ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-166886/20 от 16.02.2021 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 09АП-75274/2020

г. Москва Дело № А40-166886/20

16 февраля 2021 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи О.С. Суминой,

рассмотрев апелляционную жалобу ООО «Лекарственные средства Вала-Р» на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.11.2020 в порядке упрощенного производства по делу № А40-166886/20, по иску ООО «Лекарственные средства Вала-Р» к Смоленской таможне о признании незаконным и отмене постановления,

без вызова сторон,

УСТАНОВИЛ:

ООО "Лекарственные средства Вала-Р" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Смоленской таможни от 26.08.2020 №101013000-1319/2020.

Определением от 18.09.2020 г. заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решением суда от 27.11.2020 заявленные требования оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой в Девятый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон, извещенных надлежащим образом.

Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Апелляционный суд, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, приходит к следующим выводам.

При исследовании материалов дела установлено, что 16.01.2019 таможенный представитель ООО «М2В» на основании договора таможенного представителя с декларантом от 15.10.2014 № 054/2014/ТО, от имени декларанта ООО «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ВАЛА-Р» на Смоленском таможенном посту (ЦЭД) Смоленской таможни по процедуре выпуск для внутреннего потребления по ДТ № 101131 10/160119/0003773 задекларирована партия из 7 (семи) товаров.

Данная декларация 16.01.2019 г. была принята и зарегистрирована таможенным органом, декларации присвоен номер - 10113110/160119/0003773.

Действия по составлению и подаче ДТ от имени таможенного представителя ООО «М2В» осуществлял работник данной организации - специалист по таможенному оформлению Юрчева Елена Васильевна, действовавшая на основании доверенности № 007/18 от 07.12.2017.

Вышеуказанный товар ввезен на территорию ЕАЭС 13.01.2019 в ПТО «Брузги-2» Гродненской региональной таможни на транспортном средстве № A593BA67/TF-RL3000 по товаросопроводительным документам: транзитной декларация №11216417/130119/0103493, CMR №75 от 11.01.2019, инвойсу № 0091834884 от 17.12.2018, в адрес ООО «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ВАЛА-Р».

В графе 31 ДТ № 10113110/160119/0003773 товара №3 заявлено -«Нитрат серебра - сырье для изготовления гранул гомеопатических (не отходы, не реагенты, не радиоактивные вещества), образцы для экспертизы лекарственных средств, ЕАргентум нитрикум дил. D3 ARGENTUM NITRICUM DIL. D3 водный раствор, содержащий нитрат серебра, состав: вода - 99,9% и сульфат натрия - 0,1%. Для дальнейшей переработки при изготовлении гомеопатических препаратов, серия А198137. Срок годности до 01.06.2021, ампула 1 мл. Всего: 10 ампул по 1 мл., 1 упаковка. Производитель: WALA HEILMITTEL GMBH (Германия), товарный знак: WALA, артикул: 101848000, количество: 1 шт.», код ТН ВЭД ЕАЭС 2843210000.

В тоже время, драгоценные металлы в виде продукции и изделий, отнесенные к подсубпозиции 2843 21 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, поименованы в таблице 3 раздела 2.10 «Драгоценные металлы и сырьевые товары, содержащие драгоценные металлы» Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 года № 30 «О мерах нетарифного регулирования» (далее - Единый перечень).

Положение о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы (Приложение № 14 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30) определяет порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывоза с таможенной территории Союза драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, включенных в раздел 2.10 единого перечня товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, предусмотренного Протоколом о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение № 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года).

Согласно п. 8 раздела II Положения о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, помещение товаров, указанных в таблицах 1 и 3 раздела 2.10 Единого перечня, под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления осуществляется при представлении таможенному органу государства-члена акта государственного контроля.

Акт государственного контроля является документом, подтверждающим результаты осуществления государственного контроля драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы.

