ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва
05.07.2022
Дело № А40-168440/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 28.06.2022
Полный текст постановления изготовлен 05.07.2022
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.
при участии в заседании:
от ООО "ТИС": ФИО1 по решению от 19.02.2019, паспорту, ФИО2 по доверенности от 20.06.2022, удостоверению, ФИО3 по доверенности от 20.06.2022, паспорту, ФИО4 по доверенности от 20.06.2022, паспорту, ФИО5 по доверенности от 03.08.2021, паспорту;
от Министерства промышленности и торговли Российской Федерации: ФИО6 по доверенности от 17.12.2021, паспорту;
рассмотрев 28.06.2022 в судебном заседании кассационную жалобу ООО «ТИС»
на постановление от 01 марта 2022 года Девятого арбитражного апелляционного суда,
по делу № А40-168440/2021
по заявлению ООО "ТИС"
к Министерству промышленности и торговли Российской Федерации
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ТИС" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с требованием к Минпромторгу России (далее - Министерство) о признании незаконным отказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации во включении инвестиционного проекта ООО "ТИС" в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов от 09.07.2021 № БО-57770/08.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16 декабря 2021 года решение Министерства промышленности и торговли Российской Федерации об отказе во включении инвестиционного проекта ООО «ТИС» в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, оформленный письмом от 09 июля 2021 № БО-57770/08 признано незаконным. На Министерство промышленности и торговли Российской Федерации возложено обязательство в пятнадцатидневный срок с даты вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «ТИС» путемпринятия решения, оформленного в виде приказа, о включении инвестиционного проекта «Модернизация деревообрабатывающего производства на ООО «ТИС» с целью выпуска продукции высокой добавленной стоимости» в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 01 марта 2022 года решение Арбитражного суда города Москвы отменено, в удовлетворении заявления ООО "ТИС" о признании незаконным отказа Минпромторга России во включении инвестиционного проекта ООО «ТИС» в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, оформленного письмом от 09.07.2021 № БО-57770/08, отказано.
Не согласившись с выводом суда, общество обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление апелляционной инстанций как принятый с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель общества поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель Министерства возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвовавших в судебном заседании суда кассационной инстанции, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судом апелляционной инстанций норм права, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО «ТИС» 28 декабря 2018 направило на имя Губернатора Хабаровского края заявку на включение в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов «Модернизация деревообрабатывающего производства на ООО «ТИС» с целью выпуска продукции высокой добавленной стоимости», чем инициировало процесс рассмотрения данной заявки в порядке, предусмотренном Положением о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного Постановлением Правительства от 23.02.2018 года № 190 (далее Положение).
К заявке приложены документы, предусмотренные Положением. Федеральное агентство лесного хозяйства согласовало заявку ООО «ТИС» письмом от 11.02.2019 № АВ -02-27/1962.
21 июня 2019 проведено заседание подкомиссии по вопросам реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока.
Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики согласовало заявку Общества 21.06.2019 (Протокол от 21.06.2019 года №4).
29.10.2019 Министерство промышленности Хабаровского края отказало в утверждении заявки ООО «ТИС» № 05.19-5293. Отказ мотивирован тем, что с 01 июля 2019 заявка Общества не соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку с 01.07.2019 (в связи с внесенными в Положение изменениями) объем капитальных вложений в инвестиционный проект должен составлять не менее 2 000 000 000 рублей, вместо ранее установленных 500 000 000 рублей.
12.04.2021 издано распоряжение Правительства Хабаровского края № 266-РП «Об утверждении заявки ООО «Тис» на реализацию инвестиционного проекта «Модернизация деревообрабатывающего производства на ООО «Тис» с целью выпуска продукции высокой добавленной стоимости» для включения в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов».
Заявка письмом Министерства промышленности Хабаровского края от 16 апреля 2021 № 05.18-1305 поступила в Министерство промышленности и торговли РФ.
Письмом Министерства промышленности и торговли РФ от 09 июля 2021 № БО-57770/08 заявка ООО «ТИС» вместе с документами возвращены в Правительство Хабаровского края в связи с несоответствием требованиям Положения, а именно: в заявке заявлен общий объем инвестиций на модернизацию объектов лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры в размере 600 млн. руб. (в соответствии с Положением объем инвестиций должен быть не менее 2 млрд. руб.), в распоряжении Правительства Хабаровского края отсутствуют сведения о сроке предоставления понижающего коэффициента 0,5, предусмотренного подпунктом «ж» пункта 7 и подпунктом «и» пункта 19 Положения, ООО «Тис» запланированы инвестиционные мероприятия по созданию объектов лесной инфраструктуры в объеме 60 млн. руб., в том время как поступивший комплект документов направлен на модернизацию производства, что не предусматривает в соответствии с Положением создание объектов лесной инфраструктуры, не представлено подтверждение получения заемных денежных средств по договору займа с Суйфэньхэской лесопромышленной компанией «Тунмин» от 30.05.2017 г. в размере 515, 6 млн. руб. (предоставление инвестором предусмотрено с 01.04.2018 по 31.12.2020).
