ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 09АП-70153/2018
город Москва
25.02.2019 | дело № А40-163152/18 |
резолютивная часть постановления оглашена 14.02.2019
полный текст постановления изготовлен 25.02.2019
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Бекетова И.В., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.10.2018
по делу № А40-163152/18, принятое судьей Уточкиным И.Н.,
по заявлению ООО «Доброхим» (ОГРН <***>)
к Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
о признании незаконным уведомления;
при участии:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 16.10.2018, ФИО2 по доверенности от 21.03.2018;
от заинтересованного лица – ФИО3 по доверенности от 29.10.2018;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 24.10.2018 признано незаконным уведомление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09.04.2018 N 01/4464-2018-31 об отказе в предоставлении государственной услуги и на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека воложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов ООО «Дброхим» путем внесения изменений в свидетельство о государственной регистрации продукции NRU.77.99.88.002.Е.002000.05.16 от 16.05.2016 на инсекто-акарицидно-репеллентное средство «ПинОк насекомым»/«Машенька» в течение 10 дней с даты вступления в законную силу решения.
Административный орган не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители административного органа и общества в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Из материалов дела следует, что 04.04.2018 ООО «Доброхим» обратилось в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) с заявлением о проведении государственной регистрации продукции, веществ, препаратов с целью внесения изменений в свидетельство о государственной регистрации N RU.77.99.88.002.Е.002000.05.16 от 06.05.2016 на инсекто-акарицидно-репеллентное средство «ПинОк насекомым»/«Машенька», в связи с изменением области применения продукции.
Письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09.04.2018 N 01/4464-2018-3 (полученным ООО «Доброхим» нарочно 17.04.2018) в предоставлении государственной услуги по внесению изменений в ранее выданное свидетельство о государственной регистрации впервые внедряемых в производство и ранее не использовавшихся химических, биологических веществ и изготавливаемых на их основе препаратов, потенциально опасных для человека (кроме лекарственных средств) заявителю отказано.
Посчитав отказ в предоставлении государственной услуги оформленный уведомлением от 09.04.2018 N 01/4464-2018-31 незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, руководствуясь положениями Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Правилами разработки и утверждения административных регламентов и предоставления государственных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 N 373, Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным приказом от 23.07.2012 N 781, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что выводы административного органа о том, что результаты лабораторных исследований выполненные ИЛЦ ГУП «Московский городской центр дезинфекции» не соответствуют требованиям законодательства, необоснованные.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
Положения Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусматривают, что органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны предоставлять государственные услуги в соответствии с административными регламентами.
Правилами разработки и утверждения административных регламентов и предоставления государственных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 N 373, установлено, что административные регламенты разрабатываются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и с учетом решений правительственных координационных органов, устанавливающих критерии, сроки и последовательность выполнения административных процедур (действий) и (или) принятия решений, а также иных требований к порядку предоставления государственных услуг.
Согласно подп. «в» п. 12 указанных правил, административные регламенты должны предусматривать в том числе: состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме.
Порядок предоставления государственной услуги по государственной регистрации впервые внедряемых в производство и ранее не использовавшихся химических, биологических веществ и изготавливаемых на их основе препаратов, потенциально опасных для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств; отдельных видов продукции, в том числе пищевых продуктов, впервые ввозимых на таможенную территорию Таможенного Союза установлен Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным приказом от 23.07.2012 N 781.
Указанным регламентом предусмотрены подробный перечень документов и сведений, представляемых для оказания государственной услуги (п. 28 Административного регламента), состав административных процедур (раздел III Административного регламента), основания для отказа в приеме документов для оказания государственной услуги, основания для отказа в предоставлении государственной услуги.
Пункт 38 Административного регламента содержит закрытый перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги.
Пунктом 39 Административного регламента установлено, что решение об отказе в государственной регистрации должно содержать обоснование причин отказа.
Таким образом, должностные лица Роспотребнадзора в ходе оказания государственной услуги должны неукоснительно соблюдать предусмотренный порядок действий, их последовательность, результат и сроки, которые закреплены в данном регламенте относительно каждой административной процедуры.
Разделом III Административного регламента N 781 установлен состав административных процедур (действий должностных лиц), в ходе оказания государственной услуги, порядок, сроки и результаты их выполнения. В том числе п. п. 100 - 108 указанного раздела Административного регламента N 781 определен состав и результат административной процедуры по внесению изменений в свидетельство о государственной регистрации продукции и выдаче нового свидетельства о государственной регистрации продукции взамен утраченного.
