ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-167606/18 от 13.11.2018 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-58063/2018

г. Москва                                                                                Дело № А40-167606/18

20 ноября 2018 года

Резолютивная часть постановления объявлена ноября 2018 года

Постановление изготовлено в полном объеме 20 ноября 2018 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи               Яковлевой Л.Г.,

судей:

Вигдорчика Д.Г., Попова В.И.,

при ведении протокола             

секретарем судебного заседания Омаровым А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ТОРГОВЫЙ КОМПЛЕКС "ВОДНЫЙ"

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.09.2018 по делу № А40-167606/18, принятое судьей Паршуковой О.Ю. (шифр судьи 140-4277)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ТК «Водный» (ИНН 7714907510)

к ИФНС России № 43 по г. Москве

о признании недействительными Решений, об обязании применить льготу

при участии:

от заявителя:

не явился, извещен;

от заинтересованного лица:

Давыдов Р.Х. по доверенности от 05.09.2018, Угрюмова М.А. по доверенности от 04.07.2018;

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «ТК "Водный» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными решений ИФНС России № 43 по г. Москве № 23-15/31171, 23-15/31174, 23-15/31175, 23-15/77751 от 05.02.2018г., 23-15/31385, 23-15/31393, 23-15/31395, 23-15/31898 от 05.03.2018 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» и обязании предоставить налоговую льготу в виде освобождения от уплаты налога на имущество организаций на основании налоговых деклараций по налогу на имущество организаций за 1 квартал 2015, 1 полугодие 2015, 9 месяцев 2015, 2015 год и 1 квартал 2016, 1 полугодие 2016, 9 месяцев 2016, 2016 год. 

Решением Арбитражного суда города Москвы от  14.09.2018 в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.

Заявитель полагает, что судом не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражал против апелляционной жалобы, просил решение  оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя заявителя, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом,  в связи с чем дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ.

Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.

Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации  и обстоятельствами дела. 

При исследовании  материалов дела установлено, что в отношении ООО «ТК «Водный» налоговым органом были проведены камеральные налоговый проверки расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев за 2015 и 2016 годы, а также налоговых деклараций по налогу на имущество организаций за 2015 и 2016 годы.

2015 год.

-камеральная налоговая проверка налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за 1 квартал 2015 года, представленного Заявителем в Инспекцию 20.07.2017. По результатам камеральной налоговой проверки Инспекцией вынесено решение Инспекции от 05.02.2018 №23-15/31171 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому Заявителю доначислен налог на имущество организаций в размере 6 141 589 руб.;

-камеральная налоговая проверка налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за полугодие 2015 года, представленного Заявителем в Инспекцию 20.07.2017. По результатам камеральной налоговой проверки Инспекцией вынесено решение от 05.02.2018 №23-15/31174 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому Заявителю доначислен налог на имущество организаций в размере 6 115 820 руб.;

-камеральная налоговая проверка налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2015 года, представленного Заявителем в Инспекцию 20.07.2017. По результатам камеральной налоговой проверки Инспекцией вынесено решение Инспекции от 05.02.2018 №23-15/31175 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому Заявителю доначислен налог на имущество организаций в размере 6 090 051 руб.;

-камеральная налоговая проверка налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за 2015 год, представленного Заявителем в Инспекцию 20.07.2017. По результатам камеральной налоговой проверки Инспекцией вынесено решение Инспекции от 05.02.2018 №23-15/77751, согласно которому Заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -Кодекс) в виде штрафа в размере 1 182 312 руб. и Обществу доначислен налог на имущество организаций в размере 5 911 581 руб. и суммы пени в размере 962, 19 руб.

2016 г.

-камеральная налоговая проверка налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за 1 квартал 2016 года, представленного Заявителем в Инспекцию 20.07.2017. По результатам камеральной налоговой проверки Инспекцией вынесено решение Инспекции от 05.03.2018 №23-15/31385 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому Заявителю доначислен налог на имущество организаций в размере 13 635 934 руб. и суммы пени в размере 2 667 руб.;

-камеральная налоговая проверка налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за полугодие 2016 года, представленного Заявителем в Инспекцию 20.07.2017. По результатам камеральной налоговой проверки Инспекцией вынесено решение Инспекции от 05.03.2018 №23-15/31393 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому Заявителю доначислен налог на имущество организаций в размере 13 635 935 руб.;

-камеральная налоговая проверка налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2016 года, представленного Заявителем в Инспекцию 20.07.2017. По результатам камеральной налоговой проверки Инспекцией вынесено решение Инспекции от 05.03.2018 №23-15/31395 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому Заявителю доначислен налог на имущество организаций в размере 13 635 934 руб.

- камеральная налоговая проверка налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за 2016 года, представленного Заявителем в Инспекцию 20.07.2017. По результатам камеральной налоговой проверки Инспекцией вынесено решение Инспекции от 05.02.2018 №23-15/31898, согласно которому Заявителю доначислен налог на имущество организаций в размере 13 635 935 руб.

Не согласившись с вышеуказанными решениями Инспекции, Общество обратилось с апелляционными жалобами в Управление Федеральной налоговой службы по г.

УФНС, рассмотрев жалобы Общества, принял Решения от 13.04.2018 №21-19/078068@, №21-19/078064@; №21-19/078070@, №21-19/078073@ и от 18.04.2018 №21-19/081193@; №21-19/081502@; №21-19/081503@; №21-19/081505@ исходя из которых апелляционные жалобы общества оставлены без удовлетворения.

Общество не согласившись с решениями налогового органа и УФНС обратилось с заявлением в Арбитражный суд города Москвы.

