ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 09АП-88152/2021
г. Москва Дело № А40-163945/21
21 апреля 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 апреля 2022 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А. Чеботаревой
судей:
В.А. Свиридова, И.В. Бекетовой,
при ведении протокола
секретарем судебного заседания А.Е. Ярахтиным,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале № 15 апелляционную жалобу ООО «Специализированный застройщик «Северо-Восток Столицы»
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.12.2021 по делу №А40-163945/21 (145-1287)
по заявлению ООО «Специализированный застройщик «Северо-Восток Столицы» (ОГРН 1187746919689)
к Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы
об оспаривании постановления,
при участии:
от заявителя: Данилова О.В. по доверенности от 30.07.2021,
от ответчика: Садовская Ю.С. по доверенности от 29.12.2021,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Специализированный застройщик «Северо-Восток Столицы» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным постановления Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее – ответчик, Госинспекция по недвижимости, инспекция) от 07.07.2021 №3512-ЗУ/9090367-21 о привлечении к административной ответственности по ч.1.1 ст.6.7 Закона г. Москвы от 21.11.2007 №45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» (далее - КоАП г. Москвы).
Решением от 08.12.2021 Арбитражный суд города Москвы отказал в удовлетворении требований Общества.
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Заявитель считает, что материалами дела не подтверждается совершение Обществом действий, составляющих состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1.1 статьи 6.7 КоАП г. Москвы. Кроме того, вменяемое нарушение - отсутствие разрешения на строительство- образует состав иного административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1 ст.9.5 КоАП РФ, что не относится к компетенции Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы жалобы, просил решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель административного органа поддержал решение суда, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, главным инспектором Управления контроля за объектами недвижимости по Северному административному округу Госинспекции по недвижимости 24.05.2021 проведено плановое (рейдовое) обследование земельного участка по адресу: 141400, г. Москва, Ленинградское ш., кад. №77:09:0006011:2554.
В результате проведенного планового (рейдового) обследования (рапорт от 24.05.2021 №9090367) было установлено, что по данным ИС РЕОН по адресу: ш. Ленинградское, расположен земельный участок с кадастровым номером 77:09:0006011:2554 площадью 41 778 кв. м, оформлен в частную собственность ООО «Специализированный застройщик «Северо-Восток Столицы», о чем в ЕГРП сделана запись №77:09:0006011:2554-77/072/2021-1 от 08.02.2021.
В границах вышеуказанного земельного участка без оформленной в установленном порядке разрешительной документации ведется строительства жилого комплекса (вырыт котлован, расположена строительная техника, залит фундамент).
По данным публичной кадастровой карты Росреестра разрешенное использование: Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка). Размещение многоквартирных домов этажностью девять этажей и выше; благоустройство и озеленение придомовых территорий: обустройство спортивных и детских площадок, хозяйственных площадок и площадок для отдыха; размещение подземных гаражей и автостоянок, размещение объектов обслуживания жилой застройки во встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях многоквартирного дома в отдельных помещениях дома, если площадь таких помещений в многоквартирном доме не составляет более 15% от общей площади дома; 2.7 - Обслуживание жилой застройки.
Размещение объектов капитального строительства, размещение которых предусмотрено видами разрешенного использования с кодами 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.4.1, 3.5.1, 3.6, 3.7, 3.10.1, 4.1, 4.3, 4.4, 4.6, 5.1.2, 5.1.3, если их размещение необходимо для обслуживания жилой застройки, а также связано с проживанием граждан, не причиняет вреда окружающей среде и санитарному благополучию, не нарушает права жителей, не требует установления санитарной зоны.
Сведения о предоставлении земельного участка для строительства (реконструкции) капитального объекта, а также об оформлении разрешительной документации на строительство (реконструкцию) капитального объекта отсутствуют.
24.06.2021 по факту выявленного правонарушения административным органом в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от №9090367 по ч.1.1 ст.6.7 КоАП г. Москвы.