В соответствии с абз. 3 п. 22 Правил возврат документов является формой отказа во включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
ООО «ТИС», считая мотивы отказа Министерства промышленности и торговли РФ во включении инвестиционного проекта ООО «ТИС» в перечень инвестиционных проектов не соответствующими требованиям нормативных правовых актов и противоречащими содержанию представленных документов, обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о его оспаривании.
В постановлении от 21.01.2010 № 1-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что, исходя из конституционных принципов равенства и справедливости, а также формальной определенности правовых норм, предполагается, что участники соответствующих правоотношений должны иметь возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, а также приобретенных прав и обязанностей, следовательно, недопустимо придание обратной силы правовым нормам, ухудшающим положения подчиненной (слабой) стороны в публичном правоотношении, - иное означало бы нарушение общих принципов правового регулирования и правоприменения, вытекающих из статей 19 (Части 1 и 2), 46, 54 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Основанием для отказа ООО "ТИС" послужило внесение изменений в Положение, вступивших в силу с 01.07.2019.
Так, с 01.07.2019 минимальный объем капитальных вложений в инвестиционный проект повышен с 500 млн. руб. до 2 млрд. руб.
Инвестиционным проектом Общества предусмотрены инвестиции на создание лесных дорог в объеме 60 млн. руб., железнодорожный тупик на 3 млн. руб., а также модернизацию деревообрабатывающей инфраструктуры и непосредственно на модернизацию 504 400 000 рублей.
Арбитражный суд города Москвы пришел к выводу, что заявка ООО «ТИС» о включении инвестиционного проекта «Модернизация деревообрабатывающего производства на ООО «ТИС» с целью выпуска продукции высокой добавленной стоимости» в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (далее - заявка) и представленные Министерством промышленности Хабаровского края документы соответствуют требованиям Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2018 № 190 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Апелляционный суд счел, что данный выводсделан судом первой инстанции при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение по делу (п.1 ч.1 ст. 270 АПК РФ), по следующим основаниям.
Суд пришел к выводу, что из наименования инвестиционного проекта общества следует, его реализация направлена на модернизацию деревообрабатывающего производства.
К инвестиционным проектам Положение (пункт 2) относит инвестиционные проекты по:
а) модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, включая переработку древесных отходов, в том числе в биоэнергетических целях, с минимальным объемом капитальных вложений не менее 2 млрд. рублей;
б) созданию объектов лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей
инфраструктуры, включая переработку древесных отходов, в том числе в биоэнергетических целях (при этом объем капитальных вложений, направленных на создание объектов лесной инфраструктуры, не должен превышать 20 процентов общего объема капитальных вложений), с минимальным объемом капитальных вложений не менее 3 млрд. рублей.
Создание лесной инфраструктуры допускается в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2012 № 1283-р утвержден Перечень объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов.
Капитальные вложения по лесной инфраструктуре в инвестиционный проект учитываются только в тех проектах, которые направлены на создание объектов лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры по объему капитальных вложений, не превышающих 20 % от общего объема капитальных вложений.
При модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры инвестор создает лесную инфраструктуру, однако инвестиции, вложенные в создание объектов лесной инфраструктуры, не учитываются в общем объеме капитальных вложений в инвестиционный проект.
ООО «ТИС» заявлен общий объем инвестиций на реализацию инвестиционного проекта, направленного на модернизацию объектов лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры, включая переработку древесных отходов, в том числе в биоэнергетических целях, в размере 600 млн. рублей (согласно подпункту «а» пункта 2 Положения объем инвестиций должен быть не менее 2 млрд. рублей).
Поступивший в Минпромторг России комплект документов направлен на модернизацию производства.
В нарушение подпункта «б» пункта 2 Положения инвестиционный проект предусматривает создание объектов лесной инфраструктуры в объеме 60 млн. рублей в поквартальном графике, утвержденным распоряжением Правительства Хабаровского края от 12 апреля 2021 г. № 266-рп, ООО «ТИС» в обязательствах, согласованных ООО «ТИС» (письмо от 20 февраля 2021 г. № 14), а также в пункте 4.1 Концепции инвестиционного проекта (стр. 31 Таблица 4.1, стр. 34 Таблица 4.2, стр. 70 Таблица 7.1).