Апелляционная коллегия считает, что суд первой инстанции, оценив в совокупности все представленные в материалы дела доказательства, правомерно и обоснованно отказал в удовлетворении требований, исходя из следующего.

В ходе проведения камеральной проверки установлено, что налогоплательщик неправомерно применил льготу, установленную пунктом 21 статьи 381 Налогового кодекса РФ, в отношении объектов недвижимого имущества (помещений) с кадастровыми номерами 77:09:0001025:1583, 77:09:0001025:1587, 77:09:0001025:1733, 77:09:0001025:2331, 77:09:0001025:2336, 77:09:0001025:2341, 77:09:0001025:2335, 77:09:0001025:2334, 77:09:0001025:2339, 77:09:0001025:2338, 77:09:0001025:2330, 77:09:0001025:1808, 77:09:0001025:1821 и 77:09:0001025:2332, расположенных в здании с кадастровым номером: 77:09:0001025:1582 по адресу: г. Москва, Головинское ш., д. 5, корп. 1.

Налогоплательщик представил 14 Свидетельств о государственной регистрации права собственности на помещения и Свидетельство о государственной регистрации права собственности на многоэтажную наземную автостоянку (6 этажей).

Согласно Свидетельству о государственной регистрации права собственности на многоэтажную наземную автостоянку (6 этажей) с кадастровым номером 77:09:0001025:1587 и Свидетельством о государственной регистрации права собственности на помещение с кадастровым номером 77:09:0001025:1583 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделаны записи 31.10.2014.

Из материалов дела следует, что по 12 Свидетельствам о государственной регистрации права собственности на помещения записи осуществлены 18.12.2015.

Согласно кадастровым паспортам на помещения, с кадастровым номером 77:09:0001025:1583 и с кадастровым номером 77:09:0001025:1587 данные помещения расположены в здании с кадастровым номером 77:09:0001025:1582.

Свидетельства о праве собственности на здания или на многофункциональный комплекс налогоплательщиком не представлены.

Налогоплательщик 12.05.2017 Обращением по ТКС уведомил Инспекцию ФНС России № 43 по г. Москве, что объект, с кадастровым номером 77:09:0001025:1582 ООО «ТК «Водный» не принадлежит и в отношении него деклараций и расчетов по налогу на имущество организаций в Инспекцию не подавалось.

В соответствии с бухгалтерскими справками-расчетами налога на имущество, налоговая льгота, установленная пунктом 21 статьи 381 НК РФ, применяется налогоплательщиком к двум объектам: здание торгового центра «Водный» и многоэтажный гараж-стоянка.

Согласно ст. 374 НК РФ налогом на имущество организаций облагается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.

В соответствии с п. 21 статьи 381 НК РФ освобождаются от уплаты налога на имущество организаций, в частности, организации в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, - в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества.

Содержание указанного пункта предполагает две категории объектов, в отношении которых применяется льгота:

1)вновь вводимые объекты, имеющие высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации;

2)вновь вводимые объекты, имеющие высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности.

В соответствии с правовой позицией Общества, оно полагает, что имеет право на льготу в отношении объекта, относящегося ко второй категории, то есть к вновь вводимым объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности.

Вместе с тем, данная позиция не основана на действующем законодательстве и не основана на материалах дела в связи со следующим.

Анализ формулировки пункта 21 статьи 381 НК РФ «вновь вводимые объекты, имеющие высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности» и Федерального закона от 07.06.2011 №132-Ф3, которым она была введена в НК РФ, позволяет сделать вывод о том, что обязательными условиями применения льготы являются следующие: объект должен быть вновь введенным; данный объект должен иметь высокий класс энергетической эффективности на момент его ввода в эксплуатацию; в отношении такого объекта законодательством предусмотрено определение класса энергетической эффективности.

Применительно к объектам капитального строительства ввод объекта в эксплуатацию осуществляется в соответствии с градостроительным законодательством. Согласно части 2 и 10 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос», выдавшие разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.

В соответствии с п. 9 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимо получение заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Правовое значение для применения льготы, наряду с предусмотренным законодательством требованием об определении класса энергетической эффективности объекта, имеет подтверждение высокого класса энергетической эффективности объекта на момент ввода его в эксплуатацию.

Льгота, предусмотренная пунктом 21 статьи 381 НК РФ, распространяется не просто на объекты, имеющие высокий класс энергетической эффективности, а на «вновь вводимые объекты, имеющие высокий класс энергетической эффективности».

Разница в толковании двух вышеуказанных формулировок очевидна: «объект, имеющий высокий класс энергетической эффективности» - объект, соответствующий высокому классу энергетической эффективности вообще, что может быть подтверждено документом, выданным организации в любое время; «вновь вводимый объект, имеющий высокий класс энергетической эффективности» - объект, имеющий высокий класс энергетической эффективности на момент его ввода в эксплуатацию, что подтверждается документом, полученным при вводе объекта в эксплуатацию.

Энергетический паспорт, в случае его обязательного наличия и в целях применения льготы, предусмотренной пунктом 21 статьи 381 НК РФ, должен быть оформлен на момент получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Из материалов дела следует, что 28.10.2013 ООО «ТК «Водный» и Челтенвуд Инвестментс Лимитед заключено Соглашение №ПЛ-ДДУ-1 о перемене лица в договоре участия в долевом строительстве №ДДУ- 1 от 10.05.2012, в соответствии с пунктом 3.3. которого, Застройщик - ЗАО «Бизнес центр  «Кронштадтский» обязан после получения разрешения на ввод Здания в эксплуатацию передать Участнику-1 -Челтенвуд Инвестментс Лимитед объект долевого строительства – нежилые помещения в Здании. Все вытекающие из Договора участия права требования Участника-1 переходят к Участнику- 2 - налогоплательщику в день заключения настоящего Соглашения. На основании пункта 3.5. в момент заключения данного Соглашения происходит полная замена стороны участника долевого строительства в Договоре участия, то есть Участник-1 полностью выбывает из обязательства, возникшего из Договора участия, и его место занимает Участник-2. 25.07.2014 ЗАО «Бизнес центр «Кронштадтский» получено Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию №RU77124000-005842, выданное Комитетом государственного строительного надзора г. Москвы по объекту капитального строительства «Многофункциональный комплекс 1-я очередь 1-й пусковой комплекс», расположенному по адресу: г. Москва, Головинское шоссе, д. 5, корп.

