ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва
Дело № А40-164078/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.04.2022
Полный текст постановления изготовлен 05.05.2022
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от Департамента торговли и услуг города Москвы: ФИО1 по доверенности от 11.10.2021 № и/01-465/21, удостоверению;
от Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка: ФИО2 по доверенности от 24.12.2021 № 164, удостоверению;
от общества с ограниченной ответственностью «Пегас»: ФИО3 по доверенности от 19.07.2021, удостоверению;
рассмотрев 27 апреля 2022 года в судебном заседании кассационные жалобы
Департамента торговли и услуг города Москвы, Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка
на решение от 27 октября 2021 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 21 января 2022 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу № А40-164078/21
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Пегас»
к Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, Департаменту торговли и услуг города Москвы
о признании незаконными и отмене решений.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Пегас» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными и отмене решения Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (далее – Росалкогольрегулирование) от 15.07.2021 №Р-166/07-04 об аннулировании лицензии, решения Департамента торговли и услуг города Москвы (далее – Департамент) от 29.07.2021 № 23- 01-19-313/РПР о приостановлении действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции №77РПА0009780 от 11.06.2014.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27 октября 2021 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 января 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Департамент торговли и услуг города Москвы и Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка обратились с кассационными жалобами, в которых просят решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявители жалоб считают судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
От общества с ограниченной ответственностью «Пегас» поступил отзыв на кассационные жалобы (приобщен к материалам дела).
От Департамента торговли и услуг города Москвы поступили возражения на отзыв, которые содержат правовую позицию по доводам кассационной жалобы, в связи с чем, принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в абзацах третьем и четвертом п. 29 Постановления Пленума ВС РФ от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции», суд кассационной инстанции определил: приобщить письменные возражения на отзыв к материалам дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, заслушав позиции лиц, участвующих в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 15.06.2021 Росалкогольрегулированием было принято решение об аннулировании лицензии №77РПА0009780 от 11.06.2014 во внесудебном порядке от 15.07.2021 №Р-166/07-04 в отношении общества.
На основании указанного решения Департаментом на основании абз. 17 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» было вынесено решение от 29.07.2021 №23-01-19-313/РПР о приостановлении действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции №77РПА0009780 от 11.06.2014.
В обоснование принятого решения Росалкогольрегулирование ссылалось на п.4 Положения об аннулировании лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции во внесудебном порядке, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2012 №824 (далее - Положение), постановление Департамента торговли и услуг города Москвы №244/УГК/20 от 24.03.2020 о привлечении к административной ответственности по ч.2. ст.14.6 КоАП РФ (занижение регулируемых государством цен).
Департаментом была выявлена информация, содержащая сведения в ЕГАИС об осуществлении заявителем розничной продажи алкогольной продукции (игристого вина) с нарушением минимальных цен, установленных Приказом Министерства Финансов РФ от 11.05.2016 №58н «Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов», а именно: розничная продажа по 02.06.2019 в 18 час. 01 мин водки «Московский завод Кристалл Премиум» емк. 0,5 л., креп. 40% по цене 165,00 руб. (при минимальной цене - не ниже 215 руб. за 0,5 л.).
Общество, не согласившись с указанными решениями Росалкогольрегулирования и Департамента, обратилось с настоящим заявлением в суд.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Суды, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, пришли к обоснованному выводу о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных ООО «Пегас» требований.
В силу пунктов 1, 2 и 10 ст.18 Закона от 22.11.1995 №171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции подлежит лицензированию, при этом лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке с учетом положений настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Закона №171-ФЗ основанием для аннулирования лицензии по решению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти является, в том числе, розничная продажа алкогольной продукции по цене ниже цены, установленной в соответствии с пунктом 5 статьи 11 Закона №171-ФЗ. Также указанной нормой установлено, что аннулирование лицензии по решению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2012 №824 утверждено Положение об аннулировании лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции во внесудебном порядке (далее - Положение), а также установлено, что Росалкогольрегулирование является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на принятие решения об аннулировании лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в том числе лицензий на розничную продажу алкогольной продукции) во внесудебном порядке.
Подпунктом «б» пункта 2 Положения определено, что одним из оснований для аннулирования лицензий во внесудебном порядке является осуществление лицензиатом розничной продажи алкогольной продукции по цене ниже цены, установленной в соответствии с пунктом 5 статьи 11 Закона №171-ФЗ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Закона №171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции осуществляется по ценам не ниже цен, установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 3 Положения нарушения лицензиатом требований к розничной продаже алкогольной продукции, установленных пунктом 2 Положения, должны быть подтверждены вступившими в законную силу постановлениями или судебными актами по делам об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенными в отношении лицензиата.
Пунктом 4 Положения установлено, что копии постановлений, судебных актов направляются (представляются) в Росалкогольрегулирование по истечении 30 рабочих дней после вступления в силу постановления, судебного акта (если выявленные нарушения не были устранены в этот срок).
Согласно п.20 Постановления Пленума ВАС РФ от 02 июня 2004 года №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об оспаривании решений административных органов о приостановлении или аннулировании лицензии на право осуществления определенного вида деятельности судам необходимо учитывать, что приостановление (аннулирование) лицензии не является административным наказанием в смысле КоАП РФ, а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц.
Применяя данную меру ответственности, государственный орган обязан установить степень вины правонарушителя, размер причиненного ущерба и иные существенные для конкретного дела обстоятельства.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 №47 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - постановление Пленума ВАС РФ №47) при рассмотрении дел об аннулировании лицензии или об оспаривании решений административных органов о приостановлении действия или аннулировании лицензии на осуществление одного из видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, судам необходимо учитывать, что приостановление действия (аннулирование) лицензии является мерой административного воздействия, не предусмотренной КоАП РФ.
Однако, принимая решение об аннулировании лицензии или оценивая законность решения административного органа о приостановлении действия или аннулировании лицензии, судам необходимо руководствоваться не только нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Закона, но и учитывать положения КоАП РФ, регламентирующие порядок привлечения лица к административной ответственности, в том числе обеспечивающие гарантии защиты прав такого лица.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума ВАС РФ №47 при рассмотрении споров, связанных с аннулированием лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, судам необходимо исходить из того, что установление факта соответствующего нарушения само по себе еще не является безусловным основанием аннулирования лицензии.
Таким образом, из содержания пунктов 9 и 10 Постановления Пленума ВАС РФ №47 следует, что сформулированная в них правовая позиция, вопреки доводам Росалкогольрегулирования, распространяется и на дела об оспаривании решений уполномоченных государственных органов об аннулировании лицензии на деятельность, связанную с производством и оборотом алкогольной продукции, во внесудебном порядке
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Общество признало свою вину, решение суда о привлечении его к административной ответственности не оспаривало. Общество понесло наказание. Иных нарушений лицензионных требований в деятельности общества не выявлено. Ранее общество к административной ответственности не привлекалось.
Суды правомерно пришли к выводу, что с учетом разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и применительно к установленным по делу фактическим обстоятельствам, на основании совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц, аннулирование лицензии явно несоразмерно допущенному обществом нарушению Закона №171-ФЗ.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационных жалоб о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 27 октября 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 января 2022 года по делу № А40-164078/21 оставить без изменения, кассационные жалобы Департамента торговли и услуг города Москвы, Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка - без удовлетворения.
Председательствующий-судья Ю.С. Петропавловская
Судьи Р.Р. Латыпова
Е.Е. Шевченко