При таможенном декларировании товара № 3 по ДТ №101 13110/160119/0003773 сведения об акте государственного контроля отсутствовали.

Для целей однозначного отнесения продекларированного товара к подсубпозиции 2843 21 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, а также для получения сведений о наличии (отсутствии) у получателя товаров акта государственного контроля на товар «Нитрат серебра...», сведения о котором заявлены в ДТ №10113110/160119/0003773 (тов. № 3), отделом товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений (далее - ОТНПТиТО), в рамках проверочных мероприятий после выпуска товаров в соответствии со статьёй 310 ТК ЕАЭС, направлен запрос в адрес ООО «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ВАЛА-Р» (от 25.11.2019 № 16-17/35972) о предоставлении соответствующих сведений.

16.12.2019 в Смоленскую таможню от ООО «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ВАЛА-Р» (исх. от 11.12.2019 № 124) поступил ответ, согласно которому товар № 3 «Argentum nitricum Dil. D3 Аргентум нитрикум дил. D3», продекларированный в ДТ № 10113110/160119/0003773, представляет собой гомеопатический водный раствор нитрата серебра (состав: вода - 99,9%, нитрат серебра - 0,1%) и является сырьем для изготовления гомеопатических препаратов. Общее количество ввезенного товара (10 ампул по 1 мл.) содержит 0,00635 г. серебра.

Представленная Заявителем копия аналитического сертификата завода- изготовителя с переводом (приложение 5 письма ООО «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ВАЛА-Р» от 11.12.2019 № 124) подтверждают классификацию товара в подсубпозиции 2843 21 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.

Представленные декларантом ООО «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ВАЛА-Р» копия аналитического сертификата завода-изготовителя с переводом (приложение 5 письма ООО «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ВАЛА-Р» от 11.12.2019 № 124) подтверждают классификацию товара в подсубпозиции 2843 21 000 0 ТН ВЭДЕАЭС.

Акт государственного контроля Обществом не представлен в связи с тем, что, по его мнению, товар не относится к «Драгоценным металлам в виде продукции и изделий», указанным в таблице 3 раздела 2.10 Перечня товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза/вывоза, приведенного в Приложении №2 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30, и, соответственно, он не обращался в Государственную пробирную палату за получением акта государственного контроля.

31.01.2020 в Смоленскую таможню от ООО «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ С РЕДСТВА ВАЛА-Р» (исх. от 20.01.2020 № 7) поступило письмо с приложением запроса Общества в ФКУ «Пробирная палата России» (исх. № 122 от 10.12.2019) и ответа ФКУ «Пробирная палата России» (от 31.12.2019 № 40-05-2-05/2460), из которого следует, что «государственный контроль при ввозе и вывозе драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, осуществляется в отношении товаров, коды ТН ВЭД ЕАЭС которых указаны в таблицах 1 и 3 раздела 2.10 перечня товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС (приложение № 2 к Решению коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования)».

Согласно п. 1 ст. 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

В силу п.п. 10 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС «запреты и ограничения» - применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 26 марта 1998 года № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» определено понятие драгоценных металлов - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и других изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления.

В соответствии со ст. 2 Таможенного Кодекса Евразийского Экономического союза таможенное декларирование - это заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.

В соответствии с п.8 ст.111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

Согласно ст. 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено ТК ЕАЭС.

Документы, необходимые для совершения таможенных операций, представляются в виде электронных документов или документов на бумажном носителе (п. 6 ст. 80 ТК ЕАЭС).

Декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения (п. 3 ст. 84 ТК ЕАЭС).

К сведениям, подлежащим указанию в декларации на товары, среди прочего, являются сведения о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со ст. 7 ТК ЕАЭС (п.п. 4, 7 п. 1 ст. 106 ТК ЕАЭС).

Согласно пункта 2 ст. 135 ТК ЕАЭС условиями помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления является соблюдение запретов и ограничений.

