ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-168662/2021 от 14.02.2022 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 09АП-1158/2022

г. Москва Дело № А40-168662/21

16 февраля 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2022 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ж.В.Поташовой,

судей:

А.И. Трубицына, В.А.Свиридова,

при ведении протокола

секретарем судебного заседания Н.А.Третяком,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале №15 апелляционную жалобу
ФИО1

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.11.2021

по делу №А40-168662/21

по заявлению ФИО1

к ДЕПАРТАМЕНТУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

об отказе в приеме заявки к рассмотрению от 22.06.2021 г.

при участии:

от заявителя:

ФИО2 по дов. от 21.10.2020;

от ответчика:

ФИО3 по дов. от 15.09.2021;

У С Т А Н О В И Л:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд города Москвы с требованиями к Департаменту предпринимательства и инновационного развития города Москвы о признании незаконным Уведомления об отказе в приеме заявки к рассмотрению от 22.06.2021 № ДПиИР-04-04-412/21.

Решением от 29.11.2021 заявленные требования оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять новый судебный акт, которым:

- признать Уведомление об отказе в приеме заявки к рассмотрению от 22 июня 2021 года № ДПиИР-04-04-412/21 незаконным, нарушающим права и законные интересы административного истца;

- обязать Департамент предпринимательства и инновационного развития города Москвы произвести выплату субсидии в размере 279 585 рублей 70 коп. на основании представленных 28 мая 2020 года документов.

Департамент представил отзыв на апелляционную жалобу, в которой просило решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представитель ответчика возражал по доводам, изложенным в жалобе.

Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.

Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.

В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.

Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.

Как следует из обстоятельств дела,19 мая 2020 г. ИП ФИО1 обратился в Департамент предпринимательства и инновационного развития города Москвы с требованием на предварительную оценку комплекта документов на предоставление субсидии.

22 мая 2020 от ответчика поступили указания, какие дополнительные документы должны быть предоставлены в комплекте документов.

28 мая 2020 ИП ФИО1 подал Заявку на предоставление субсидии в размере 272 585 рублей 70 коп. К Заявке приложены документы в количестве 29 документов. Заявке присвоен номер - 619119.

11 июня 2020 за № ДП и ИР -04-04-1474/20, ИП ФИО1 получил Уведомление об отказе в приеме заявки к рассмотрению. ИП ФИО1 16 июня 2020 обратился к ответчику за разъяснениями причин отказа в принятии Заявки к рассмотрению.

ИП ФИО1 обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным уведомления Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы (далее - Департамент) от 11.06.2020 № ДПиИР04-04-1474/20 об отказе в приеме заявки предпринимателя к рассмотрению.

Решением Арбитражного суда г. Москвы по делу № А40-115103/20-147-836 от 10.02.2021 уведомление от 11.06.2020 № ДП и ИР-04-04-1474/20 Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы об отказе в приеме заявки к рассмотрению Индивидуального предпринимателя признано незаконным,

Департамент предпринимательства и инновационного развития города Москвы обязан устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем повторного рассмотрения заявки в течение десяти дней со дня вступления судебного акта в законную силу.

Решение вступило в силу после публикации постановления Девятого арбитражного апелляционного суда в полном объеме 25 мая 2021 года.

ИП ФИО1 08 июня 2021 года в адрес Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы направил требование об исполнении судебного решения в сроки, установленные в решении суда. Письмом от 22 июня 2021 года № ДПиИР-18-17-114/21 Департамент предпринимательства и инновационного развития города Москвы сообщил, что письмо от 08.06.2021 зарегистрировано, решение обжалуется в кассационном порядке.

Письмом от 22 июня 2021 года № ДПиИР-04-04-412/21 Департамент предпринимательства и инновационного развития города Москвы уведомил ИП ФИО1 об отказе в приеме заявки к рассмотрению.

Как и в отказе от 11 июня 2020 № ДП и ИР-04-04-1474/20, в письме от 22 июня 2021 года № ДПиИР-04-04-412/21 отсутствуют четкие критерии отказа.

