ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ АП-71596/2018
г. Москва Дело № А40-166502/18
02 апреля 2019 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Т.В. Захаровой,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14 ноября 2018 года, принятое судьей Ереминой И.И., в порядке упрощенного производства по делу № А40-166502/18,
по исковому заявлению Акционерного общества "Русский уголь" (ОГРН <***>)
к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (ОГРН <***>)
о взыскании по договору №341-ЖД от 20.04.2009 неосновательного обогащения в размере 177 749 руб. 30 коп.,
без вызова сторон,
У С Т А Н О В И Л:
Акционерное общество "Русский уголь" (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее – ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в размере 177 749 руб. 30 коп.
Определением арбитражного суда первой инстанции от 23.07.2018 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о чем стороны извещены надлежащим образом.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 14.11.2018 иск удовлетворен.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение от 14.11.2018 отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик указал, что суд вынес решение без учета и выяснения всех обстоятельств, имеющих значение для дела, не принял во внимание недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
От истца поступил отзыв, в котором он против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, указав на отсутствие правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно проверив в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого по делу решения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения решения суда от 14.11.2018 не имеется на основании следующего.
Как следует из материалов дела, 20.04.2009 между истцом и ответчиком был заключен Договор на организацию расчетов № 341-ЖД (далее - Договор), регулирующий взаимоотношения сторон, связанные с организацией расчетов и оплатой провозных платежей, сборов, а также иных причитающихся ответчику платежей при перевозках грузов железнодорожным транспортом, оплату по которым осуществляет истец.
В соответствии с п.5 «Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов, порожних грузовых вагонов группами вагонов по одной накладной» (утв. Приказом Министерства транспорта РФ от 26 февраля 2015г. № 32) при формировании отправительского маршрута, состоящего из ядра (основной части отправительского маршрута) и прицепной части маршрута, отдельными накладными оформляются как ядро маршрута, так и каждая группа вагонов, находящаяся в составе прицепной части маршрута.
Истцом на апрель 2018 года была согласована с ответчиком заявка на перевозку груза отправительским маршрутом.
Отправительский маршрут № 887901 был сформирован истцом и сдан ответчику на основании Квитанций о приеме груза на перевозку грузов (кроме наливных) маршрутными отправками №№ ЭУ589490 (ядро) и ЭУ590306 (прицепная часть), что в силу ч.2 ст. 785 ГК РФ, ст. 25 УЖТ РФ является доказательством заключения договора перевозки груза.
При приеме груза к перевозке ответчиком были подписаны Квитанции о приеме груза, присвоен номер отправительского маршрута - № 887901, а также сделаны отметки о том, что: по квитанции о приеме груза № ЭУ589490 принято 56 груженых вагонов, что составляет ядро отправительского маршрута.
Железнодорожный тариф начислен и взыскан с истца в размере 2 897 587 руб. без учета НДС; по квитанции о приеме груза № ЭУ590306 принято 12 груженых вагонов, что составляет прицепную часть отправительского маршрута.
Железнодорожный тариф начислен и взыскан с истца в размере 620 927 руб. без учета НДС.
Расчет платы за перевозку грузов осуществляется по правилам применения тарифов, изложенным в Разделе 2 Постановление ФЭК России от 17.06.2003 N 47-т/5 «Об утверждении Прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2)» (далее - Прейскурант 10-01).
В соответствии с п.2.5.1. Прейскуранта 10-01 при перевозке грузов в универсальных, специализированных вагонах и цистернах в зависимости от количества вагонов в отправке (повагонная, групповая) и применяемой грузоотправителем технологии перевозки грузов (отправительский маршрут) к тарифам за пользование инфраструктурой и локомотивами РЖД) применяются поправочные коэффициенты.
Согласно п. 2.5.2. Прейскуранта 10-01 поправочные коэффициенты для маршрутных отправок, применяются в случаях, когда в перевозочных документах имеется штемпель "Отправительский маршрут N прямой" или "Отправительский маршрут N с распылением на станции" независимо от числа перевозочных документов, которыми оформлена перевозка указанных маршрутов.
Указанных в Квитанциях о приемке груза к перевозке №№ ЭУ589490, ЭУ590306, грузоотправителем в соответствии с Приказом МПС России от 29.03.1999 № 10Ц «Об утверждении Правил перевозок грузов отправительскими маршрутами на железнодорожном транспорте» был передан сформированный отправительский маршрут, что является основанием для применения поправочного коэффициента для прямых отправительских маршрутов.
Как указывает истец, стоимость провозной платы по отправительскому маршруту №887901, с учетом НДС 18%, составляет 4 151 846 руб. 52 коп. (в том числе НДС 18 % - 633 332,52 руб.), а именно: по квитанции о приеме груза № ЭУ589490 - 3 419 152,66 руб. (в том числе НДС 18 % - 521 565,66 руб.); по квитанции о приеме груза № ЭУ590306 - 732 693,86 руб. (в том числе НДС 18 % -111 766,86 руб.).
