанные в уведомлениях ВУ-23 неисправности, предусмотренные Инструкцией осмотрщику вагонов, не допускают следование вагонов в составе поездов.
На основании изложенного требование истца обоснованно и подлежит удовлетворению.
Правильно установив данные фактические обстоятельства, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что в соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Утверждение заявителя жалобы о том, что отцепка грузовых вагонов в ТР-2 выполнена Истцом с нарушением требований Инструкции осмотрщику вагонов, условий Договора является необоснованным, поскольку выявленные неисправности колесных пар грузовых вагонов Ответчика №№ 50688142, 54035910, 55752570, 52316882, 52325420, 52155025, 55143473, 55422976, 56899149, 52337649, 60685021, 53045233, 55274674, 55108112, 54361860, 55487839, 53048393, 55398838 невозможно устранить на вагоне без демонтажа самих деталей, то указанные грузовые вагоны были отцеплены в ТР-2 и переведены в неисправные с оформлением уведомлений по форме ВУ-23. Уведомлениями формы ВУ-23 (в материалах дела) подтверждается наличие оснований для отцепки грузовых вагонов в ТР-2, так как указанные в них неисправности колесных пар (грение буксы по показаниям средств автоматизированного контроля, грение буксы по внешним признакам) предусмотрены Инструкцией осмотрщику вагонов как неисправности, запрещающие следование вагонов в составе поездов. Осмотрщики вагонов не имеют права разрешить дальнейшее следование потенциально опасных грузовых вагонов по путям общего пользования, так как ОАО «РЖД» несет ответственность за техническую исправность выпускаемых на инфраструктуру грузовых вагонов, а также, учитывая и то обстоятельство, что достоверно точное подтверждение наличия неисправности производится путем дефектоскопии, методами неразрушающего контроля, проводимыми в условиях вагонных ремонтных предприятий АО «ВРК-1», АО «ВРК-2», АО «ВРК-3».
Поэтому Инструкцией осмотрщику вагонов предоставлено право осмотрщику при невозможности установить причину неисправности отцепить вагон в ТР-2 и направить деталь в ремонт для установления причины неисправности.
Таким образом, для установления наличия или отсутствия той или иной неисправности детали вагона при наличии выявленных осмотрщиком вагонов признаков такой неисправности деталь всегда демонтируется с вагона и отправляется в ближайшее депо вагоноремонтного предприятия для обследования средствами неразрушающего контроля, предусматривающего обязательную выкатку детали из-под вагона. Только при выполнении комплекса мероприятий, предусмотренных технологией вагоноремонтных компаний возможно с полной достоверностью установить исправность и годность детали вагона к дальней эксплуатации.
Ответчиком (Заявителем жалобы) не представлено никаких доказательств того, что отцепленные в ТР-2 грузовые вагоны №№ 50688142, 54035910, 55752570, 52316882, 52325420, 52155025, 55143473, 55422976, 56899149, 52337649, 60685021, 53045233, 55274674, 55108112, 54361860, 55487839, 53048393, 55398838 были исправными и ОАО «РЖД» превысило свои полномочия по браковке грузовых вагонов при исполнении обязанности по контролю технического состояния вагонов.
Материалами дела подтверждаются неисправности колесных пар, выявленные приборами безопасности КТСМ и по внешним признакам. По каждому случаю неисправности грузовых вагонов №№ 50688142, 54035910, 55752570, 52316882, 52325420, 52155025, 55143473, 55422976, 56899149, 52337649, 60685021, 53045233, 55274674, 55108112, 54361860, 55487839, 53048393, 55398838 были проведены расследования установленным порядком, по результатам которых составлены акты-рекламации формы ВУ-41, планы расследования.
Истцом представлены в материалы дела исчерпывающие доказательства, подтверждающие выявленные неисправности колесных пар грузовых вагонов Ответчика (Заявителя жалобы):
-планы расследования причин излома оси роликовой колесной пары или разрушения буксового узла, которыми установлены обнаруженные неисправности колесных пар;
-акты-рекламации, в которых указаны причины появления дефектов колесных пар;
-фотоматериал к актам-рекламациям, которым зафиксированы выявленные неисправности колесных пар;
-показания приборов КТСМ.
Указанные документы подтверждают наличие неисправностей колесных пар грузовых вагонов, являются бесспорными доказательствами правомерности отцепки грузовых вагонов в ТР-2.
Таким образом, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции правильно определил правоотношения сторон, предмет доказывания по спору, с достаточной полнотой выяснил, исследовал и оценил в совокупности все значимые обстоятельства по делу, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.04.2018 по делу № А40-162155/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья: В.Р. Валиев
Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.