Заявка по существу не была рассмотрена, нарушен срок, установленный решением суда по делу № А40-115103/20-147-836 для её рассмотрения (10 дней).

В письме-отказе от 22 июня 2021 года № ДПиИР-04-04-412/21 в качестве основания отказа указано: «В частности, в составе заявки в нарушение п.1.9. (1) приложения 1 к Порядку не предоставлены копии договоров на оплату услуг сервисов по доставке продуктов питания графика платежей, акта выполненных работ (оказания услуг), платежных документов, подтверждающих произведенные затраты на оплату услуг сервисов по доставке продуктов питания, с приложением копий документов, указанных в назначении платежа, заверенные в установленном порядке организациями, предоставляющими услуги по доставке продуктов питания (ООО «ДЕЛИВЕРИ КЛАБ», ООО «Яндекс.Еда»)».

Заявителю вновь, как и в отказе от 11 июня 2020 г. за № ДПиИР -04-04-1474/20, предложено обратиться в Департамент предпринимательства и инновационного развития города Москвы за разъяснения причин отказа.

ИП ФИО1 перед подачей документов на получение субсидии 19.05.2020 подавал документы на проведение предэкпертизы документов в Департамент предпринимательства и инновационного развития города Москвы.

22 мая 2020 года был получен ответ от Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы, в соответствии с которым 28 мая 2020 были поданы документы с учетом замечаний предэкспертизы, а именно:

- по п.1 заключения предэкпертизы при подаче заявки от 28.05.2020 представлены доказательства оплаты патентов (пункт 26 Описи документов).

- по п.2. заключения предэкпертизы при подаче заявки от 28.05.2020 представлены УПД (пункт 21 Описи документов) и график платежей (пункт 27 Описи документов,), из копий которых явственно видно, что они надлежащим образом оформлены.

- по п.3. заключения предэкпертизы при подаче заявки от 28.05.2020 представлено письмо от ООО Яндекс Еда (пункт 29 Описи документов), отчет агента (пункт 24 Описи документов), счет фактуры (пункт 25 Описи документов), график платежей (пункты 24 и 28 Описи документов), из копий которых явственно видно, что они надлежащим образом оформлены.

- по п.4. заключения предэкпертизы при подаче заявки от 28.05.2020 представлен акт сверки с налоговым органом (пункт 9 Описи документов).

Заявитель указывает, что в соответствии с порядком подачи документов документы на получение субсидии были поданы в электронном виде.

Все документы, указанные в описи документов (были поданы через портал mbm.mos.ru: по адресу https://mbm.mos.ru/article/dengi/subsidii/gorodskie-subsidii-podachazayavki- onlayn_850133. Подтверждение о приеме заявки приложено к исковому заявлению.

Без приложения как самого заявления, так и приложений, указанных в Описи документов, заявка не могла быть сформирована и подана через портал www.mbm.mos.ru.

Заявитель считает Уведомление об отказе в приеме заявки к рассмотрению от 22 июня 2021 года № ДПиИР-04-04-412/21 незаконным, нарушающим права и законные интересы Предпринимателя.

Арбитражный суд города Москвы, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о законности вынесенного Департаментом решения.

Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.

Согласно части l статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).

В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания указанных обстоятельств, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 3 Закона г. Москвы от 26.11.2008 №60 «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве» одним из основных принципов государственной политики города Москвы в области развития малого и среднего предпринимательства является обеспечение равных прав и возможностей при получении субъектами малого и среднего предпринимательства государственной поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, с учетом различных этапов предпринимательской деятельности, особенностей групп предпринимателей и отраслевой специфики.

Постановлением Правительства Москвы от 18.04.2018 №343-ПП утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета города Москвы субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части затрат, связанных с продвижением субъектами малого и среднего предпринимательства товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг (далее - Порядок).

Согласно пункту 2.1. Порядка для получения субсидии субъект МСП, претендующий на предоставление субсидии, представляет в Департамент заявку на предоставление субсидии (далее - заявка).

Одновременно с заявкой субъект МСП представляет в Департамент документы согласно перечню, установленному приложением 1 к настоящему Порядку.