Постановлением Госинспекции по недвижимости от 07.07.2021 №3512-ЗУ/9090367-21 Общество привлечено к административной ответственности по ч.1.1 ст.6.7 КоАП г. Москвы и ему назначено административное наказание в размере 10 796 452 руб.
Не согласившись с постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из доказанности в действиях Общества события и состава административного правонарушения по ч.1.1 ст.6.7 КоАП Москвы. Судом указано, что не имеет правового значения то обстоятельство, что ООО «Специализированный застройщик «Северо-Восток Столицы» получено ГПЗУ на земельный участок, разработана проектная документация, утвержденная экспертизой, получено свидетельство об утверждении АГР, поскольку Общество обязано было оформить разрешительные документы до начала строительства и не приступать к нему в отсутствие указанных документов.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч.6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значения для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Исходя из фактических обстоятельств дела, Госинспекцией по недвижимости 24.05.2021 проведено плановое (рейдовое) обследование земельного участка по адресу: 141400, г. Москва, Ленинградское ш., кадастровый номер №77:09:0006011:2554, площадью 41 778 кв. м. Земельный участок находится в собственности Общества, что подтверждается записью ЕГРН за № 77:09:0006011:2555-77/072/2021 -1 от 08.02.2021. В ходе обследования установлено, что в границах земельного участка ведется строительство жилого комплекса (вырыт котлован, расположена строительная техника, залит фундамент) без оформленной в установленном порядке разрешительной документации. Сведения о предоставлении земельного участка для строительства (реконструкции) капитального объекта, а также об оформлении разрешительной документации на строительство (реконструкцию) капитального объекта отсутствуют.
В связи с чем, административный орган пришел к выводу и отразил в оспариваемом постановлении, что осуществленная реконструкция здания при отсутствии градостроительного плана земельного участка, результатов инженерных изысканий, проектной документации, положительного заключения экспертизы, разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию, а также осуществляется эксплуатация пристройки к зданию в отсутствие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, что свидетельствует о наличии нарушения требований и ограничений по использованию земельного участка, установленных градостроительным законодательством, а именно: части 6 статьи 7, части 1 статьи 28 Закона города Москвы от 19.12.2007 №48 «О землепользовании в городе Москве», статей 47, 48, 49, 51, 55, 55.24, 557.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 45-50 Градостроительного кодекса города Москвы.
Однако материалами дела не подтверждается, в постановлении не отражено совершение Обществом действий, составляющих состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1.1 статьи 6.7 КоАП г. Москвы.
Так, частью 1.1 статьи 6.7 КоАП г. Москвы предусмотрена административная ответственность за нарушение требований и ограничений по использованию земельного участка, связанных со строительством, с реконструкцией на нем здания, строения, сооружения, установленных законами города Москвы, иными нормативными правовыми актами города Москвы, правоустанавливающими документами на землю, проектной и иной документацией, определяющей условия использования земельного участка.
Между тем, сведений о таких нарушениях Обществом требований и ограничений по использованию земельного участка, связанных со строительством, с реконструкцией на нем здания, строения, сооружения материалы дела не содержат.
В проекте планировки территории, утвержденном Постановлением Правительства Москвы № 2390-ПП от 25.12.2020 «Об утверждении проекта планировки части территории Молжаниновского района города Москвы», Генеральном плане города Москвы, на указанном земельном предусмотрено размещение объектов многоэтажной жилой застройки (высотная застройка). Размещение многоквартирных домов этажностью девять этажей и выше; благоустройство и озеленение придомовых территорий; обустройство спортивных и детских площадок, хозяйственных площадок и площадок для отдыха; размещение подземных гаражей и автостоянок, размещение объектов обслуживания жилой застройки во встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях многоквартирного дома в отдельных помещениях дома, если площадь таких помещений в многоквартирном доме не составляет более 15% от общей площади дома; обслуживание жилой застройки.