Между обществом и Застройщиком - ЗАО «Бизнес центр «Кронштадтский» 22.10.2014 был подписан Передаточный акт Помещений по Договору участия в долевом строительстве № ДДУ-1  от  10.05.2012,  в  соответствии  с которым  Застройщик передает,  а  Участник принимает созданные Застройщиком нежилые помещения и общее имущество в здании: нежилое помещение с кадастровым номером 77:09:0001025:1583 и нежилое помещение с кадастровым номером 77:09:0001025:1587.

31.10.2014 общество оформило Акты о приеме-передаче здания (сооружения) (Унифицированная форма №ОС-1а): №VO00-000028 на объект «здание Торгового центра «Водный» и №VO00-000029 по объекту «многоэтажный гараж-стоянка».

Этой же датой общество оформило инвентарные карточки учета объекта основных средств №00-000062 по зданию Торгового центра «Водный» и №00-000063 по многоэтажному гаражу-стоянке с отражением в карточках вида операции «Принятие к учету с вводом в эксплуатацию».

По сведениям, принятым Инспекцией из Росреестра, иные строения, помещения и сооружения с кадастровыми номерами 77:09:0001025:1583 и 77:09:0001025:1587 находятся в собственности налогоплательщика с 31.10.2014; сведения о правах собственности налогоплательщика на здание с кадастровым номером 77:09:0001025:1582 не поступали.

Как пояснил Налоговый орган, общество не представило Свидетельство о регистрации права на объект недвижимости принятый к бухгалтерскому учету по наименованию объекта учета «здание Торгового центра «Водный».

На основании Договора купли-продажи от 30.09.2015 г. № ВД-2015-ДКП-013 налогоплательщик приобрел 12 объектов недвижимости, помещений, с кадастровыми номерами: 77:09:0001025:1733, 77:09:0001025:2331, 77:09:0001025:2336, 77:09:0001025:2341,  77:09:0001025:2335, 77:09:0001025:2334, 77:09:0001025:2339, 77:09:0001025:2338, 77:09:0001025:2330, 77:09:0001025:1808, 77:09:0001025:1821, 77:09:0001025:2332, что подтверждается Свидетельствами о государственной регистрации права на эти объекты от 18.12.2015 г.

Налогоплательщик 18.12.2015 принял 12 вышеуказанных объектов к бухгалтерскому учету, оформив на них Акты о приеме-передаче и инвентарные карточки.

В январе 2017 года ООО «ЭнергоКонсалт» по результатам энергетического обследования составлен энергетический паспорт № 839.063-0046-ОБ-01-17.

ООО «ЭнергоКонсалт» является участником саморегулируемой организации Некоммерческое Партнерство «Единое Межрегиональное Объединение Энергетиков».

В соответствии с Отчетом и объяснениями энергоаудитора энергетический паспорт составлен на основании:

-Закона РФ «Об энергосбережении» от 23.11.2009 № 261-ФЗ;

-Приказа Министерства энергетики РФ от 30.06.2014 №400 «Об утверждении требований к проведению энергетического обследования и его результатам и правил направления копий энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования»;

-СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий»;

-ГОСТ 30494-2011 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях»;

-МГСН 2.01-99 «Энергосбережение в зданиях. Нормативы по теплозащите и тепловодоэлектроснабжению»;

-СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий».

Общество не соответствует категориям организаций, подлежащих обязательному энергетическому обследованию в соответствии Федеральным законом от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Таким образом, энергетический паспорт составлен на основании документов, не регламентирующих на законодательном уровне принципы, порядок определения классов энергетической эффективности для зданий, не являющихся многоквартирными домами, а также полномочия органов федеральной исполнительной власти по их установлению.

В соответствии с разделом «Краткая характеристика объекта (зданий, строений и сооружений)» энергетического паспорта №839.063-0046-ОБ-01-17 от января 2017 объект обследования - Торговый комплекс «Водный», год ввода в эксплуатацию - 2014.

Раздел 1.3 «Структура энергопотребления» Отчета к энергетическому паспорту № 839.063-0046-ОБ-01-17 от января 2017 отражает информацию, что за базовый год в расчетах принят 2016 год. Анализ потребления топливно-энергетических ресурсов проводился на основании данных за 2016 год.

С учетом изложенного, отчет однозначно трактует, что объект обследования Торговый комплекс «Водный» не является вновь вводимым на дату составления энергетического паспорта.

Раздел 1.1 «Юридический адрес, наименование и организационная форма объекта энергетического обследования» Отчета к энергетическому паспорту №839.063-0046-ОБ-01-17 от января 2017 г. отражает информацию, что объектом энергетического обследования является здание торгового центра.