Объектом административного правонарушения является установленный порядок таможенного оформления товаров.

Субъектом административного правонарушения является юридическое лицо, выступающее в качестве декларанта - ООО «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ВАЛА-Р».

Вина ООО «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ВАЛА-Р», состоит в отсутствии объективных обстоятельств, препятствующих выполнению лицом своих обязанностей, отсутствии факта реализации прав, обеспечивающих исполнение этих обязанностей, то есть лицо было обязано, имело и правовую, и реальную возможность эту обязанность выполнить, но не приняло всех зависящих от него мер к ее выполнению.

Таким образом, ООО «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ВАЛА-Р», имея реальную возможность для соблюдения правил и норм, и не приняв все зависящие от него меры по их соблюдению, совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ, объективную сторону которого, образует несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации при декларировании товаров в ДТ№ 10113110/160119/0003773.

ООО «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ВАЛА-Р», декларируя товар № 3 по ДТ № 10113110/160119/0003773, нарушило требования п.1 ст. 7 ТК ЕАЭС, что привело к не соблюдению установленных нормативными правовыми актами Евразийского экономического союза ограничений на ввоз на таможенную территорию ЕАЭС данного товара. Административная ответственность за данное правонарушение предусмотрена ст. 16.3 КоАП России.

Доводы заявителя о том, что раствор соли не является драгоценным металлом в виде продукции и изделии, а также не является сырьевым товаром, содержащем драгоценный металл, подлежат отклонению, поскольку основан на неправильном толковании положений Федерального закона от 26 марта 1998 года № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее - Закон № 41-ФЗ).

В статье 1 Закона № 41-ФЗ дано понятие драгоценных металлов - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и других изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления.

Согласно информации содержащейся в письме Общества от 11.12.2019, поступившего в адрес Смоленской таможни 16.12.2019, товар № 3 - «Argentum nitricum Dil. D3 Аргентум нитрикум дил. D3», задекларированный по ДТ № 10113110/160119/0003773, представляет собой гомеопатический водный раствор нитрата серебра (состав: вода - 99,9%, нитрат серебра - 0,1%) и является сырьем для изготовления гомеопатических препаратов. Общее количество ввезенного товара (10 ампул по 1 мл.) содержит 0,00635 г. серебра.

Таким образом, к указанному товару применяются положения Закона № 41-ФЗ.

Из представленной Заявителем в распоряжение таможенного органа копии аналитического сертификата завода-изготовителя с переводом следует, что товар № 3 классифицируется в подсубпозиции 2843 21 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.

Драгоценные металлы в виде продукции и изделий, отнесенные к подсубпозиции 2843 21 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, поименованы в таблице 3 раздела 2.10 «Драгоценные металлы и сырьевые товары, содержащие драгоценные металлы» Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 года № 30 «О мерах нетарифного регулирования» (далее - Единый перечень).

Как было указано выше, товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений (п. 1 ст. 7 ТК ЕАЭС).

Согласно пп. 10 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС «запреты и ограничения» - применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.

Положение о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы (Приложение № 14 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30) определяет порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывоза с таможенной территории Союза драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, включенных в раздел 2.10 единого перечня товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, предусмотренного Протоколом о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение № 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года).

В соответствии с п. 8 раздела 11 Положения о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, помещение товаров, указанных в таблицах 1 и 3 раздела 2.10 Единого перечня, под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления осуществляется при представлении таможенному органу государства-члена акта государственного контроля.

Акт государственного контроля является документом, подтверждающим результаты осуществления государственного контроля драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы.

Кроме этого Общество считает, что им был соблюден порядок государственного контроля при ввозе товара на таможенную территорию ЕАЭС, поскольку имелось заключение № RU/2018/20-2-2121971-ИМП-ЛС выданное Министерством здравоохранения РФ.