Положениями статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Возможные виды разрешенного использования земельных участков перечислены в Классификаторе видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
Вместе с этим, указанный классификатор, в графе описание видов разрешенного использования земельных участков, не содержит специальную оговорку об осуществлении строительной деятельности.
В силу пункта 1 статьи 28 Закона города Москвы от 19.12.2007 года № 48 «О землепользовании в городе Москве» (далее - Закон о землепользовании в городе Москве) собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их разрешенным использованием, соблюдением экологических, санитарных, градостроительных и иных норм и правил, предусмотренных законодательством.
В связи с чем, требования и ограничения, связанные с целевым назначением и видом разрешенного использования, носят общий (универсальный) характер.
По данным публичной кадастровой карты Росреестра разрешенное использование:
- многоэтажная жилая застройка (высотная застройка). Размещение многоквартирных домов этажностью девять этажей и выше; благоустройство и озеленение придомовых территорий; обустройство спортивных и детских площадок, хозяйственных площадок и площадок для отдыха; размещение подземных гаражей и автостоянок, размещение объектов обслуживания жилой застройки во встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях многоквартирного дома в отдельных помещениях дома, если площадь таких помещений в многоквартирном доме не составляет более 15% от общей площади дома (2.6);
- обслуживание жилой застройки (2.7).
Размещение объектов капитального строительства, размещение которых предусмотрено видами разрешенного использования с кодами 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.4.1, 3.5.1, 3.6, 3.7, 3.10.1, 4.1, 4.3, 4.4, 4.6, 5.1.2, 5.1.3, если их размещение необходимо для обслуживания жилой застройки, а также связано с проживанием граждан, не причиняет вреда окружающей среде и санитарному благополучию, не нарушает права жителей, не требует установления санитарной зоны.
Таким образом, использование земельного участка осуществляется Обществом с соблюдением видов разрешенного использования земельного участка.
В соответствии с п. 13 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ под строительством понимается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Согласно п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В силу ч. 16 ст. 1 ГрК РФ застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. Застройщик вправе передать свои функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности, техническому заказчику.
ООО «Специализированный застройщик «Северо-Восток Столицы», как собственник владеет, пользуется, распоряжается Земельным участком.
Оспариваемым постановлением Обществу вменяется нарушение норм Градостроительного кодекса Российской Федерации (ст.47, 48, 49, 57.3). Однако указанные нормы федерального законодательства не образуют объективную сторону административного правонарушения по ч.1.1 ст.6.7 КоАП Москвы (нарушение требований и ограничений по использованию земельного участка, связанных со строительством, с реконструкцией на нем здания, строения, сооружения, установленных законами города Москвы, иными нормативными правовыми актами города Москвы, правоустанавливающими документами на землю, проектной и иной документацией, определяющей условия использования земельного участка).
В оспариваемом постановлении не указано, какие требования и ограничения, установленные законами города Москвы, иными нормативными правовыми актами города Москвы, правоустанавливающими документами на землю, проектной и иной документацией, определяющей условия использования земельного участка, нарушены Обществом.
Нарушение указанных норм ГрК РФ также в действиях Общества отсутствует.
В соответствии с ч. 1 ст. 47 ГрК РФ инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
Согласно ч. 4.1. ст. 47 ГрК РФ результаты инженерных изысканий представляют собой документ о выполненных инженерных изысканиях, содержащий материалы в текстовой и графической формах и отражающий сведения о задачах инженерных изысканий, о местоположении территории, на которой планируется осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, о видах, об объеме, о способах и о сроках проведения работ по выполнению инженерных изысканий в соответствии с программой инженерных изысканий, о качестве выполненных инженерных изысканий, о результатах комплексного изучения природных и техногенных условий указанной территории, в том числе о результатах изучения, оценки и прогноза возможных изменений природных и техногенных условий указанной территории применительно к объекту капитального строительства при осуществлении строительства, реконструкции такого объекта и после их завершения и о результатах оценки влияния строительства, реконструкции такого объекта на другие объекты капитального строительства.