Требования к форме заявки, порядок, сроки начала и окончания приема заявок устанавливаются Департаментом и размещаются на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в срок не позднее чем за 10 рабочих дней до дня начала приема заявок (пункт 2.2. Порядка).

Согласно пункту 2.3. Порядка Департамент принимает и незамедлительно регистрирует заявки с приложенными документами.

В срок не позднее 10 рабочих дней со дня регистрации заявки проводится проверка соответствия субъекта МСП требованиям, установленным пунктами 1.5.1 - 1.5.9 настоящего Порядка, а также проверка комплектности и соответствия заявки и прилагаемых к ней документов требованиям, установленным Порядком.

Указанная проверка проводится Департаментом либо организацией, уполномоченной на осуществление проверки представленных заявки и документов (далее - Уполномоченная организация).

В случае отказа в приеме заявки к рассмотрению Департамент в срок не позднее 10 рабочих дней со дня регистрации заявки направляет субъекту МСП уведомление об отказе в приеме заявки к рассмотрению с указанием причин такого отказа способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного уведомления. В соответствии с пунктом 2.4. Порядка основанием для отказа в приеме заявки к рассмотрению является несоответствие заявки и (или) прилагаемых к ней документов требованиям, установленным настоящим Порядком, в том числе представление неполного комплекта документов, а также несоответствие субъекта МСП требованиям, установленным пунктами 1.5.1 -1.5.9 настоящего Порядка.

В случае отказа в приеме заявки к рассмотрению Департамент в срок не позднее 10 рабочих дней со дня регистрации заявки направляет субъекту МСП письменное уведомление об отказе в приеме заявки к рассмотрению с указанием причин такого отказа способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного уведомления.

Согласно п. 2.6. Порядка Департамент, Уполномоченная организация по проверке документов в срок не позднее 12 рабочих дней со дня регистрации заявки направляют принятую к рассмотрению заявку и прилагаемые к ней документы в организацию, уполномоченную на проведение экспертизы (далее – Уполномоченная организация по экспертизе).

Уполномоченная организация по экспертизе в срок не позднее 22 рабочих дней со дня регистрации заявки и прилагаемых к ней документов (пункт 2.7. Порядка):

- Проводит правовую и финансовую экспертизу принятых к рассмотрению заявок с приложенными документами, в том числе проверку соответствия субъекта МСП требованиям, установленным пунктом 1.5.10 настоящего Порядка, проверяет достоверность представленной в заявке и прилагаемых к ней документах информации (пункт 2.7.1. Порядка).

- По итогам проведения правовой и финансовой экспертизы принятой к рассмотрению заявки и прилагаемых к ней документов подготавливает заключение о результатах правовой и финансовой экспертизы (далее - заключение) и направляет указанное заключение в Департамент.

- Осуществляет выездные мероприятия в целях подтверждения ведения субъектом МСП, заявка которого принята к рассмотрению, хозяйственной деятельности на территории города Москвы. Результаты проверки оформляются актом проверки, который является неотъемлемой частью заключения (пункт 2.7.3. Порядка).

В целях рассмотрения заключений, оценки заявок в соответствии с критериями оценки заявок, установленными приложением 2 к настоящему Порядку, ранжирования заявок и определения размера субсидий Департаментом создается отраслевая комиссия (пункт 2.8. Порядка).

Состав и порядок работы отраслевой комиссии устанавливаются Департаментом.

Отраслевая комиссия оценивает и ранжирует заявки согласно соответствующим значениям итоговой оценки с присвоением каждой заявке порядкового номера (пункт 2.10. Порядка).

Заявке, получившей наибольшую итоговую оценку, присваивается наименьший порядковый номер, последующие порядковые номера присваиваются заявкам последовательно в порядке уменьшения итоговой оценки.

В случае если несколько заявок набрали равную итоговую оценку, то наименьший порядковый номер присваивается той заявке, которая подана в более раннюю дату, а при совпадении дат - в более раннее время.