Вместе с тем, как верно отмечено судом первой инстанции, данное заключение является документом, дающим право на ввоз на территорию ЕАЭС конкретной партии товара, и не свидетельствует о соблюдении стороной иных обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации.

Кроме того, вопреки доводам общества, из содержания письма ФТС России от 08.07.2020 № 14-97/36582 «О рассмотрении обращения» следует, что «нитрат серебра (код ТН ВЭД ЕАЭС 2843 21 000 0).

В соответствии с п. 4 и 8 Положения к разделу 2.10 Перечня товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию ЕАЭС, утвержденного Решением помещение данного товара под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, отказа в пользу государства, реимпорта, временного ввоза, временного вывоза, переработки для внутреннего потребления, переработки на таможенной территории, переработки вне таможенной территории и реэкспорта осуществляется на специализированных таможенных постах при представлении таможенному органу государства-члена ЕАЭС акта государственного контроля.

Согласно п. 19 Положения о ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывоз из Российской Федерации в эти государства драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 20.09.2010 № 1137, государственный контроль драгоценных металлов, включенных в таблицы 1 и 3 раздела 2.10 Перечня, осуществляет Федеральная пробирная палата.

Поскольку товар № 3 - «Argentum nitricum Dil. D3 Аргентум нитрикум дил. D3», задекларированный по ДТ № 10113110/1601 19/0003773, представляет собой гомеопатический водный раствор нитрата серебра (состав: вода - 99,9%, нитрат серебра - 0,1%) отнесен к подсубпозиции 2843 21 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, поименован в таблице 3 раздела 2.10 «Драгоценные металлы и сырьевые товары, содержащие драгоценные металлы» Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 года № 30 «О мерах нетарифного регулирования», соответственно он подлежит государственному контролю Федеральной пробирной палаты.

По мнению Заявителя, классификация товара по коду ТН ВЭД ЕАЭС 2S43 21 000 0 не соответствует п. 2 ст. 19 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, так как производитель и поставщик Товара немецкая фармацевтическая фирма проставила международный код товарной номенклатуры 3003900 (лекарственные средства).

Согласно пункту 1 Постановления Пленума № 49 правовое регулирование таможенных отношений в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, входящими согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации в ее правовую систему, и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.

К числу указанных международных договоров, в частности, относятся Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор и Союз соответственно) и Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее - Таможенный кодекс), а также иные международные договоры, составляющие право Союза.

При этом положения Таможенного кодекса имеют приоритет перед иными регулирующими таможенные отношения международными договорами, входящими в право Союза, за исключением Договора (абзац первый пункта 3 статьи 6 Договора и пункт 4 статьи 1 Таможенного кодекса).

Положениями Постановления Пленума № 49 установлено общее верховенство Таможенного кодекса ЕАЭС над иными международными договорами, регулирующими таможенные правоотношения.

С учетом изложенного, соблюдение законодательства Европейского союза и не соблюдение требований законодательства Евразийского экономического союза, при ввозе товаров на территорию Евразийского экономического союза, не допустимо и является нарушением требований ТК ЕАЭС.

Товар должен классифицироваться в соответствии ТН ВЭД ЕАЭС, а не с международным кодом товарной номенклатуры, проставленным производителем и поставщиком Товара, немецкой фармацевтической фирмой.

Согласно положениям статьи 19 ТК ЕАЭС товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности утверждается Евразийской экономической комиссией, основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования говаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.

В соответствии с пунктом 3 статьи 444 ТК ЕАЭС, решения Комиссии Евразийского экономического союза, регулирующие таможенные правоотношения, действующие на дату вступления ТК ЕАЭС в силу, сохраняют свою юридическую силу и применяются в части, не противоречащей ТК ЕАЭС.

ТН ВЭД ЕАЭС и ставки Единого таможенного тарифа Таможенного союза утверждены решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 №54.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2014 № 112 «О внесении изменений в решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 № 54» установлено, что для целей применения решений Комиссии Таможенного союза, решений и рекомендаций Евразийской экономической комиссии, принятых до всту пления в силу' Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014, под используемым в них понятием «единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза» понимается «единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза».