В апреле 2018 года в адрес истца поступил Акт оказанных услуг №1003398177/2018044 от 20.04.2018 с перечнем первичных документов, а также корректировочный Акт на изменение стоимости оказанных услуг №в/1003398177/201804/201804 от 30.04.2018 с перечнем изменений в сторону увеличения, в соответствии с которыми провозная плата за перевозку груза была начислена и взыскана ответчиком в большем размере, чем указано в квитанциях о приеме груза: по квитанции о приеме груза № ЭУ589490 провозная плата начислена в размере 3 558 330,12 руб. (в том числе НДС 18% - 542 796,12 руб.); по квитанции о приеме груза № ЭУ590306 провозная плата начислена в размере 771 265,70 руб. (в том числе НДС 18% - 117 650,70 руб.).
Таким образом, с лицевого счета истца было излишне списано 177 749 руб. 30 коп. (с учетом НДС 18%) за транспортные услуги по перевозке грузов (провозная плата).
В целях досудебного порядка урегулирования спора истцом в адрес ответчика была направлена Претензия исх. № 1072 от 29.05.2018, которая оставлена ответчиком без удовлетворения.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что ответчиком неосновательно списаны с ЕЛС истца денежные средства в размере 177 749 руб. 30 коп, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению по следующим основаниям.
При приеме груза к перевозке ответчиком были подписаны Квитанции о приеме груза, присвоен номер отправительского маршрута - № 887901, а также сделаны отметки о том, что:
- по квитанции о приеме груза № ЭУ589490 принято 56 груженых вагонов, что составляет ядро отправительского маршрута. Железнодорожный тариф начислен и взыскан с истца в размере 2 897 587 руб. без учета НДС;
- по квитанции о приеме груза № ЭУ590306 принято 12 груженых вагонов, что составляет прицепную часть отправительского маршрута. Железнодорожный тариф начислен и взыскан с истца в размере 620 927 руб. без учета НДС.
Наличие отметки в накладных «маршрут отправительский прямой», предусмотренной правилами перевозок отправительскими маршрутами, по спорным отправкам подтверждает соблюдение истцом условия о маршрутизации и принятие ответчиком груза к перевозке в виде прямых отправительских маршрутов.
На основании вышеизложенного, ответчиком были подписаны Квитанции о приеме груза №№ ЭУ589490, ЭУ590306, присвоен номер отправительского маршрута (№ 887901) и сделаны отметки о принятии маршрута с указанием ядра и прицепной части, что в соответствии с Приказом МПС России от 29.03.1999 № 10Ц «Об утверждении Правил перевозок грузов отправительскими маршрутами на железнодорожном транспорте» является достаточным основанием для применения поправочных коэффициентов.
Однако в дальнейшем ответчиком в одностороннем порядке в нарушение изначально согласованного размера провозной платы по сформированному истцом отправительскому маршруту №887901, без учета применения поправочного коэффициента для прямых отправительских маршрутов, произвело доначисление провозной платы в размере 177 749 руб. 30 коп.
Учитывая изначально согласованный истцом с ответчиком размер провозной платы по сформированному истцом отправительному маршруту № 887901, что подтверждается Квитанциями о приеме груза к перевозке №№ ЭУ589490, ЭУ590306, дальнейшее доначисление провозной платы произведено ответчиком неправомерно, поскольку истцом соблюдены условия применения поправочного коэффициента для прямых отправительских маршрутов.
Факт передачи ответчику вагонов с грузом, сформированных в отправительском маршруте № 887901 в определенном порядке, подтверждается также Вагонными листами формы № 386- ВЦ (для маршрутной отправки).
Пунктом 3 параграфа 71 (Вагонный лист на маршрут (форма ГУ-386)) Инструкции по ведению станционной коммерческой деятельности предусмотрено, что средней части вагонного листа указываются по порядку номера всех вагонов, включенных в маршрут.
Таким образом, вагонный лист поезда является первичным двусторонним документом, подтверждающим факт передачи вагонов в определенной последовательности.
После приема отправительского маршрута ответчик самостоятельно начинает формировать поезд и составляет натурный лист поезда. П. 3.1. Инструкции по составлению натурного листа поезда установлено, что сведения о каждом груженом и порожнем вагоне, перевозимом по полным перевозочным документам, переносятся в натурный лист поезда из вагонного листа.
Из вышеизложенного следует, что вагонный лист является доказательством передачи вагонов перевозчику в определенной последовательности.
Таким образом, факт отправки вагонов отправительским маршрутом подтверждается Квитанциями о приеме груза к перевозке и вагонными листами.
Исходя из вышеизложенного, апелляционный суд полагает, что разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам жалобы, а также безусловных, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине по апелляционной жалобе возлагаются на заявителя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 14 ноября 2018 года по делу № А40-166502/18 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Т.В. Захарова
Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.