Раздел 1.2 «Технические и эксплуатационные характеристики обследуемого объекта» Отчета к энергетическому паспорту №839.063-0046-ОБ-01-17 от января 2017 г. отражает информацию, что объект обследования представляет собой трехэтажное здание с одним подземным этажом (подвал) торгового комплекса. В подземном этаже размещены парковка, технические и подсобные помещения, такие как: узел ввода, насосная, электрощитовая и прочее. На первом этаже размещен продовольственный супермаркет, помещения розничной торговли, зона главного входа, помещения общего пользования, помещение охраны, а также технические и подсобные помещения: серверная. На втором и третьем этажах расположены помещения розничной торговли, помещения общего пользования, административные помещения, фудкорт.

Однако, Свидетельство 77-АР 843054 от 05.11.2014 о государственной регистрации права собственности на помещение с кадастровым номером 77:09:0001025:1583, Кадастровый паспорт №77/501/15-594761 от 25.05.2015 помещения с кадастровым номером 77:09:0001025:1583 содержат информацию о составляющих элементах объекта права, расположенных на 4-ом, 5-ом, 6-ом и 7-ом этажах.

Данный Отчет представлен налогоплательщиком как неотъемлемая часть Энергетического паспорта №839.063-0046-ОБ-01-17.

В связи с отличием технических характеристик объекта обследования данные документы, составленные в соответствии с пунктом 11 раздела III «Требования к разработке, составлению и заполнению отчета» Приказа Минэнерго России от 30.06.2014 №400, в соответствии с которым энергетический паспорт,  составленный по результатам энергетического обследования объекта энергетического обследования, разрабатывается и заполняется на основании сведений, указанных в отчете,  составленном по результатам энергетического обследования соответствующего объекта,  однозначно не подтверждают обследование объекта с кадастровым номером 77:09:0001025:1583.

При указаных обстоятельствах Отчет к энергетическому паспорту и Энергетический паспорт №839.063-0046-ОБ-01-17 не применимы в качестве документов, подтверждающих правомерность применения льготы с кодом 2010338 по заявленному налогоплательщиком объекту недвижимости.

Многоэтажная наземная автостоянка (6 этажей), принятая к бухгалтерскому учету в соответствии с Распоряжением №14-ОС от 31.10.2014, имеющая кадастровый номер 77:09:0001025:1587, по которому налогоплательщик заявил льготу, установленную пунктом НК РФ, в Отчете к энергетическому паспорту №839.063-0046-ОБ-01-17 от января 2017 года, не поименована. Отдельный энергетический паспорт и отчет к нему по данному объекту недвижимости налогоплательщиком не представлены.

12 объектов недвижимости, помещения, с кадастровыми номерами: 77:09:0001025:1733,77:09:0001025:2331,77:09:0001025:2336,77:09:0001025:2341,77:09:0001025:2335,77:09:0001025:2334, 77:09:0001025:2339 77:09:0001025:2338, 77:09:0001025:2330, 77:09:0001025:1808, 77:09:0001025:1821, 77:09:0001025:2332 принятые к бухгалтерскому учету 18.12.2015 г., по которым налогоплательщик заявил льготу установленную п. 21 ст. 381НК РФ, в Отчете к энергетическому паспорту № 839.063-0046-ОБ-01-17 от января 2017 г. не поименованы. Отдельный энергетический паспорт и отчет к нему по данным объектам недвижимости налогоплательщиком не представлены.

Энергетический паспорт составлен не на дату принятия к бухгалтерскому учету объектов недвижимости, наименование объекта обследования не соответствует наименованиям объектов недвижимости, по которым налогоплательщик заявляет льготу.

В связи с изложенным, указанный Энергетический паспорт не является подтверждением класса высокой энергетической эффективности объектов недвижимости, принятых налогоплательщиком к бухгалтерскому учету или на которые налогоплательщик представил свидетельства о регистрации права собственности.

В соответствии с Энергетическим паспортом №839.063-0046-ОБ-01-17 от января 2017 года и Отчетом к нему класс энергетической эффективности определен как «В» высокий.

В соответствии с пунктом 25 Раздела II Правил определения энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденных приказом Минстроя России от 06.06.2016 г. №399/пр, многоквартирными домами, имеющими высокий класс энергетической эффективности для целей налогового законодательства, являются дома классов А, А+, А++.

В связи с изложенным на объекты, имеющие класс энергетической эффективности «В», льгота по налогу на имущество организаций по пункту 21 статьи 381 НК РФ не распространяется.

Письмами Министерства финансов Российской Федерации от 22.06.2017 №0305-04- 01/39279, от 29.05.2017 №03-05-04-01/32877 разъяснено, что если на дату постановки на бухгалтерский учет вновь вводимого объекта недвижимого имущества энергетический паспорт, подтверждающий высокий класс энергетической эффективности, отсутствовал, льгота по налогу на имущество организаций в отношении указанного объекта  недвижимого имущества не применяется, в том числе в случае получения энергетического паспорта после указанной даты, поскольку при последующем получении энергетического паспорта, подтверждающего высокий класс энергетической эффективности ранее поставленного на учет объекта недвижимого имущества, объект недвижимости не может считаться вновь вводимым на дату получения энергетического паспорта.

Кроме того, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 21.07.2009 №2518/09 сформулирован вывод о том, что обязанность обосновать право на применение льготы по налогу лежит на налогоплательщике. При этом право на льготу должно быть документально подтверждено налогоплательщиком до начала применения такой льготы, если иное прямо не предусмотрено НК РФ.

В отношении объекта, принадлежащего Обществу, в соответствии с законодательством Российской Федерации, правила определения классов энергетической эффективности не предусмотрены.

Общество на основании норм Закона об энергосбережении, Федерального закона от 30.12.2009 №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее по тексту - Технический регламент), Приказа Минэнерго России от 30.06.2014 №400 и Постановления Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 №18 делает вывод о том, что «законодательством предусмотрено определение класса энергетической эффективности зданий».

Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрены определение класса энергетической эффективности товаров, многоквартирных домов, определение требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 №18 утверждены Правила установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требования к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, согласно которым класс энергетической эффективности подлежит обязательному установлению в отношении многоквартирных домов, а также может быть установлен по решению застройщика или собственника в отношении иных зданий (строений, сооружений).

В соответствии с п. 21 статьи 381 НК РФ в части второй категории льготируемых объектов следует, что льгота распространяется только на те объекты, в отношении которых законодательством предусмотрено определение класса энергетической эффективности. Однако грамматическое толкование данной нормы позволяет сделать вывод о том, что слово «предусмотрено» употребляется в ней в значении «предписано», то есть, отраслевое законодательство РФ об энергосбережении должно содержать четкое и однозначное требование о том, что в отношении конкретного объекта в специально предусмотренном порядке должен быть определен класс энергетической эффективности.

Законом об энергосбережении предусмотрено (статья 6): установление уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации правил определения классов энергетической эффективности товаров (Минпромторгом России), многоквартирных домов (Минстроем России); определение уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (Минстроем России) требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений.

При этом Закон об энергосбережении четко разделяет правила определения классов энергетической эффективности и требования энергетической эффективности. Не ко всем энергоэффективным объектам Законом об энергосбережении предусмотрено установление классов их энергетической эффективности.

Статьей 10 Закона об энергосбережении определение классов энергетической эффективности прямо предусмотрено для товаров, перечень видов которых устанавливается Правительством  Российской Федерации, а статьей 12 указанного Закона – для многоквартирного дома, построенного, реконструированного или прошедшего капитальный ремонт и вводимого в эксплуатацию, а также подлежащего государственному строительному надзору.

В статье 11 Закона об энергосбережении, в которой говорится о соответствии зданий, строений, сооружений, требованиям энергетической эффективности, прямо не предусмотрено определение классов энергетической эффективности в отношении зданий, строений и сооружении, а также не содержится никаких отсылок к подзаконным нормативно-правовым актам, которыми могли бы быть определены правила присвоения классов энергетической эффективности к таким объектам.

Постановление Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 №18, на которое ссылается Общество, утверждено в соответствии со статьями 11 и 12 Закона об энергосбережении.

Согласно п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 №18 Минстрою России (как правопреемнику Министерства регионального развития Российской Федерации) необходимо: по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации утвердить требования к энергетической эффективности зданий, строений, сооружений; по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации и Федеральной службой но экологическому, технологическому и атомному надзору утвердить правила определении класса энергетической эффективности многоквартирных домов.

В соответствии с п. 3 Требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 №18, класс энергетической эффективности подлежит обязательному установлению в отношении многоквартирных домов, построенных, реконструированных или прошедших капитальный ремонт и вводимых в эксплуатацию, а также подлежащих государственному строительному надзору. Для иных зданий, строений, сооружений, построенных, реконструированных или прошедших капитальный ремонт и вводимых в эксплуатацию, класс энергетической эффективности может быть установлен по решению застройщика или собственника.

Исходя из положений Постановления Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 № 18, определение класса энергетической эффективности многоквартирных домов относится к сфере ведения Минстроя России. При этом в вышеуказанных пунктах 2 и 3 вышеназванного Постановления Правительства Российской Федерации не содержится положений и правовых оснований, обязывающих или позволяющих Минстрою России утвердить правила определения классов энергетической эффективности в отношении иных зданий, не являющихся многоквартирными домами.

Как верно указал суд первой инстанции, в настоящее время отсутствуют нормативные правовые акты, устанавливающие правила определения классов энергетической эффективности в отношении иных зданий, не являющихся многоквартирными домами, и основания для их принятия.

Аналогичной позиции придерживаются Комитет государственного строительного надзора г. Москвы (Мосгосстройнадзор), Минэнерго России и Минстрой России. Так, в письме Мосгосстройнадзора от 02.08.2017 №09-5596/17-1 указано, что в настоящее время отсутствуют нормативные документы, устанавливающие требования и критерии определения классов энергетической эффективности зданий и сооружений.

В свою очередь, в письме Минэнерго России от 08.08.2017 №04-1133 указано, что в настоящее время возможность определения классов энергетической эффективности в отношении зданий, строений и сооружений, не являющихся многоквартирными домами, действующим законодательством в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности не предусмотрена. Принципы, порядок (правила) определения класса энергетической эффективности для таких зданий, а также полномочия по их установлению нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности не определены; законодательством в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности маркировка зданий, не являющихся многоквартирными домами, по классам энергетической эффективности не предусмотрена. Правила определения классов энергетической эффективности для зданий, не являющихся многоквартирными домами, не утверждены.

Минэнерго России обратило внимание на то, что вопрос определения класса энергетической эффективности зданий, не являющихся многоквартирными домами, не входит в область регулирования Постановления Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 № 18.

В письме Минстроя России от 08.08.2017 №28098-ЕС/04 также отмечено, что в настоящее время отсутствуют нормативные правовые акты, устанавливающие правила определения классов энергетической эффективности в отношении иных зданий, не являющихся многоквартирными домами.

Данная позиция отражена в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 15.11.2017 по делу №А41-90181/2016, в котором указано, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 №18 установлено определение классов исключительно в отношении многоквартирных домов, определение классов в отношении иных зданий, строений и сооружений не предусмотрено.

При этом положения пункта 3 Требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 №18, позволяющие по решению застройщика или собственника установить класс энергетической эффективности в отношении иных зданий, не являющихся многоквартирными домами, могут быть реализованы только после принятия решения об утверждении Минстроем России соответствующих правил определения классов энергетической эффективности, содержащих основные критерии (параметры) энергетической эффективности иных зданий, не являющихся многоквартирными домами.