Количество субъектов МСП, отбираемых для предоставления субсидий, определяется отраслевой комиссией исходя из объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующий финансовый год на предоставление субсидий в целях возмещения части затрат, связанных с продвижением субъектами малого и среднего предпринимательства товаров собственного производства, выполняемых ими работ и оказываемых услуг (пункт 2.11. Порядка).

Условиями предоставления субсидии субъектам МСП являются (пункт 2.13. Порядка):

- Выполнение субъектом МСП обязательств по обеспечению по требованию Департамента возможности проверки Департаментом, Уполномоченной организацией по экспертизе факта ведения субъектом МСП хозяйственной деятельности, в том числе путем осуществления выездных мероприятий.

- Представление по запросам Департамента в установленные им сроки документов, необходимых для проведения проверок соблюдения субъектом МСП условий, целей и порядка предоставления субсидии, установленных настоящим Порядком и договором о предоставлении субсидии.

- Отсутствие у субъекта МСП задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в размере, превышающем 50 тыс. рублей.

По итогам рассмотрения заявок отраслевой комиссией составляется протокол об итогах рассмотрения заявок, который размещается на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в срок не позднее трех рабочих дней со дня его подписания (пункт 2.14. Порядка).

На основании протокола комиссии Департамент в срок не позднее 10 рабочих дней со дня подписания протокола заседания отраслевой комиссии, на котором подведены итоги рассмотрения заявок, принимает решение о предоставлении субсидии и ее размере или отказе в предоставлении субсидии, оформляемое правовым актом Департамента (пункт 2.15. Порядка).

Департамент уведомляет субъекта МСП о принятом решении в срок не позднее трех рабочих дней со дня принятия правового акта Департамента способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного уведомления.

Пунктом 1.7 Перечня документов, представляемых субъектами малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части затрат, связанных с продвижением субъектами малого и среднего предпринимательства товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг (Приложение 1 к Порядку) установлено, что субъектом малого и среднего предпринимательства посредством Портала государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы либо информационной системы развития предпринимательства и промышленности представляются заверенные руководителем субъекта МСП копии договоров и (или) иных документов, подтверждающих участие в международных конкурсах, фестивалях, копии платежных документов, подтверждающих произведенные затраты, связанные с участием в одном или нескольких международных конкурсах, фестивалях, копии документов, указанных в назначении платежа, - в случае подачи заявки на возмещение затрат на участие в одном или нескольких международных конкурсах и фестивалях.

Как установлено судом первой инстанции, заявителем нарушены положения Постановления Правительства Москвы от 18.04.2018 №343-ПП в части предоставления документов, подтверждающих затраты, связанные с продвижением субъектами МСП товаров собственного производства, выполняемых ими работ и оказываемых услуг, а именно: не представлен договор на участие в выставке и платежные документы.

В частности, в составе Заявки в нарушение п. 1.9(1) приложения 1 к Порядку не предоставлены копии договоров на оплату услуг сервисов по доставке продуктов питания, графика платежей, акта о выполнении работ (оказании услуг), платежных документов, подтверждающих произведенные затраты на оплату услуг сервисов по доставке продуктов питания, с приложением копий документов, указанных в назначении платежа, заверенные в установленном порядке организациями, предоставляющими услуги по доставке продуктов питания (ООО «ДЕЛИВЕРИ КЛАВ», ООО «Яндекс.Еда»).

Таким образом, в уведомлении от 22.06.2021 № ДПиИР-04-04-412/21 об отказе в приеме заявки причины отказа указаны прямо и недвусмысленно.

При таких обстоятельствах заявитель не подтвердил понесенные затраты, на субсидирование которых он подал Заявку.

Ссылка в жалобе на решение суда по делу № А40-115103/20, которым удовлетворены требования предпринимателя о признании незаконным уведомления Департамента от 11.06.2020, отклоняется, как не связанная с предметом и основаниями настоящего спора.

Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения части 1 статьи 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, что оспариваемое решением ответчика является законным и обоснованным не нарушает права и законные интересы заявителя.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм права, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда города Москвы от 29.11.2021 по делу
№А40-168662/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья: Ж.В. Поташова

Судьи: В.А. Свиридов

А.И. Трубицын

Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.