Согласно п. п. 28, 100 Административного регламента N 781, основанием для предоставления государственной услуги является заявление, подготовленное по установленной регламентом форме. К заявлению должны быть приложены документы, перечень которых определен в п. 29 Административного регламента N 781.
Согласно п. 103 Административного регламента N 781, в случае подачи заявления в связи с необходимостью внесения изменений в ранее выданное свидетельство, заявление подается по форме заявления о государственной регистрации с пометкой «внесение изменений в свидетельство» с приложением к нему оригинала ранее выданного свидетельства о государственной регистрации продукции.
Из материалов дела следует, что заявление о проведении государственной регистрации продукции, веществ, препаратов (внесении изменений в свидетельство) подготовлено ООО «Доброхим» в соответствии с требованиями к форме данного документа и к заявлению приложен полный перечень документов предусмотренных п. 29 Административного регламента N 781.
Следует отметить, что государственная регистрация инсекто-акарицидно-репеллентного средства «ПинОк насекомым» произведена 06.05.2016 (копия свидетельства о государственной регистрации - Приложение 4 представлена в материалы дела).
Свидетельство о государственной регистрации N RU.77.99.88.002.E.002000.05.16 от 06.05.2016 выдано на основании отчетов протоколов испытаний выполненных ИЛЦ ГУП «Московский городской центр дезинфекции».
Для внесения изменений в ранее полученное свидетельство, ООО «Доброхим» представлены отчеты и протоколы испытаний той же испытательной лаборатории, доработанные с учетом изменений области применения.
Данный порядок действий является сложившейся практикой, экономически, процедурно и технически обоснованной.
Обращение в другую экспертную организацию повлекло бы необходимость в проведении всего перечня исследований и испытаний сначала, что означало бы дополнительные временные и финансовые затраты.
Основания для отказа в предоставлении государственной услуги по государственной регистрации впервые внедряемых в производство и ранее не использовавшихся химических, биологических веществ и изготовляемых на их основе препаратов, потенциально опасных для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, в том числе пищевых продуктов, впервые ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза предусмотрены п. 38 Административного регламента N 781.
Согласно п. 108 Административного регламента N 781, результатом административной процедуры по внесению изменений в свидетельство о государственной регистрации продукции, является внесение изменений в свидетельство о государственной регистрации продукции или выдача нового свидетельства о государственной регистрации продукции взамен утраченного. Отказ во внесении изменений в свидетельство о государственной регистрации продукции в соответствии с Административным регламентом N 781, а также в соответствии со сведениями содержащимися в реестре государственных услуг в отношении государственной услуги N 10000015113 с кодификатором цели N 10000015208, не предусмотрен.
Выводы административного органа о том, что представленные ООО «Доброхим» лабораторные исследования, выполнены испытательной лабораторией ИЛЦ ГУП "Московский городской центр дезинфекции", которая не относится к организациям Роспотребнадзора и не участвует в предоставлении государственных услуг, вследствие чего ее результаты не отвечают требованиям законодательства, необоснованные и не соответствуют требованиям п. п. 39, 72 - 76, 100 - 108 Административного регламента N 781, п. 5 решения Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 «О применении санитарных мер в Таможенном союзе», п. 3 ст. 43 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В соответствии с п. 73 Административного регламента в ходе проведения экспертизы результатов проведенных токсикологических, гигиенических, ветеринарных и иных видов исследований (испытаний), ответственное должностное лицо проводит проверку области аккредитации испытательной лаборатории (центра) и соответствия информации, изложенной в протоколах, требованиям Единых санитарных правил, или технических регламентов Таможенного союза, или государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, а также полноту проведенных исследований и испытаний, их соответствие утвержденным методикам.
Однако, письмо от 09.04.2018 N 01/4464-2018-31 и решение от 29.05.2018 N 79-Р Роспотребнадзора, не содержат указаний о том, что результаты каких-либо из перечисленных в п. 57 Административного регламента N 781 экспертиз и испытаний, содержащихся в отчетах, выполненных ИЛЦ ГУП «Московский городской центр дизенфекции» по каким-либо показателям (химическим, радиологическим и прочее) не соответствуют требованиям законодательства и отсутствуют указания о том, какие именно нормы и допустимые показатели при этом нарушены.
Таким образом, выводы Роспотребнадзора о том, что результаты лабораторных исследований выполненные ИЛЦ ГУП «Московский городской центр дезинфекции» необоснованные.