Приказ Минстроя России от 06.06.2016 № 399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов» принят в целях реализации положений пункта 2 Требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 №18. В связи с этим применение положений указанного приказа для целей определения класса энергетической эффективности зданий, не являющихся многоквартирными домами, не представляется возможным.

Его применение по аналогии также невозможно в связи со следующим.

Использованиебазовыхзначенийпоказателяудельногогодовогорасхода энергетических ресурсов в многоквартирном доме, указанных в положениях данного приказа,  для определения класса энергетической эффективности иных зданий, не являющихся многоквартирнымидомами,являетсянекорректнымвсвязисособенностями энергопотребления данных объектов.

Правилами определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденных Приказом Минстроя России от 06.06.2016 № 399/пр установлены значения базовых уровней удельного годового расхода энергетических ресурсов в многоквартирном доме, включающие суммарный удельный годовой расход тепловой энергии на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение, а также на общедомовые нужды, в расчете на 1 м2 площади помещений многоквартирного дома, не отнесенных к общему имуществу многоквартирногодома,используемыеприустановленииклассаэнергетической эффективности многоквартирного дома.

Однако, структура расхода энергетических ресурсов на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение, также, как и требования к температурному режиму в жилых и нежилых зданиях (помещениях) различны и по величинам, и по структуре, в связи с чем использование базовых значений показателя удельного годового расхода энергетических ресурсов в многоквартирном доме для определения класса энергетической эффективности нежилого здания или сооружения необоснованно.

Аналогичной позиции придерживаются Мосгосстройнадзор, Минэнерго России и Минстрой России. Так Мосгосстройнадзор в письме от 02.08.2017 №09-5596/17-1 указал, что возможность использования указанных в Правилах базовых значений показателей удельного годового расхода энергетических ресурсов в многоквартирном доме для определения класса энергетической эффективности нежилого здания или сооружения представляется неверным как с нормативно-правовой, так и с методологической точек зрения, т.к. структура расхода энергетических    ресурсов    на    отопление,    вентиляцию,   горячее   водоснабжение,    так    же    как   и требования к температурному режиму в жилых и нежилых зданиях (помещениях), принципиально различны. Соответственно, базовые значения показателя удельного годового расхода энергетических ресурсов для нежилых зданий и сооружений необходимо рассчитывать исходя из структуры и объема энергопотребления на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение с учетом требований санитарных норм, требований к отоплению, вентиляции, кондиционированию и горячему водоснабжению нежилых зданий и сооружений.

В свою очередь Минэнерго России в письме от 08.08.2017 №04-1133 указало, что: определение класса энергетической эффективности зданий, не являющихся многоквартирными домами, не является предметом регулирования Приказа Минстроя России от 06.06.2016 № 399/пр. По мнению Минэнерго России, Приказ Минстроя России № 399/пр нельзя применять в целях определения класса энергетической эффективности зданий, не являющихся многоквартирными домами, в том числе потому, что использование базовых значений показателя удельного годового расхода энергетических ресурсов в многоквартирных домах для определения класса энергетической эффективности зданий, не являющихся многоквартирными домами, является некорректным в связи с особенностями энергопотребления данных объектов; параметры энергетической эффективности зданий, не являющихся многоквартирными домами, не определены как в части присвоения класса энергетической эффективности, так и части требований энергетической эффективности. Таким образом, на настоящее время отличие многоквартирных домов от иных зданий в части параметров энергетической эффективности в том, что для многоквартирных домов вопрос определения классов энергетической эффективности предусмотрен Законом об энергосбережении и урегулирован, а для иных зданий вопрос определения классов энергетической эффективности не предусмотрен Законом об энергосбережении и не урегулирован.

Минстрой России в письме от 08.08.2017 №28098-ЕС/04 также отметил, что приказ Минстроя России от 06.06.2016 № 399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов» принят в целях реализации положений пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 №18. Применение положений указанного приказа для целей определения класса энергетической эффективности зданий, не являющихся многоквартирными домами, не представляется возможным.

Установление классов энергетической эффективности зданий, в том числе не являющихся многоквартирными домами, предполагали нормы пункта 4.5 раздела 4 и приложения Д СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий», введенных в действие с 1.10.2003 Постановлением Госстроя России от 26.06.2003 №113 (далее - СНиП 23-02-2003).

При этом необходимо иметь в виду следующее.

В соответствии с Приложением Б СНиП 23-02-2003 класс энергетической эффективности – это обозначение уровня  энергетической эффективности здания, характеризуемого интервалом значений удельного расхода тепловой энергии на отопление здания за отопительный период. Данный термин использован как в отношении жилых, так и общественных зданий (пункт 4.5).

Согласно п. 80 Перечня национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 №1047-р, СНиП 23-02-2003 являлись обязательными для всех типов зданий, чья проектная документация прошла экспертизу до 30.06.2015.

Однако в соответствии с пунктом 5 статьи 2 принятого 23.11.2009 Закона об энергосбережении, класс энергетической эффективности - это характеристика продукции,  отражающая ее энергетическую эффективность. В соответствии с пунктом 4 той же статьи,  энергетическая эффективность - характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.

Таким образом, поскольку содержание понятия «класс энергетической эффективности», используемое в Законе об энергосбережении не тождественно аналогичному термину в СНиП 23-02-2003, положения данного СПиП в части определения класса энергетической эффективности не применимы в периоде действия Закона об энергосбережении, то есть с 27.11.2009.