Пунктом 1 письма Минпромторга России от 9 июля 2021 № БО-57770/08 отмечено, что решение об отборе заявки ООО «Тис» на реализацию инвестиционного проекта принято 15 января 2019, вместе с тем Министерством промышленности Хабаровского края письмом от 29 октября 2019 № 05.19-5293 отказано в утверждении заявки ООО «Тис» в связи с ее несоответствием требования законодательства.
Рослесхоз письмом от 11 февраля 2019 № АВ-02-27/1962 согласовал заявку ООО «ТИС» с ежегодной заготовкой древесины 132,8 тыс. куб. м. и заключением договоров аренды лесных участков во 2 квартале 2019.
При этом распоряжением Правительства Хабаровского края от 12 апреля 2021 № 266-рп утвержден поквартальный график реализации инвестиционного проекта с заключением договоров аренды лесных участков в 3 квартале 2022, новый срок заключения договоров аренды не согласован с Рослесхозом.
Таким образом, без повторного согласования по заключению договоров аренды лесных участков с Рослесхозом (в части заключения договоров аренды лесных участков) заинтересованным органом - Правительством Хабаровского края нарушена дальнейшая процедура утверждения заявки ООО «ТИС» и последующего направления ее в Минпромторг России.
Апелляционный суд отметил, что решением Арбитражного суда Хабаровского края от 30.09.2019 по делу № А73-11093/19 отказано в удовлетворении заявления ООО «ТИС» о признании незаконным решения Управления лесами Хабаровского края, изложенного в письме от 06.06.2019 № 02-18/7813 об отказе в принятии лесной декларации от 30.05.2019г. № 12/2019 по договору аренды лесного участка от 18.11.2008 № 0063/2008; об обязании Управления лесами правительства Хабаровского края принять декларацию.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 30.09.2019 по делу № А73-11093/19 не обжаловалось и вступило в законную силу.
Данным судебным актом установлено, что «в проекте освоения лесов ООО «Тис» в Таблице 3.2.1 «Проектируемый объем рубок лесных насаждений, предназначенных для создания объектов лесной инфраструктуры» содержатся сведения об объемах вырубаемой древесины при строительстве декларируемой лесной дороги.
Однако объем вырубаемой древесины, который арендатор показывает в лесной декларации, в каждом из обозначенных выделов отличается от объема, запроектированного в проекте освоения лесов.
В рассматриваемом случае имеет место не только занижение декларируемого объема по сравнению с проектом освоения лесов (во всех декларируемых выделах кроме выдела 33 в квартале 166), но и завышение (в выделе 33 квартала 166 вместо предусмотренных проектом 29 куб.м. ликвидного запаса задекларировано 47 куб.м.). При том, что корневой запас, то есть все имеющиеся насаждения, на указанном выделе, согласно проекту освоения лесов, составляет 34 куб.м., что также меньше 47 куб.м., которые декларирует ООО «Тис».
Также судом апелляционной инстанции указано, что подпунктом «а» пункта 8 Положения определено, что инвестор должен иметь документальное подтверждение наличия собственных или заемных средств в размере не менее 50 процентов общего объема инвестиций для реализации инвестиционного проекта, срок реализации которого составляет до 3 лет, или в размере части заявленных инвестиций, приходящейся на первые 2 года в соответствии с графиком инвестиций, но не менее 25 процентов общего объема заявленных инвестиций для реализации инвестиционного проекта, срок реализации которого составляет более 3 лет.
В подтверждение наличия заемных средств инвестором представлен договор займа с Суйфэньхэской лесопромышленной компанией «Тунмин» от 30 мая 2017 с указанием суммы 515,6 млн. рублей, согласно которому предусмотрено предоставление основной суммы денежных средств в период с 1 апреля 2018 по 31 декабря 2020, вместе с тем ООО «ТИС» подтверждение получения указанных средств не представлено.
Вместе с тем, пунктом 6.3 указанного договора займа определено, что данный договор вступает в силу с момента передачи Суйфэньхэской лесопромышленной компанией «Тунмин» первой выплаты ООО «ТИС» (л.д. 92-93, т.2).
Суд апелляционной инстанции признал доказанным, что в пакете документов, поступившем в Министерство промышленности и торговли РФ доказательства надлежащего исполнения п. 6.3 договора займа отсутствовали.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Иные изложенные в жалобе доводы приводились при рассмотрении дела, получили надлежащую правовую оценку суда апелляционной инстанции, отклонены по мотивам, подробно изложенным в соответствующем судебном акте.
На основании изложенного, поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого по делу судебного акта.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01 марта 2022 года по делу № А40-168440/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий-судья Ю.С. Петропавловская
Судьи В.В. Кузнецов
Е.Е. Шевченко