Довод Роспотребнадзора о том, что испытательная лаборатория ГУП «Московский городской центр дезинфекции», не относится к организациям Роспотребнадзора и не участвует в предоставлении государственных услуг, опровергаются Свидетельством о государственной регистрации NRU.77.99.88.002.E.002000.05.16 от 06.05.2016 на инсекто-акарицидно-репелентное средство «ПинОк насекомым», согласно которому регистрация указанной продукции произведена на основании отчетов данной лаборатории, отклоняется.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ГУП «Московский городской центр динфекции» (ОГРН <***>), выписке из реестра «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г. Москве» (ОГРН <***>), учредителем ГУП «Московский городской центр дезинфекции» является подведомственное Роспотребнадзору учреждение - ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по г. Москве» (правопреемник учредителя - ГУ Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г. Москве).
Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности указанных учреждений является «деятельность организаций санитарно-эпидемиологической службы». Кроме того, согласно выписке из Устава ГУП «Московский городской центр дезинфекции», учреждение наделено правом осуществлять проведение лабораторных исследований и аналитико-экспертных и консультативных работ по заявкам муниципальных, территориальных органов управления граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области дезинфекции, дезинсекции, дератизации.
ГУП «Московский городской центр дезинфекции» имеет соответствующую аккредитацию в Федеральной службе по аккредитации Российской Федерации N POCC.RII.0001.510439.
В соответствии с п. 41 Административного регламента N 781, экспертизы (санитарно-эпидемиологические экспертизы, а также исследования, испытания, токсикологические, гигиенические и иные виды оценок) подконтрольных товаров для целей оформления документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), в части ее соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, проводятся организациями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (перечень размещается на официальном сайте Роспотребнадзора), если иное не предусмотрено техническими регламентами Таможенного союза.
Согласно п. 6 приложения N 1 к решению Таможенного союза N 299, лабораторные исследования подконтрольной продукции (товаров) для целей оформления документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), в части ее соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, проводятся лабораториями уполномоченных органов, аккредитованными (арестованными) в национальных системах аккредитации (аттестации) государств-членов и внесенными в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) таможенного союза, в целях установления безопасности подконтрольной продукции (товаров) в соответствии с Едиными санитарными требованиями.
Согласно ст. 46 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляют органы и учреждения, представляющие собой единую федеральную централизованную систему (часть 1 статьи).
Система федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора включает в себя: федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях Российской Федерации по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации; территориальные органы указанных федеральных органов исполнительной власти, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях, на транспорте, а также в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях Российской Федерации по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации; структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти по вопросам обороны, внутренних дел, безопасности, юстиции, контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор соответственно в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности и иного специального назначения (далее - объекты обороны и иного специального назначения); федеральные государственные учреждения, федеральные государственные унитарные предприятия, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и осуществляющие свою деятельность в целях обеспечения указанного надзора.
В соответствии с п. 6.1. абзацами 2 и 3 п. 8 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, Роспотребнадзор в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности.
В соответствии с п. 3 ст. 43 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», оценка опасности веществ и отдельных видов продукции для человека и среды обитания, установление гигиенических и иных нормативов содержания веществ и отдельных компонентов продукции в среде обитания, разработка защитных мер осуществляются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Министерства здравоохранения и социального развития от 19.07.2007 N 224 установлен порядок организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок.
Согласно указанному приказу (п. 2 Приложения 1) санитарно-эпидемиологическое исследование - это деятельность федеральных государственных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии, а также других организаций, аккредитованных в установленном порядке, по определению свойств исследуемого объекта, его качественных и количественных характеристик, а также по установлению причинно-следственных связей между факторами среды обитания и здоровьем населения с использованием утвержденных методов, методик выполнения измерений и типов средств измерений.
Письмом Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 02.10.2017 N 01/13262-17-31 о предоставлении перечня организаций уполномоченных (аккредитованных) в установленном порядке на проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, разъяснено, что указанные экспертизы, расследования, обследования, исследования, оценки, проводятся лабораториями аккредитованными Федеральной службой аккредитации, имеющими соответствующие аттестаты аккредитации, размещенными на сайте «fsa.gov.ru».
Согласно данным Единого реестра свидетельств о государственной регистрации начиная с 2010, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на основании отчетов экспертной организации (лаборатории) ИЛЦ ГУП МГЦД выдано 868 свидетельств о государственной регистрации, в том числе три (действующих) свидетельства было выдано на препараты, зарегистрированные ООО «Доброхим».
С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, являются обоснованными, в связи с чем в порядке ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерно возложена на административный орган обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы отклоняются, поскольку не могут являться основанием для отмены судебного акта.
Нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права судом апелляционной инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.10.2018 по делу № А40-163152/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья Т.Т. Маркова
Судьи О.С. Сумина
И.В. Бекетова