Международной основой ТН ВЭД ЕАЭС является Гармонизированная система описания и кодирования товаров (далее - ГС). Гармонизированная система является приложением к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, заключенной в г. Брюсселе 14 июня 1983 (далее - Конвенция о ГС), участницей которой является, в том числе Российская Федерация.

Исходя из обязательств, приведенных в статье 3 Конвенции о Гармонизированной системе, Договаривающаяся Сторона обязуется по отношению к своим таможенно-тарифным и статистическим номенклатурам применять Основные правила интерпретации ГС, а также все примечания к разделам, группам, товарным позициям и субпозициям ГС, не изменять содержание разделов, групп, товарных позиций и су бпозиций ГС и соблюдать порядок кодирования, принятый в ГС.

Классификация товаров осуществляется в соответствии с ОПИ, применяемыми последовательно, исходя из наименования товаров, способа изготовления, материалов, из которых они изготовлены, конструкции, выполняемой функции, принципа действия, области применения, упаковки, расфасовки.

Положением о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. № 522, определено, что ОПИ предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодируемой на определенном уровне.

Из представленных Заявителем документов следует, что товар представляет собой водный раствор нитрата серебра, расфасованный в ампулы, состав: вода очищенная - 99,9%, нитрат серебра - 0,1%; применение: для производства гомеопатических гранул (разбавлением). Товар не имеет инструкции по применению, так как не является лекарственным препаратом и не подлежит дальнейшей реализации.

Товарная позиция 2843 ТН ВЭД ЕАЭС «Металлы драгоценные в коллоидном состоянии; соединения неорганические или органические драгоценных металлов, определенного или неопределенного химического состава; амальгамы драгоценных металлов».

В соответствии с примечаниями 1 (а) и 1 (б) к группе 28 ТН ВЭД ЕАЭС в товарные позиции этой группы включаются: отдельные химические элементы и отдельные соединения определенного химического состава, содержащие или не содержащие примеси; и указанные выше продукты, растворенные в воде.

Согласно Общим положениям к группе 28 ТН ВЭД ЕАЭС, в нее включаются только отдельные химические элементы и отдельные соединения определенного химического состава. Отдельное соединение определенного химического состава - это соединение, содержащее молекулы одного вида (например, с ковалентной или ионной связью), состав которых определен постоянным соотношением элементов и может быть представлен определенной структурной формулой. В кристаллической решетке молекулы соответствуют повторяющимся единицам ячейки. Элементы отдельного соединения определенного химического состава сочетаются в определенной пропорции, обусловленной валентностью и потребностью индивидуальных атомов в связях. Доля каждого элемента является постоянной и характерной для каждого соединения и поэтому должна называться стехиометрической.

Согласно пункту (А) Общих положений к группе 28 ТН ВЭД ЕАЭС отдельные химические элементы и отдельные соединения определенного химического состава, содержащие примеси или растворенные в воде, включаются в группу 28.

Рассматриваемый товар является отдельным соединением определенного химического состава (нитратом серебра), растворенным в воде и по своему химическому составу полностью удовлетворяет требованиям товарной позиции 2843 ТН ВЭД ЕАЭС (код ТН ВЭД ЕАЭС 2843 21 000 0).

Товарная позиция 3004 ТН ВЭД ЕАЭС «Лекарственные средства (кроме товаров товарной позиции 3002, 3005 или 3006), состоящие из смешанных или несмешанных продуктов, для использования в терапевтических или профилактических целях, расфасованные в виде дозированных лекарственных форм (включая лекарственные средства в форме трансдермальных систем) или в формы или упаковки для розничной продажи».