С целью устранения данного противоречия был принят СП 50.13330.2012 «СНиП 23-02- 2003 «Тепловая защита зданий», являющийся актуализированной редакцией СНиП 23-02-2003 и предусматривающий установление классов энергосбережения зданий, которые не эквивалентны классам энергетической эффективности.

Кроме того, раздел 10 СП 50.13330.2012 не включен в пункт 30 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 №1521.

Таким образом, в СП 50.13330.2012 также не содержится положений, устанавливающих порядок определения классов энергетической эффективности для целей применения Закона об энергосбережении.

Кроме того, СНиП по своей природе не являются нормативными правовыми актами, а являются техническими документами, призванными обеспечить соблюдение требований, установленных нормативными правовыми актами, а потому не могут противоречить последним.

Верховный суд РФ в Решении от 27 мая 2015 № АКПИ15-360 определил правовую природу СНиП: «В соответствии с частями 2 и 3 статьи 42 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" строительные нормы и правила, утвержденные до дня вступления в силу данного Федерального закона, признаются сводами правил...

Федеральный закон "О техническом регулировании" определяет свод правил как документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе в целях соблюдения требований технических регламентов (статья 2). Следовательно, СНиП 2.05.06-85 не является нормативным правовым актом...».

Следовательно, на момент получения энергетического паспорта законодательством не были установлены критерии отнесения зданий, строений, сооружений к тому или иному классу энергетической эффективности.

Соответственно, установление классов энергетической эффективности в отношении зданий, не являющихся многоквартирными домами, в период действия Закона об энергосбережении, является неправомерным и противоречит законодательству.

Позиция Минфина России, изложенная в Письме от 02.02.2017 №03-05-04-01/5599 не может однозначно свидетельствовать о том, что в отношении любых зданий, строений, сооружений законодательством РФ предусмотрено определение классов энергетической эффективности, поскольку Минфин России в ряде своих разъяснений сам указывает на то, что вопросы установления класса энергетической эффективности объектов недвижимости, требований к энергетическим паспортам и порядка их выдачи не относятся к его компетенции (Письмо Минфина России от 23.06.2017 №03-05-0501/39611).

Компетентным органом по вопросам определения классов энергетической эффективности, чья позиция должна быть учтена при решении вопроса о правомерности применения льготы по пункту 21 статьи 381 НК РФ, является Минэнерго России (пункт 1 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.05.2008 №400 «О Министерстве энергетики Российской Федерации»).

Минэнерго России в Письме от 17.04.2017 №ИЛ-4031/04 рассмотрело вопрос об определении классов энергетической эффективности зданий, строений, сооружений и отметило, что Законом об энергосбережении «предусмотрено определение класса энергетической эффективности товаров, многоквартирных домов. Класс энергетической эффективности многоквартирных домов определяется в соответствии с правилами, утвержденными приказом Минстроя России от 06.06.2016 №399/пр. Установление класса энергетической эффективности здании, не являющихся многоквартирными домами, законом не предусмотрено».

Аналогичный вывод нашел свое отражение в арбитражной практике (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 31.08.2017 по делу № А65 -30815/2016).

Суд первой инстанции правомерно почитал, что «ссылка общества на СНиП 23-022003 «Тепловая защита зданий» несостоятельна, поскольку данный СНиП, как акт, регулирующий осуществление градостроительной деятельности, распространяется на тепловую защиту зданий и сооружений, в которых необходимо поддерживать определенную температуру и влажность воздуха, однако данные нормы не применимы к налоговым отношениям. При этом данный СНиП не был зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации как технический акт, не содержащий правовых норм».

Как было указано, в настоящее время отсутствуют нормативные правовые акты, устанавливающие правила определения классов энергетической эффективности в отношении иных зданий, не являющихся многоквартирными домами, и основания для их принятия.

При этом единственным правовым актом, предусматривающим определение классов энергетической эффективности для целей налогового законодательства, но только в отношении многоквартирных домов, является Приказ Минстроя России от 06.06.2016 №399/пр.

Норма пункта 21 статьи 381 НК РФ предполагает применение льготы к объектам, в отношении которых в соответствии с законодательством РФ предусмотрено определение классов энергетической эффективности.

Согласно статье 3 Закона об энергосбережении законодательство об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности состоит из данного закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, муниципальных правовых актов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Как было отмечено, СНиП 23-02-2003 является техническим актом, а в имеющихся законах и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актах, относящихся к законодательству об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, не содержится требование об установлении классов энергетической эффективности иных объектов недвижимого имущества, помимо многоквартирных домов.

Правила определения класса энергетической эффективности для товаров утверждены приказом Минпромторга России от 29.04.2010 №357 в соответствии принципами, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1222.

- Правила определения класса энергетической эффективности для МКД утверждены приказом Минстроя России от 06.06.2016 №399/пр в соответствии с требованиями,  установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 №18  (справочно: в соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона № 261-ФЗ класс энергетической эффективности многоквартирного дома определяется органом государственного строительного надзора и указывается в заключении органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного, прошедшего капитальный ремонт многоквартирного дома также требованиям энергетической эффективности).

Вместе с тем, для зданий, строений и сооружений определение классов энергетической эффективности Федеральным законом № 261-ФЗ не предусмотрено, как и не предусмотрены полномочия органов государственной власти на установление правил определения классов энергетической эффективности таких объектов.

Требования энергетической эффективности к зданиям, строениям и сооружениям, разработка которых предусмотрена Федеральным законом №261-ФЗ (статьи 6, 11), и в соответствии с пунктом 3 Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений и сооружений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №18 с 2011 года поручена Минстрою России - до настоящего времени не приняты.

В пункте 3 Требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 №18 (далее -Требования), установлена возможность добровольного определения классов энергетической эффективности зданий, строений и сооружений.

