ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва
Дело № А40-172900/13-33-1449 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.08.2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 27.08.2014 г.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В. А.,
судей Кузнецова А. М. , Туболец И. В. ,
при участии в заседании:
от заявителя ЗАО "Тандер" – ФИО1 – дов. от 27.02.2014 г. №152
от ответчика Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы – Корнеев М.М. – дов. от дов. от 30.12.2013 г. №05-08-2947/13
рассмотрев 21 августа 2014 г. в судебном заседании кассационную жалобу ЗАО "Тандер"
на решение от 11 марта 2014 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Ласкиной С.О.,
на постановление от 21 мая 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Цымбаренко И.Б., Захаровым С.Л., Каменецким Д.В.
по заявлению ЗАО "Тандер" (ОГРН: <***>)
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
о признании незаконным и отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.03.2014 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2014 г., отказано в удовлетворении требований ЗАО "Тандер" (далее – общество, заявитель) о признании незаконным и отмене постановления от 29.10.2013 г. № 0910-279/2013 Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (далее - Департамент) о привлечении к административной ответственности по статье 4.42 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях с назначением штрафа в размере 150 000 рублей.
Законность и обоснованность судебных актов проверена в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой общества, в которой общество просит отменить их, так как выводы, положенные в основу оспариваемых судебных актов, основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права и противоречат представленным в материалы дела доказательствам.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции полагает, что решение и постановление подлежат отмене.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Департамента от 02.07.2013 N 0903-279/2013 в отношении общества проведена плановая выездная проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в соответствии со сводным планом проверок субъектов предпринимательства на 2012 год, размещенным на сайте Генеральной прокуратуры РФ, в течение 4 рабочих часов 03.09.2013 с 14:00 до 15:00, 12.09.2013 с 12:00 до 13:00, 18.09.2013 с 14:00 до 15:00, 24.09.2013 с 11:00 до 12:00 по фактическому месту осуществления деятельности: <...>, магазин "Магнит".
При проверке установлено, что обществом не выполнены требования по сбору отходов в специальную герметичную тару с чехлом, не обеспечены требования по организации закрытой площадки, которые должны быть сухими, светлыми, иметь естественную и механическую вентиляцию, закрывающиеся на замок и без доступа посторонних лиц, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 4.42 Закона города Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" - нарушение экологических требований по обустройству мест временного хранения отходов.
В результате обследования зданий, помещений и площадей установлено, что на территории магазина находится торговый зал под торговлю продуктами питания и алкогольной продукцией, подсобные помещения. Освещение внутри помещения производится за счет установленных светильников с люминесцентными и энергосберегающими лампами. Отсутствует место для накопления люминесцентных ламп. Во дворе здания находятся 2 пластмассовых контейнера под накопление отходов потребления и ТБО образующихся у ЗАО "Тандер".
Как следует из анализа представленных документов, вывоз образующихся в ЗАО "Тандер" ТБО и ртутных ламп осуществляется специализированными предприятиями и организациями по вывозу отходов потребления и производства.
07.10.2013 в отсутствии представителя общества составлен протокол об административном правонарушении № 0910-279/2013.
Оспариваемым постановлением Департамента от 29.10.2013 г. № 0910-279/2013 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в невыполнении требований по сбору отходов в специальную герметичную тару с чехлом, не обеспечены требования по организации закрытой площадки, которые должны быть сухими, светлыми, иметь естественную и механическую вентиляцию, закрывающиеся на замок и без доступа посторонних лиц, привлечено к административной ответственности по ст. 4.42 Закона г. Москвы от 21.11.2007 г. № 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" и обществу назначено административное наказание в виде наложения штрафа в размере 150 000 рублей.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что вина общества в совершении административного правонарушения доказана, порядок и срок привлечения общества к ответственности Департаментом соблюден.
Вместе с тем, судами не учтено следующее.
В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются объяснения законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении; при составлении протокола законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело, разъясняются права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом.
Протокол об административном правонарушении является важным процессуальным документом служащим основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении а также для принятия решения по делу, поэтому нормами КоАП РФ предъявляются определенные требования к составлению и содержанию протокола.
Важной гарантией полноты и достоверности сведений, содержащихся в протоколе об административном правонарушении, является то, что законному представителю юридического лица в отношении которого возбуждено дело, должна быть предоставлена возможность ознакомления' с протоколом; указанное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола которые затем прилагаются к протоколу в качестве материалов дела. Наличие данных объяснений является одним из источников доказательств по делу (ст. 26.2 КоАП РФ).
Законными представителями юридического лица в соответствии с ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.
Департаментом не представлены надлежащие доказательства о своевременном извещении общества о дате и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении.
Из материалов дела видно, что протокол об административном правонарушении от 07.10.2013 г. №90910-279/2013 составлен в отсутствие законного представителя. Инженер-эколог филиала ЗАО "Тандер" Север в городе Москве – ФИО3, действующий на основании доверенности без указания в ней полномочий по участию в деле, выданной заместителем директора филиала ЗАО "Тандер" Север в городе Москве ФИО4 в порядке передоверия, у которой имелась доверенность без права передоверия полномочий. Более того, в доверенности ФИО4 отсутствует ее право на участие в административном деле.
В соответствии с п.24 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административно правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться права, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ. В целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ). Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. В связи с этим необходимо учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является. Поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя. Вместе с тем КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола. Доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
Таким образом, представленная ФИО3 доверенность не может являться доказательством надлежащего извещения общества о времени и месте составления протокола.
Ввиду изложенного, судебные акты подлежат отмене, поскольку допущенные Департаментом нарушения порядка привлечения к административной ответственности общества носят существенный характер и поэтому являются основанием для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 11 марта 2014 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 мая 2014 года по делу №А40-172900/13 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Департамента природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы от 29.10.2013 г. №0910-279/2013 о привлечении ЗАО «Тандер» к административной ответственности по статье 4.42 КоАП г.Москвы.
Председательствующий-судья В.ФИО5
Судьи: А.М.Кузнецов
И.В.Туболец