В соответствии с ч. 1, 2, 11 ст. 48 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации, рабочей документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка.
Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика, результатов инженерных изысканий, информации, указанной в градостроительном плане земельного участка
Согласно ч. 1 ст. 57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
В соответствии с ч. 1, 9 ст. 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик, технический заказчик или лицо, обеспечившее выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 настоящего Кодекса, по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
Результатом экспертизы результатов инженерных изысканий является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов. Результатом экспертизы проектной документации является заключение:
1) о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации результатам инженерных изысканий, заданию на проектирование, требованиям, предусмотренным пунктом 1 части 5 настоящей статьи (за исключением случаев проведения экспертизы проектной документации в соответствии с пунктом 1 части 3.3 настоящей статьи);
2) о достоверности (положительное заключение) или недостоверности (отрицательное заключение) определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства в случаях, установленных частью 2 статьи 8.3 настоящего Кодекса.
Вопреки утверждению Госинспекции по недвижимости по заявлению Общества от 09.02.2021 в соответствии со ст. 57.3. ГрК РФ 01.03.2021 Обществом получен Градостроительный план земельного участка № РФ-77-4-53-3-43-2021-0904 (далее - ГПЗУ) (т.1 л.д.86). В соответствии с ГПЗУ объекты капитального строительства на Земельном участке отсутствуют. Получено положительное заключение негосударсвтенной экспертизы от 24.06.2021 (т.1 л.д.45).
Проект планировки территории утвержден постановлением Правительства Москвы № 2390-ПП от 25.12.2020 «Об утверждении проекта планировки части территории Молжаниновского района города Москвы».
Виды разрешенного использования Земельного участка соответствуют видам разрешенного использования, указанным в ЕГРН (п. 2.2 ГПЗУ).
В соответствии с п.п. 3.1 и 3.2 ГПЗУ в границах Земельного участка объекты капитального строительства и объекты культурного наследия, а также объекты, включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, не имеются.
Таким образом, Общество реконструкцию какого-либо здания на Земельном участке не производило, эксплуатацию какой-либо пристройки к зданию на Земельном участке в отсутствии разрешения на ввод не осуществляет в связи с отсутствием на Земельном участке каких-либо объектов капитального строительства. Соответственно, оснований для получения разрешительной документации, в т.ч. на ввод реконструированных или завершенных строительством объектов не имеется.
Таким образом, фактическое использование Земельного участка соответствует виду разрешенного использования, запрет на строительство отсутствует, а выводы Заинтересованного лица о наличии на участке реконструированного объекта, здания с пристройкой, и его использовании Заявителем, не соответствуют действительности.
В силу ч. 1, ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
На основании изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о том, что в действиях ООО «Специализированный застройщик «Северо-Восток Столицы» Госинспекцией по недвижимости не доказан состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 6.7 КоАП г. Москвы.
Таким образом, апелляционный суд пришел к выводу о незаконности и Постановления Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы о назначении административного наказания от 07.07.2021 №3512-ЗУ/9090367-21.
Согласно ч.2 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Апелляционный суд также считает, что формулировка вменяемого Обществу противоправного деяния – строительство в отсутствие разрешения на строительство - образует состав иного административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.9.5 КоАП РФ и Госинспекция по недвижимости г. Москвы в силу ст.23.56 КоАП РФ не имеет полномочий для производства по делу об административном правонарушении по данной статье.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269 -271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда города Москвы от 08.12.2021 по делу №А40-163945/21 отменить.
Признать незаконным и отменить Постановление Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы о назначении административного наказания от 07.07.2021 №3512-ЗУ/9090367-21.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: И.А. Чеботарева
Судьи: И.В. Бекетова
В.А. Свиридов
Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.