Вместе с тем согласно пункту 1 Требований:

«Настоящий документ подлежит применению при установлении правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов (далее - класс энергетической эффективности) ...».

Пунктом 2 указанных Требований предусмотрено, что Правила определения класса энергетической эффективности устанавливаются Минстроем России.

Пункт 3 Требований устанавливает требования к содержанию нормативного правового акта, разрабатываемого Минстроем России, и не подлежит прямому применению.

Таким образом, в настоящее время определение классов энергетической эффективности зданий, строений и сооружений законодательством не предусмотрено. Принципы, порядок (правила) определения класса энергетической эффективности для зданий, строений и сооружений, а также государственный орган (или экспертная организация), уполномоченный на такие действия, нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти также не определены.

В соответствии с п. 7 статьи 2 Федерального закона № 261 -ФЗ энергетическое обследование - сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте.

Согласно ст. 15 Федерального закона №261-ФЗ энергетическое обследование может проводиться в отношении зданий, строений, сооружений, энергопотребляющего оборудования, объектов электроэнергетики, источников тепловой энергии, тепловых сетей, систем централизованного теплоснабжения, централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, иных объектов системы коммунальной инфраструктуры, технологических процессов, а также в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

При этом частью 2 статьи 15 Федерального закона № 261-ФЗ установлены основные цели энергетического обследования:

1)получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов;

2)определение показателей энергетической эффективности;

3)определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

4)разработка перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона №261-ФЗ деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования (далее -СРО).

Во исполнение статьи 5.1 Федерального закона №261-ФЗ Минэнерго России установлены Требования к проведению энергетического обследования и его результатам, а также Правила направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования (приказ Минэнерго России от 30.06.2014 №400).

Разделами III и IV Требований к проведению энергетического обследования и его результатам определены требования к разработке, составлению и заполнению отчета об энергетическом обследовании, а также требования к порядку заполнения и оформления энергетического паспорта, которым должны следовать энергоаудиторы.

В соответствии с положениями статьи 17 Федерального закона №261-ФЗ члены СРО направляют составленные ими энергетические паспорта объектов в Минэнерго России, которое осуществляет сбор, обработку, систематизацию и анализ данных энергетических паспортов. Информация, полученная при обработке данных энергетических паспортов, используется в целях получения объективных данных об уровне использования органами и организациями энергетических ресурсов, о потенциале их энергосбережения и повышения энергетической эффективности, о лицах, достигших наилучших результатов при проведении энергетических обследований, об органах и организациях, имеющих наилучшие показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, об иных получаемых в результате энергетического обследования показателях.

Таким образом, энергетическое обследование - это сбор и обработка информации (статья 3), проводимые членом СРО и преследующие цели, перечисленные в части 2 статьи 15, с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте (статья 3), который подлежит направлению в Минэнерго России для последующего анализа и получения статистических данных (статья 17).

Из вышеизложенного следует, что определение класса энергетической эффективности является отдельным и независимым от энергетического обследования мероприятием, проводимым органами государственной власти либо организациями-производителями, либо импортерами товаров (статьи 10, 12) в порядке, установленным федеральными органами исполнительной власти, в соответствии с принципами, определенными Правительством Российской Федерации (статьи 6,10,12).

Член  СРО  не  имеет  ни  правовых  оснований, ни полномочий  определять класс энергетической эффективности ни для МКД, ни для иных зданий и сооружений, однако он может отразить в энергетическом паспорте информацию о наличии у объекта класса энергетической эффективности (справочно: в форме энергетического паспорта, составленного по результатам энергетического обследования организации, в краткой характеристике объекта (зданий, строений и сооружений) (приложение №13 к приказу Минэнерго России от 30.06.2014 №400) может быть указан класс энергетической эффективности.

При этом указанное приложение является рекомендуемым образцом (о чем прямо указано в приказе Минэнерго России от 30.06.2014 №400) и распространяется на все типы зданий, не делая различий между МКД и иными типами зданий.

Федеральный закон от 30.12.2009 №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Федеральный закон №384-Ф3) положений о классах энергетической эффективности зданий не содержит.

В связи с вышеизложенным, применение для целей налогообложения энергетических паспортов при отсутствии критериев для определения классов энергетической эффективности нежилых зданий, строений сооружений противоречит принципу формальной определенности норм налогового права, нарушает баланс частных и публичных интересов и не соответствует основным началам законодательства о налогах и сборах, установленным статьей 3 НК РФ.

Аналогичная позиция отражена в Постановлении АС СО от 15.11.2017 по делу №А41-90181/2016. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 17.04.2018 № 305-КГ18-501 Обществу отказано в передаче кассационной жалобы. В Определении, в частности, содержится вывод о том, что применение энергетических паспортов в качестве доказательства соответствия условиям рассматриваемой льготы, в отсутствии критериев для определения классов энергетической эффективности нежилых зданий, строений, сооружений, является неправомерным.

С учетом изложенного, суд первой правомерно пришел к выводу, что ООО «ТК «Водный» ни по праву, ни по факту не доказало обоснованность применения им льготы по налогу на имущество.

Таким образом, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Доводов по существу принятого решения апелляционная жалоба не содержит.

При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.

Заявителем не представлено в материалы дела надлежащих  и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения  Арбитражного суда г. Москвы.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда г.Москвы от 14.09.2018 по делу № А40-167606/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Взыскать с ООО "ТОРГОВЫЙ КОМПЛЕКС "ВОДНЫЙ" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 500 рублей.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья:                                                                     Л.Г. Яковлева

Судьи:                                                                                                                          Д.Г. Вигдорчик

    В.И. Попов