Примечанием 3 к группе 30 ТН ВЭД ЕАЭС установлено, что в товарных позициях 3003 и 3004 и примечании 4 (г) к данной группе следует понимать:

(а) под несмешанными продуктами:

(1) несмешанные продукты, растворенные в воде;

(2) все товары группы 28 или 29;

Однако текстом Пояснений к товарной позиции 3004 отмечено, что несмешанные продукты товарных позиций 2843 - 2846 и 2852 никогда не включаются в товарную позицию 3004, даже если они удовлетворяют требованиям пункта (а) или (б) выше. Например, серебро в коллоидном состоянии включается в товарную позицию 2843, даже если расфасовано в виде дозированных лекарственных форм или упаковано и представлено в качестве лекарственного средства.

Следует учитывать также Общие положения к группе 30 ТН ВЭД ЕАЭС (том VI), в которых указано, что описание продукта как лекарственного средства в фармакопее не является определяющим фактором для его классификации в данной группе.

Рассматриваемый товар не является лекарственным препаратом, не применяется как лекарственное средство, является несмешанным продуктом товарной позиции 2843 ТН ВЭД ЕАЭС, все эти характеристики не позволяют отнести его к товарной позиции 3004 ТН ВЭД ЕАЭС.

По своему химическому составу, способу упаковки, области применения рассматриваемый товар относится к соединениям неорганическим драгоценных металлов, определенного химического состава; соединениям серебра, нитратам серебра.

Таким образом, товар «Аргентум нитрикум D3» с применением ОПИ 1 включается в подсубпозицию 2843 21 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.

Довод Общества о том, что нарушение административным органом срока составления протокола об административном правонарушении, предусмотренного статьей 28.5 КоАП РФ, правомерно отклонен судом первой инстанции, исходя из следующего.

В абзаце 3 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.

Таможенным органом при составлении протокола об административном правонарушении № 10113000-1319/2020 от 14.07.2020 были обеспечены надлежащие процессуальные гарантии прав лица, привлекаемого к административной ответственности.

21.04.2020 в адрес ООО «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ВАЛА-Р» направлено письмо Смоленской таможни от 21.04.2020 № 19-17/10052 о направлении копии акта проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 21.04.2020 № 10113000/210420/А0178.

28.04.2020 в адрес ООО «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ВАЛА-Р» направлено письмо Смоленской таможни от 28.04.2020 № 19-17/10471 с уведомлением о составлении протокола об административном правонарушении (30.04.2020 в 14:00), в котором законному представителю Общества было предложено явиться для присутствия при составлении протокола. Ответ от ООО «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ВАЛА-Р» не получен.

06.05.2020 в адрес ООО «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ВАЛА-Р» направлено письмо Смоленской таможни от 06.05.2020 № 19-17/10912 с повторным уведомлением о переносе даты составления протокола об административном правонарушении на 28.05.2020 в 14:00 час. Законному представителю Общества повторно предложено явиться для присутствия при составлении протокола.

В связи с введением на территории Российской Федерации ограничительных мер, направленных на борьбу с распространением короновирусной инфекции, а также ходатайством ООО «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ВАЛА-Р» от 20.05.2020№ 46, составление протокола об АП перенесено на 14.07.2020, о чем ООО «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ВАЛА-Р» уведомлено письмом Смоленской таможни от 25.05.2020 № 19-17/12413.

08.07.2020 в Смоленскую таможню поступило письмо ООО «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ВАЛА-Р» от 08.07.2020 № 62 (вх. № 11831 от 08.07.2020), в котором общество подтверждает получение письма Смоленской таможни от 25.05.2020 № 19-17/12413 с уведомлением о составлении протокола.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в удовлетворении заявленных требований было отказано обоснованно.

Доводы апелляционной жалобы заявителя не опровергают по существу выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, а направлены на переоценку установленных судом обстоятельств дела, а также подтверждающих данные обстоятельства доказательств, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьями 226 - 229, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.11.2020 по делу №А40-166886/20 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Судья: О.С. Сумина